Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию (4 - 7 лет) «Юные исследователи»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Зазимко Татьяна Борисовна

Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию (4 - 7 лет) «Юные исследователи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx94.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Центр образования «школа - сад №7»

 Рассмотрено                                                                         УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического                                     приказом № __от ___  2019 г.                                                                                 совета                                                                              ___________         Букренева К.Г.

                     (подпись)

протокол № ___от___ 2019 г.                                  Директор МБОУ ЦО «школа - сад№7»                                                                                            

                 

                                                                                         

Программа

дополнительного образования по детскому экспериментированию (4 - 7лет)                        

  «Юные исследователи»

                                                                                Автор: воспитатель

                                                                                Зазимко Татьяна Борисовна

                                                      Г.  Ханты – Мансийск

2019 г

Содержание

1.

Целевой раздел

Пояснительная записка

2

1.2

Цели и задачи Программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

5

1.5.

Целевые ориентиры

6

2.

Содержательный раздел

2.1.

Технологии реализации содержания Программы «Юные исследователи», применяемые вместе с детьми

8

2.2.

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности в средней, старшей, подготовительной группе

10

2.3.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

33

2.4.

Поддержка детской инициативы

33

2.5.

Взаимодействие с семьёй.  Цели, задачи и формы взаимодействия

34

3.

Организационный раздел

34

3.1

Материально – техническое обеспечение

34

3.2.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда

35

3.3.

Методическое обеспечение Программы

35

1.Целевой раздел. 1.1.Пояснительная записка

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность                                  сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на  более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,                                                  кто такой школы не прошел. »  К.Е. Тимирязев.

          Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание обращается на решение задачи формирования предпосылок учебной деятельности. Базовой предпосылкой учебной деятельности является направленность на формирование умения учиться: анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, делать выводы, умозаключения.

Современными психологическими исследованиями определено, что основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса и др.). В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера.

 Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс диалектического  мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 

К старшему  дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

          В Образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирования позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

          Актуальность детского экспериментирования как специально-организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, подготовка его к реальной жизни. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как

своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

          Новизна программы заключается  в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения, в использовании метода моделирования. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей неживой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками, символами, графиками, таблицами.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.

          Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формирование экологического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы, дает знания о новых профессиях. Обогащается детский словарь, приобретаются коммуникативные качества: умение работать в коллективе, стремление доводить начатое до конца.

 1.2. Целью данной программы является:

            - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.

Задачи:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.
  • Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  • Способствовать развитию  у детей познавательных  способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
  • Формировать у детей элементарные географические представления;
  • Формировать у детей представления о природно – экологическим своеобразии родного региона
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Отличительной особенностью данной программы является экспериментальная деятельность детей в определенных условиях, совместной деятельности с педагогом, в индивидуальной работе, самостоятельной деятельности, в режимных моментах

 1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной     деятельности:

  •  целостности:

     основывается на комплексном принципе построения и непрерывности    процесса поисково-исследовательской деятельности;

  • научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
  • динамичности (от простого к сложному);
  • интегративности (синтез искусств);
  • сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
  • системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
  • преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).
  • возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
  • наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
  • здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

1.1.4. . Планируемые результаты освоения Программы

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

  • представления о свойствах веществ
  • умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
  • навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
  • расширяться знания об объектах и их свойствах

1.3. Целевые ориентиры в средней группе

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога.

Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие одночленные, причинно -следственные связи .

Средний

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Низкий

Желание что – то сделать выражают словами.

Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то»

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя.

Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Целевые ориентиры в старшей группе

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование        

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в  проведении опыта, прогнозирует результат.

Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам.

Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных

связей

Средний

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения,  каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под  контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие

 одночленные цепочки причинно-следственных связей.

Низкий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого.

Целевые ориентиры в подготовительной группе

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование        

        

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное

отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для эксперимента,

исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует.

  1. Содержательный раздел.
  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 4–7 лет. Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп

Срок реализации программы: 3 года.

Продолжительность одного занятия:

В средней группе – 20 минут

В старшей группе – 25 минут

В подготовительной группе – 30 минут

          Основными формами реализации программных задач являются: наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, игры – «эксперименты», игры – «путешествия», игры с методом моделирования, исследовательская деятельность.

