Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Махросенкова Инга Владимировна

 

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей) будет интересен для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_chetyre_zhelaniya.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей)


Программное содержание:

  • Формировать компоненты познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста посредством использования экологических моделей;
  • Помочь дошкольникам с помощью моделей решать познавательные задачи, прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами и явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснять те или иные их закономерности.
  • Закреплять названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.
  • Развивать воображение.
  • Воспитывать в детях желание помогать тем, кто в этом нуждается

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, репродуктивный, практический.

Оборудование:

  1. Набор экологических моделей
  2. Записная книжка с отрывком рассказа «Четыре желания» К.Д.Ушинского и загадками о временах года.

Предварительная работа:

Чтение рассказа «Четыре желания» К.Д.Ушинского

Ход ООД:

Воспитатель: Сегодня я первой пришла в нашу группу и увидела на столе вот  эту удивительную записную книжку мальчика Мити из рассказа «Четыре желания».

-Ребята, вы помните его желания?

Дети: Да

Воспитатель: Что он хотел в этих желаниях?

Дети: Он хотел, чтобы всегда была зима (лето, осень, весна)

Воспитатель: Ребята, а так может быть, чтобы всегда была только зима?

Дети: Нет

Воспитатель: Это хорошо, что есть и зима, и лето, и осень, и весна. Каждое время года по-своему интересно и необходимо. Вот я сейчас и хочу узнать с чем вы связываете каждое время года. Что оно для вас?(ответы детей)

Воспитатель: Сегодня эта записная книжка оказалась у нас в группе не случайно, у Мити очень много вопросов по временам года, которые записаны в ней. Он просит нас помочь найти на них ответы. Вы не против?

Дети: Нет

Воспитатель: А я посмотрю, что у Мити в записной книжке.(Смотрит)

- Ой, да здесь загадки, а ответов на них нет. Отвечать придется нам.

Загадки:

Снег на полях,        

Лед на реках,        

Вьюга гуляет,        

Когда это бывает?

(зима)  

Солнце припекает,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

 (лето)

Она приходит с ласкою        

И со своею сказкою         

Волшебной палочкой взмахнет,  

В лесу подснежник расцветет

Когда это бывает?(весна)

Пришла без красок

И без кисти

И разукрасила все листья,

Когда это бывает?

(осень)

Ответы детей. На доску выставляются схемы времен года.

Воспитатель: О чем же эти загадки?

Дети: О временах года.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Сейчас я все четыре времени года соединю вместе. Посмотрите, получилась схема целого года. Обозначьте, пожалуйста, времена года символами  - кругами красного, голубого, желтого и зеленого цвета (самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Почему вы выбрали этот цвет? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь распределите их в определенной последовательности.

(самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Слушайте следующую загадку:

Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

Воспитатель: Действительно у каждого времени года есть детки- братья месяцы. Они тоже обозначены соответствующими символами. Только они разбежались. Нужно их собрать и соотнести с временем года.

(самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Назовите их, по сколько «деток» в каждом времени года и сколько месяцев в году? (ответы детей)

Физкультурная минутка:

Воспитатель: Я знаю, что у вас есть любимое занятие в каждое время года. Встаньте все, пожалуйста, я приглашаю вас в удивительную прогулку по временам года.

Зимой- играем в снежки (имитация движений)

Летом - загораем на пляже (имитация движений)

Осенью - летаем как листочки (имитация движений)

Весной -радуемся дождю, прячемся под зонтом и убегаем на места

-Дождик, дождик, веселей

Капай, капай не жалей

Зря в окошко не стучи

Нас смотри не замочи

Воспитатель: Чтобы дождик нас, действительно не замочил, бегите на места.

Воспитатель: У Мити есть просьба: ему надо помочь разобраться в признаках времен года. Он их путает. Я даже знаю, как ему помочь. Нужно Мите подарить модели признаков времен года. Только сначала мы повторим, что обозначает здесь цвет каждого кружочка:

Зеленый - растения, коричневый - почва, голубой - вода, влага, красный - тепло, желтый -

свет, продолжительность дня и ночи, белый – снег.

Рассматривают перепутанные модели.

Воспитатель задает наводящие вопросы: Ребята, как вы догадались, что это модель зимы

(черный круг заменен белым); Осени(зеленый круг заменен желтым)

-Почему весной зеленый круг большой, а осенью - маленький?

- Деревья «голые», нет травы.

-Почему летом желтый круг большой, а зимой маленький?

-Летом дни длиннее, а ночи короче, а зимой наоборот.

-Ребята, обратите внимание, а круги голубого цвета и зимой, и летом, и осенью, и весной одинаковые. Почему?

-Вода в реках и озерах есть во все времена года, вода в виде дождя летом, осенью, весной, в виде снега зимой.

-Какая вода в реках летом? -Теплая

-Осенью и весной? -Холодная

-Зимой? -на реках лед

-

Воспитатель: Молодцы!

- Ой, здесь еще что-то написано, но только не закончены предложения. Давайте попробуем их закончить (читаются приметы, народные мудрости)

Теплая осень — к долгой зиме.

Зима снежная — лето дождливое.

Зима морозная — лето жаркое.

Если зимою тепло — летом холодно.

Воспитатель: Вот и помогли мы Мите разобраться с временами года и чтобы он все понял и ничего не забыл, мы все о чем говорили, запишем ему в блокнот, а модели подарим, (кладём в блокнот модели, а дети их называют)

  • модели времен года
  • модели месяцев
  • модели признаков времен года
  • схема года

Воспитатель: Я, думаю Митя будет нам благодарен. Спасибо, дети!