Конспект занятия по знакомству с русской народной культурой.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ялинчук Елена Алексеевна

Стимулировать проявление интереса у детей к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_vesennie_posidelki.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект

 совместной деятельности

по реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»

в подготовительной группе

Тема : «Русские весенние посиделки»

Проводит:

воспитатель

 высшей квалификационной категории

ГБДОУ № 32 Калининского района

 Санкт-Петербурга

Ялинчук Елена Алексеевна

Март

2018г


  Цель:

  • стимулировать проявление интереса у детей к русской народной культуре.

Задачи:

  • дать возможность узнать о том, как встречали весну на Руси;
  • создать условия для обобщения и закрепления имеющихся знаний о русской народной культуре;
  • актуализировать знания и представления детей о встрече весны на Руси;
  • расширять словарный запас детей;
  • приобщать детей к русским народным традициям;
  • воспитывать желание оказывать помощь друг другу.

 

Ход занятия: 

педагог выводит детей одетых в русские народные костюмы в группу "змейкой", выполняя хороводные фигуры – «улитка», распутывая её разными способами (музыка «Заинька»).

Дети встают на полукруг.

- Ребята,  к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся! Воспитатель показывает пример ( приветствие с поклоном,  дети повторяют)  Здравствуйте (кланяются).

- А где так здоровались? (раньше на Руси). А почему русские люди здоровались именно поклоном?

 Дети высказывают свои предположения (в избе был высокий порог и низкая дверь, поэтому гость, входя в избу не мог пройти по – другому)

-Получается, что гость  кланялся, здороваясь с хозяевами дома!

- А зачем был сделан высокий порог и низкая дверь? (чтобы тепло не уходило из избы).

- А ещё было такое правило: приходил гость в избу, но внутрь пройти не мог. Он останавливался около двери в избу и стучал 3 раза, если ему отвечали хозяева, то он мог зайти в избу. А  если его 3 стука оставались не отвеченными, то гость уходил.

- Ребята, мы за последнее время очень много узнали, как жили люди на Руси. Давайте нашим гостям  проведем экскурсию по русской избе. Хотите стать экскурсоводами? Берите указки и начнём.

Экскурсия

Стихи про избу.

  1. Русская изба просторна да хороша,

В гости всех приглашает она.

В избе комната одна,

Горницей названа она.

- Действительно, вот она ГОРНИЦА перед вами!

  1. Один угол русская печь занимала,

Семью от бед оберегала.

  1. Этот угол печным называли,

Царством женщин считали.

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые да малые обитали.

Возле печки дети играли,

На палатях в тепле спали.

-Все увидели палати?

  1. Второй угол избы

Напротив печи.

Здесь женщины и девицы

На лавках сидели.

Пряли да ткали,

Шили да вышивали.

Всю семью одевали.

-Обратите внимание,  какие здесь предметы размещены?

  1. Третий угол избы,

По диагонали от печи,

Хозяева избы почитали.

Красным углом его называли.

Здесь душа избы обитает,

Всю семью объединяет.

  1. Гостей в красный угол провожают,

За стол на лавки сажают,

Да хлебом с солью угощают.

- Да, красный угол самый важный и почетный в избе!

  1. Четвёртый угол – мужской.

Этот угол не простой.

Здесь лавка – коник стоит,

Инструменты хозяина хранит.

Вечерами мужчина на лавке сидит,

Для хозяйства что – то мастерит.

-Почему же лавка коником зовется?

  1. Не красна изба углами,

А красна – пирогами!

-Понравилась экскурсия нашим гостя? Молодцы!

Педагог обращает внимание детей, что из – под макета избы торчит белый уголок конверта.

- Ребята, посмотрите здесь что – то есть. Давайте достанем и посмотрим что это? (письмо). Интересно, кому оно? Адрес наш: детский сад «Незабудка», подготовительная группа №2 «Светлячки». Отправитель - Весна. Это нам! Тогда давайте прочитаем, что там.

Письмо № 1

- Здравствуйте, ребята!

Зиму вы уже прогнали,

А меня еще не звали.

Я пробудилась ото сна.

Спешу на песен зов!

Весна.

- Вспомните, на каком празднике мы  звали Весну и провожали Зиму? ( на Масленице)

 - Правильно, ребята.  Проводили зиму с почетом. Это был первый праздник, которым встречали весну. На Руси три раза звали Весну! Первый раз на Масленицу.

- Сегодня Весна просит  позвать её второй раз , потому что сегодня особый день 22 марта, в этот день звали Весну во второй раз! Я предлагаю вам позвать весну так, как это делали наши предки. В письме задание : «ПОЗОВИТЕ МЕНЯ ЗАКЛИЧКАМИ!» Какие вы знаете заклички о весне?

(дети читают заклички).

  • Весна-Красна приходи,

Снег холодный растопи,

Деревья зеленью одень,

Пусть теплее будет день.

Весна, весна красная!  

  • Приди, весна, с радостью.  

С радостью, радостью,  

С великою милостью:  

Уроди лен высокий,  

Рожь, овес хороший.

  • Весна! Весна красна!  

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

-Молодцы! Много закличек знаете!

- Ребята, а подумайте и скажите: чем отличается весна от других времён года? (ответы детей).