Формы организации образовательного процесса являются:

фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

 Приёмы организации детей в процессе обучения:

  • работа небольшими группами;
  • создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
  • метод моделирования МЧ (маленькие человечки)

Приёмы активизации умственной активности детей:

  • включение игровых упражнений;
  • активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
  • выполнение нетрадиционных заданий;
  • решение проблемных ситуаций;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций.

Приёмы обучения:

  • показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • вопросы к детям.

Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

  • организованно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме (ООД);
  • совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая деятельность и др.;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

2.2. Перспективно – тематический план по экспериментированию 4 - 5 лет.

Месяц

октябрь

блок

Песок, глина, камни

Программные задачи:

  • познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка);
  • познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам;
  • сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы;
  • развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек);
  • воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.

Тема:

1.«Песочная страна»

2 . «Почему песок так хорошо сыплется?»

3 . «Посади дерево».

4 . «Где вода?»

5 . «Песок – природный фильтр».

6. «Для чего человеку песок и глина?»

7. «Чудесные камни»

8 . «Какими бывают камни?»

9 . «Камни из растений и животных».

10 . «Что такое горы»?

Материалы и оборудование:

 прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы    дымковских игрушек, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, ракушки, глобус, стол песок – вода, магнитная доска, проектор.

Месяц

Ноябрь

Блок

Вода

Программные задачи:

  • познакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные      состояния воды (лёд, вода, пар);
  • дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;
  • закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;  
  • воспитывать бережное отношение к воде.

  Тема:

1 . «Вода  - жидкость, не имеющая собственной формы»

2. «Вода – растворитель»

3. «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода»  

5. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

7. «Лед. Его свойства»

8. «Почему снег греет»?

9. «Водяная мельница».

10. «Вода нужна всем».

11. «Почему воду нужно беречь?»

Материалы и оборудование:

прозрачные стаканчики, блюдца, бутылочки, кипятильник, зеркало, ложечки, пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, реки; модели с алгоритмами выполнения опытов, доска магнитная, магнитофон, мультимедийное оборудование, слайд – презентации.

        

Месяц

декабрь

Блок

Воздух

Программные задачи:

  • подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
  • дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;                                                                                                                                                        
  • развивать любознательность, мыслительную деятельность, память, активизировать речь детей;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение;
  • воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать его всеми доступными способами.

Тема:

1.«Невидимка – воздух»

2. «Мыльные пузыри»

3. «Подводная лодка»

4. «Упрямый воздух»

5. «Сухим из воды»

6. «Большие – маленькие»

7. «Почему не выливается?»

8. «Как рождается ветер?»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, коктельные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри), два подноса, две свечи, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов, веера, воздушные шары, шприцы, ёмкость с водой пластиковые бутылки с пробками, монетка, картины с изображением ветреной и безветренной погоды, модели с алгоритмами выполнения опытов, магнитная доска, проектор) .

Месяц

январь

Блок

Звук

Программные задачи:

  • подвести к пониманию причин возникновения звука, звуков речи; дать знания об особенностях передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела); познакомить с простейшим устройством для передачи звука; выявить причины происхождения низких и высоких звуков;
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей, дать навыки проведения лабораторных опытов;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тема:

1 . «Почему всё звучит?»

2 . «Звук в воде»

3 . «Передай секрет»

4 . «Откуда берётся голос?»

5 . «Спичечный телефон»

6 . «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

7 . «Поющая струна»

8 . «Как видят летучие мыши?»

Материалы и оборудование:

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, металлический колокольчик, погремушки, гитара, металлическая детская посуда, стеклянный стакан, длинная пластмассовая трубка, большая ёмкость с водой, камешки, два спичечных коробка, тонкая нить, иголка, спички, проволка, деревянная рамка.

 

Месяц

Февраль

Блок

Магнит

Программные задачи:

  • познакомить детей со свойствами магнита и их применением человеком;
  • подвести к понятию, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли; дать знания, что магнитные силы проходят через различные материалы и вещи;
  • развивать мышление, активизировать речь детей, дать элементарные навыки проведения лабораторных опытов и   соблюдения техники безопасности, воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Тема:

1 . «Волшебная рукавичка»

2 . «Мы – фокусники»

3 . «Земля – магнит»

4 . «Притягивается – не притягивается»

5 . «Полярное сияние»

6 . «Два магнита»

7 . «Необычная скрепка»

Материалы и оборудование:

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым во внутрь магнитом, деревянный шарик с металлической пластиной, обычный деревянный шарик, ёмкость с водой, иголка, масло, ткань, шар из пластилина, английская булавка, лист бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, модели с алгоритмами выполнения опытов, магнитная дока, стол.

