Конспект занятия по знакомству с русской народной культурой.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Стимулировать проявление интереса у детей к русской народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_vesennie_posidelki.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект
совместной деятельности
по реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»
в подготовительной группе
Тема : «Русские весенние посиделки»
Проводит:
воспитатель
высшей квалификационной категории
ГБДОУ № 32 Калининского района
Санкт-Петербурга
Ялинчук Елена Алексеевна
Март
2018г
Цель:
- стимулировать проявление интереса у детей к русской народной культуре.
Задачи:
- дать возможность узнать о том, как встречали весну на Руси;
- создать условия для обобщения и закрепления имеющихся знаний о русской народной культуре;
- актуализировать знания и представления детей о встрече весны на Руси;
- расширять словарный запас детей;
- приобщать детей к русским народным традициям;
- воспитывать желание оказывать помощь друг другу.
Ход занятия:
педагог выводит детей одетых в русские народные костюмы в группу "змейкой", выполняя хороводные фигуры – «улитка», распутывая её разными способами (музыка «Заинька»).
Дети встают на полукруг.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся! Воспитатель показывает пример ( приветствие с поклоном, дети повторяют) Здравствуйте (кланяются).
- А где так здоровались? (раньше на Руси). А почему русские люди здоровались именно поклоном?
Дети высказывают свои предположения (в избе был высокий порог и низкая дверь, поэтому гость, входя в избу не мог пройти по – другому)
-Получается, что гость кланялся, здороваясь с хозяевами дома!
- А зачем был сделан высокий порог и низкая дверь? (чтобы тепло не уходило из избы).
- А ещё было такое правило: приходил гость в избу, но внутрь пройти не мог. Он останавливался около двери в избу и стучал 3 раза, если ему отвечали хозяева, то он мог зайти в избу. А если его 3 стука оставались не отвеченными, то гость уходил.
- Ребята, мы за последнее время очень много узнали, как жили люди на Руси. Давайте нашим гостям проведем экскурсию по русской избе. Хотите стать экскурсоводами? Берите указки и начнём.
Экскурсия
Стихи про избу.
- Русская изба просторна да хороша,
В гости всех приглашает она.
В избе комната одна,
Горницей названа она.
- Действительно, вот она ГОРНИЦА перед вами!
- Один угол русская печь занимала,
Семью от бед оберегала.
- Этот угол печным называли,
Царством женщин считали.
Здесь хозяюшки колыбельку качали,
В тепле старые да малые обитали.
Возле печки дети играли,
На палатях в тепле спали.
-Все увидели палати?
- Второй угол избы
Напротив печи.
Здесь женщины и девицы
На лавках сидели.
Пряли да ткали,
Шили да вышивали.
Всю семью одевали.
-Обратите внимание, какие здесь предметы размещены?
- Третий угол избы,
По диагонали от печи,
Хозяева избы почитали.
Красным углом его называли.
Здесь душа избы обитает,
Всю семью объединяет.
- Гостей в красный угол провожают,
За стол на лавки сажают,
Да хлебом с солью угощают.
- Да, красный угол самый важный и почетный в избе!
- Четвёртый угол – мужской.
Этот угол не простой.
Здесь лавка – коник стоит,
Инструменты хозяина хранит.
Вечерами мужчина на лавке сидит,
Для хозяйства что – то мастерит.
-Почему же лавка коником зовется?
- Не красна изба углами,
А красна – пирогами!
-Понравилась экскурсия нашим гостя? Молодцы!
Педагог обращает внимание детей, что из – под макета избы торчит белый уголок конверта.
- Ребята, посмотрите здесь что – то есть. Давайте достанем и посмотрим что это? (письмо). Интересно, кому оно? Адрес наш: детский сад «Незабудка», подготовительная группа №2 «Светлячки». Отправитель - Весна. Это нам! Тогда давайте прочитаем, что там.
Письмо № 1
- Здравствуйте, ребята!
Зиму вы уже прогнали,
А меня еще не звали.
Я пробудилась ото сна.
Спешу на песен зов!
Весна.
- Вспомните, на каком празднике мы звали Весну и провожали Зиму? ( на Масленице)
- Правильно, ребята. Проводили зиму с почетом. Это был первый праздник, которым встречали весну. На Руси три раза звали Весну! Первый раз на Масленицу.
- Сегодня Весна просит позвать её второй раз , потому что сегодня особый день 22 марта, в этот день звали Весну во второй раз! Я предлагаю вам позвать весну так, как это делали наши предки. В письме задание : «ПОЗОВИТЕ МЕНЯ ЗАКЛИЧКАМИ!» Какие вы знаете заклички о весне?
(дети читают заклички).
- Весна-Красна приходи,
Снег холодный растопи,
Деревья зеленью одень,
Пусть теплее будет день.
Весна, весна красная!
- Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
- Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
-Молодцы! Много закличек знаете!
- Ребята, а подумайте и скажите: чем отличается весна от других времён года? (ответы детей).
Беседа у окна
- Помните, как жарко вам было на прогулке, когда солнце начало пригревать, и как громко и радостно чирикали воробьи, радуясь солнышку. Вы назвали много признаков Весны! А у нас кажется есть еще одно задание от Весны! ( педагог достает из створки окна письмо)
- Весна принесла свои приметы, их нужно угадать.
Д/и «Угадай примету».
- Справились и с этим заданием. Молодцы!
- С приходом Весны, что русские люди начинали делать? ( ответы детей) А зимой они без дела сидели? Нет! ( тоже трудились) Русский народ всегда считался трудолюбивым. Любой работы не боялся. Были разные мастера на Руси, много чего умели делать!
Воспитатель обращает внимание детей на полку с с изделиями народно-прикладного искусства. А вот и еще одно задание от Весны! Весна предлагает вспомнить ремесла!
.Проводится д/и «Ремёсла».
- Вы, молодцы, вспомнили ремёсла людей.
- Тая, расскажи нам закличку!
Ты прийди Весна-Веснянка, выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни, пляски заведем,
Игры разные начнем…
Надо скорее весну звать, праздник праздновать. Закликали весну, песни пели и хороводы водили. И была у людей особенная игра – обряд, которая символизировала таяние снега, когда солнышко уже пригревало землю, снег таял и всюду бежали что? (ручейки). Кто догадался в какую игру тогда играли? («Ручеёк»).
- Становитесь в хоровод, поиграем и мы!
П/и «Ручеёк» (музыка).
- Так и бежит себе ручеёк вперёд и с ним приходит весна.
-Давайте присядем!
- А вы знаете, что этот день выбран для праздника не случайно. Именно день 22 марта называется днем весеннего равноденствия. Почему он так называется? (ответы детей).
- Оказывается, что в именно 22 марта – день и ночь одинаковы по времени.
А что будет происходить с днём и ночью дальше, после 22 марта? (день будет становится длиннее, а ночь – короче).
- У русских людей существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают разные птицы. Считалось, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Мне кажется в группе еще где-то спрятано задание от Весны. Где в группе мы можем узнать о птицах? ( в книжном уголке)
Письмо № 3
И следующее наше задание от Весны – отгадать по голосу птиц (3 конверт).
Игра «Угадай птицу по голосу» (включатся пение трёх птиц: соловья, жаворонка и кукушки.
- Перед вами изображения птиц. Найдите среди птиц жаворонка!
Дети отгадывают иллюстрацию жаворонка .
- Оказывается первая птица, которая несла весну и тепло был Жаворонок.
- Закликали не только саму весну, чтобы она пришла быстрее, но и птичку эту волшебную. Поэтому праздник этот назывался праздником Жаворонка. Какие заклички вы знаете про жаворонка?
Заклички
- Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу. - Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету! - Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
-А какую народную игру вы знаете про эту птицу? ( Жаворонок)
Хотите поиграть?
Подвижная игра «Жаворонки»
- Но, не заканчивался праздник только песнями, хороводами да закличками. Обычай был такой, чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц. Их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
- И мы не будем нарушать обычаи наших предков. А давайте мы с вами тоже вечером сделаем жаворонков ! Ваши мамы уже позаботились о нас и испекли нам жаворонков из теста.
- Предлагаю угостить ими наших гостей .
ИТОГ
-Мы сегодня вспомнили и рассказали как люди жили на Руси, трудились и праздновали встречу Весны.
Вам понравилось? Что больше всего понравилось делать? А мне понравилось, какие вы были активные, дружные, гостеприимные! Спасибо вам! Спасибо и вам гости дорогие, что вы к нам пришли! До свидания!
2 часть совместной деятельности ( во вторую половину дня).
Дети рассаживаются за столы и лепят птиц из солёного теста под пение жаворонка.
Практическая часть.
(Лепка сопровождается звучанием народной мелодии).
Этапы изготовления.
Жаворонок узелком.
- Скатать шарик.
- Раскатать жгутик, толщиной с два пальца, длиной со взрослую ладонь.
- Завязать жгутик обычным узелком, оставив короткие кончики. Верхний конец – головка жаворонка, а нижний хвостик.
- Вылепить на головке клювик, в глазки воткнуть гречневое зерно или горошину чёрного перца. Захлест узелка на спинке напоминает сложенные крылышки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Знакомство с русской народной культурой"
Знакомство детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями на Руси...
Конспект занятия на тему:"Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой).
Конспект занятия на тему: "Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой). Цель: знакомство с русским народным творчеством. Задачи: • систематизировать знания детей о ярмарке, &bul...
Проект "Знакомство с русской народной культурой и традициями"
Проект для детей средней группы...
Конспект занятия «Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»
Образовательные задачи:Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. Способствовать дальнейшему формированию...
старшая группа комплексно-тематический план на неделю на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему " Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"...
Конспект НОД "Знакомство с русской народной культурой"
Конспект НОД по познавательному развитию в саршей группе "Знакомство с русской народной культурой"....
Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе
Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе...