Конспект занятия НООД "О чем рассказали горы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексеева Наталья Владимировна
КОНСПЕКТ
НООД по ознакомлению с окружающим миром
 с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы
«О чем рассказали горы?»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие О чем рассказали горы.30.37 КБ

Предварительный просмотр:

АОУ детский сад №4»Рябинка»

КОНСПЕКТ

НООД по ознакомлению с окружающим миром

 с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы

«О чем рассказали горы?»

                                                                            Подготовила воспитатель

подготовительной к школе              

логопедической группы №9

Алексеева Н.В.

январь, 2019г.

Приоритетная образовательная область: «Познание»

Программное содержание:

Цель:

 Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет в горах, из чего состоят горы.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с горным ландшафтом.

2.Упражнять в классификации гор по разным признакам. 

3. Поддерживать интерес к изучению гор. 

Развивающие: 

1.Развивать умение анализировать свою деятельность, делать простейшие умозаключения, отстаивать свою точку зрения.     

2. Закладывать основы экологической культуры личности, учить правильному поведению в природной среде, воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

3.Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опыта, аккуратность, внимательность.

Речевые задачи: 

1.Активизировать словарь детей, совершенствовать процесс поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.

2.Учить детей самостоятельно формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на собственные предположения;

Материал  к познавательно – исследовательской деятельности:

  • Демонстрационный: презентация, кроссворд, глобус, макет гор.
  • Оборудование: мультимедийная техника, экран, платок, игрушки животных, пластилин.

Продуктивная деятельность:

  • Экспериментирование «Как тают  снежные вершины гор»
  • Создание горного макета

Предварительная работа: 

Беседа на тему «Что такое горы», «Дымящиеся горы».

Исследование камней.  Рассматривание камней на занятиях и в свободное время. Собирание коллекции камней. Создание выставки поделок из камня. Чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы».

Художественное творчество: рисование гор.

Словарная работа: подножие, вершина, склон, валун, кратер, лава, альпинисты.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество».

Виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами вспомним наши занятия о камнях! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд 1.

Слайд 2. Послушайте внимательно. (Прочитать) 

Ну что ребята поможем  гному-Изумрудику?!

Слайд 3.

Слайд 4. Правильно ребята. Ударом кремня о кремень первобытные люди высекали искры для костра. Ребята,  а когда говорят:«Не человек, а кремень». (Мы говорим так о  человеке твердом, стойком,  о  человеке крепкого нрава). Молодцы. Послушайте следующий вопрос.

Слайд 5.  Слайд 6.Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11.

Слайд 12. Молодцы, а теперь прочитайте ключевое слово!

Слайд 13. Молодцы!

Воспитатель: Мы с вами живём на удивительной планете, которая называется..

Дети: Земля.

Воспитатель:  Отгадайте загадку.  

                                На ноге стоит одной,

                                Крутит, вертит головой.

                                Нам показывает страны,

                                Реки, горы, океаны. (Глобус) Внести глобус.

Воспитатель: Глобус – это макет земного шара. На глобусе разным цветом изображены реки, моря, суша, горы. Давайте рассмотрим его и вспомним, каким цветом изображены моря, океаны, реки?

Дети: Синим.

Воспитатель: Суша? Горы?

Дети: Зелёным, жёлтым, коричневым.

Воспитатель: А зелёным цветом, что ещё изображено на глобусе ?

Дети: Равнина.

Воспитатель: А почему одни горы имеют светлый оттенок коричневой окраски, а другие более тёмный?

Дети: Светлый оттенок обозначает низкие горы, а тёмно-коричневый оттенок – высокие горы.

Воспитатель: Кто из вас может показать горы на глобусе?

(2 – 3 ребёнка показывают с помощью указки на глобусе горы).

Воспитатель: Дети, а что же такое горы?

Воспитатель: Горы – это большие холмы. Иногда они бывают такими высокими, что люди забираются на них несколько дней и даже недель. Эти люди называются альпинистами. Вершины самых высоких гор всегда, даже жарким летом покрыты снегом и льдом. Они могут возвышаться даже над облаками. Горы — это самые высокие участки Земли. На глобусе горы изображены коричневым цветом. (Показывает).

