"Лаборатория Почемучек или Путешествие в Зазеркалье"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кудря Татьяна Владмировна

исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конпект НОД64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Юля»г.Феодосии Республики Крым»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию посредством исследовательской деятельности в подготовительной группе

«Лаборатория Почемучек или Путешествие в Зазеркалье»

Подготовила:

старший воспитатель

Кудря Татьяна Владимировна

Феодосия,

2018

Цель:

Обогатить представления детей о зеркале как предмете рукотворного мира:

Программные задачи:

- формировать у детей представление о возникновении и совершенствовании предмета в истории человечества;

- актуализировать знания детей о свойстве зеркала отражать предметы;

- продолжать знакомить детей с предметами и приборами, действия которых основаны на зеркальном отражении;

- совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы;

- развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость;

продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций, умение ставить цели, планировать свою деятельность;

- закрепить умения детей работать с картой, глобусом, схемами;

- воспитывать радость и удовлетворение от проделанной работы.

Словарь: перископ, микроскоп, телескоп, Египет, Италия, венецианское зеркало, зеркальное отражение, кривое зеркало.

Предварительная работа:

  • Создание коллекции зеркал;
  • Организация уголка экспериментирования «Уголок маленького исследователя» с материалом для экспериментирования, карточками на каждого ребенка,
  • Чтение художественных произведений.
  • Просмотр фильмов, мультфильмов, видеороликов познавательного характера о зеркале.
  • Игровая деятельность: п/и «Солнечный зайчик», «Я и мое отражение», этюды с зеркалом «Настроение», с/р «Больница», «Ателье», «Парикмахерская», «Водители».

Дети под музыку заходят в малый зал.

Воспит.: Сегодня у нас необычное занятие - мы с вами отправимся на экскурсию в «Лабораторию Почемучек».

Ребята, вы знаете, что в нашу лабораторию попадают разные вещи, но сегодня у нас предмет необыкновенный - я бы даже сказала, что он - магический, волшебный.

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет -Все как есть ему покажет. (Ответ: Зеркало)

Воспит.: Давайте, вспомним с вами, что говорят мудрые люди о зеркалах? С чем их сравнивают?

Дети:     Твое зеркало скажет тебе то, чего не смогут сказать тебе люди.

Зеркало красоты не прибавит.

Лицо - зеркало души.

Зеркало не виновато, если лицо кривовато.

Выменял слепой зеркало у глухого на гусли.

Воспит.: Как вы понимаете пословицу: «Лицо - зеркало души»?

Ответы детей

Воспит.: Молодцы. Как вы думаете, для чего людям необходимо зеркало?

Ответы детей

Воспит.: Правильно, зеркало - очень нужная вещь в доме.

Интересно, а всегда ли зеркало было таким, каким мы видим его каждый день?

Дети: Нет

Воспит.: Человеку всегда было интересно узнать, как он выглядит. Что же в природе подсказало человеку о возможности увидеть свое отражение?

Дети: Вода.

Воспит.: Это каким же образом?

Дети: Существует такая легенда. В глубокой древности жил прекрасный юноша - звали его Нарцисс. Однажды увидев свое отражение в воде, он был настолько очарован, что не мог оторвать от него свой взгляд. За это боги превратили его в прекрасный ароматный цветок нарцисс.

Воспит.: Давайте мы это сейчас и проверим. В нашей лаборатории тоже есть водоем.

ОПЫТ№1 ОТРАЖЕНИЕ В ВОДЕ.

Материал и оборудование: детский надувной бассейн, наполненный водой.

ВЫВОД: Если поверхность воды спокойная и идеально гладкая, то отображение четкое и видимое. Если поверхность воды неровная - то изображения в воде нет.

Воспит,: Ребята, вспомните, пожалуйста, какой народ первый придумал зеркало и как оно выглядело?

Дети:        Это были египтяне,

Воспит.: Отметьте значком на карте Египетское государство. (Дети отмечают)

Дети:        Первые зеркала делали из бронзы и меди или другого металл. Металл натирали до блеска и смотрелись в него.

Воспит.: Я сейчас хочу вам предложить стать на некоторое время древними египетскими зеркальщиками.

ОПЫТ №2 НАТИРАНИЕ ДО БЛЕСКА

Материал и оборудование: металлическая закаточная крышка, зубной порошок, зубная щетка, пиалки с водой.

ВЫВОД: Изображение не четкое. Металл не лучший материал для изготовления зеркал.

Воспит.: Люди поняли, что нужно искать другой материал для зеркала. И нашли. Как вы думаете, какой материал лучше всего мог подойти для изготовления зеркала?

Дети: Это было стекло.

Воспит.: Правильно. К тому времени человечество научилось выплавлять стекло и активно

использовало его в своей жизни. Давайте мы с вами попробуем испытать на себе свойства стекла.

ОПЫТ № 3 ПОСМОТРИ В СТЕКЛО.

Материал и оборудование: стекла нарезанные квадратами и прямоугольниками собработанными краями.

Воспит.: Что вы видите?

Ответы детей.

ВЫВОД: Само стекло - это еще не зеркало.

Воспит.: Кто же народ изобрел стеклянное зеркало?

Дети: Первыми стеклянное зеркало изобрели итальянцы, жители Венеции.

Воспит.: Отметьте, на глобусе это место. (Дети отмечают флажком Италию)

Воспит.: Вы справились и с этим заданием. А сейчас я хочу предложить вам узнать, как же делают зеркало в современных условиях. Внимание на экран.

Видеоролик: «ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРКАЛА»

Воспит.: Ну, а сейчас мы станем на некоторое время бригадой зеркальщиков. Вам предстоит восстановить всю последовательность изготовления зеркала. Но сначала вы должны выбрать бригадира.

Д/И «ПРОИЗВОДСТВО ЗЕРКАЛА» (работа с карточками ТРИЗ, выкладывание логической цепочки)

Воспит.: Да, зеркало всегда манило и притягивало людей. Но был один поэт, который уделял зеркалу особое внимание. Кто же это? Дети:

Александр Сергеевич Пушкин.

Воспит,: Может кто-то вспомнит и прочтет нам эти строки?

Дети: 1. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи

               Кто на свете всех милее, всех румяней и белее.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

           2. В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит холодная луна.

(«Евгений Онегин»)

Воспит.: Дети, а всегда ли зеркала говорят правду?

Дети: Да. Нет. (Если поверхность зеркала гладкая и ровная, то изображение получается правдивым)

ОПЫТ №4 ПОЛУПРАВДА Игра-танец «Зеркало»

Воспит.: Ребята, вы замечательно показали принцип зеркала. Зеркало, действительно, полностью копирует наши движения, но все-таки какой-то секрет зеркальное отражение от нас утаило? Что же это?

ВЫВОД: изображение в зеркале меняет правое на левое и наоборот (Стук в дверь. Приходит тетушка Аксал)

Т. Аксал: Здравствуйте, мои милые фазанята. Я к вам пришла попросить помощи: вы знаете, что наш король ЙАГУПОП 77 очень любит загадывать своим верным слугам разные загадки, вот и сейчас - его юные пажи ломают голову над новым заданием. Помогите им, пожалуйста. Они никак не могут прочесть, что же здесь написано.

ОПЫТ № 5 ЧИТАЕМ НАОБОРОТ ИЛИ ТАЙНОПИСЬ

Материал и оборудование: зеркала и карточки с названиями сказок, написанные в зеркальном изображении)

(Аксал раздает детям карточки с написанным текстом наоборот, дети делятся на пары и с помощью зеркала читают названия сказок)

Дети:          «Алиса в Зазеркалье»

«Королевство кривых зеркал»

«Снежная королева»

«Сказка о мертвой царевне»

«Белоснежка»

«Аленький цветочек» и т.п.

Т. Аксал: Молодцы. Вы все справились с заданием.

Воспит.: Что же объединяет все эти сказки?

Дети: Во всех этих сказках было волшебное зеркало

ВЫВОД:        Зеркальное отображение меняет свое направление

Т. Аксал: Спасибо, мои маленькие фазанятки. Побегу обрадую королевских пажей. До свидания. (Уходит)

Воспит.: Ребята, у меня возник такой вопрос. А можно ли увидеть то, что происходит за вашей спиной, не поворачивая головы?

Дети: Да, нет. (Объясняют свои ответы)

Воспит.: Давайте это и проверим?

ОПЫТ №6 ПОЗАДИ ТЕБЯ, БАТИСКАФ Материал и оборудование: зеркало средней величины

Воспит.: Возьмите зеркала в руки. Сейчас мы поиграем с нашими гостями. (2-3 человека)

ВЫВОД: с помощью зеркала можно увидеть то, что находится за спиной, не поворачивая головы.

Воспит.: Хорошо. А можно ли увидеть сушу, если вы находитесь под водой?

Дети: Нет

Воспит.: А я вам докажу, что можно, В нашем музее зеркал появился один интересный предмет, который и поможет нам в этом убедиться.

Воспит.: В каких еще профессиях используют это свойство зеркала?

Дети: Водители, парикмахеры, в ателье, в разведке и т.д.

Воспит.: Мы с вами уже говорили о том, что зеркалам приписывают магические и волшебные свойства. Вы хотите стать волшебниками?

Дети: Да

Воспит.: Тогда я покажу вам одно волшебство и, если оно у вас получится, то я приму вас в клуб юных волшебников.

ОПЫТ № 7 ВОЛШЕБНЫЕ ЗЕРКАЛА ИЛИ РАЗДЕЛИ ПРЕДМЕТ БЕЗ НОЖА Материал и оборудование: 2 зеркала средней величины и спичечный коробок.

ВЫВОД: с помощью двух зеркал можно увеличить количество одного предмета в несколько раз не разрезая и не ломая его.

Воспит,: Кто и где использует этот прием в своей работе?

Дети: фокусники в цирке, в калейдоскопах.

Воспит.: Дети, давайте с вами вспомним, где же еще используют зеркала в повседневной жизни?

Посещение музея зеркал.

Воспит.: Молодцы, ребята. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир зеркал. Но это еще не все, что вам могли рассказать зеркала о себе. Чем старше вы будете становиться, тем больше новых открытий вам сделают зеркала. А сегодня мы покидаем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»»

Обобщать знания об осенних изменениях в природе....

Положение о проведении смотра-конкурса Центров науки «Лаборатория почемучек»

В положении определены критерии оценки Центров науки, дан примерный перечень оборудования для каждой возрастной группы....

Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»

Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»...

Лаборатория почемучек исследуем растения

Конспект проведения исследовательской деятельности в старшей группе....

Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "

Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...

Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"

В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.5 июня 2019  в Де...