Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Орлова Ольга Анатольевна

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Свойства воды17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности

Тема: «Волшебница-вода»

(средняя группа)

Цель:

совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)

Задачи:

Развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями .

Образовательные: познакомить детей со свойством воды (без цвета, запаха, формы, жидкая)

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему миру через экспериментирование.

Материал и оборудование: стеклянные емкости различной формы и размера, трубочки для питья, камешки, ракушки, мяч.

Ход занятия:       

                                    Собрались все дети в круг,

                              Я твой друг и ты мой друг,

                              Крепко за руки возьмёмся

                              И друг другу улыбнёмся!

Я очень рада видеть вас сегодня, у вас очень хорошее настроение и мы настроены на хорошую работу. А теперь посмотрите, к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся:

(здороваются)                  

В: Присаживайтесь на стульчики. Для того чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии отгадайте загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

                 (вода)

                             (стук в дверь, входит капелька)

В: Дети, посмотрите кто к нам пришёл сегодня в гости?  Кто это?

Д: Капелька

В: Да, дети, это Капелька воды, а посмотрите какая она грустная. Давайте узнаем почему.

Капелька: Здравствуйте, дети. Позвольте представиться: «Я – дочка воды – Капелька.

У меня случилась печальная история, совсем недавно я появилась на свет и совсем ничего о себе не знаю. От этого мне грустно, и я  очень надеюсь  на вашу помощь, ведь я знаю, что дети в детском саду  знают всё и обо всём, правда?

Д: Да

В: Хорошо, что ты к нам пришла. Мы сегодня как раз о воде говорим. Может, и ты нам что-нибудь интересное расскажешь.

Капелька: А я маленькая еще, ничего не знаю…

В: Ну тогда не расстраивайся, наши ребята помогут тебе. Правда, дети? Давайте мы сейчас расскажем Капельке все, что знаем о воде. В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода.  

              (видеоролик о воде)

В: А ты Капелька, внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать!

В: Дети, скажите, капелька из чего состоит?

Д: Из воды.

В: А где же она живёт?

Д: В воде.

В: Молодцы, правильно. Капелька - это часть воды. А где мы можем увидеть воду?

Д: В реке, в море, в кране.

- Как вы думаете, для чего нужна вода человеку?

Д. - Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.

                       (показ слайдов о применении воды)

В. – Верно, дети.

В: Капелька, а  тебе  любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна?

Это мы сейчас узнаем.

Д/И: «Кому нужна вода?»

 На стенде выставлены картинки, поочередно подходят дети и прикрепляют капельку на ту картинку, на которой изображен тот предмет, которому нужна вода.

Картинки: дерево, цветок, люди, животные, птицы, стул, камень и т. д.

В: Да, дети, без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни птицы.

                       (показ слайдов о необходимости воды)

В: Продолжим. Дети, а вы знаете, что вода волшебная? С ней можно проводить различные опыты. Хотите поэкспериментировать с водой?

Д: Да

В: Но прежде чем мы с вами пройдём в лабораторию, необходимо надеть специальную форму – вот эти фартуки и нарукавники. А для чего это нужно сделать? Тогда мы с вами действительно станем настоящими исследователями.

      (Дети надевают фартуки и нарукавники)

Опыт 1

В: Дети, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один из них - пустой, а во второй наполнен водой. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?

Д: Да!

В: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной емкости в другую, потому что вода – это жидкое вещество. Она льется, течет.

В. Правильно, дети. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Отсюда вывод: вода – жидкая, течет.

  (слайд видео «Вода течёт»)

В: А хотите узнать какая вода еще бывает?

Д: Да

Опыт №2

Вода не имеет формы.

В. - В этом опыте вы тоже будете моими помощниками. У вас в одном стакане налита вода, вылейте из него несколько капелек в тарелку.

В: А я налью немного воды на стол. Что произошло с водой? Вода приняла форму того предмета, в который мы ее поместили, в данный момент, она на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода …

Д: принимает форму того сосуда, куда ее перелили.

В: Молодцы, дети, вы действительно всё знаете.

Опыт №3 

Вода прозрачная.

В: Посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном молоко, в другом вода). Определите, в каком стакане вода? (дети показывают). А как вы догадались?

Д: Молоко белого цвета.

В: Молодцы, правильно! Теперь в стакан с водой и в стакан с молоком я опускаю камешки, посмотрите внимательно, виден ли камешек в стакане с водой? А в стакане с молоком? Почему? (ответы детей)

В: Да, камешек в молоке не виден потому , что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода -  прозрачная и любой предмет, который находится в чистой воде, мы сможем увидеть.

В: Отсюда вывод: вода …(прозрачная)

В: А сейчас давайте отдохнем. Физкультминутка  «Дождь»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово).

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем (соединить руки над головой).

В: Молодцы, капельки, путешествовали, а прохожим за воротник не попали. Дети, а хотите посмотреть, как капелька путешествует. Отправляемся в путешествие!

  (показ анимационного фильма «Путешествие капелек»

Вопросы по мультфильму:

1. Про что мы смотрели в м/ф?

2.  Где можно встретить капельку?                      

И в заключении я предлагаю вам игру «Вопрос и ответ».

В. Дети, я буду вам бросать мяч и задавать вопросы, а вы - отвечать на них и перебрасывать мяч обратно.

- О чём мы сегодня говорили? (о воде)

- Вода льется, течет? (да)

- Если вода льется, течет, какая она? (жидкая)

- Вода имеет форму? (нет)

- Если в воду положить сахар, какая будет вода? (сладкая)

- Если в воде мы видим предметы, то какая она? (прозрачная)

- Какая еще бывает вода? (чистая, холодная и т. д.)

В. Молодцы, дети! Вы были внимательны, с интересом слушали, хорошо отвечали, замечательно играли. Сегодня вечером дома поиграйте в эту игру с родителями и расскажите им, что вы нового узнали о воде.

- И я еще раз вам хочу напомнить, что вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям.

   Послушайте стихотворение С.Погореловского «Жалобы капель»

Родник иссяк, ручей ослаб

А мы из крана кап-кап-кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте люди воду зря-зря-зря,

А то пройдёт немного лет,

И нет водицы- нет-нет-нет.

  Так что же мы должны с вами делать, чтобы уберечь воду? Что в наших силах? (ответы детей)

  Правильно, нужно всегда плотно закрывать кран, когда закончишь пользоваться водой.

Когда чистишь зубы, не держи всё время открытым кран.

   А теперь, мои маленькие учёные,  пора возвращаться из волшебной лаборатории в  наш любимый детский сад.

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»

Программное содержание:                                                   ...