Месяц

март

Блок

вода

Программные задачи:

  • познакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха,  растворяет некоторые вещества);   состояния воды: (лёд, вода, пар);
  • дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;
  • закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Тема:

1 . «Вода  - жидкость, не имеющая собственной формы»

2. «Вода – растворитель»

3. «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода»

4. «Круговорот воды в природе».

5. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

6. «Три агрегатных состояний воды».

7. «Лед. Его свойства»

8. «Водяная мельница».

9. «Вода нужна всем».

10. «Почему воду нужно беречь?»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, блюдца, бутылочки, кипятильник, зеркало, ложечки, пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки; картины с изображением водопадов, реки, модели с алгоритмами выполнения опытов, доска магнитная, магнитофон, мультимедийное оборудование, слайд -  презентации.

Месяц        

Апрель

Блок

Свет

Программные задачи:

  • подвести к понятию, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;    как можно многократно отражать свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где не должно быть видно;
  • дать  знания о том, что освещенность предмета зависит от силы источника и удалённости от него, познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета;
  • развивать внимание, память, любознательность, познавательный интерес к природному миру, желание исследовать его, активизировать речь детей;
  • воспитывать бережное, экономное отношение к свету.

Тема:

1 . «Свет вокруг нас»

2 . «Уличные тени»

3 . «Волшебные лучи»

4 . «Разведчики»

5 . «Передача солнечного зайчика»

6 . «Солнечные часы»

7 . «Световой луч»

8 . «Радуга на стекле»

9. Как появляется радуга

10. Разноцветное небо (Северное сияние)

Материалы и оборудование:

Зеркала, настольная лампа, фонарик, белая ткань, гранёное стекло, противень, стол, мультимедийное оборудование, иллюстрации с изображением солнечных лучей, северного сияния, радуги, магнитная доска.

Месяц

май

Блок

Песок, глина, камни

Программные задачи:

  • познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины ( плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка);
  • познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам;
  • сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы;
  • развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек);
  • воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.

Тема:

1 . «Почему песок так хорошо сыплется?»

2 . «Посади дерево».

3 . «Где вода?»

4 . «Песок – природный фильтр».

5 . «Для чего человеку песок и глина?»

6 . «Какими бывают камни?»

7 . «Камни из растений и животных».

8 . «Что такое горы? Почему разрушаются горы?»

Материалы и оборудование:

прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, ракушки, глобус, стол песок – вода, магнитная доска.

Перспективно – тематический план по экспериментированию 5 – 6  лет.

Месяц

Октябрь

Блок

Песок, глина, камни, почва

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка);
  • продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам;
  • сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы;
  • развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек);
  • воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам;
  • изучить опытным путем основные виды почв, ее свойства на территории родного края;
  • учить оказывать помощь природе, через рациональное использование почвы, получая продукты здоровой и безвредной пищи.

Тема:

1 . «Приключение песчинки?»

2 . «Посадим дерево в мокрый песок и мокрую глину».

3 . «Где вода?»

4 . «Песок – природный фильтр».

5.«Что лучше пропускает воду песок или глина»

6 . «Для чего человеку песок и глина?»

7 . «Удивительные камни»

8 . «Камни из растений и животных».

9 . «Что такое горы? Почему разрушаются горы?»

10. «Живая почва»

11.«Что есть в почве»

12. «Для чего нужна почва»

Материалы и оборудование:

прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, ракушки, глобус, стол песок – вода, магнитная доска, проектор.

Месяц

ноябрь

Блок

Вода

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, вода, пар);
  • дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;
  • закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;  
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Тема:

1 . «Куда делась вода после дождика»?

2. «Сила воды»

3. «Растворы»

4. «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода»

5.«Круговорот воды в природе»  

6. «Смачивание. Почему вода мокрая»?

7.«Три агрегатных состояний воды»

8. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

9. «Лед. Его свойства»

10. «Почему снег греет»?

11. «Водяная мельница».

12. «Вода нужна всем».

13. «Почему воду нужно беречь?»

Материалы и оборудование:

прозрачные стаканчики, подносы,  блюдца, бутылочки, кипятильник,  ложечки, пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, реки; модели с алгоритмами выполнения опытов, модели маленьких человечков,  доска магнитная, магнитофон, мультимедийное оборудование, слайд – презентации.

Месяц

Декабрь

Блок

Воздух

Программные задачи:

  • подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас,
  • продолжать давать  представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, газообразное вещество), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;                                                                                                                                                        
  • развивать любознательность, мыслительную деятельность, память, активизировать речь детей;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение;
  • воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать его всеми доступными способами.

Тема:

1. «Знакомство с человечками газа. Воздух – газообразное вещество»

2.«Свойство воздуха. Сжатие. Невидимка – воздух»

3. «Мыльные пузыри»

4. «Воздух – смесь газов»

5. «Откуда прилетел ветер»?

6. «Воздушный океан»

7. «Ветер на пользу человека»  

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, коктельные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри), два подноса, две свечи, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов, веера, воздушные шары, шприцы, ёмкость с водой пластиковые бутылки с пробками,  картины с изображением ветреной и безветренной погоды, модели с алгоритмами выполнения опытов, модели, схемы маленьких человечков, магнитная доска, вентилятор, проектор.

Месяц

Январь

Блок

Звук

Программные задачи:

  • продолжать знакомить с простейшим устройством для передачи звука; выявить причины происхождения низких и высоких звуков;
  • уточнить знания детей об эффекте эха, дать понятие о принципе эхолокации. Применение этого принципа в живой природе. Применение эхолокации человеком;
  • систематизировать знания о звуке. Формировать умение последовательно выполнять мыслительные операции. Развивать системное мышление;
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей, дать навыки проведения лабораторных опытов;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тема:

1 . «Почему всё звучит?»

2 . «Звук в воде»

3 . «Передай секрет»

4 . «Откуда берётся голос?»

5 . «Спичечный телефон»

6 . «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

7 . «Поющая струна»

8 . «Как видят летучие мыши?»

9. «Звук помогает видеть»

10. «Как сделать звук громче и как услышать тихие звуки»

Материалы и оборудование:

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, картон,  металлический колокольчик, погремушки, гитара, металлическая детская посуда, стеклянный стакан, длинная пластмассовая трубка, большая ёмкость с водой, расческа, воронка, два спичечных коробка, тонкая нить, проволка, деревянная рамка.

Месяц

Февраль

Блок

Магнит

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей со свойствами магнита и их применением человеком;
  • подвести к понятию, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли; дать знания, что магнитные силы проходят через различные материалы и вещи;
  • развивать мышление, активизировать речь детей, дать элементарные навыки проведения лабораторных опытов и соблюдения техники безопасности, воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Тема:

1 . «Волшебная рукавичка»

2 . «Мы – фокусники»

3 . «Земля – магнит»

4 . «Притягивается – не притягивается»

5 .  «В гостях у Гвоздика и Карандаша»

6 . «Два магнита»

7 . «Необычная скрепка»

8. «Полярное сияние»

9. Игры с магнитами: «Золушка». «Найдем клад»

Материалы и оборудование:

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым во внутрь магнитом, деревянный шарик с металлической пластиной, обычный деревянный шарик, ёмкость с водой, иголка, масло, ткань, шар из пластилина, английская булавка, лист бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, модели с алгоритмами выполнения опытов, магнитная дока, стол.

Месяц

Март

Блок

Тепловые явления.

Программные задачи:

  • сформировать понятие, что вещества и предметы могут принимать и отдавать тепло;

  • расширить представление о том, что одежда сохраняет тепло тела. Сформировать понятие о том, что воздух не пропускает тепло, а также является утеплителем;
  •  уточнить знания детей о термических свойствах тел – расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении;
  • дать понятие о том, что при испарении происходит охлаждение.

Тема.

1. «Теплообмен»

2. «Теплопроводность или почему пальто, шапка и варежки в мороз греют».

3. «Нагревание и охлаждение».

4. «Почему в холодильнике холодно».

Материал и оборудование: электрическая плита, чашки, чайник, вода, варежки, грелка, картинки с изображением батареи, солнца, грелки, варежки, валенки, вата, дерево)

Месяц

Апрель

Блок

Свет и тень. Электричество.

Программные задачи:

  • сформировать представление о тени и источнике света. Деление тел на светонепроницаемые, полупрозрачные и прозрачные;
  • систематизировать знания детей о солнечных и лунных затмениях;
  • сформировать представление о свойстве света отражаться. Дать понятие о светящихся телах и телах, отражающих свет;
  • сформировать представление о разложении луча света на семь составляющих;
  • сформировать представление о рассеивании света;
  • уточнить знания детей об электричестве. Дать представление о статическом электричестве, его природе;
  • дать представление о молнии, о правилах поведения в грозу;
  • закрепить понятия о неживой природе.

Тема.

1. «Свет и тень»

2. «Отражение света или как поймать солнечный луч».

3. «Кто раскрасил радугу»

4. «Почему небо голубое»

5. «Электричество вокруг нас»

6. «Молнии»

7. «Электричество на службе человеку»

Материал и оборудование:

теневой театр, модель строения солнечной системы, тазик, зеркало, фонарик, шапочки цветов радуги для детей, модель радуги, схемы электричества, воздушные шарики, стеклянные палочки, кусочки меха, настольная лампа, проектор, слайд – презентации         

Месяц

Май

Блок

вода

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, вода, пар);
  • дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;
  • закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;  
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Тема:

1 . «Куда делась вода после дождика»?

2. «Сила воды»

3. «Растворы»

4. «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода»

5.«Круговорот воды в природе»  

6. «Смачивание. Почему вода мокрая»?

7.«Три агрегатных состояний воды»

8. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

9. «Лед. Его свойства»

10. «Почему снег греет»?

11. «Водяная мельница».

12. «Вода нужна всем».

13. «Почему воду нужно беречь?»

Материалы и оборудование:

прозрачные стаканчики, подносы,  блюдца, бутылочки, кипятильник,  ложечки, пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, реки; модели с алгоритмами выполнения опытов, модели маленьких человечков,  доска магнитная, магнитофон, мультимедийное оборудование, слайд – презентации.

Перспективно – тематический план по экспериментированию 6 - 7 лет.

Месяц

Октябрь

Блок

Песок, глина, камни, почва

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка);
  • продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам;
  • сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы;
  • развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек);
  • воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам;
  • изучить опытным путем основные виды почв, ее свойства на территории родного края;
  • учить оказывать помощь природе, через рациональное использование почвы, получая продукты здоровой и безвредной пищи.

Тема:

1 . «Приключение песчинки»

2 . «Посадим дерево в мокрый песок и мокрую глину».

3 . «Куда делась вода после дождика?»

4 . «Песок – природный фильтр».

5.«Что лучше пропускает воду песок или глина»

6 . «Для чего человеку песок и глина?»

7. «Подарок для Нюши» (глина)

7 . «Удивительные камни»

8 . «Камни из растений и животных».

9 . «Что такое горы? Почему разрушаются горы?»

10. «Почва – живая земля»

11.«Что есть в почве»

12. «Для чего нужна почва»

Материалы и оборудование:

прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, ракушки, глобус, стол песок – вода, магнитная доска, проектор.

Месяц

ноябрь

Блок

Вода

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества);   агрегатные  состояния воды (лёд, вода, пар);
  • дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;
  • закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;  
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Тема:

1 . «Куда делась вода после дождика»?

2. «Сила воды»

3. «Растворы»

4. «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода»

5.«Круговорот воды в природе»  

6. «Смачивание. Почему вода мокрая»?

7.«Три агрегатных состояний воды»

8. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

9. «Лед. Его свойства»

10. «Приключения капельки в снежном царстве»

11. «Почему снег греет»?

12. «Волшебный снежок»

13. «Водяная мельница».

14. «Вода нужна всем».

15. «Почему воду нужно беречь?»

Материалы и оборудование:

прозрачные стаканчики, подносы,  блюдца, бутылочки, кипятильник,  ложечки, пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, реки; модели с алгоритмами выполнения опытов, модели маленьких человечков,  доска магнитная, магнитофон, мультимедийное оборудование, слайд – презентации.

        

Месяц

Декабрь

Блок

Воздух

Программные задачи:

  • подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
  • продолжать давать  представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, газообразное вещество), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;                                                                                                                                                        
  • развивать любознательность, мыслительную деятельность, память, активизировать речь детей;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение;
  • воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать его всеми доступными способами.

Тема:

1. «Знакомство с человечками газа. Воздух – газообразное вещество»

2.«Свойство воздуха. Сжатие. Невидимка – воздух»

3. «Можно ли поймать воздух»?  

