Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительного возраста «Москва-столица нашей Родины» с использованием ИКТ технологий
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бахвалова Наталья Владимировна

Москва-столица нашей Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по познавательному развитию для детей подготовительного возраста

«Москва-столица нашей Родины»

с использованием ИКТ технологий

воспитатель Бахвалова Н.В.

Санкт – Петербург

Конспект познавательной НОД «Москва-столица нашей Родины» (с использованием ИКТ)

1. Цель: Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.

2. Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить детей с основателями города.
  • Познакомить детей с достопримечательностями Москвы.
  • Закрепить знания детей о государственных символах России.

Развивающие:

  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории города.
  • Развивать связную речь умение отвечать полными предложениями.
  • Развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей Родине.

3. Индивидуальная работа:

  • Следить за речью детей, добиваться полных ответов.
  • Оказывать помощь при ответах на вопросы.

4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:

 Ноутбук, проектор, слайды, разрезные картинки с видами Москвы.

5. Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций о Москве, чтение книг о прошлом и настоящем города Москвы, разучивание стихотворений о Москве.

Интеграция областей

Этапы деятельност-

ного подхода

Организация работы

Деятельность педагога

Примечания

1.ОО Познавательное развитие

ОО Речевое развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

1.Введение в игровую ситуацию

Ребята, я вам хочу предложить путешествие в главный город России, в столицу нашей Родины – город Москву. Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени. Все приготовились? ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Машина остановилась! (музыка прекращает звучать). 

дети садятся в «машину времени»

2.ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Физическое развитие

2.Актуализация опыта.

Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о старой Москве. 
Давным-давно Москвы не было, а были… Как вы думаете, что? (леса). Слайд №2
Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые). Через леса протекали реки большие и (маленькие), узкие и (широкие), мелкие и (глубокие). А как вы думаете, что было дальше?

На берегу самой большой реки поселились люди. Реку, у которой они стали жить, назвали Москвой. На их языке это означало «слякотная», «промозглая». И начали люди строить маленькие деревянные домишки.
Как-то раз, из далекого города, на могучем коне прискакал русский князь Юрий, по прозвищу Долгорукий. Слайд №3 Долго стоял он, внимательно всматриваясь туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь, быть на этом месте городу и называться ему Москвой.

Давайте вспомним стихи вашей любимой поэтессы А. Барто Слайд №4
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.


Город было необходимо защищать. От кого? (диких зверей, врагов).
А как вы думаете, как можно было защитить город?
(Огородить стенами и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров.)
Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлем.
Дети рассматривают картины А.М. Васнецова «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите». Слайд №5

Ребята, давайте вспомним с вами старинную русскую игру «Ручеек» и поиграем в нее.
Как из-под горы
Все бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Закрывайте ворота!

А теперь давайте переместимся в современную Москву

дети садятся в круг

ответы детей

дети вместе с воспитателем читают стихи

ответы детей

Рассматривают картины

Дети встают играть

3. ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

3.Открытие детьми новых способов действий и знаний.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с видами современной Москвы. Слайд №6 Так появилась Москва.

Москва- это Красная площадь,
Москва- это башни Кремля,
Москва- это сердце России,
Которое любит тебя.

-Посмотрите,  какая красивая столица нашей родины – Москва.
Слайд №7 Посмотрите на Кремль и попробуйте определить, в каком здании работает президент. (В здании с флагом на крыше). Верно, ведь флаги развеваются над зданием правительства, администрации, флаги вывешиваются во время праздников, их поднимают во время побед.

Игра «Угадай российский флаг» Слайд №8,9

У Российского флага есть свой день. Его отмечают 22 августа
А теперь попробуйте сами раскрасить флаг нашей страны
Игра «Нарисуй флаг России».
А вы знаете, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Белый цвет – благородство, синий цвет - верность, честность, красный цвет - мужество, смелость.

Белый цвет - березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.

Еще у каждой страны есть отличительные знаки – это герб и гимн.

Игра «Угадай герб России» Слайд №10,11

Рассмотрим герб нашей страны. Что на нем расположено? Что обозначает орел? Почему у него две головы?  Герб какого города расположен в центре? Почему? Что обозначает всадник и змей? Где мы можем увидеть герб? Для чего он нужен?
У России величавой
На груди орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный , мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Какая главная песня России? (Гимн. Гимн – это торжественная песня.)
У каждого государства обязательно есть свой гимн. В каких случаях исполняется гимн? (В торжественных случаях: при поднятии флага, при вручении наград, в начале Олимпийских игр).
Гимн слушают и исполняют стоя. Сейчас мы прослушаем  Гимн.
Слушание аудиозаписи «Гимн России»

Ответы детей

Дети раскрашивают флаг

Ответы детей

Дети угадывают герб

Прослушивают гимн России стоя

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Социально-коммуникативное развитие

4.Включение нового материала.

В Москву приезжают люди со всех концов света полюбоваться её красотами. Вот и мы с вами совершим сегодня экскурсию по Москве, познакомимся с её достопримечательностями.

Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего. Начинается Москва, как известно от Кремля. Слайд №12 Кремль находится на самой главной площади. Как она называется? (Красная.)

Почему она так называется? (Потому что она красивая.) Красная площадь – главная площадь страны, на которой проходят военные парады в праздники. В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость Кремль. Он был обнесён толстыми стенами, сначала деревянными, потом из белого камня (Москву называли белокаменной), и, наконец, эти стены построили из красного кирпича. В стенах Кремля много башен, каждая имеет своё название. Одну из них вы знаете. Слайд №13 Она самая главная. Какая это башня? (Спасская, потому что на ней часы – куранты. По этим часам сверяет время вся страна.) В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (Президент.) Слайд №14

Мы покидаем Красную площадь и отправляемся дальше. Обратите внимание на высокую башню. Слайд №15 (Это телевизионная башня.)

Это Останкинская телевизионная башня. Зачем же было создано такое сооружение? Только для красоты? Конечно, это и трансляции в эфир программ радио и телепередач для многомиллионной аудитории телезрителей и радиослушателей, это и работа метеорологического центра. А со смотровой площадки Останкинской башни можно увидеть всю Москву. Слайд №16

В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным россиянам. Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника Слайд №17 (Царь – пушка и Царь – колокол.)

Так уж повелось на Руси, всё самое большое и удивительное называлось словом «царь». Сначала была изготовлена Царь – пушка. Её отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка всем пушкам пушка! Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Она предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. А огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют. Кто знает, почему? (Потому что из неё должны были стрелять мелкими камнями, кусочками железа.)

А это Царь – колокол. Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили Царь – колокол русские мастера Иван и Михаил Моторины. А как вы думаете, почему Царь – колокол никогда не звонил? (Однажды в Кремле случился пожар. Мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали его заливать холодной водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок.)

Колокол треснул из – за перепада температур. Долго потом колокол лежал в земле. И только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент. Туристы очень любят фотографироваться на фоне этих памятников. О Москве написано много стихов, песен, пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки о Москве?

Слайд №18

Москва – всем городам мать!
Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь.
Говорят в Москве, а слышно по всей стране.
Москва не город, а целый мир.
Москва не сразу строилась.
Москва слезам не верит.
Москва – сердце России.

 В Москве много замечательных мест, все туристы обязательно спешат их увидеть. Я предлагаю вам собрать картинки с видами Москвы  и рассказать о них. Игра «Разрезные картинки»
Наша экскурсия заканчивается, пришла пора возвращаться в детский сад.


Садитесь на ковер-самолет, мы возвращаемся.

Ответы детей

Дети объясняют смысл пословиц

Дети собирают разрезные картинки с видами Москвы

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Социально-коммуникативное развитие

5.Осмысление содержания ситуации (рефлексия)

Вот мы и приехали в свой детский сад. Вам понравилась наша прогулка? Что мы увидели сегодня? Что понравилось больше всего?

Что нового и интересного вы узнали?

Воспитатель вручает детям сувениры на память о прошедшем мероприятии (фотографии с изображением достопримечательностей г. Москвы).

Ответы детей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва-столица нашей Родины Бахвалова Н.В .

Слайд 3

Юрий Долгорукий

Слайд 4

Деревья в три обхвата, Дремучие леса. Среди лесов когда-то Город поднялся . ( А.Барто )

Слайд 5

А.М. Васнецов «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите»

Слайд 6

Столица России-город Москва

Слайд 8

Найди флаг Р оссии

Слайд 10

Найди герб России

Слайд 12

Красная площадь

Слайд 13

Спасская башня

Слайд 14

Президент России: Владимир Владимирович Путин

Слайд 15

Останкинская телевизионная башня

Слайд 18

Москва – всем городам мать! Кто в Москве не бывал – красоты не видал. Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь. Говорят в Москве, а слышно по всей стране. Москва не город, а целый мир. Москва не сразу строилась. Москва слезам не верит. Москва – сердце России.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: "Зимушка - зима" с использованием ИКТ

Конспект предназачен для детей старшего возраста. Разработан в игровой форме с применением интерактивной доски....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Велика моя Россия - родина моя!"

Данный материал можно использовать в своей работе педагогам ДОУ во время тематической недели на тему "Моя Родина - Россия"....

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего возраста «В гости к зайчику» с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности.

Речь - это один из важнейших показателей интеллекта уровня человека. В раннем детстве она возникает в виде отдельных слов, а в дальнейшем обогащается и усложняется. Речевое развитие формирует коммуник...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительного возраста «Животный мир морей и океанов» с использованием ИКТ технологий

КонспектНОД по познавательному развитию для детей подготовительного возраста«Животный мир морей и океанов»с использованием ИКТ технологий...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей)

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей) будет интересен для воспитателей и родите...

Непрерывная образовательная деятельность по ОО "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы "Москва - столица России"

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных ...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий "В гости к Незнайки"

Цель:формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи:учить беречь свое здоровье и заботиться о нем;продолжать прививать культурно-гигиенические навы...