"Лаборатория Почемучек или Путешествие в Зазеркалье"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Юля»г.Феодосии Республики Крым»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию посредством исследовательской деятельности в подготовительной группе
«Лаборатория Почемучек или Путешествие в Зазеркалье»
Подготовила:
старший воспитатель
Кудря Татьяна Владимировна
Феодосия,
2018
Цель:
Обогатить представления детей о зеркале как предмете рукотворного мира:
Программные задачи:
- формировать у детей представление о возникновении и совершенствовании предмета в истории человечества;
- актуализировать знания детей о свойстве зеркала отражать предметы;
- продолжать знакомить детей с предметами и приборами, действия которых основаны на зеркальном отражении;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы;
- развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость;
продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций, умение ставить цели, планировать свою деятельность;
- закрепить умения детей работать с картой, глобусом, схемами;
- воспитывать радость и удовлетворение от проделанной работы.
Словарь: перископ, микроскоп, телескоп, Египет, Италия, венецианское зеркало, зеркальное отражение, кривое зеркало.
Предварительная работа:
- Создание коллекции зеркал;
- Организация уголка экспериментирования «Уголок маленького исследователя» с материалом для экспериментирования, карточками на каждого ребенка,
- Чтение художественных произведений.
- Просмотр фильмов, мультфильмов, видеороликов познавательного характера о зеркале.
- Игровая деятельность: п/и «Солнечный зайчик», «Я и мое отражение», этюды с зеркалом «Настроение», с/р «Больница», «Ателье», «Парикмахерская», «Водители».
Дети под музыку заходят в малый зал.
Воспит.: Сегодня у нас необычное занятие - мы с вами отправимся на экскурсию в «Лабораторию Почемучек».
Ребята, вы знаете, что в нашу лабораторию попадают разные вещи, но сегодня у нас предмет необыкновенный - я бы даже сказала, что он - магический, волшебный.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет -Все как есть ему покажет. (Ответ: Зеркало)
Воспит.: Давайте, вспомним с вами, что говорят мудрые люди о зеркалах? С чем их сравнивают?
Дети: Твое зеркало скажет тебе то, чего не смогут сказать тебе люди.
Зеркало красоты не прибавит.
Лицо - зеркало души.
Зеркало не виновато, если лицо кривовато.
Выменял слепой зеркало у глухого на гусли.
Воспит.: Как вы понимаете пословицу: «Лицо - зеркало души»?
Ответы детей
Воспит.: Молодцы. Как вы думаете, для чего людям необходимо зеркало?
Ответы детей
Воспит.: Правильно, зеркало - очень нужная вещь в доме.
Интересно, а всегда ли зеркало было таким, каким мы видим его каждый день?
Дети: Нет
Воспит.: Человеку всегда было интересно узнать, как он выглядит. Что же в природе подсказало человеку о возможности увидеть свое отражение?
Дети: Вода.
Воспит.: Это каким же образом?
Дети: Существует такая легенда. В глубокой древности жил прекрасный юноша - звали его Нарцисс. Однажды увидев свое отражение в воде, он был настолько очарован, что не мог оторвать от него свой взгляд. За это боги превратили его в прекрасный ароматный цветок нарцисс.
Воспит.: Давайте мы это сейчас и проверим. В нашей лаборатории тоже есть водоем.
ОПЫТ№1 ОТРАЖЕНИЕ В ВОДЕ.
Материал и оборудование: детский надувной бассейн, наполненный водой.
ВЫВОД: Если поверхность воды спокойная и идеально гладкая, то отображение четкое и видимое. Если поверхность воды неровная - то изображения в воде нет.
Воспит,: Ребята, вспомните, пожалуйста, какой народ первый придумал зеркало и как оно выглядело?
Дети: Это были египтяне,
Воспит.: Отметьте значком на карте Египетское государство. (Дети отмечают)
Дети: Первые зеркала делали из бронзы и меди или другого металл. Металл натирали до блеска и смотрелись в него.
Воспит.: Я сейчас хочу вам предложить стать на некоторое время древними египетскими зеркальщиками.
ОПЫТ №2 НАТИРАНИЕ ДО БЛЕСКА
Материал и оборудование: металлическая закаточная крышка, зубной порошок, зубная щетка, пиалки с водой.
ВЫВОД: Изображение не четкое. Металл не лучший материал для изготовления зеркал.
Воспит.: Люди поняли, что нужно искать другой материал для зеркала. И нашли. Как вы думаете, какой материал лучше всего мог подойти для изготовления зеркала?
Дети: Это было стекло.
Воспит.: Правильно. К тому времени человечество научилось выплавлять стекло и активно
использовало его в своей жизни. Давайте мы с вами попробуем испытать на себе свойства стекла.
ОПЫТ № 3 ПОСМОТРИ В СТЕКЛО.
Материал и оборудование: стекла нарезанные квадратами и прямоугольниками собработанными краями.
Воспит.: Что вы видите?
Ответы детей.
ВЫВОД: Само стекло - это еще не зеркало.
Воспит.: Кто же народ изобрел стеклянное зеркало?
Дети: Первыми стеклянное зеркало изобрели итальянцы, жители Венеции.
Воспит.: Отметьте, на глобусе это место. (Дети отмечают флажком Италию)
Воспит.: Вы справились и с этим заданием. А сейчас я хочу предложить вам узнать, как же делают зеркало в современных условиях. Внимание на экран.
