Творческий проект "Маленькие исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Маленькие исследователи»
МБДОУ д/с «Журавушка»
старшая группа
Руководитель проекта: воспитатель
Томчик Инна Сергеевна
Содержание
1 Содержание ……………………………………………………………………..2
2 Творческий проект …………………………………………………………… 3
3 Список используемой литературы …………………………………………….7
Руководители проекта | Воспитатель Томчик Инна Сергеевна |
Базисный компонент | Работа по проекту проводится в рамках разделов программ: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей общеразвивающей направленности) Разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой при помощи основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой,
|
Возраст участников проекта | 5-6 лет |
Тип проекта | - Краткосрочный - Групповой - Творческий - Мультипроект - Информационно-практико-ориентированный. |
Актуальность проекта | Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. |
Проблема | Кто такие исследователи? |
Цель проекта | Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. |
Задачи проекта | 1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; 2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством; 3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); 4.Развивать наблюдательность; 5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; 6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. |
Методы исследования | