Занятие по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Задачи: уточнить знания детей о разнообразии листьев и стеблей растений (как дикорастущих, так и комнатных). Учить описывать комнатные растения и узнавать их по описанию. Дать понятие о том, что растения нуждаются в нашем внимании и заботе. Совершенствовать умение передавать в рисунке воображаемые образы. Развивать эмпатию, фантазию детей. Воспитывать любовь к природе.
Методическое обеспечение: картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов. Бумажные листья (березы, клена, дуба). Маленькая куколка; бумага, краски.
Ход занятия
1.Воспитатель. Ребята, вы любите волшебные сказки? Сегодня я вам расскажу сказку, про маленькую девочку. Слушайте…
«Когда- то давным- давно далеко отсюда жила женщина, умеющая колдовать. Она очень любила цветы. Прямо перед ее домом раскинулся волшебный сад, и каких только растений в нем не было, а в комнате на подоконнике рос чудесный розовый куст.
Однажды озорной котенок, живший в доме у волшебницы, прыгнул на подоконник и столкнул горшок с цветком прямо в сад!
Волшебница увидела это и заплакала: «Бедные мои розы!» Горшок разбился, куст сломался. Видно, ничего уже не поделаешь». Растение пришлось выбросить, но одно семечко успело попасть в землю.
Физминутка, включающая упражнения на эмпатию.
- Оно сидело глубоко под землей, вот так (Воспитатель предлагает обхватить руками согнутые колени и спрятать голову).
- Что вы чувствуете, сидя по землей? (Темно, холодно, тесно).
- Когда слезы волшебницы попали в землю, семечко пустило корни (Дети выпрямляют ноги, попеременно двигая стопами).
- А затем, стал пробиваться росток (Все вместе встают).
- У ростка стали распускаться первые листочки (Плавные взмахи руками).
- Листочки поворачивались к солнышку и трепетали от легкого ветерка (Поднять руки вверх, слегка встряхнуть кистями).
- Наконец, появился бутон (Покачивание головой).
- Он грациозно раскрыл свои лепестки, и оказалось, что в середине цветка сидит маленькая девочка - Дюймовочка (Дети снова садятся).
- Дюймовочка с удивлением оглядела сад - здесь росли огромные растения с твердыми стеблями. От этих стеблей (стволов) отходили тонкие ветки с листьями.
Воспитатель показывает соответствующую карту – схему. Эти растения назывались - деревья.
- У других растений было сразу несколько стволов, и определить главный среди них невозможно. (Воспитатель показывает карту- схему кустарника).
- У третьих были мягкие травянистые стебли (Воспитатель показывает карту- схему с изображением цветка).
Затем воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов и продолжает:
- Тут в сад вошла волшебница и сказала: «Ой, какой беспорядок! Ну-ка, все по местам!»
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке и распределиться по группам: деревья, кустарники, травянистые растения.
- Теперь проверим, все ли знают свои места? (Дети называют свои растения).
- В волшебном саду все было необычайным и все удивляло Дюймовочку, даже запахи были заколдованы и помещены Волшебницей во флаконы (коробочки, мешочки), чтобы в любое время можно было ими наслаждаться.
Воспитатель предлагает детям узнать «заколдованные запахи».
- Вдруг налетел ветер- озорник. Он сорвал с деревьев листья и разметал их по всему саду.
Дидактическая игра «Найди свое дерево»
(Под музыку дети танцуют с листьями, воспитатель- ствол дерева, стоит в центре. Когда он говорит: «Я береза (дуб, клен и др.)» - дети, у которых листья с названного дерева, подбегают к воспитателю).
2.- Но тут порыв ветра подхватил Дюймовочку и понес прочь из сада все дальше и дальше от дома Волшебницы. От страха девочка потеряла сознание, а когда очнулась, то увидела, что находится в комнате. Здесь тоже были растения, только в горшках.
- Давайте все вместе посмотрим.
Дети вместе с воспитателем рассматривают комнатные растения, вспоминают их названия. Воспитатель обращает внимание детей на особенности стеблей (прямые, вьющиеся) и листьев растений. Вспомнить, для чего нужно поливать растения, рыхлить землю, что будет, если этого не делать?
- Девочка так привыкла к растениям, что даже играла с ними в прятки.
3. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
(Воспитатель прячет Дюймовочку в руке. Потом описывает любое комнатное растение, если дети верно его называют, воспитатель показывает Дюймовочку. Затем дети сами описывают растения).
- Дюймовочке нравилось жить в доме, но она очень тосковала по волшебному саду, возможности вернуться назад у нее не было. Давайте ей поможем!
Воспитатель предлагает детям нарисовать чудесное растение (цветок, дерево или куст),
Напоминает, что нужно нарисовать корень, иначе растение погибнет. Предлагает придумать ему название.
Занятие заканчивается.