"мой любимый город- санкт-петербург"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ(  подготовительная группа)

                        «Мой любимый город - Санкт-Петербург»

     Цель: знакомство детей с историей возникновения и основными достопримечательностями города Санкт- Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_sankt-peterburg.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

                 оо «познавательное развитие»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ(  подготовительная группа)

                        «Мой любимый город - Санкт-Петербург»

     Цель: знакомство детей с историей возникновения и основными достопримечательностями города Санкт- Петербурга

    Задачи:

1.        Дать  первоначальные  представления   истории  возникновения  и  

развития Санкт- Петербурга.

2.        Познакомить детей с  основными архитектурными сооружениями  и памятниками  города, показать их красоту и неповторимость, используя иллюстративный материал и поэтическое описание.

3.        Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за страну и желание интересоваться историей первых городов России.

Предварительная работа:

1.        Рассматривание основных символов города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области.

2.        Знакомство с местоположением города  Санкт-Петербурга  и  Ленинградской области (вдоль берегов Балтийского моря).

3.        Выборочное чтение книги  «Бабочка над заливом»  Т.А. Кудрявцевой.

Материал:

1.        Подбор иллюстративного материала к теме.

2.        Карта Ленинградской области.

Вводная часть:

                   Педагог обращает внимание на конверт с письмом.

Ребята, сегодня  утром  в  наш детский сад пришло письмо. На конверте написано «детям подготовительной группы». Значит это нам! Давайте прочтем.

«Здравствуйте ребята, меня зовут Петя, то есть Петр. Мне почти 7 лет. Я хожу в подготовительную группу детского сада в городе Санкт-Петербурге. Мой  город очень красивый и мы с мамой любим гулять по нему. Я знаю, что рядом с моим городом есть большая и тоже красивая Ленинградская область, где вы живете. А если Петербург и Ленинградская область находятся рядом, значит  мы – соседи. Добрые соседи всегда знакомятся друг с другом и ходят друг к другу в гости. Вот и я решил пригласить вас в мой любимый город. Приезжайте!»

Ну, что ребята поедем? (ответы детей). Только сначала надо посмотреть на чем можно добраться.

Дети рассматривают карту, размышляют  о выборе транспорта: машина, автобус, электричка, катер или на корабле по Неве.

 Основная часть:

Ребята, но мне кажется, что родители вас одних не отпустят. Что же делать? Подождите, мы письмо не дочитали:

 «Ребята, если приехать не сможете, то посмотрите мое путешествие по Петербургу на видеоматериале.  Я его для вас приготовил. Ваш друг  Петр»

Давайте-ка, ребята, посмотрим?

«Ребята, если вы отправились по реке, знайте, река Нева у вас в Ленинградской области  начинается (вытекает из Ладожского озера),  а у нас  в Петербурге она впадает в Балтийское  море. Но добегает до моря она  не одна,  разделяется на много речек –сестричек и все бегут к морю: Большая Нева, Малая Нева, Фонтанка, Мойка.

 Посмотрите, какой красивый  город!   А всего 300 лет назад его вообще не было. У вас в Ленинградской  области были города, крепости, а здесь – на берегу Балтийского моря только лес и болота. Сюда по морю приходили вражеские корабли, но я знаю что около Ладожского озера  их встречала ваша крепость на Неве (Орешек). И тогда царь Петр 1 решил, что все наши земли должна защитить еще одна крепость на Неве.

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслась…

       И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу».

 И выбрал он подходящий для крепости остров  Заячий. Мы в детском саду  в такую игру играли.

Педагог предлагает  поиграть в подвижную игру «По болоту Петр шел» Водящий находится в середине круга, а дети идут по кругу, со словами:

«По болоту Петр шел

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

«Петр» - ребенок:

Я по острову пойду,

Шевельнется кто- найду.

Дети –замирают.

 «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.

«Петр»:  зайцы пушек испугались, по кустам все разбежались».

(Дети убегают на места).

На острове построили крепость, а внутри собор с высоким шпилем, а назвали ее Петропавловской, в честь святых Петра и Павла.    На ее высоком золотом шпиле -ангел с крыльями, это – флюгер.   Когда дует сильный ветер над Невой – он на шпиле поворачивается и мне кажется, что он летит.

«Раздумал, видно, ангел улететь –

И вот застыл, пространство не осиля.

