Брошюра "Минутки здоровья"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)

Арсентьева Анна Антониева

В данном методическом пособии педагогам, работающим с дошкольниками, предлагается картотека (более 7 тем с 5-7 упражнениями, сочетающими движения со словами) в виде систематизированного материала "Минуток здоровья", составленного в соответствии с комплексным планированием по лексическим темам для групп старшего дошкольного возраста детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Методическое пособие "Минутки здоровья" включает в себя систему развёрнутого планирования (картотеку) физкультминуток для детей старшего дошкольного возраста на занятиях по познавательному развитию. В пособии комплексно интегрируются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов "минуток здоровья", что позволяет повысить уровень мотивации, умственную работоспособность детей в процессе образовательной деятельности, восстановить и сохранить их психическое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx68.53 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Арсентьева

«Минутки здоровья»

Из опыта работы воспитателя группы

компенсирующей направленности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Росинка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

«Минутки здоровья»

Из опыта работы

Воспитателя группы компенсирующей направленности

МБДОУ №4 «Росинка»

Арсентьевой Анны Антониевой

Тихорецк 2019 г.

А.А.Арсентьева

«Минутки здоровья». Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 4 «Росинка» г. Тихорецка.

Вторая часть. 2019

Данное методическое пособие является второй частью методической разработки «Минутки здоровья».

В данном методическом пособии педагогам, работающим с дошкольниками, предлагается картотека (более 7 тем с 5-7 упражнениями, сочетающими движения со словами) в виде систематизированного материала  «Минуток здоровья», составленного в соответствии с комплексным планированием по лексическим темам для групп старшего дошкольного возраста детей с тяжелыми нарушениями речи.

В методическом материале используется комплексная интеграция  тем, изучаемых в разделе «Окружающий мир» с содержанием разнообразных видов «Минуток здоровья», что позволяет повысить уровень мотивации, умственной работоспособности детей на занятиях, восстановить и сохранить их психофизическое здоровье.

Методический материал составлен с учетом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО.

2

Пояснительная записка

Сформировать  у маленького ребенка интерес к своему здоровью, ответственность, внутреннюю активность, повысить самооценку, а также расширить кругозор позволяют «Минутки здоровья». Это разнообразные упражнения, сочетающие в себе рифмованную речь с движениями, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной и мелкой моторики, речи, положительного самоощущения.

Методическое пособие «Минутки здоровья» включает в себя систему развёрнутого планирования (картотеку) физкультминуток для детей старшего дошкольного возраста на занятиях по познавательному развитию, составленную в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи и лексическими темами коррекционной работы.

В пособии комплексно интегрируются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов «минуток здоровья», что позволяет повысить уровень мотивации, умственную работоспособность детей в процессе образовательной деятельности, восстановить и сохранить их психическое здоровье.

Использование «Минуток здоровья» соответствует  здоровьесберегающей технологии, которую можно назвать компенсаторно-нейтрализующей. Использование технологии даёт возможность частично нейтрализовать негативные воздействия статичности занятий, недостаточность физической нагрузки, что позволяет получить эмоциональную разрядку, частично снять психоэмоциональное напряжение.

«Минутки здоровья» включают в себя общеукрепляющие упражнения и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек.

При подборе «Минуток здоровья» соблюдались требования к упражнениям:

3

1. Упражнения должны быть знакомы детям, просты по структуре, интересны.

2. Упражнения можно выполнить на ограниченной площади.

3. Упражнения должны содержать в себе движения, благоприятно воздействующие на крупные мышцы, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

4. Комплекс состоит из 2 – 3 упражнений: для рук и плечевого пояса – типа потягивания, выпрямления позвоночника, расширение грудной клетки: руки в стороны или вверх – в стороны, к плечам, перед собой; для туловища – наклоны, повороты; для ног – приседания, подскоки и бег на месте.

На речевых занятиях движения почти отсутствуют. В данном случае требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение), повышение тонуса коры в целом.

Все «Минутки здоровья» эмоциональны, включают 10 – 12 подскоков, 10 – 12 приседаний.

