Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет "Путешествие по комнатам зеленого дома"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Коц Светлана Владимировна

Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет "Путешествие по комнатам зеленого дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_komnatam_zelenogo_doma_-_ftskm.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет "Путешествие по комнатам зеленого дома"

Цель: продолжать формировать представление о лесе и профессии лесника.

Задачи:

Образовательные:

  • Содействовать уточнению и систематизации представлений о лесе и профессии лесника;
  • Укрепление познавательного интереса и любви к природе;
  • Формирование эстетического восприятия красоты природы, через репродукции картин;

Развивающие:

  • Содействовать развитию связной речи, умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом;
  • Развитие уважения к трудовой деятельности человека профессии лесника;
  • Развитие мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Материал: репродукции картин художников: Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», Шишкин «Корабельная роща», Левитан «Березовая роща», слайд – презентация по теме, фонограмма «Звуки леса», корзинка лесных орехов.

Предварительная работа: чтение детям природоведческой литературы, рассматривание репродукции картин художников о природе, чтение и заучивание стихов на экологическую тему, экскурсии в парк, сосновый бор.

Ход:

Воспитатель: Что мы сегодня задумали с вами?

Дети: отправится в путешествие по разным комнатам.

Воспитатель: по каким комнатам можно путешествовать? (Ответы детей)

Воспитатель: поможет нам загадка, которую придумал поэт Йован Йованович – Змай, слушайте внимательно!

В одно прекрасное село

Хочу я нас позвать.

Тому немало повезло,

Кто смог гам побывать.

Там каждый дом и каждый двор

Зелёной крышей крыт,

Цветами вытканный ковёр

На улице лежит

Там нет заборов и дверей

Открыты окна в сад.

Там встретят песнями гостей,

На славу угостят.

Кому бывать там повезло,

Тот повидал чудес!

А необычное село

Зовут …

Дети: Зеленый лес

Воспитатель: а как догадались, что загадка про лес?

Дети рассуждают.

Воспитатель: Да, наше путешествие в большой зеленый дом и по его комнатам. (СЛАЙД 2)

Воспитатель: помните, какую загадку, утром, нам загадал Незнайка? Женя пришел сегодня первый и может повторить, давайте все внимательно послушаем Женю.

Женя: «многоэтажный дом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах — светлые, сухие. В нижних этажах – темные и сырые. В доме есть теплые квартиры, в которых можно жить круглый год. Есть холодные квартиры, в которых можно жить только летом или весной».

Воспитатель: почему можно лес назвать домом?!

Дети: дом, потому что растения и животные, не могут жить друг без друга.

Воспитатель: вы знаете таких жильцов, кто друг без друга жить не может в лесу?

Дети: высказывают и доказывают свои версии, раскладывают картинки лесных обитателей, связанных между собой. (СЛАЙД 3)

Воспитатель: что же за невидимые стены в этом доме, который не построил человек?

Дети: можно идти по лесу и разное видеть, стенок нет, а все равно разное.

Воспитатель: да, лес очень разный! Шуршит сухими брусничными листьями сосняк. (СЛАЙД 4)

Воспитатель: это где мы были?

Дети: В сосновом лесу. (СЛАЙД 5)

Воспитатель: сосновый лес ещё называют БОР. Пошли дальше и видим, изумрудный ковер черники. (СЛАЙД 6)

А теперь в какой лес вошли? (СЛАЙД 7)

Дети: в хвойный лес.

Воспитатель: и хвойный лес тоже называют БОРОМ. Перешли в другую комнату. А стенку увидели?

Дети: нет, мы перешли из соснового бора в еловый лес.

Воспитатель: да, разные комнаты, разный лес. Пошли дальше. Непролазна чаща кустарника. Это что там растет? (СЛАЙД 8)

Дети: малина

Воспитатель: идем дальше по лесу. Дошли до болота. (СЛАЙД 9)

Лес стал редким. Прошли болото. И вдруг стало кругом светло-светло. Какой лес радует светом и белизной?  (СЛАЙД 10)

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»

Дети: березняк

Воспитатель: а жильцов можете назвать? Дети называют лесных жителей

Воспитатель: какой лес любит бурый МЕДВЕДЬ?

Дети: где много ягод и есть река.

Воспитатель: медведь хищник, но если есть растительная пища, то обходится и без мяса. В речке рыбку выловит, вот ему и хватит. Потому, как его называют?

Дети: всеядный.

Воспитатель: ну, а где любит жить ЛИСИЦА? (СЛАЙД 11)

Дети: в норе, среди корней роет нору.

Воспитатель: что за невидимые потолки, почему в загадке так сказано? (СЛАЙД 12)

Воспитатель: какой первый этаж?

Дети: под землей корни, мыши живут, кроты.

Воспитатель: кто же живет повыше?

Дети: в кустах живут кукушки, делают гнезда. А дятел ещё повыше дупло долбит. Белка еще выше дятла может сделать дупло. Выше делают те птицы, которые любят поближе к небу быть.

Воспитатель: да, соколиные семейства. Какие же квартиры сухие и светлые?

Дети: те, которые на деревьях, белки и птицы.

Воспитатель: какие заняты круглый год?

Дети: летом, потому что многие птицы улетают на зиму в теплые страны.

Воспитатель: у кого темные квартиры?

Дети: у медведя, лисицы, барсука, ежа.

Воспитатель: кто охраняет лес?

Дети: лесничий.

Воспитатель: лесничий, лесник, лесовод. Она из древних профессий, с давних пор на Руси охраняли леса. Больше чем 150 лет тому назад в Петербурге был открыт лесной институт. Сейчас это Лесотехническая академия, университет или институт (СЛАЙД 13)

На Урале, лесотехнический университет готовит лесничих, которые выращивают леса во всех уголках России. Так, зачем люди придумали профессию лесничих, если лес растет сам и без человека? Мы узнаем, если зайдем лесотехнический университет и превратимся студентами этого университета

Дети садятся на стульчики, имитируя аудиторию университета. 

Воспитатель: Зачем лесничий охраняет лес, а вот зачем. Вдруг — лесной пожар? Вдруг плохой человек с топором придёт? Вдруг — заведется вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес! А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед. (СЛАЙД 14)

Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Жуков столько, что на каждом дереве сидят, у каждого сучка сидят, грызут и точат. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. Забегает короед, но никуда не деться, не спастись.

Воспитатель: так зачем создают кордон? Ответы детей

Воспитатель: если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. Так и СЕКУТ лес, секут — значит, валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами - лесовозами. (СЛАЙД 15)

Лесовозы вывозят длинные деревья с обрубленными сучьями — ХЛЫСТАМИ они называются. Пилят деревья пилами.

Когда вывезут хлысты, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются.

Воспитатель: так, какие деревья секут в лесу лесорубы?  Ответы детей

Воспитатель: так, а как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает

Дети: наверно, лесник?

Воспитатель: чтобы уверенно ответить на мой вопрос, слушайте дальше

А на кордоне — лесном посту — возле избы лесника — грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы растут. ЧУДО (СЛАЙД 16)

Маленькие, пушистенькие ёлочки растут! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная. А у сосенок — песок. Кто что любит! Весной этого лесного питомника, саженцы — совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки — привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес.

Воспитатель: а почему саженцы привезут на лесосеку?

Дети: потому, что там вырубили старые деревья.

Воспитатель: А лет через семьдесят станет взрослым. Быстро или долго? Вот тебе 6, а тебе сейчас 7 лет. На ёлочке её возраст легко считать по рядам лап, как по ступенькам. Или можно узнать по кольцам на стволе разрезанного дерева. (СЛАЙД 17)

Так самое удивительное заключается в том, что посадит один человек, а пользоваться этим деревом будут уже люди другого поколения, наверно, про них можно будет сказать, что это дети ваших будущих внуков или даже правнуков?! Дерево очень медленно растёт. Так кто же знает ГРАМОТУ леса?!

Дети: ЛЕСНИК.

Воспитатель: наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним стихотворение поэта Алексея Кольцова "Домик лесника»

 Под фонограмму «Звуки леса» дети рассказывают по строчке стихотворение.

В темном лесе, за рекой

Стоит домик небольшой,

С двумя светлыми окнами,

С распашными воротами.

Под замком те ворота,

И калитка заперта, —

Чтоб не зашел туда рогатый

Леший, страшный и косматый;

Чтобы не зашел туда упырь,

Ни проезжий богатырь,

Кто ж живет тут одиноко,

От жилья кругом далеко?

Рыболов ли небогатый?

Иль разбойник бородатый

В нем спасается мольбой

С сундуками и казной?

Живет в доме с давних пор —

Караулит царский бор -

Лесной староста с женою.

Третьей дочкой молодою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Красный, желтый, зеленый"

В  процессе игровой двигательной деятельности  дети  закрепляют основные виды движений,  познают основы безопасности жизнедеятельности, закрепляют знания  правил дорожног...

Конспект беседы «Осень наступила» для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи:1. Обобщить  знания детей об осенней природе,  уточнить знания детей о деревьях растущих в нашей местности (ива, берёза, клён, тополь, дуб, сосна, яблоня). Расширить предс...

Конспект беседы по краеведение для детей средней группы. Тема: «Мой родной город Ейск».

Конспект беседы по краеведение на тему: «Мой родной город Ейск»...

Конспект беседы по познанию для детей старшей группы на тему: «Берегите лес»

Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека....

Конспект беседы по безопасности в подготовительной к школе группе «Если ты один дома»

Конспект беседы по безопасности в подготовительной к школе группе «Если ты один дома»...

Конспект беседы в подготовительной группе по основам безопасности жизнедеятельности «Если ты остался дома один»

Конспект беседыв подготовительной группе по основам безопасности жизнедеятельности«Если ты остался дома один»Цель: воспитать у детей чувство самосохранения и формирование навыков осоз...