МДОУ д/с 9 Петайкина Н.И. конспект НОД "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Петайкина Наталья Ивановна

конспект НОД "Свойства воды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  лого 1.jpg

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД       ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «КОСМОС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЮБЕРЦЫ

Адрес: 140000, г. Люберцы,

3 почтовое отделение, дом 50Б

www.kosmos9.ru

Тел:8 (495) 744-05-17

e-mail:nzinovieva@yandex.ru

Конспект НОД

Тема: «Свойства воды»

для детей старшей группы

Составил и апробировал: воспитатель

Петайкина Н. И.

Люберцы, 2018

Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи: уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д.); формировать у детей познавательный интерес к природе; закрепить знания о круговороте воды в природе; познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. Развивать речь, мышление, любознательность;  Формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

Оборудование: Стакан с водой, емкость с солью, емкость с сахаром, емкость с мукой, емкость с подсолнечным маслом, стакан с молоком, ложечки, трубочки для коктейля, акварельная краска, кубик, шарик. Показ иллюстраций на интерактивной доске – водоемы, использование воды, глобус, запись шума воды. На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы,  краски , баночки пластиковые, кисточки.

Ход работы.

Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

В морях и реках обитает,

но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

на землю падает опять (вода).

Воспитанники: (Вода)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде (звучит шум воды). Я слышу какие-то звуки. Что это за звуки?

Воспитанники:  (шум воды)

Воспитатель: читает стихотворение «Вы слыхали о воде? ». 

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Речевая игра «Вода – это… »

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры

Воспитатель: Где встречается вода в природе? (показ иллюстраций)

Воспитанники: (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах).

Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.

Воспитанники: (рассматривание глобуса, соотношение воды и суши)

Воспитатель:  А кому нужна вода?

Воспитанники: (насекомым, животным, человеку)

Воспитатель: Как человек использует воду? (показ иллюстраций)

Воспитанники: (ответы воспитанников)

Воспитатель: Ребята, вы хотите больше узнать о воде? Я приглашаю вас отправиться в космическую лабораторию. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования. Вода обладает различными свойствами.

Опыт №1

«У воды нет запаха».

Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?

Воспитанники: (вода).

Воспитатель: А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода?

Воспитанники: (ответы детей).

Воспитатель: Давайте понюхаем ее. Она пахнет?

Воспитанники: (нет)

Воспитатель: Вывод: Правильно, вода не имеет запаха. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет запаха.

Опыт №2

«Своего вкуса у воды нет».

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

Воспитанники: (ответы детей)

Воспитатель: А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

Воспитанники: (солёная).

Воспитатель:  А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

Воспитанники: (сладкая)

Воспитатель: Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы определили? Воспитанники: (попробовали на вкус).

Воспитатель: давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают».

Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют.

(Дети стоят с закрытыми глазами).

А теперь мы их откроем, Через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем,

 (Движения глаз в соответствии с текстом).

Заниматься вновь начнем.

Опыт №3

«Вода – растворитель»

Воспитатель: Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет?

Воспитанники: (ответы детей).

Воспитатель: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?

Воспитанники: (ответы детей)

Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.

Воспитанники: (Дети выполняют это задание.) 

Воспитатель: Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде?

Воспитанники:  (ответы детей)

Воспитатель: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?

Воспитанники: (ответы детей)

Воспитатель: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

Воспитанники: (ответы детей)

Воспитатель: Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что вода - растворитель.

Опыт №4,5

«Вода прозрачная»

«краска распределяется равномерно, если ее перемешать)

Воспитатель: Какого цвета вода? Возьмем один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему?

Воспитанники: (ответы детей)

Воспитатель: В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать?

Воспитанники: (значит, вода прозрачная)

Воспитатель: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. возьмем кисточку с красной краской и капнем каплю краски в один стакан с водой. Краска распределилась равномерно?

Воспитанники: (нет)

Воспитатель: А теперь во второй стакан с водой капнем синюю краску и размешаем. Краска распределилась равномерно?

Воспитанники: (да)

Воспитатель:  Смотрим через нее на трубочку, она не видна. Вывод: вода прозрачная жидкость.

Опыт №6

«Какой формы вода?»

Воспитатель: На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы? Воспитанники: (ответы детей).

Воспитатель: А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит?

Воспитанники: (вода принимает форму, в которую её переливают). Воспитатель: Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Итог занятия

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось быть исследователями?

Воспитанники: (ответы детей)

Воспитатель: К сожалению, нам пора возвращаться в нашу группу. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды?

Воспитанники: (Ответы  детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы" Конспект организованной образовательной деятельности по защите права человека и их содержания "Мои права" подготовительной группы .Воспитатель : Расулева Н. Г.

МДОУ «Детский сад «Малышок » ст. Тарханы » Конспект организационно образовательной деятельности «Мои права » подготовительная группа . Воспитатель : Расулева Н. Г.Программное содержание: Познакомить д...

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......