Картотека игр-экспериментирований для детей младшей группы
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Боговая  Виктория Владимировна

Игры с водой, песком, снегом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_eksperementirovanie.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

         Картотека игр-экспериментирований

                   для детей младшей группы

игры-экспериментирования с водой

Тема: вода бывает холодная и горячая.

Цель: учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами, воспитывать аккуратность.

Эксперимент. – Дети скажите, а почему у нас два крана? Сейчас я открою кран синий. Подставьте руку под воду, какая льётся вода? А теперь я открою кран красного цвета. Какая вода бежит из этого крана? Правильно, в одном кране у нас живёт холодная вода, а в другом – горячая. Вода помогает нам быть чистыми и опрятными. Дети помните, вода нужна всем, она наша помощница, её надо беречь.

Вывод. Вода бывает холодная и горячая

Тема: вода – прозрачная.

Цель: познакомить со свойствами воды – прозрачностью.

Эксперимент. Воспитатель в оба стакана опускает по камешку. Дети наблюдают и отмечают, что в стакане с водой камешек видно, значит, вода – прозрачная, в стакане с молоком камешек не видно – значит, молоко – не прозрачное. Воспитатель предлагает детям повторить: «Вода – прозрачная».

Вывод. Вода – прозрачная, молоко – непрозрачное.

Тема: разноцветная вода.

Цель: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.

 Эксперимент.  (Подкрашенная вода не прозрачная, в холоде она замерзает.)

Воспитатель демонстрирует баночку с водой. Что у меня налито в этой баночке? А что это? Посмотрите, я взяла и добавила немного краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода?  (Так же поступаю с синей, зелёной.) Давайте посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга?

Вывод. Подкрашенная вода не прозрачная.

Считалочка-купалочка

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

Почему кораблики не плывут

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. 
                                       
     
Ход игры - эксперимента

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют  на кораблики, создают ветер.

Сказка о камешке

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход игры – эксперимента


На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!»  пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!»

игры-экспериментирования с песком

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Эксперимент 1.  (песок сухой – он светлый, сыпучий)

- Что насыпано в ваших тарелочках? Какого цвета песок? Дети потрогайте песок и скажите, какой он? Скажем вместе: сухой, сыпучий. Насыпьте его на ладошку. Посмотрите, из чего состоит песок?

Вывод. Правильно, песок состоит из песчинок. Они маленькие. Как трудно держать в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой.  (Педагог сопровождает слова демонстрацией опыта.) У вас лежат формочки, давайте насыпаем туда песок и сделаем куличики. Получились куличики? Почему не получились?  (Песок сухой.)

 

Эксперимент 2.  (Песок мокрый – он тёмный, холодный, из него можно лепить).

- Кто знает, что будет, если в песок налить воду? Давайте проверим. Воспитатель вызывает одного ребёнка, который с помощью него наливает воду в песок. – Потрогайте его и скажите – сухой он или мокрый?

Вывод. Повторим. Если в песок налить воду, он станет мокрым.

Эксперимент 3. – Правильно, этот песок сырой, мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой.  (Показывает детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

игры-экспериментирования со снегом

1)Познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок

     Рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из красивых белоснежных снежинок.             Если снежинку взять в теплые руки, она превращается в капельку водички. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу

2)Показать детям, как образуются следы на снегу

Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных

3)Познакомить с таянием снега. На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека по экспериментированию во II младшей группе

данная картотека разработана в помощь воспитателю...

Конспект летней прогулки с элементами экспериментирования для детей младшей группы на тему "Песок. Свойства песка"

Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста по теме «Песок. Свойства песка». Этот конспект познавательного занятия, направленный на ознакомление и расширен...

Конспект летней прогулки с элементами экспериментирования для детей младшей группы на тему "Песок. Свойства песка."

Конспект летней прогулки с элементами эксперементирования для детей младшей группы на тему "Песок и его свойства"...

Конспект летней прогулки с элементами экспериментирования для детей младшей группы на тему "Песок. Свойства песка"

Конспект летней прогулки с элементами экспериментирования для детей младшей группы на тему "Песок. Свойства песка" Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе эксперименти...

картотека по экспериментированию во второй младшей группе

Картотека по экспериментированию во второй младшей группе...