Представленный материал позволит воспитателям развить познавательный интерес у детей, расширить представление о природе и природных явлениях, воспитывать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, животному миру и сформировать у дошкольника интерес к своему здоровью, ответственность, внутреннюю активность, повысить самооценку.

Разнообразные упражнения «Минуток здоровья», направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной и мелкой моторики, речи, положительного самоощущения проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Они хорошо вписываются в систему оздоровительной деятельности любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как построены в соответствии с современными подходами и направлены на формирование здорового образа жизни.

4

Занятия с интеллектуальной нагрузкой требуют от детей различных сложно-координированных движений. Однако механизм ы, обеспечивающие эти движения, еще не сформированы. Мышцы ребенка, находящиеся в состоянии длительного статического напряжения, могут сильно переутомиться. Это, обычно, приводит к общему утомлению дошкольников. В этом случае наблюдается ухудшение внимания, память, работоспособности и, в целом, резко снижается развивающая часть эффективность занятия.

В брошюре представлены следующие темы: «Новый год», «Весна», «Комнатные растения», «Лес. Грибы. Ягоды.», «Откуда хлеб пришёл?», «Космос», «Почта», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Животные жарких стран».

Педагог имеет возможность выбрать в соответствии с темой окружающего мира тот или иной вид «Минуток здоровья».

Ежедневное применение «Минуток здоровья» в работе с дошкольниками позволит снизить умственное утомление, улучшить функциональное состояние головного мозга ребенка, насытить энергетические  каналы позитивной энергией, повысить общий тонус, иммунитет у детей, активизировать их познавательные процессы, создать положительный эмоциональный настрой.

Использование «Минуток здоровья» требует от педагогов целенаправленного руководства и предполагает создание соответствующей картотеки дидактического и методического материала. Это поможет своевременно предложить дошкольникам интересный, занимательный и оздоровительный материал. Периодически корректируя и дозируя его содержание и продолжительность.

Брошюра адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям.

        

5

«Новый год»

На ёлке

(пальчиковая гимнастика)

Мы на елке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.

Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

Дал большущие пакеты,

«Рисуют» руками большой круг

В них же — вкусные предметы:

Делают ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.

Ветры

(отработка правильного дыхания)

Дети делают короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения.

Мы подуем высоко: с-с-с…   Встают на носки, поднимая руки

Мы подуем низко: с-с-с…     Приседают, руки на пояс

Мы подуем далеко: с-с-с…   Вытягивают вперёд руки

Мы подуем близко: с-с-с…   Подносят ладони корту

Сосулька

(профилактика нарушений осанки)

Белая морковка зимой растёт ловко!  

Медленно поднять руки в стороны, не отрываясь от стены; вытягивать руки высоко вверх, изображая рост «сосульки», ноги прямые

6

Льдинки

(коррекция стопных нарушений)

Ледяное стекло я разбил, много льдинок с собой прихватил.

Я по льдинкам пойду, свои ножки разомну.

Дети представляют, что пойдут по дорожке из льдинок и выполняют разные виды ходьбы

На пяточках, на пяточках, на внешней стороне сейчас пройду на пальчиках…

Ой, больно стало мне!  соскакивают с «льдинок»

С новым годом

(координация речи с движением)

С новым годом! С новым годом!      Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Здравствуй, Дедушка Мороз!        

Он из леса мимоходом        .                     Идут по кругу, изображают,      что несут на плече ёлку.

Ёлку нам уже принёс.

На верхушке выше веток.                        Встают лицом в круг, поднимают руки вверх.

Загорелась, как всегда,                Поднимаются на носочки.

Самым ярким жарким светом.        Бегут по кругу, поставив руки на поясе.

Пятикрылая звезда.

        Снеговик

(игра для релаксации)

Во дворе снеговики,                 Дети стоят лицом в кругу, изображая толстых снеговиков с надутыми щеками.

Толстяки, здоровяки.      

Но весна своё берёт,        Изображают, что похудели, сдувают  щёки.

7

Топит солнце снег и лёд.        Слегка сгибают ноги в коленях.

Тихо тают толстяки,         Начинают медленно приседать.

Оседают толстяки.        Выполняют полуприсед.