Беседа у окна

- Помните, как жарко вам было на прогулке, когда солнце начало пригревать, и как громко и радостно чирикали воробьи, радуясь солнышку. Вы назвали много признаков Весны! А у нас кажется есть еще одно задание от Весны! ( педагог достает из створки окна письмо)

- Весна принесла свои приметы, их нужно угадать.  

Д/и «Угадай примету».

- Справились и с этим заданием. Молодцы!

- С приходом Весны, что русские люди начинали делать? ( ответы детей) А зимой они без дела сидели? Нет! (  тоже трудились) Русский народ всегда считался трудолюбивым. Любой работы не боялся. Были разные мастера на Руси, много чего умели делать!

Воспитатель обращает внимание детей на полку с  с изделиями народно-прикладного искусства. А вот и еще одно задание от Весны! Весна предлагает  вспомнить ремесла!

.Проводится д/и «Ремёсла».

- Вы, молодцы, вспомнили ремёсла людей.

- Тая, расскажи нам закличку!

Ты прийди Весна-Веснянка, выходи к нам на полянку!

Дружно, дружно, всем народом,

Мы пройдемся хороводом.

Песни, пляски заведем,

Игры разные начнем…

Надо скорее весну звать, праздник праздновать. Закликали весну, песни пели и хороводы водили. И была у людей особенная игра – обряд, которая символизировала таяние снега, когда солнышко уже пригревало землю, снег таял и всюду бежали что? (ручейки). Кто догадался в какую игру тогда играли? («Ручеёк»).

- Становитесь в хоровод, поиграем и мы!

П/и «Ручеёк» (музыка).

- Так и бежит себе ручеёк вперёд и с ним приходит весна.

-Давайте присядем!

- А вы знаете, что этот день выбран для праздника не случайно. Именно день 22 марта называется днем весеннего равноденствия. Почему он так называется? (ответы детей).

 - Оказывается, что в именно 22 марта – день и ночь одинаковы по времени.

А что будет происходить с днём и ночью дальше, после 22 марта? (день будет становится длиннее, а ночь – короче).

 -  У русских людей существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают разные птицы. Считалось, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.

Мне кажется в группе еще где-то спрятано задание от Весны. Где в группе мы можем узнать о птицах? (  в книжном уголке)

Письмо № 3

И следующее наше задание от Весны – отгадать по голосу птиц (3 конверт).

Игра «Угадай птицу по голосу» (включатся пение трёх птиц: соловья, жаворонка и кукушки.

- Перед вами изображения птиц. Найдите среди птиц жаворонка!

Дети отгадывают  иллюстрацию жаворонка .  

- Оказывается  первая птица, которая несла  весну и тепло был Жаворонок.

- Закликали не только саму весну, чтобы она пришла быстрее, но и птичку эту волшебную. Поэтому праздник этот назывался праздником Жаворонка. Какие заклички вы знаете про жаворонка?

Заклички

  • Жаворонок, жаворонок!
    Возьми себе зиму,
    А нам отдай весну.
    Возьми себе сани,
    А нам отдай телегу.
  • Жаворонки, жаворонки,
    Дайте нам лето,
    А мы вам зиму,
    У нас корма нету!
  • Уж ты пташечка, ты залетная!
    Ты слетай на сине море,
    Ты возьми ключи весенние,
    Замкни зиму, отомкни лето!

-А какую народную игру вы знаете про эту птицу? ( Жаворонок)

Хотите поиграть?

Подвижная игра «Жаворонки»

- Но, не заканчивался праздник только песнями, хороводами да закличками. Обычай был такой, чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц. Их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

- И мы не будем нарушать обычаи наших предков.  А давайте мы с вами тоже вечером сделаем жаворонков !  Ваши мамы уже позаботились о нас и испекли нам жаворонков из теста.

- Предлагаю угостить ими наших гостей . 

ИТОГ

-Мы сегодня  вспомнили и рассказали  как люди жили на Руси, трудились и праздновали встречу Весны.

Вам понравилось? Что больше всего понравилось делать? А мне понравилось, какие вы были активные, дружные, гостеприимные! Спасибо вам! Спасибо и вам гости дорогие,  что вы к нам пришли! До свидания!

 

2 часть совместной деятельности ( во вторую половину дня).

Дети рассаживаются за столы и лепят птиц из солёного теста под пение жаворонка.

Практическая часть.

(Лепка сопровождается звучанием народной мелодии).

Этапы изготовления.

Жаворонок узелком.

  1. Скатать шарик.
  2. Раскатать жгутик, толщиной с два пальца, длиной со взрослую ладонь.
  3. Завязать жгутик обычным узелком, оставив короткие кончики. Верхний конец – головка жаворонка, а нижний хвостик.
  4. Вылепить на головке клювик, в глазки воткнуть гречневое зерно или горошину чёрного перца. Захлест узелка на спинке напоминает сложенные крылышки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Знакомство с русской народной культурой"

Знакомство детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями на Руси...

Конспект занятия на тему:"Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой).

Конспект занятия на тему: "Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой). Цель: знакомство с русским народным творчеством. Задачи: • систематизировать знания детей о ярмарке, &bul...

Конспект занятия «Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»

Образовательные задачи:Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. Способствовать дальнейшему формированию...

старшая группа комплексно-тематический план на неделю на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему " Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"...

Конспект НОД "Знакомство с русской народной культурой"

Конспект НОД по познавательному развитию в саршей группе "Знакомство с русской народной культурой"....

Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе

Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе...