"Планета Земля - наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шегурова Елена Анатольевна

Конспект занятия в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30.04.19-5.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

– Учить знать и называть  планеты Солнечной Системы, подвести к пониманию того, что планета Земля – это огромный шар, на котором есть жизнь; учить конструировать березу из бумаги.

 Закрепить представления о планете Земля, расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы – вода, свет, воздух. Закрепить знания  детей о животном мире  нашей планеты Земля; о том, в какой части суши живут разнообразные животные; развивать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за охрану животного мира на всей Земле; развивать речь.

 -Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; творческие способности детей.

 Воспитывать чувство гордости за свою планету, не сорить, не разрушать и не загрязнять ее, беречь природу.

Материал:  Проектор, слайды, мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи,  символы (солнце, воздух, вода),  карточки «Береги живое». Схемы, вырезанные фигурки животных.

Предварительная работа: знакомство детей с глобусом и картой, рассматривание тематических иллюстраций, чтение сказок народов мира; подготовка материалов и оборудования;  рассматривание картин о животных, чтение рассказов, стихов из книг Шорыгиной Т.А. «Птицы. Какие они?», «Какие звери в лесу?», «Насекомые. Какие они?».

Словарная работа: глобус, планета Земля, суша, живая – неживая природа, материки, океаны, полюса.

Ход занятия

Слайд 1 «Планета Земля наш общий дом»

В: - Давайте улыбнемся и поприветствуем наших гостей!

В: - Сегодня я предлагаю вам отправиться в полет вокруг Земли. Вы согласны?

В: - Как называется профессия тех людей, которые покоряют космос? (космонавт)

В: - А, кто был первым космонавтом? (Ю.Гагарин)  Слайд 2- « Ю.А. Гагарин»

В: - На чем можно отправиться в полет в космос? (на ракете)

В: - Как называется то место, откуда взлетают ракеты? (космодром)

В: - Молодцы! И так, нам пора отправляться! Представим, что мы на космодроме. Слайд 3 «Взлет космического корабля»

Музыкальная физкультминутка «Я - ракета» (повторить 2 раза)

Я ракета,

Я-я ракета!

Полетела в космос! – 2р.

Раз - стыковка,

Два – стыковка!

А вокруг планеты: солнце и луна!-2р.

Дети присели на стулья.

Слайд 4 «Планета»

Слайд 5: «Вид Земли из космоса»

В: - Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды Слайд 6 – видео «Земля вращается вокруг Солнца».

Оборот вокруг солнца она делает за 365 дней, т.е. за год. За этот промежуток времени происходит смена времен года.

- Какие времена года вы знаете?

В: - И одновременно, Земля вращается вокруг своей оси Слайд 7«Вращение Земли вокруг своей оси», и делает она это за 24 часа, т.е. сутки. Какие вы знаете части суток?

В: -Если мы с вами посмотрим на Солнечную систему (Слайд 8- «Солнечная система»),  то увидим, что все планеты вращаются вокруг Солнца, как и Земля. Но только планета Земля имеет свой спутник, который постоянно вращается вокруг нее. Кто скажет, как называется спутник Земли? (Луна)

В: -Мы с вами многое увидели из космоса а, теперь нам пора возвращаться.

Слайд 9 «Возвращение на Землю»

Физкультминутка «Возвращение» с музыкой

К возвращению на Землю приготовиться!

Есть приготовиться! (выставляют большой палец)

Надеть скафандры!

Есть надеть скафандры! (делают вид, что надевают на голову шлем)

Пристегнуть ремни!

Есть пристегнуть ремни! (хлопают в ладоши)

Включить контакт!

Есть  контакт! (прикасаются указательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)

Ключ на старт!

Есть ключ на старт! (правую руку вверх)

Включить моторы!

Есть включить моторы! (вращательные движения руками перед грудью)

Р-р-р-р-р-р-р-р!

Начать отсчет времени! (все вместе считают 5-4-3-2-1)

Пуск!

У-у-у-у-у-у-у!

- Ну, вот мы с вами и дома на планете Земля! Слайд 10 «Природа»

Слайд 11  «Появление  Лунтика на экране»

- «Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Меня зовут Лунтик. Не удивляйтесь, я украдкой прилетел с вами из космоса. Я невольно подслушал ваш разговор, и мне  так сильно захотелось побывать на вашей прекрасной  планете Земля и узнать о ней больше. Расскажите?»

В: -Ну, что, ребята, расскажем  Лунтику про нашу планету?

   1 ребенок:

Ты можешь удивиться, узнав,

 Земля  - наш общий дом!

Живут в нем звери, птицы,

И мы с тобой живем.

    2 ребенок:

Земля - наш дом огромный

В нем много этажей

Для жителей подводных

 И для лесных ужей.

    3 ребенок:

Для всех квартир хватило:

Для буйволов и коз.

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

    4 ребенок:  

Земля - наш дом огромный,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть, то ведь не в том.

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей

 Об этом наша речь!

Слайд 12 «Глобус»

Воспитатель показывает глобус.

В: - Ребята, а вы знаете, что такое глобус?

