Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Лес и его обитатели» (с использованием экологических моделей)
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Махросенкова Инга Владимировна

 

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Лес и его обитатели» (с использованием экологических моделей) будет интересен для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_les_i_ego_obitateli.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Лес и его обитатели» (с использованием экологических моделей)

Программное содержание:

  • Сформировать обобщенное представление о лесе как типичной экосистеме – сообществе растений и животных.
  • Закреплять знания детей о значении леса в жизни человека, о правилах поведения в лесу.
  • Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Закреплять умение работать со схемами и символами.
  • Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение детей ко всему живому.
  • Побуждать детей заботиться о живых существах, с которыми они вступают в контакт, совершать хорошие поступки, любить и беречь природу.
  • Продолжать воспитывать навыки учебной деятельности: внимательно слушать вопросы педагога, отвечать точно на поставленный вопрос, не перебивать товарищей, доброжелательно относиться к их ответам, тактично исправлять неправильный ответ.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, репродуктивный, практический, использование ИКТ.

Оборудование:

  1. Мольберт
  2. Набор экологических моделей

3.      Презентация «Круглый год в лесу». Виртуальная выставка картин известных художников: Шишкина, Ливитана, Куинджи, Ватагина.

Предварительная работа:

Дидактические игры:  лото «Дикие животные», «Что растет в лесу»

Рассматривание модели «Лес  – многоэтажный дом»

Ход  ООД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает.

Зимой согревает.

                     /Лес/.

(На мольберте появляется модель пустой поляны: без деревьев, кустов, травы, животных)

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в лес. Но нас встречает пустая поляна. Такой лес бывает?

Дети: Нет, не хватает деревьев, животных, птиц, грибов.

Воспитатель: Помогите мне составить модель леса.

2. Основная часть.

Воспитатель: Что растет в лесу?

Дети: Деревья.

Воспитатель: Какие деревья растут в лесу?

Дети: Ель, береза, рябина, дуб.

Воспитатель: Только ли деревья растут в лесу?

Дети: Кусты, ягоды, грибы.

(По мере называния, на мольберт /на поляну/ ставятся силуэты деревьев, кустов, ягод, грибов – получается модель леса)

Воспитатель: Вот и пришли мы с вами в лес. А встречает нас Старичок – Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад Вас видеть в своем лесу. Слыхал, что вы много знаете о лесе, а загадки мои отгадаете?

- Зимой и летом одним цветом. /Елка/

- Стоит в белой одежке, свесив сережки /Береза/

- Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? /Осина/

- Богатырского сложенья, он раскидист и высок? Желуди на нем растут. Как его зовут./Дуб/

- Красна, сочна, душиста. Растет низко, к земле близко. Кто ни идет, всяк наклонится. /Земляничка/.

- Шапка да ножка – вот и весь Ерошка. /Гриб/

Лесовичок: Молодцы! Вижу много вы знаете о лесе. Теперь сможете моей беде помочь. А случилось у меня большая неприятность. Налетел Кощей Бессмертный на мой лес, нагнал бурю-ураган и перемешал все деревья, цветы, кусты и травку. Помогите мне разделить деревья к деревьям, кусты к кустам, траву к траве.

/Проводится дидактическая игра на основе моделирования/

Лесовичок: Спасибо, вам, ребята! Помогли вы мне Кощея победить, навести порядок в лесу. А знаете ли вы – кому нужны деревья в лесу?

/Работа с моделью «Кому нужны деревья в лесу/

Лесовичок:  Да, лес – замечательное природное богатство. А зачем нужен лес человеку?

/Работа с моделью «Зачем люди ходят в лес»/

Воспитатель: Молодцы! Лес – щедрый друг человека. Лес, не скупясь, одарит человека и ягодами, и грибами, и орехами. Послушайте, какое стихотворение я вспомнила:

Лес наш сказочно богат.

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

/А. Рождественская/

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему лес всех угостил, а Васю наказал хворостинкой?

Дети: Вася шумел в лесу, разбрасывал обертки от конфет, пинал ногой мухоморы и т.д.

Воспитатель: А каких ребят лес любит?

Дети: Кто не шумит, не ломает деревья, не разоряет муравейники.

Воспитатель: А как вы думаете, человек, может прожить без леса?

/Модель «Зачем нужен лес»/

Дети: Трудно, лес очищает воздух, дает древесину для строительства, ягоды, грибы, лекарственные травы.

Воспитатель: А лес нужен?

/Ответы детей/

Воспитатель: Нет лес проживет без человека. Природа сама позаботиться о лесе.

А хотите поиграть? Поиграем в игру «Хорошо – плохо».  

Воспитатель: Лес – это хорошо?

Дети: Хорошо: укроет от жары; создает условия для жизни животных и птиц; источник чистого воздуха; в лесу много ягод, грибов, цветов; в лесу приятно слушать пение птиц.

Воспитатель:  Каких диких животных вы знаете?

/Ответы детей/

Воспитатель: Лес – это плохо. Почему?

Дети: Можно заблудиться; стать жертвой хищника; отравится ягодами, грибами; испугаться ужа; попасть под падающее дерево, попасть в горящий лес.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, лес очень полезный. Нет целебнее лесного воздуха, леса оздоравливают всю землю. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой, пишут картины. Я вас приглашаю в картинную галерею. (Использование ИКТ – Презентация «Круглый год в лесу») Выставка называется «Круглый год в лесу». На ней представлены картины художников – пейзажистов, которые пишут природу, и анималистов, которые рисуют животных. Там есть картины очень известных художников: Шишкина, Ливитана, Куинджи, Ватагина. Вы увидите лес в разное время года.

/Воспитатель приглашает детей на выставку/