Видеоролик: «ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРКАЛА»
Воспит.: Ну, а сейчас мы станем на некоторое время бригадой зеркальщиков. Вам предстоит восстановить всю последовательность изготовления зеркала. Но сначала вы должны выбрать бригадира.
Д/И «ПРОИЗВОДСТВО ЗЕРКАЛА» (работа с карточками ТРИЗ, выкладывание логической цепочки)
Воспит.: Да, зеркало всегда манило и притягивало людей. Но был один поэт, который уделял зеркалу особое внимание. Кто же это? Дети:
Александр Сергеевич Пушкин.
Воспит,: Может кто-то вспомнит и прочтет нам эти строки?
Дети: 1. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи
Кто на свете всех милее, всех румяней и белее.
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
2. В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит холодная луна.
(«Евгений Онегин»)
Воспит.: Дети, а всегда ли зеркала говорят правду?
Дети: Да. Нет. (Если поверхность зеркала гладкая и ровная, то изображение получается правдивым)
ОПЫТ №4 ПОЛУПРАВДА Игра-танец «Зеркало»
Воспит.: Ребята, вы замечательно показали принцип зеркала. Зеркало, действительно, полностью копирует наши движения, но все-таки какой-то секрет зеркальное отражение от нас утаило? Что же это?
ВЫВОД: изображение в зеркале меняет правое на левое и наоборот (Стук в дверь. Приходит тетушка Аксал)
Т. Аксал: Здравствуйте, мои милые фазанята. Я к вам пришла попросить помощи: вы знаете, что наш король ЙАГУПОП 77 очень любит загадывать своим верным слугам разные загадки, вот и сейчас - его юные пажи ломают голову над новым заданием. Помогите им, пожалуйста. Они никак не могут прочесть, что же здесь написано.
ОПЫТ № 5 ЧИТАЕМ НАОБОРОТ ИЛИ ТАЙНОПИСЬ
Материал и оборудование: зеркала и карточки с названиями сказок, написанные в зеркальном изображении)
(Аксал раздает детям карточки с написанным текстом наоборот, дети делятся на пары и с помощью зеркала читают названия сказок)
Дети: «Алиса в Зазеркалье»
«Королевство кривых зеркал»
«Снежная королева»
«Сказка о мертвой царевне»
«Белоснежка»
«Аленький цветочек» и т.п.
Т. Аксал: Молодцы. Вы все справились с заданием.
Воспит.: Что же объединяет все эти сказки?
Дети: Во всех этих сказках было волшебное зеркало
ВЫВОД: Зеркальное отображение меняет свое направление
Т. Аксал: Спасибо, мои маленькие фазанятки. Побегу обрадую королевских пажей. До свидания. (Уходит)
Воспит.: Ребята, у меня возник такой вопрос. А можно ли увидеть то, что происходит за вашей спиной, не поворачивая головы?
Дети: Да, нет. (Объясняют свои ответы)
Воспит.: Давайте это и проверим?
ОПЫТ №6 ПОЗАДИ ТЕБЯ, БАТИСКАФ Материал и оборудование: зеркало средней величины
Воспит.: Возьмите зеркала в руки. Сейчас мы поиграем с нашими гостями. (2-3 человека)
ВЫВОД: с помощью зеркала можно увидеть то, что находится за спиной, не поворачивая головы.
Воспит.: Хорошо. А можно ли увидеть сушу, если вы находитесь под водой?
Дети: Нет
Воспит.: А я вам докажу, что можно, В нашем музее зеркал появился один интересный предмет, который и поможет нам в этом убедиться.
Воспит.: В каких еще профессиях используют это свойство зеркала?
Дети: Водители, парикмахеры, в ателье, в разведке и т.д.
Воспит.: Мы с вами уже говорили о том, что зеркалам приписывают магические и волшебные свойства. Вы хотите стать волшебниками?
Дети: Да
Воспит.: Тогда я покажу вам одно волшебство и, если оно у вас получится, то я приму вас в клуб юных волшебников.
ОПЫТ № 7 ВОЛШЕБНЫЕ ЗЕРКАЛА ИЛИ РАЗДЕЛИ ПРЕДМЕТ БЕЗ НОЖА Материал и оборудование: 2 зеркала средней величины и спичечный коробок.
ВЫВОД: с помощью двух зеркал можно увеличить количество одного предмета в несколько раз не разрезая и не ломая его.
Воспит,: Кто и где использует этот прием в своей работе?
Дети: фокусники в цирке, в калейдоскопах.
Воспит.: Дети, давайте с вами вспомним, где же еще используют зеркала в повседневной жизни?
Посещение музея зеркал.
Воспит.: Молодцы, ребята. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир зеркал. Но это еще не все, что вам могли рассказать зеркала о себе. Чем старше вы будете становиться, тем больше новых открытий вам сделают зеркала. А сегодня мы покидаем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»»
Обобщать знания об осенних изменениях в природе....
Положение о проведении смотра-конкурса Центров науки «Лаборатория почемучек»
В положении определены критерии оценки Центров науки, дан примерный перечень оборудования для каждой возрастной группы....
Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»
Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»...
Лаборатория почемучек исследуем растения
Конспект проведения исследовательской деятельности в старшей группе....
Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "
Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...
Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...
Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"
В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.5 июня 2019 в Де...