Опустили головы,        Опускают головы.

Уронили ручки.        Роняют расслабленные руки.

И остались на снегу.                Приседают или, если упражнение проводится в помещении, падают на ковёр.

Только снега кучки.

«Весна»

Клён

(координация речи с движением, развитие общих речевых навыков)

За окном сосулька тает,              Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

Ветер тучи рвёт в клочки.                      Руки вверх; наклоны туловища влево, влево-право.

Разжимает, разжимает                Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки.

Клён тугие кулачки.        

Прислонился он к окошку.                4 прыжка.

И, едва растает снег,                Наклоны.

Мне зелёную ладошку.                Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки – рукопожатие.

Клён протянет раньше всех.

8

К солнышку

(нормализация дыхания)

Руки к солнцу поднимаю и вдыхаю, и вдыхаю.

Принимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос.

Ну а руки опускаю, воздух тихо выдыхаю.

Через стороны опускаю руки и тихо произносят на выдохе: «Ф-ф-ф…»

Дрозд - дроздок

(пальчиковая гимнастика)

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,         

Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.

Носик — остренький,

Бочок — пестренький,

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.

Зимой забываются.

Снова машут сложенными накрест ладонями.

Весна, весна красная!

(подвижная игра)

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

С великой милостью:

Идут в противоположную сторону по кругу.

Со льном высоким,

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.

С корнем глубоким,

  Приседают, опускают руки, выдох

С хлебами обильными.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

9

Ранняя весна

(координация речи с движением)

На снегу косые тени.         Поскоками двигаются по кругу. Руки на поясе. Меняют направление движения. Идут широкими шагами.

Разгулялся день весенний.

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами.  Меняют направление движения. Идут  с высоким подниманием колена.

Вдруг глубокие следы            

Стали полными воды,

Солнце топит снег и лёд,    Останавливаются. Поднимают руки  вверх. Тянутся.

А сосулька слёзы льёт.            Выполняют прыжки на носочках. Руки на поясе.

Стужа кончилась. Ура!            Поскоками двигаются по кругу.

Нам весну встречать пора.

«Комнатные растения»

Подвижная игра

На окошке в горшочке

(координация речи с движением)

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.

 К солнцу потянулись,

          Солнцу улыбнулись.

Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.

 К солнышку листочки

          Повернут цветочки.

Ладони развернуть вверх.

          Развернут бутоны,

          В солнышке утонут.

Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.

10

Росток

(профилактика нарушений осанки)

В землю зёрнышко посадим – очень малое оно.

Дети садятся на корточки, сжимаются в комочек, голову прячут в колени.

Но, как солнышко засветит, прорастёт моё зерно.

Очень медленно, словно росток, дети начинают подниматься, имитируя проросшие растения.

Появляется росток – очень ровный стебелёк.

Дети стоят ровно, спина прямая, руки прямые вверху соединены в «замок». Проверяют, у кого самая ровная и красивая спина, - «стебелёк».

Анютины глазки

(тренировка силы мышц глаз)

Анютины глазки зажмурили глазки.

Слегка зажмуриться.

Анютины глазки открылись, как в сказке.

Широко открыть глаза. Повторить несколько раз.

Цветы

(пальчиковая гимнастика)

Будут пальчики играть,         Пошевелить пальцами обеих рук

Цветочки смогут показать.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.         Плавно разжать пальцы

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.                 Помахать руками перед собой

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.         Плавно сжать пальцы

Тихо засыпают,

Головой качают.                 Плавно опустить их на колени

11

Цветы на окошке

(пальчиковая гимнастика)

Утром алые цветки.                Округлить ладони, раздвинуть пальцы.

Раскрывают лепестки.

Ветерок подует –                 Двигают ладони вправо-влево.

Цветики волнует.

А под вечер все цветки         Постепенно смыкают пальцы.

Закрывают лепестки,

Головой качают,                 Покачивают «бутонами»

Тихо засыпают.         подкладывают сложенные руки под щеку.

Только солнышко взойдет, Сжимают и разжимают пальцы.

Он в горшочке  расцветет.

Бабочка-капустница .        Соединяют большие пальцы, остальными машут.

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка.         Сжимают и разжимают пальцы.

Больше на два лепестка.

Волшебный цветок

(расслабление мышц рук, ног, туловища)

Сначала был бутон, клейкие листочки, прижаты лепесточки,

Плотно-преплотно…

Сидя на корточках, руки плотно прижаты к голове, мышцы напряжены.

А потом, а потом стал красивым цветком, распустился благородно…

Медленно встать, руки через стороны опустить вниз, голову приподнять, мышцы расслаблены.

12

«Лес. Грибы. Ягоды»

За ягодами

(пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.

В лес идем мы погулять.

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

                                                                                                                                             

Загибают пальчики, начиная с большого.

                       

Ягодка-малинка

(подвижная игра)

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

Идут в хороводе, взявшись за руки.

Спелых ягод наберем, наберем.

Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды.

Солнышко высоко,

А в лесу тропинка.

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон.

Сладкая ты моя,

 Ягодка-малинка.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

13

Грибы

(самомассаж пальцев рук)

Топ-топ – пять шагов, в туесочке пять грибов.

Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.

Мухомор красный – гриб опасный,

А второй – лисичка рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

На каждое название гриба надавливают на каждый палец руки, начиная с мизинца, и загибают его, а большой палец выставляют вверх. Повторяют с пальцами другой руки.

Земляника

(дыхательная медитация)

Красная, сладкая, душистая, растёт низко, к земле близко.

Детям предлагается представить сладкую и спелую землянику. А теперь закройте глаза и представьте, Что вы вдыхаете её аромат. Нежный, сладкий, душистый аромат земляники…

Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку; на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Гриб

(самомассаж головы)

Гриб-гриб-грибок,

Указательными пальцами растирать крылья носа.

Покажи свой лоб-лобок.

Массировать лобную зону – от середины лба к вискам.

На тебя погляжу, в кузовок положу.

Проводить пальцами от бровей до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.

14

Грибная семья

(массаж пальцев рук)

Меж еловых мягких лап

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Дождик кап-кап-кап!

Стучат указательным пальцем по ладони.

Где листок к листку прилип,

Потирают ладони друг о друга.

Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб…

Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.

Не один гриб, друзья, это целая семья!

Поглаживая, выставляют все пальцы руки.

Повторить с пальцами другой руки.

Лесоруб

(координация речи с движением)

Тук-тук! Тук-тук!        Дети стоят в шеренгу, широко расставив ноги.

Раздаётся громкий стук.   Ритмично делают взмахи - колют дрова.

Лесоруб в лесу густом

Машет, машет топором.

Раз,  два! Раз, два!

Заготовлены дрова.

15

«Откуда хлеб пришёл?»

Каша

(пальчиковая гимнастика)

Каша в поле росла,

Дети подняли руки, шевелят пальчиками.

К нам в тарелку пришла.

«Идут» пальчиками по столу.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Всем дадим по ложке!

Разжимают кулачки.

Золотая рожь

(подвижная игра)

Ветерок спросил, пролетая:

Бегут по кругу на носочках, руки на поясе;

— Отчего ты, рожь, золотая?

меняют направление бега.

А в ответ колоски шелестят:

Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.

— Золотые руки растят!

Два наклона к носочкам.

Пекарь

(самомассаж воротниковой зоны)

Мешу, мешу место, есть в печке место.

Поскорей подавай – будем печь каравай!

Поглаживать шею спереди, сбоку и сзади мягкими движениями рук сверху вниз.

        

16

Косари

(отработка правильного дыхания)

Раз! – косили, два! – косили: ж-ж-жух! Ж-ж-жух!

Стоя на месте, вдох; на выдохе делают энергичные движения руками в стороны-вперёд.

Сено в копны все сносили: ш-ш-шух! Ш-ш-шух!

Вдох – выдох, руки опустить вниз.

«Космос»

Ракета

(координация речи с движением)

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Дети маршируют.

На носки поднимись,

Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.

А потом руки вниз.

Опускают руки.

Раз, два, три, потянись.

Тянутся.

Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу.

