Творческий проект "Маленькие исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Томчик Инна Сергеевна

проект опятно-эксперементальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Маленькие  исследователи»

МБДОУ д/с «Журавушка»

старшая группа

Руководитель проекта: воспитатель

Томчик Инна Сергеевна

                       Содержание

1  Содержание  ……………………………………………………………………..2

2  Творческий проект …………………………………………………………… 3

3  Список используемой литературы  …………………………………………….7

Руководители проекта

Воспитатель

Томчик Инна Сергеевна

Базисный компонент

Работа по проекту проводится в рамках разделов программ:

 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей общеразвивающей направленности)

Разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой при помощи основной образовательной программы  дошкольного  образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой,

 

Возраст участников  проекта

5-6 лет

Тип проекта

- Краткосрочный

- Групповой

- Творческий

- Мультипроект

- Информационно-практико-ориентированный.

Актуальность проекта

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Проблема

Кто такие исследователи?

Цель проекта

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4.Развивать наблюдательность;

5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Методы исследования

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Практическая значимость

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. Главная цель проекта –сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, формирование элементарной экологической культуры, знаний о природе, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.

Этапы работы

Непосредственно образовательная деятельность:

 "Волшебница вода"

Программное содержание:

Цели:

Закрепить представления о свойствах воды;

Задачи:

-Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).

-Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;

-Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

-Воспитывать инициативность, самостоятельность.

 "Невидимка воздух"

Программное содержание:

Цель:

-обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

Задачи: 

-развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

-воспитывать инициативность, самостоятельность.

 «Мастер класс по экспериментированию с разными материалами»

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой,  магнитом.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

«Опыты»

Программное содержание:

-  Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества (микроскоп, чашечные весы, песочные часы, компас и др.).

-  Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

    -представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, теплота, электричество и др.);

    -элементарные математические представления (о мерке – как способе измерения объема, массе, длины).

-  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов- помощников (увеличительное  стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).

-  Формировать основы логического мышления.

Формы работы:

- опыты

Выставка «Вот, что мы умеем

Опыты совместно с мамой.

Дидактические  игры:

 "Отгадай и нарисуй"
Цель:  Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Дидактический материал: Палочки для рисования на снегу или песке (в зависимости от сезона)
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.

 "Воздух, земля, вода"
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

"Живая и не живая природа"
Цель:  Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

Акция: «День Земли».

Продукты проекта

- Оформление «Книжки-малышки опыты».

- Создание каталога дидактических игр по экологическому воспитанию.

- Мини лаборатория созданная совместно с родителями.

- Организация фото - выставки "Опыты с мамой".

Использование ИКТ

-Создание слайдовой презентации : "Как вырастить в домашних условиях чудо- кристалл";

-Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе» .

Выводы: В течение 1месяца под руководством организатора проекта дети совместно с родителями, а так же и с руководителем, проводили исследования и в дальнейшем использовали полученные знания. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе.

Список используемой литературы

1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный материал Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ дошкольников и младших школьников Я - исследователь 2014

Защита    творческого проекта " История  возникновения  снеговика" (  гуманитарная  секция,  1  возрастная  категория)Всероссийский  конкурс...

Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве. (по данным исследователей).

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная...

Творческо-исследовательский педагогический проект "Исследователи кирпичиков"

педагогический проект для детей подготовительное к школе группы по лего-конструированию...

«Творческие способности исследователя в менеджменте»

В данной статье представлены основные характеристики креативности и творчества, раскрыты особенности креативности в менеджменте, а также названы универсальные креативные способности, сложившиеся ...

Творческий проект "Я-исследователь "Разноцветные льдинки"

Каждый человек рождается, в своем роде, исследователем.  Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще с самого раннего возраста.Мир детей – это удивительный...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....