Ему на город весело глядеть

С вершины Петропавловского шпиля.

Под ним течет красавица Нева,

И волны омывают пляж знакомый.

А в невских водах - неба синева.

Здесь всё своё.

Он в Петербурге - дома! » ( Е.Ефимовский)

 Ребята, а чем  похожи эти крепости? (Обе на Неве, обе на островах: Орешек на Ореховом острове, а Петропавловская  – на Заячьем). Крепость Орешек все время воевала, а Петропавловская так напугала врагов, что не решались они на нее нападать. Но пушки в крепости все равно были наготове. Они и без войны помогали. Тогда у людей часов  не было.  Выстрелит пушка – значит на работу пора, несколько раз выстрелит – значит где-то пожар. Пушка и сейчас на крепостной стене стоит и ровно в полдень (хотя часы у всех есть) стреляет – теперь это традиция.  Слышите?

«Стреляет в полдень пушка,  скрывается в дыму,

Когда стреляет пушка,  не страшно никому.

Шумит волна речная  у крепостной стены,

А пушка ведь ручная –   она не для войны »   (С.Скаченков)

Надежная крепость получилась, стены толстые. Я в ворота проходил – посчитал шаги – 30 получилось!  Если умеете считать, то, сами посмотрите: какая толщина! »

Педагог предлагает детям:

 Ребята, а давайте тоже посчитаем шаги.

Дети идут по группе, отсчитывая 30 шагов.

Представляете, какой толщины стены?

«Сейчас эти стены деньги защищают. Здесь в Петропавловской крепости работает завод – Монетный двор, в нем деньги выпускают. Значит ребята у ваших родителей в кошельках тоже деньги с Монетного двора в Петропавловкой крепости. Хорошая у нас крепость - мирная.  

 А напротив крепости велел Петр корабельный завод строить.   У вас в Ленинградской области, их уже строили. Вспомните, где? (В городе Новая Ладога и Лодейное Поле). Ведь России нужны были крепкие корабли.   Много – целый флот кораблей, во главе с Адмиралом.

«Чтобы плавать, торговать,

А  если надо – воевать.

Нужно много кораблей-

Ну-ка строим веселей».

Сам царь Петр1 участвовал в постройке кораблей, он был трудолюбивым царем. Ему  за это памятник поставили  «Царь – плотник».   А рядом  построили  главное командование морским флотом - Адмиралтейство.  На его здании, на  высоком золотом шпиле - золотой кораблик. Когда смотришь на него снизу вверх, то кажется, что он совсем маленький.

«Маленький кораблик  в городе огромном,

В небе над Невою  синем и просторном.

Маленький кораблик высоко плывёт –

Это символ города,  здесь рождался флот»   (С.Скаченков)

Решил царь Петр под защитой крепости новый город строить  и имя ему придумал «Санкт-Петербург».  А знаете, что «петер» - это «Петр», «бург»- значит «город», а «санкт»  переводится как «святой». Получилось – «город святого Петра – Санкт-Петербург».

Да, ему много памятников в Петербурге поставили, а мне больше всех «Медный всадник» нравится. Петр на коне так скачет, как будто сейчас взлетит, этот конь ему как настоящий друг – они вместе в сражениях участвовали.  

«Вот памятник царю Петру и царскому коню,

Фотографируют его  по двести раз на дню.

Царь много славных дел свершил, а конь неоднократно

Его на подвиги возил  и привозил обратно »   (М.Борисова)

        Повелел царь Петр город на Неве строить большой и  красивый, такой, какого еще в России не было.  Приказал  лучших мастеров искать по всей России и из-за границы лучших архитекторов пригласил. Стали они красивые дома строить, дворцы и даже музеи.

Музеев в России тогда совсем не было и люди не знали что это, а Петр1 сам любил собирать разные интересные редкие вещи и других просил привозить «диковины». Так открыли музей и назвали «Кунцкамера», это значит - палата всяких редкостей...

Ребята,  я  люблю в Летний сад ходить. Его  когда-то тоже Петр 1 повелел создать, чтобы были там деревья  и кусты необычные,  фонтаны били,  по дорожкам павлины ходили и везде красивые скульптуры стояли. А в самом углу этого царского  сада, ему построили Летний дворец.  

«Мы вместе с бабушкой вчера   ходили во дворец Петра!