- Глобус - это уменьшенная модель Земли.

В: - Посмотрите внимательно на глобус, скажите какого он цвета? (высказывания детей, т.е. разноцветный). Голубой цвет на глобусе – вода, а все остальное – суша (горы, пустыни, леса). Большие участки суши  на голубом фоне  –  это материки (Евразия, Австралия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида).

 

В: -Для кого Земля является домом? (на земле  живут не только люди, но и растения, насекомые, птицы, рыбы и животные).

С-13: Лунтик

В: - Знаешь, Лунтик,  на планете Земля есть живая и неживая природа.

С-13: Лунтик

- «Очень хотел бы узнать об этом».

 В: - Давайте, ребята, мы поиграем в игру «Живая и неживая природа» и заодно расскажем Лунтику, что такое живая и неживая природа.

Игра «Живая и неживая природа».

 Дети встают в круг и передают друг другу символы живой и неживой природы, называя соответствующие объекты. Сначала  они называют предметы живой  природы (птицы, растения, рыбы и т.д.)

Слайд14-«Живая природа».

 Затем, неживой (небо, земля, камни и т.д.)

Слайд 15 «Неживая природа».

В: - Молодцы! Ребята, еще мне хочется напомнить вам и рассказать Лунтику (он на экране – Cлайд 16) о том, что деревья и другие зеленые растения являются легкими нашей планеты, т.е. органом дыхания.

- Почему, кто знает? (потому, что растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни на Земле)

В: - На нашей планете много лесов. Вы были когда-нибудь в лесу?

- Вы помните, какой там свежий, чистый воздух! Хочется дышать и дышать!

 Слайд 16 – Лунтик «А что такое лес?»

Слайд 17– Лес, пенье птиц

- Лес — это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Лес – это огромная дружная семья растений и животных. Лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли.

Слайд 18 – Лунтик  «Ух, ты,  как интересно! А какие деревья растут в лесу?»

Дети называют: береза, ель, сосна, дуб, клен, осина и т.д.

В: - Ребята, а если в лесу растут ели и сосны, как тогда будет такой лес называться?

В: -  Почему? (потому, что у елей и сосен игловидные листья -  хвоинки)

В: - Какие еще, вы, знаете хвойные деревья?  ( пихта, можжевельник, кедр, кипарис, лиственница, туя)

  Слайд 19 «Хвойные деревья»

В: - А, если в лесу растут только деревья с листьями, как такой лес называется?

В: - Назовите их… (дуб, береза, липа, осина, клен, ольха)

 Слайд 20 «Лиственные  деревья»

В: -А если, в лесу растут и хвойные и лиственные деревья, то этот лес называется… (смешанный)

  Слайд 21 «Смешанный лес»

-Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны знать, как надо вести себя в лесу. Сейчас мы поиграем и познакомим нашего гостя с правилами поведения на природе.

Слайд 22 «Цветок»

Игра «Мудрый  цветок»

В: - Цветок этот непростой, много в нем заданий. Лепесток один бери, правило нам говори!

1. Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.

2. Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

4. Не рвать большие букеты цветов, особенно тех, которые занесены в «Красную книгу».

5. Не разжигать костры, беречь лес от пожаров и т.д.

Слайд 23  Лунтик

- Спасибо, ребята. Очень интересно, теперь я буду знать как себя вести на природе.

-Скажите, а  можно ли нанести вред природе, если не соблюдать эти правила? И кто это может сделать?

Д: - Погубить природу могут люди. Люди загрязняют реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух, водоемы и т.д.

Слайд 24 Лунтик

-Ребята, а кто еще живет на вашей планете?

Д: - Животные.

В: - Вся территория нашей планеты заселена животными.   И сейчас мы  будем играть, а ты, Лунтик, внимательно слушай и запоминай, какие животные живут на нашей планете.

Игра «Рассели животных»

В: - Вы будете работать в парах. У каждой пары будет большая карточка с фоновым рисунком, на котором изображена та или иная зона обитания животных.

Из множества картинок, вы  выбираете тех животных, которые обитают в зоне, изображенной на вашем рисунке. После того как вы справитесь с заданием, вы должны объяснить свой выбор.

- Где могут жить домашние животные? (там, где живёт человек).

Слайд 25 «Домашние животные»

 - Животные, которые живут в наших лесах ( медведь, лиса и т.д.).

Слайд 26 «Дикие животные»

- Животные Крайнего Севера:

северный - белый медведь, тюлень, морж, полярная лисица;

южный – пингвины, морские котики, киты, альбатрос  и т.д.

Слайд 27 «Животные Крайнего Севера»

- Животные жарких стран (дети выбирают жирафа, бегемота и т.д.)

 Слайд 28 «Животные жарких стран»

Слайд 29 Лунтик

- Спасибо, ребята, я запомнил почти всех животных.

В: - А вот, мы сейчас и проверим, как ты все понял! Мы для тебя придумали задание. Ну, что справишься!?

Слайд 30  Лунтик «Попробую!»

Игра «Хитрая картинка»

В: - На экране появится схема – мнемотаблица, а ты, Лунтик, должен отгадать, к какому животному это можно отнести и объяснить почему. Ну, а если ты вдруг не справишься, не переживай, ребята тебе помогут!

Во время игры Лунтик с заданиями не справляется, ему помогают с ответами дети.

Слайды 31-38

перо

клюв

крылья

две ноги

С-32 Лунтик « Я не знаю

В: Ребята, помогайте!

Д: - Птицы

Слайд 33

туловище

чешуя

плавники

хвост

Слайд 34 Лунтик  «Может крокодил?»

Д: - Рыба

Слайд 35

клыки

шерсть

туловище

четыре ноги

Слайд 36 Лунтик «Я просто не помню как называется…»

Слайд 37

хоботок

крылья

туловище

шесть ног

Слайд 38 Лунтик «Дайте подумать…»

Д: - Насекомые

В: - Все молодцы! Вы справились!

Каждый человек может проявить заботу о любом животном: не навредить ему, не разорить, не лишить животных их дома, может подкармливать их, оказывать помощь попавшим в беду, раненым животным. А, что еще нужно помнить для того, чтобы и животным и нам с вами хорошо жилось на планете Земля? Мы с вами сегодня об этом уже  говорили (беречь природу).

Слайд 39 Лунтик

- Молодцы! Ребята, мне очень понравилось на планете Земля. И с вами мне было очень интересно, но мне пора возвращаться, меня дома ждут. Я очень хочу, чтобы вы мне подарили что-нибудь на память  о вас, и о вашей планете.  

В: - Ребята, я хотела к сегодняшнему занятию приготовить для вас вот такое панно, но не успела доделать. Здесь изображено восточное полушарие, а на нем материки – Африка, Евразия, Австралия, Антарктида. Вы можете спросить, почему восточное полушарие, а не западное. Да потому, что мы с вами живем на материке Евразия, а он находится в восточном полушарии. Со стороны Африки я приклеила пальмы и животных, живущих в жарких странах. А также «расселила» животных, живущих в других климатических зонах. Например, кенгуру – в Австралии, пингвин в Антарктиде и т.д. А вот, ребята, со стороны Евразии, где «гуляет» бурый медведь, волк, лиса  мне  хотелось бы приклеить березки. А сверху стоят мама, папа и ребенок, т.е. семья. Как вы думаете, почему я здесь разместила людей? (это напоминалочка о том, что люди должны беречь природу, бережно относиться к животным и растениям и тогда наша планета будет еще очень долго оставаться  такой же  прекрасной и богатой как сейчас).

Давайте,  мы с вами вместе дополним это панно. Сделаем березки и подарим Лунтику, а для себя мы сделаем еще.

Слайд 40 «Березы»

Пальчиковая гимнастика

Березка

Березка быстро получается,

Если пальчики расцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи. (Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и распускаются, растопырив пальцы в стороны. Получается березка.)

Слайд 40 «Березы»

Продуктивная деятельность (звучит музыка)

Дети делают объемные деревья из бумаги и приклеивают их  по краю панно.

Сделав панно, отправляем его с курьером.

Итог: - Можем ли мы сказать, что Земля - наш общий дом?

- Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных и  растений?

- Конечно, нет. Почему? (потому, что от растительного и животного мира человек получает пищу для жизни)

- Верно. Скажите, а что еще жизненно необходимо не только для человека, но и для роста и жизни растений и животных? (воздух, вода, свет, тепло)

 - Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

Слайд 41 «Лунтик и панно»

-Ребята, посмотрите, курьер уже доставил наше панно Лунтику.

А мы с вами давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

Слайд 42 Лунтик

«Ребята, я получил ваш подарок. Спасибо вам большое!  Я тоже приготовил для вас сюрприз. Он находится в коробочке, которую утром в детский сад принес курьер и спрятал ее куда- то. Найдете, будет ваша. Удачи! До свидания!»

Дети находят коробочку с медалями, на которых изображен Лунтик.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волчкова В.Н. «Экология» - Воронеж  ТЦ «Учитель», 2006.
  2. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?»- Москва  издательство «Гном и Д»,2003.
  3. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?» - Москва  издательство «Гном и Д»,2003.
  4. Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?»- Москва  издательство «Гном и Д»,2003.
  5. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в доу» - Волгоград издательство «Учитель», 2006 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планета Земля – наш общий дом

уточнить представления о Солнечной системе, рассказать об уникальности Земли (на Земле есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, тепло); Земля – это дом для всех людей, которой нужно любить, не ра...

"Планета Земля - наш общий дом"

экологический праздник...

"Планета Земля - наш общий дом"

экологический праздник...

Планета Земля- наш общий дом!

«Планета Земля – наш общий дом»Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой граттаж.Задачи: уточнить знания о космосе (планетах Солнечной системы, нашей планете Земля, современных летательн...

Конспект КВН «Планета Земля – наш общий дом»

Итоговое интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы в форме КВН (соревнования двух команд)....

Конспкт НОД по экологии на тему: "Планета Земля наш общий дом"

Данный материал позволит вам систематизировать знания детей о живой и не живой природе. Побудит ваших воспитанников беречь природу...