Самолёт

(координация речи с движением)

Самолёт построим сами,                Дети бегают по группе, разведя руки в стороны.

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

        17

Ракета

(формирование правильной осанки)

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

Подняться на носки, руки высоко вверх, спина прямая.

Космонавты

(нормализации тонуса дыхательных мышц)

Шлем, скафандр надеваем,

Вдох самопроизвольный. Скользящим движением снизу вверх «надевают скафандр, шлем» - «ш-ш-шик» (выдох), «вжик» - «застёгивают молнию» (выдох).

Герметичность проверяем.

«Проверяют герметичность» - повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш».

Начинаем мы взлетать

(пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять,         по очереди сгибают пальцы на обеих руках

Начинаем мы взлетать.         по очереди выпрямляют пальцы на обеих руках

На ракете улетим         соединяют пальцы рук, поднять руки вверх

И всю Землю облетим.         руки развести в стороны, сделать круг

На Луне мы «прилунимся»         сжать пальцы в кулак

И на Землю возвратимся.         соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони

18

Космонавт

(пальчиковая гимнастика)

В темном небе звезды светят,         сжимают и разжимают пальцы

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит         изображают рукой полет ракеты

И на землю вниз глядит.                 опускают медленно руку вниз

Комета

(пальчиковая гимнастика)

В космосе сквозь толщу лет         сжимают и разжимают пальцы

Ледяной летит объект.         кулак поднимают вверх, наклоняют вправо, влево

Хвост его – полоска света,         из второй руки делают «хвост кометы» и прикладывают

А зовут объект – комета.                 сжимают и разжимают пальцы

«Почта»

Что принёс нам почтальон?

(пальчиковая гимнастика)

Что принес нам почтальон?

Сжимают и разжимают кулачки.

С толстой сумкой ходит он.

«Шагают» пальчиками по столу.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли — две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого.

19

Чей портфель?

(игра проводиться на прогулке)

Цель – развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование: портфель, синяя шляпа, конверты с разрезными картинками.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог ставит на видное место на прогулочной площадке портфель, в который уложены конверты с разрезными картинками и письмом, а рядом с ним вешает на дерево или куст синюю шляпу.

Ход игры. 

Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке портфель. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся портфель, кто мог его оставить. Дети предполагают, что портфель принадлежит Незнайке, потому что рядом с ним висит синяя шляпа. Педагог предлагает детям открыть портфель. Дети обнаруживают письмо. Педагог читает его: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, я не могу собрать портреты моих друзей. Незнайка». Педагог раздаёт детям конверты с разрезными картинками и картинками-подсказками. Дети располагаются на скамейках или траве и собирают картинки. Педагог оценивает их работу и говорит, что расскажет Незнайке, как дети составили картинки.

«Одежда»

Помощники

(координация речи с движением)

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо.

Потянулись,

Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба.

Наклонились.

Снова «полощут».

Хорошо мы потрудились.

Вытирают руку о руку.

20

Стирка

(пальчиковая гимнастика)

В таз воды я наливаю.         сжимают и разжимают кулачки

Свои вещи достаю.         хватательные движения руками

Их сама я постираю         потереть кулачок о кулачок

И в порядок приведу.         стряхивают «воду» с рук

Мама очень удивится,         развести руки

Будет мной она гордиться.         поднять вверх большие пальцы обеих

        рук.

Это чья рубашка?

(пальчиковая гимнастика)

Это чья рубашка –         сжимают и разжимают пальцы

Белые горошины?         складывают пальцы, образуя «горошину»

Бабушка старалась,         движения, напоминающие шитье иглой

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан         сжимают и разжимают пальцы

С белыми ромашками?

Бабушка старалась,         «шьют» иголкой

Шила для Наташеньки.

Одежда

(пальчиковая гимнастика)

В понедельник я кроила,                 загибают по одному пальцу

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

21

Платье

(координация речи с движением)

Это платье для Наташки –         Четыре ритмичных поворота вправо,      руки на поясе.

Красные горошки.        Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка,                «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки.                Прикладывают обе ладошки к животику.

«Посуда»

Чайник

(координация речи с движением)

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Топают.

— Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

Делают призывные движения правой рукой.

Помощники

(пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре,                 ударяют кулачками друг о друга

Мы посуду перемыли:                 одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку         загибают пальцы по одному

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли:                 одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили,                 загибают пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                 ударяют кулачками друг о друга

22

Мамины помощницы

(пальчиковая гимнастика)

Помогали дочки маме,         сжимают и разжимают кулачки

Вымыли посуду сами:                 трут одну ладошку другой

Чайник, чашку,                         загибают пальцы по одному

Ложки, вазу,

Маленький зеленый тазик.

Мыли, мыли, мыли, мыли –         трут ладошки друг о друга

Вазу вдребезги разбили,         «рисуют» силуэт вазы, затем встряхивают кистями рук

Потеряли где-то ложку.                 разводят руки в стороны

Маме помогли немножко!                 хлопают в ладоши

Помощница

(пальчиковая гимнастика)

Я тарелки разложу,                 переворачивать ладони вверх-вниз

Ложки, вилки положу.         согнуть пальцы, образуя «ковшик», перевернуть руки ладошками вниз, пальцы в стороны, постучать ладошками по столу.

Маме помогаю,                 соединить ладошки друг с другом

На стол я накрываю.        левую сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь правой руки.

23

«Мебель»

Стол

(пальчиковая гимнастика)

Под крышей четыре ножки,         правую руку сжать в кулачок, сверху положить выпрямленную ладонь левой руки

А на крыше суп да ложки.         

Кровать

(пальчиковая гимнастика)

Мы поставили кровать,         соединяют ладони перед грудью, опустив вниз большие пальцы и мизинцы

Чтобы мягко было спать.         подносят сложенные вместе ладошки к щеке

Диван

(пальчиковая гимнастика)

В комнате стоит диван,         к ребру выпрямленной ладони приставить под прямым углом ребро второй выпрямленной ладони

А на нем сидит Иван.         

Мебель

(пальчиковая гимнастика)

На эту кушетку,                 поочередно загибают пальцы рук

На эту тахту,

На эту кровать

Или даже на ту,

На этот диван

Или даже на тот,

Где целыми днями                 сжимают и разжимают пальцы

Валяется кот,

Ложитесь и спите,                 ладони кладут под щеку

Пожалуйста, сами!

24

Шкаф

(пальчиковая гимнастика)

Шкаф дремучий, шкаф из дуба.         сжимают и разжимают пальцы

В нем – костюмы, платья, шубы.         поочередно загибают пальцы

В нем - еноты, лисы, волки.

Белки там – на верхней полке.

И весь день в шкафу темно,         закрывают глаза руками

Как в лесу или в кино.                 открывают глаза.

Много мебели в квартире

(пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре –         загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках

Много мебели в квартире.                 сжимают и разжимают пальцы

В шкаф повесим мы рубашку,         загибают пальцы, начиная с большого

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидим за столом,

Чай с вареньем дружно пили.         попеременно хлопают и стучат кулачкам

Много мебели в квартире.

25

Наша квартира

(пальчиковая гимнастика)

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный стол дубовый,         поочередно загибают по одному пальцу

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

«Животные жарких стран»

Верблюд

(пальчиковая гимнастика)

Вот верблюд – живое чудо.         сжать кулачки

Два горба есть у верблюда.         соединить кулачки на сгибе пальцев

26

Дикобраз

(пальчиковая гимнастика)

Ежик вырос в десять раз –         прижимают ладони одну к другой, раздвигают пальцы веером

Получился дикобраз.

Обезьяны

(пальчиковая гимнастика)

Там, где с деревьев свисают лианы,         пальцы раздвигают в стороны

Разные в джунглях живут обезьяны: сжимают и разжимают пальцы

Лазают там шимпанзе, павианы,                 загибают поочередно пальцы

Есть и гориллы, и орангутаны.

Где обедал воробей?

(пальчиковая гимнастика)

- Где обедал воробей?         машут перекрещенными ладошками

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва         на каждое название животного загибают пальцы на обеих руках

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил         изображают раскрывающуюся пасть животного

Чуть меня не проглотил.