4. «Воздух – смесь газов»

5. «Откуда прилетел ветер»?

6. «Воздушный океан»

7. «Откуда берутся волны на море»

8. «Ветер на пользу человека»

9. «Что за невидимка, который нам нужен»? (кислород)

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, коктельные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри), два подноса, две свечи, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов, веера, воздушные шары, шприцы, ёмкость с водой пластиковые бутылки с пробками,  картины с изображением ветреной и безветренной погоды, модели с алгоритмами выполнения опытов, модели, схемы маленьких человечков, магнитная доска, вентилятор, проектор.

Месяц

Январь

Блок

Звук

Программные задачи:

  • продолжать знакомить с простейшим устройством для передачи звука; выявить причины происхождения низких и высоких звуков;
  • уточнить знания детей об эффекте эха, дать понятие о принципе эхолокации. Применение этого принципа в живой природе. Применение эхолокации человеком;
  • систематизировать знания о звуке. Формировать умение последовательно выполнять мыслительные операции. Развивать системное мышление;
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей, дать навыки проведения лабораторных опытов;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тема:

1 . «Почему всё звучит?»

2 . «Звук в воде»

3 . «Передай секрет»

4 . «Откуда берётся голос?»

5 . «Спичечный телефон»

6 . «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

7 . «Поющая струна»

8 . «Как видят летучие мыши?»

9. «Звук помогает видеть»

10. «Как сделать звук громче и как услышать тихие звуки»

Материалы и оборудование:

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, картон, металлический колокольчик, погремушки, гитара, металлическая детская посуда, стеклянный стакан, длинная пластмассовая трубка, большая ёмкость с водой, расческа, воронка, два спичечных коробка, тонкая нить, проволка, деревянная рамка.

Месяц

Февраль

Блок

Магнит

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей со свойствами магнита и их применением человеком;
  • подвести к понятию, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли; дать знания, что магнитные силы проходят через различные материалы и вещи;
  • развивать мышление, активизировать речь детей, дать элементарные навыки проведения лабораторных опытов и соблюдения техники безопасности, воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Тема:

1 . «Волшебная рукавичка»

2 . «Мы – фокусники»

3 . «Земля – магнит»

4 . «Притягивается – не притягивается»

5 .  «В гостях у Гвоздика и Карандаша»

6 . «Два магнита»

7 . «Необычная скрепка»

8. «Полярное сияние»

9. Игры с магнитами: «Золушка». «Найдем клад»

Материалы и оборудование:

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым во внутрь магнитом, деревянный шарик с металлической пластиной, обычный деревянный шарик, ёмкость с водой, иголка, масло, ткань, шар из пластилина, английская булавка, лист бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, модели с алгоритмами выполнения опытов, магнитная дока, стол.

Месяц

Март

Блок

Тепловые явления.

Программные задачи:

  • сформировать понятие, что вещества и предметы могут принимать и отдавать тепло;

  • расширить представление о том, что одежда сохраняет тепло тела. Сформировать понятие о том, что воздух не пропускает тепло, а также является утеплителем;
  • уточнить знания детей о термических свойствах тел – расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении;
  • дать понятие о том, что при испарении происходит охлаждение.

Тема.

1. «Теплообмен»

2. «Теплопроводность или почему пальто, шапка и варежки в мороз греют».

3. «Нагревание и охлаждение».

4. «Почему в холодильнике холодно».

Материал и оборудование: электрическая плита, чашки, чайник, вода, варежки, грелка, картинки с изображением батареи, солнца, грелки, варежки, валенки, вата, дерево)

Месяц

Апрель

Блок

Свет и тень. Электричество. Солнечная система

Программные задачи:

  • сформировать представление о тени и источнике света. Деление тел на светонепроницаемые, полупрозрачные и прозрачные;
  • систематизировать знания детей о солнечных и лунных затмениях;
  • сформировать представление о свойстве света отражаться. Дать понятие о светящихся телах и телах, отражающих свет;
  • сформировать представление о разложении луча света на семь составляющих;
  • сформировать представление о рассеивании света;
  • уточнить знания детей об электричестве. Дать представление о статическом электричестве, его природе;
  • дать представление о молнии, о правилах поведения в грозу;
  • закрепить у детей элементарные представления о Солнечной системе;
  • сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи;
  • закрепить понятия о неживой природе.

Тема.

1. «Свет и тень»

2. «Отражение света или как поймать солнечный луч».

3. «Кто раскрасил радугу»

4. «Почему небо голубое»

5. «Электричество вокруг нас»

6. «Молнии»

7. «Электричество на службе человеку»

8. «Полет в космос»

9. «Где ночует солнце. Почему бывает зима и лето»

Материал и оборудование:

теневой театр, модель и плакат строения солнечной системы, тазик, зеркало, фонарик, шапочки цветов радуги для детей, модель радуги, схемы электричества, воздушные шарики, стеклянные палочки, кусочки меха, настольная лампа, проектор, слайд – презентации.          

Месяц

Май

Блок

вода

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества);
  • различные состояния воды (лёд, вода, пар);
  • дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;
  • закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;  
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Тема:

1 . «Куда делась вода после дождика»?

2. «Сила воды»

3. «Растворы»

4. «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода»

5.«Круговорот воды в природе»  

6. «Смачивание. Почему вода мокрая»?

7.«Три агрегатных состояний воды»

8. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

9. «Лед. Его свойства»

10. «Почему снег греет»?

11. «Водяная мельница».

12. «Вода нужна всем».

13. «Почему воду нужно беречь?»

Материалы и оборудование:

прозрачные стаканчики, подносы,  блюдца, бутылочки, кипятильник,  ложечки, пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, реки; модели с алгоритмами выполнения опытов, модели маленьких человечков,  доска магнитная, магнитофон, мультимедийное оборудование, слайд – презентации.

  1. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике Н.А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.                                                              

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками               экспериментирования.

 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

   Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы
  • Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
  •  Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
  •  Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
  •  Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах.
  •  Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
  •  Оформить мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».
  •  Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.
  •  Разработка и реализация проектов, их презентация для сверстников, педагогов, родителей.
  •  Принять участие в конкурсе проектов «Я исследователь».
  •  Оформить фотовыставки « Эксперименты дома».
  • Оформить презентации «Мы экспериментируем».

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

 Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:

  • участие родителей в пополнении выставки «умных книг» познавательной литературы, иллюстрированными альбомами и детскими энциклопедиями;
  • участие родителей в пополнении детской лаборатории различными материалами, для проведения исследований;
  • проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; «Экспериментируем дома»
  •  оформление папок передвижек: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведение опытов с детьми дома»;
  •  презентация центра опытно-экспериментальной деятельности в группе;
  •  проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов
  • участие родителей в совместных детско-взрослых проектах по опытно - экспериментальной, исследовательской деятельности;
  • участие родителей в разработке, изготовлении и реализации лэпбука – проектной формы совместной деятельности взрослых и детей.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение

 Для реализации данной программы необходимо:

  • наличие центра – лаборатории для детского экспериментирования в группе;
  • демонстрационное лабораторное оборудование: приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейки). Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы;
  • природный материал: (шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д);
  • бросовый материал: (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д);
  • технические материалы: (гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т. д). Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. Красители: гуашь, акварель и т. д;
  • медицинские материалы: (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т. д);
  • прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и т. д);
  • дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов. Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге. Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента;
  • дидактический материал: картотека игр экологического содержания;
  • проектор, слайд – презентация.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности.

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д‚ расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве. На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям. Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

3.2. Методическое обеспечение программы:

1. Закон РФ «Об образовании 1992г.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольной организации.

3. СанПиН 2.4.1.2660 – 13.

4. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.

 5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

6. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

 7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

 8. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2012.

9. Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

10. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 320 с.

11. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 240 с.

12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

13. Т.В. Владимирова Шаг в неизвестность. Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы. Ульяновск 2001 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"

Программа предназначена для руководителей  по физической культуре  и спорту  учреждения дополнительного образования детей  и является нормативным документом учебно-трен...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"

Программа предназначена для руководителей  по физической культуре  и спорту  учреждения дополнительного образования детей  и является нормативным документом учебно-трен...

Программа дополнительного образования «Творенье детских рук» для детей 5-7 лет.

Дополнительная образовательная программа «Творенье детских рук» имеет художественно-эстетическую направленность, разработана с учётом методических рекомендаций авторской Программы художественного восп...

Программа дополнительного образования воспитанников детских садов. :Кружок "Росток"

Перспективное планирование для  детей дошкольного возроста.  спортивной работы...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"

Работа по организации кружка  «Юный математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...