Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию "Что мы знаем о космосе?" в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пономарева Ольга Николаевна

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Что мы знаем о космосе?" в старшей логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи»

№ 41 «Лесная сказка»

План –конспект

итогового занятия в старшей логопедической группе

на тему «Что мы знаем о космосе?»

Провели:

учитель-логопед

Косенко Надежда Владимировна,

воспитатель

Пономарёва Ольга Николаевна

Нижнекамск, Татарстан

2016 год.

Возрастная группа: старшая логопедическая

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитее

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Форма проведения: интегрированное занятие

Цель: активизация знаний по лексической теме «Космос»

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать). Совершенствование навыка чтения. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений. Совершенствование навыка «печатания».

Оборудование. Магнитная доска, ноутбук, видеозаписи вопросов, аудио записи вопросов,

Методы и приемы: словесные (беседа, пояснения), наглядные (демонстрация объектов), практические (выполнение заданий).

Наглядные средства обучения:

 Демонстрационный материал: видеозаписи вопросы, касса буков

Раздаточный материал: Игра «Собери ракету», игра «Проложи маршрут», игра «Посади ракету», кассы букв, фишки для звукового анализа

Использование проектора, экрана, ноутбука.

Организация детей:   сидя за столами.

вводная часть

1

основная часть

2,3,4,5

7,8

9,10

заключительная часть

11

Словарная работа: космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения Ольги Берггольц «Полет», работа над общими речевыми навыками,

Структура:

Вводная часть:

  1. Организационный момент-

Основная часть:

  1. Интеллектуальная разминка-
  2. Упражнение « Построй ракету»-
  3. Упражнение «Обратный счёт»
  4. Прослушивание аудио записи запуска ракеты
  5. Игра «Разгадай шифровку»-
  6. Подвижная игра «Расставь планеты»-
  7. Упражнение «Составь предложение» -
  8. Упражнение «Проложи путь»
  9. Упражнение «Посади ракету»
  10. Прослушивание аудиозаписи песни «Трава у дома»
  11. Заключительная часть:
  12. Подведение итогов занятия-

Вручение подарков.

Ход занятия

  1. Организационный момент. (Объявление темы занятия)

Дети входят в группу, родители сидят в группе. На местах зрителей.

Педагог: Ребята, вы сегодня пришли на телепередачу «Что мы знаем о космосе?» наша передача посвящена дню космонавтики. По этой же теме у нас очень много писем и вопросов от телезрителей.

Передачу ведут: логопед группы Косенко Н.В. и воспитатель группы Пономарёва О.Н.

  1. Интеллектуальная разминка. (активизировать знания по теме «Космос»)

Родители зачитывают приготовленные заранее вопросы, дети дают краткие ответы.

 - Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин).

- Вокруг какой планеты облетел Ю. Гагарин? (Земля).

- Когда отмечают День космонавтики? (12 апреля.)

- Как называется площадка, с которой взлетает в космос ракета? (Космодром).

- В какой прибор можно наблюдать звездное небо? (В телескоп).

- Как называется звезда, согревающая планету Земля? (Солнце).

- Как называется путь, по которому проходят планеты? (Орбита).

- Как называют исследователей космоса? (Космонавты.)

- Во что одеты космонавты в космосе? (В скафандр.)

- Что могут построить космонавты в космосе? (Космическую станцию).

- Как называется окно в космической станции? (Иллюминатор).

- Кушают ли космонавты из тарелок в космосе? (Нет. У космонавтов еда в тюбиках.)

- Умываются ли космонавты в космосе? (Водой не умываются. Пользуются специальным средством.)

- Спят ли космонавты в кроватях в космической станции? (Нет. Спят в креслах, пристегнутые ремнями.)

- Как называется состояние, когда не чувствуешь веса? (Невесомость.)

- Знают ли дети стихи о космосе?

Один ребенок рассказывает стихотворение Ольги Берггольц «Полет».

Утро. Больше половины века.
Над землёй – притихший звёздный кров.
К звёздам отправляют человека.
Человек вернулся. Жив-здоров.

Мы глядим, робея. Неужели
Он – как мы, а мы – под стать ему?
Неужели ж это мы летели.
Сквозь десятки зорь, и стран, и тьму?

И сегодня за чертой вселенской
Побывал, вернувшись на ночлег,
На родную Землю, наш смоленский,
Наш родной, наш звездный человек.

Педагог: Спасибо за ответы.

  1. Упражнение «Построй ракету» (развитие мелкой моторики, закрепить знание геометрических фигур)

Педагог: Ребята, к нам пришло видео-письмо. Сейчас я покажу вам его.

Дети просматривают видео, где задается вопрос «Умеют ли дети строить ракету?»

Педагог: Предлагаю вам побывать в роли конструктора ракеты и построить её из геометрических фигур за определенное время.

Дети на листе бумаги выкладывают из геометрических фигур ракету по замыслу.

Педагог. Какие фигуры ты использовал, Артём? Сколько всего фигур ты использовал, Илья? Сколько треугольников у Дианы? Сколько квадратов у Самата?

  1. Упражнение «Обратный отсчет» (упражнять в согласовании существительного и числительного, обратном счёте)

Педагог: К нам поступил телефонный звонок.

Дети прослушивают запись телефонного звонка: «Какой отсчёт идёт при запуске ракеты: прямой или обратный? Знакомы ли вы с этим счётом?»

Дети: Обратный.

Педагог: Отсчитаем обратным счётом от 10 до 1запуск ракеты. Считаем секунды до запуска.

Дети: Десять секунд, девять секунд, восемь секунд, и т.д.

  1. Прослушивание аудиозаписи. (воспитывать слуховое внимание)

Педагог: А сейчас послушайте подлинную запись запуска ракеты, как это бывает в действительности.

Дети прослушивают запись.

  1. Игра «Разгадай шифровку» (развивать логическое мышление, навык печатания, чтения, звукобуквенного анализа).

Ведущий. К нам поступило письмо с заданием. Попробуйте побыть в роли исследователей космоса и разгадать секретную шифровку. Разложите буквы по порядковому счёту. Выполните звуковой анализ слова.

Дети выкладывают буквами кассы слово КОСМОС и выполняют анализ. Педагог оказывает необходимую помощь, проверяет выполнение задания.

Ведущий. Какое слово получилось? Назовите звуки и дайте устную характеристику? Сколько слогов в слове? Ну, вот все справились с трудным заданием. Молодцы!

  1. Подвижная игра «Расставь планеты» (развивать умение согласовывать свои движения с текстом).

Педагог: Вспомним физминутку «Расставь планеты». Нам пришло время немного размяться.

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз- Меркурий,

 Два- Венера,

Три- Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть- Сатурн,

Семь- Уран,

За ним – Нептун.

  1. Упражнение «Составь предложение» (развивать связную речь, умение составлять предложение с данными словами)

Ведущий: А знаете ли вы, дети, чем занимаются космонавты в космосе в свободное время? Они тоже, как и мы, любят разгадывать кроссворды или загадки. Вот я вам приготовила задание «Составь предложение с данными словами».  Составьте каждый по предложению, чтобы провести время с пользой.

Ведущий предлагает следующие пары слов:

- космонавт, ракета;

- космонавт, иллюминатор;

- космонавт, орбитальная станция;

- ракета, космодром;

- космонавт, скафандр;

- ракета, орбита Земли;

- спутник, Земля;

- космонавты, опыты;

9.  Упражнение «Проложи путь» (упражнять в ориентировку на листе бумаги)

Ведущий: К нам поступило письмо с вопросом: А как космонавты ориентируются, куда им направлять космическую станцию?

Дети: У них есть карты.

Ведущий: Действительно на карте отмечен маршрут, которому  пилоты должны следовать. Попробуем тоже проложить маршрут ракеты. Я вам диктую, а вы отмечайте каждый на своей карте.

 Дети выполняют задание, педагог проверяет правильность выполнения.

  1. Упражнение «Посади ракету» (развивать слуховое внимание, ориентировку на листе бумаги, знание геометрических фигур).

Ведущий: К нам поступило письмо с вопросом: «Как космонавты управляют ракетой?»

Дети. Через пульт управления.

Ведущий. Вот попробуем посадить наш космический корабль на космодром, управляя пультом управления.

Педагог называет действия с геометрическими фигурами, дети выполняют. После выполнения проверяет правильность выполнения.

Ведущий: все посадили свои ракеты на космодром, выполнили трудное задание. Молодцы!

  1. Прослушивание аудиозаписи песни «Трава у дома» (развивать слуховое внимание).

Ведущий: Наши ракеты успешно приземлились. Послушайте, какую песню написал о полетах космонавтов поэт Анатолий Поперечный и музыкант Владимир Мигуля.

Звучит фрагмент аудио записи песни «Трава у дома».

  1. Итог занятия.

Ведущий: Ну, вот мы сегодня в нашей студии смогли ответить на много вопросов по теме космоса. Сложно ли вам было, ребята?

А как вы скажете о работе космонавтов? Какая она?

Дети: Сложная, трудная, опасная, интересная, нужная.

Ведущий: Совершенно верно. Очень рада, что вы справились со всеми заданиями легко и быстро. Наша передача заканчивается, и на память я дарим вам эти раскраски. Давайте сделаем общее фото с телезрителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «В гостях у Золушки»

Направление: Речевое развитие Тема занятия: «Звук Л». Лексическая тема: «В гостях у Золушки». Занятие проводится  с детьми старшей логопедической группы с ф...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей логопедической группы с ОНР Тема «Овощи»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Коммуникация»для детей  старшей  логопедической группы с ОНР Тема «Овощи»...

Конспект организованной образовательной деятельности в области социально - коммуникативного развития по основам безопасности с детьми старшей логопедической группы Тема: "Дорожные знаки"

Формировать знания детей от дорожных знаках и их назначении.Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей, культуру поведения на улице и в транспорте....

Конспект интегрированного занятия (социально - коммуникативное развитие) на тему «Пока все дома» (старшая группа)

В нашем современном мире мало кто из родителей и детей знает свою родословную. А ведь история семьи занимает значительное место в жизни человека. Ведь многие семейные праздники или традиции ...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию "Когда мои друзья со мной" в средней группе

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию "Когда мои друзья со мной" в средней группе...