Воспитатель: А как же появились эти горы? Давайте выяснять вместе. Как они образуются? (В результате движения земной коры, «работы» вулканов и  землетрясений)

Воспитатель: Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате образуются острова, горы.

(Воспитатель берёт платок) Представьте, что это — земная кора. Теперь я приведу в движение «земную кору».  Если сдвигать  пальцами рук потихонечку края платка по направлению к центру – «земная кора» сразу придёт в движение: поверхность Земли будет морщиться, горбиться, прямо на глазах начнут расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья».

Вот так примерно происходит и в природе, только, конечно, не так быстро.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах:  из чего состоят горы,  когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что  разрушает горы? (Дождь, ветер).

Я предлагаю вам показать, нашим гостям как разрушаются горы и поиграть в игру «Горушка-гора».

  Физминутка. (Иллюстрирует процесс разрушения горы)

         Стоит гора-Старушка  - Дети поднимают руки вверх,

         До небес макушка.       - Тянутся на цыпочках,

         Ее ветер обдувает,       - Обмахиваются кистями рук,

         Ее дождик поливает.   - Встряхивают кистями рук. 

         Стоит гора страдает. - Прикладывают ладошки к щекам и        

           И камешки теряет,          качают головой.

         И каждый день,

         И каждую ночь

         Катятся, катятся,

         Камешки прочь

         Педагог касается нескольких человек, которые должны изобразить камешки при чтении следующих строк. Дети-камешки рассыпаются – разбегаются в стороны любым способом: кувыркаются или катятся «бревнышком».

        Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. Укатившиеся «камешки» продолжают чтение текста и движения с остальными, но уже на новом месте. В заключение участники игры говорят хором:

        Раскатились камешки,

        И с той самой поры

        Ничего не осталось

        От нашей горы!

Двумя руками показывают на опустевшее место.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд 14.   (Гном-Изумрудик показывает горы.  Воспитатель комментирует  слайды)

Слайд 15.  На Земном шаре редко встречается одна гора, обычно они  

располагаются в ряд - цепочкой, одна за другой.

Слайд 16.  Горы бывают очень высокими, и очень низкими. Обратите внимание на вершину горы.

Если она остроконечная и высокая – это гора молодая.

Если вершина округлая – это гора старая (древняя), поэтому что ей много – много лет. А из чего состоят горы?

Дети: Из горных пород,  камней и почвы.

Слайд 17.  Горы могут возникнуть в результате "работы" вулканов и землетрясений. Это горы – вулканы. С каждым новым извержением холм увеличивается, становится выше, выше - растёт гора. Вулканические горы узнаешь сразу: они похожи на громадные пирамиды со "срезанной" верхушкой.

Воспитатель:  Где ещё встречаются камни?

Дети: Камни встречаются под землёй, в горах, на земле и даже под водой. Все камни очень разнообразны.

Воспитатель: Ребята  вы все зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой? Почему? (ответы детей).

Правильно! Потому что горы состоят из камней, а ледяная горка – только изо льда.

Слайд 18. Горные ледники.  В этих   горах настолько холодно, что их снежные шапки не тают круглый  год.

Слайд 19.  Горы со снежными вершинами. Чем ближе к вершине, тем

климат в горах становится холоднее.

Слайд 20. В горах есть чистейшие озёра и реки, вода прозрачная,

 как хрусталь. Горы со снежными вершинами нагревает солнце, снег на вершинах тает и стекает по склону горы, образуя ручей, реку или озеро.

Слайд 21.  А это - Капские горы, покрытые у подножия лесами, они

продолжают расти. И их рост сопровождается извержениями  вулканов и землетрясениями. С каждым новым извержением холм увеличивается, становится выше, выше - растёт гора.

Слайд 22. Какая красота!!! Посмотрите, какие горы расстилаются перед нами. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?

Дети: Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями или накроет снежной лавиной,  внимательно смотреть под ноги и наблюдать.