Вообще-то это просто дом,    зато старинный очень,

Поэтому, должно быть, в нем и жить никто не хочет…»   (М.Борисова)

Сам царь  зимой тоже в другом дворце жил , а здесь –летом. Поэтому и сад назвали Летний. Теперь мы здесь летом гуляем.

«На свете много есть чудес,  но вот прекрасный сад:

С деревьями в одном ряду   скульптуры там стоят…

Дорожки чинно нас ведут  вдоль мраморных богов.

В тенистом чудном уголке  сидит поэт Крылов»      

     Ребята вы же знаете поэта Крылова, который написал много басен про животных. Здесь в Летнем саду ему памятник поставили: как будто он сидит и басни сочиняет. Вы помните его басни?  

 Дети с педагогом вспоминают недавно прочитанные басни Ивана Андреевича Крылова.

Я люблю рассматривать на постаменте памятника животных из басни. Смотрите, вот лиса и виноград, ворона с сыром, вот слон.

«Мы из сада уйдём, а лиса и медведь

Танцевать будут, прыгать вокруг него, петь.

На плечо к нему голубь присядет

И Крылов его тихо погладит».    (Л. Федосеева)

У нас  в Петербурге много красивых решеток, старинных чугунных оград,  их даже называют «Чугунное кружево Петербурга». Они окаймляют парки, набережные, мосты.        

 А еще я бы вас пригласил в наш зоопарк,  здесь  медведь и жирафы,  бегемот и обезьянки разные,  птицы большие. Я бы вас  пригласил в Петербургский кукольный театр или  в  наш парк аттракционов,  но говорят, что гостям  Санкт-Петербурга  надо показывать главное: главную площадь, главный проспект.

 На главном проспекте –  Невском, а   это широкий  и  красивый проспект,  рядом с Адмиралтейством   наша главная площадь – Дворцовая. Как вы думаете, почему она так называется?  Правильно,  на ней стоит Зимний дворец.   Сейчас  это музей  и называется он - Эрмитаж, это самый большой музей в России.

«Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас в нём огромный музей.

Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей».   (Ю. Юдин)

  А из окна Зимнего дворца вся огромная Дворцовая площадь видна: посередине колонна Александровская, дальше за ней красивое здание называется «Главный штаб». Наверное, там военные командиры принимают важные решения. А потом, здесь на Дворцовой площади в праздники проходят военные парады.  Военная техника идет, солдаты, моряки маршируют.

Вот бы на парад  из окна музея посмотреть – все видно. Но Эрмитаж в праздники закрыт. А на парад сверху всегда смотрит Ника - это богиня Победы. Вон она - над зданием Главного штаба, где огромная арка. Ника едет на колеснице, запряженной  шестеркой лошадей,  и провозглашает нашу победу».

Заключительная часть:

Педагог говорит:

Спасибо тебе, Петя, но нам пора домой, уже вечер. А летом в Петербурге   белые ночи и вечером совсем светло, как днем. Ты так интересно рассказал, что мы с ребятами просто полюбили твой город – прекрасный Санкт - Петербург.

Петя отвечает ребятам:

«Тогда я приглашаю вас приехать  к нам еще раз, по настоящему. А на прощанье  прочту вам стихотворение А.С. Пушкина:  

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит….

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя Родина. Мой любимый город - Санкт-Петербург!

Данная презентация содержит в себе 8 слайдов с загадками; поможет детям закрепить знания о родном городе....

Исследовательский творческий проект на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»

У каждого из нас в жизни существует любимый сердцу уголок.Чаще всего таким уголком: городом, посёлком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство...

Конспект проведения открытого мероприятия совместно с родителями на тему: Мой Любимый город Санкт-Петербург" в средней группе.

Цель:совершенствовать знания о любимом городе, о его достопримичательностях.            Формирования словаря, нравствинного  и эстетического воспитания.  ...

Консультация для родителей: "Мой любимый город Санкт-Петербург".

Подрастая, ребенок открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений.Путь к познанию в детском возрасте чаще всего лежит через игру. В такой форме усваиваются достаточно сложные понятия, за...

Сценарий музыкально-литературной викторины "Мой любимый город Санкт-Петербург"

Представляю Вашему вниманию авторскую разработку сценария литературно-музыкальной викторины к дню рождения города "Мой любимый город Санкт-Петербург"....

КВН «Любимый город – Санкт-Петербург»

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...