27

Тигры

(координация речи с движением)

Вот весёлые тигрята.        Дети - «тигрята» свободно двигаются по площадке, прыгают, резвятся.

Тигр – их папа полосатый.

В джунглях малыши резвятся,        В центре площадки стоят дети – «тигр» и «тигрица». «Тигрица» тихонько «рычит».

Рядом с ним тигрица-мать                «Тигрята» дразнят «родителей»

Хочет деток наказать,

Чтобы больше не шалили,                

Чтоб покладистыми были.        На слово «лови» «тигры» бросаются ловить «тигрят», которые убегают за линию в дальнем конце площадки.

Раз, два, три, тигрят лови!

Зебра

(координация речи с движением)

По саванне зебра мчится,        Дети бегут по кругу с высоким подниманием колена.

Над землёй летит как птица.

Полосатая коняшка,

Словно папина тельняшка.                Меняют направление движения.

        

28

Слоник

(регулировка процесса правильного дыхания)

Я – весёлый слоник Бой,

Я люблю играть с водой.

Воду хоботом беру,

При вдохе дети имитируют всасывание воды хоботом.

А потом, как лейка, лью.

При выдохе – имитируют разбрызгивание воды; воздух выдыхается через сжатые губы.

Крокодил

(профилактика плоскостопия)

Крокодил на солнце грелся,

Целый день в воде вертелся.

Сначала повороты, а затем вращение стопы с предельно согнутыми пальцами из и. п. сидя на стуле, ноги прямые слегка приподняты.

Жираф

(Расслабление мышц шеи)

Вот идёт наш друг жираф, у него на шее шкаф.

Смотрим вверх, смотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Смотрим влево за шарфом,

Вправо – за другим концом.

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслаб-ле-на…

29

«Наша Родина – Россия»

Берёза

(координация речи с движением)

Береза моя, березонька.

Дети идут хороводом, взявшись за руки.

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Меняют направление движения.

Стоишь ты, березонька,

Встали, подъем рук вверх, вдох.

Посредь долинушки,

Опустили руки, выдох.

На тебе, березонька,

Подъем рук, вдох.

Листья зеленые,

 Опустили руки, выдох.

Под тобой, березонька,

Подъем рук, вдох.

Трава шелковая.

Опустили руки, выдох.

Люблю по городу гулять

(пальчиковая гимнастика)

Люблю по городу гулять,

 Люблю смотреть, люблю считать.

Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.

Невский — раз, Зимний — два,

Три — красавица Нева,

А четыре — мост Дворцовый,

 Пять — гуляю по Садовой,

Шесть — к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь — конечно, Летний сад.

 Как красив его наряд!

Восемь — крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять — повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять — из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

                                                    30

На каждое название загибают по одному пальцу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПб.:,2009.
  2. Гуляева О., Чебатарёв А. Дыхательная гимнастика. Методическое пособие. – М.,2007.
  3. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М.,2004.
  4. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. Программа оздоровления дошкольников. - М.,2007.
  5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – С-Пб.,2009.
  6. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб.:20011.
  7. Синицына Е. Умные пальчики. – М.,1999.
  8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.,2007.
  9. Малюкова И. Игровой массаж как средство подготовки руки к письму. Дошкольное воспитание - №2, 2008.

31

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………3
  2. Системное планирование «минуток здоровья» на занятиях по познавательному развитию:

- тема № 1 «Новый год»……………………………………..6

- тема № 2 «Весна»…………………………………………...8

- тема № 3 «Комнатные растения»………………………….10

- тема № 4 «Лес. Грибы. Ягоды»……………………………13

- тема № 5 «Откуда хлеб пришёл?..........................................16

- тема № 6 «Космос»…………………………………………17

- тема № 7 «Почта»…………………………………………..19

- тема № 8 «Одежда»…………………………………………20

- тема № 9 «Посуда»…………………………………………22

- тема № 10 «Мебель»………………………………………..24

- тема № 11 «Животные жарких стран»…………………….26

- тема № 12 «Наша Родина – Россия»………………………30

Литература……………………………………………………31

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....