Слайд 23.  Природа создала такую красоту!  Горы очень разные, они бывают большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни.

Воспитатель: Вам понравились фотографии? (Да).

Ребята  вы запомнили,  как образуются горы? (В результате движения земной коры, «работы» вулканов и землетрясений).

А из чего они состоят? (Из горных пород, камней и почвы)

Воспитатель: Молодцы! Хотите попробовать сделать макет гор. Из чего мы можем их сделать? Правильно мы можем слепить горы из пластилина?

Какого цвета должны быть горы? Дети лепят горный макет, соединяя горы на общей площадке (в коробке).

Воспитатель: Горы у нас получились разные по высоте. Так и в природе: со временем под воздействием дождя, ветра и льда горы медленно разрушаются, форма их изменяется, они как бы оседают и становятся более пологими.

Отгадайте загадку:

На скале он строит дом

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатится

Два могучих крыла

У хозяина … (орла).

Воспитатель: В горах бывают пещеры, которые служат жилищами для некоторых животных,  а вы можете назвать животных, которые живут в горах?

Дети: антилопы, горный баран, козёл, кабан, орёл, ястреб, а ещё змеи и ящерицы.

Воспитатель: А что растёт в горах?

Дети: Кустарники, лишайники, лес – лиственный и хвойный.

Воспитатель: Сейчас мы заселим наши горы животными. (Мелкие игрушки) 

Воспитатель:  А еще в горах есть чистейшие озера и реки. Как вы думаете, откуда они текут? (ответы детей).  

Воспитатель:  Горы со снежными вершинами нагревает солнце, снег на вершинах тает и стекает по склону горы, образуя ручей, реку или озеро. В горных реках и озёрах  вода очень холодная. (Показать, как образуется горное озеро).

Молодцы, ребята, горы у вас получились как настоящие, с чистым горным озером, из которого растения получают влагу, а животные и птицы могут напиться.

Итог. (Дети садятся за столы)

Воспитатель:  Какие названия гор вы запомнили? (Уральские, Кавказ).

Воспитатель:  Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы и многие другие.  Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение, которое называется «Что такое горы».

Что такое горы?

С  ветром разговоры.

Снежные вершины.

Грозные лавины.

Тропы каменистые,

Антилопы быстрые,

Пропасти бездонные,

И пещеры тёмные.

Колючие кустарники,

Змеи и лишайники,

Козы – скалолазы,

А под землёй алмазы.

Реки, как хрусталь,

В синей дымке даль,

Где парил орёл –

Страж высоких гор.

 Воспитатель:   О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера;  в горах очень чистый воздух и чистая вода).

-  Ребята, сегодня мы много говорили с вами о  горах.  Вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями или снежной лавиной; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке).

Воспитатель:   Молодцы!  Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Слайд 24.

Ребята попрощайтесь с нашими гостями. Дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?"

В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитател...

Конспект занятия по составлению рассказа по картине "Ледоход на реке" в подготовительной группе

Составление рассказа по картине очень сложный вид работы. В нашем саду подготовка к сотавлению рассказа по картине проводиться целый месяц. Сначала картину рассматривает тифлопедагог ( у нас сад компе...

Конспект занятия по составлению рассказов по картине «Купание медвежат» в старшей группе.

Цель: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием...

Конспект занятия по составлению рассказа по картинке "Купание медвежат" в подготовительной группе.

Цель данного занятия: продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием; формировать умение составлять рассказ п...

Конспект занятия "Составление описательного рассказа по картине "На стройке""

«Составление описательного рассказа по картине «На стройке» (Для подготовительной к школе группы). Рассчитан на два занятия.Программное содержание.Уточнить и систематизировать зна­ния детей о строител...

Конспект занятия НООД по математике "Число 3. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький" (вторая младшая группа)

Конспект занятия НООД по математике "Число 3. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький" (вторая младшая группа)...

Конспект занятия НООД по лепке в старшей группе «Петушок»

Конспект занятия НООД по лепке в старшей группе «Петушок»...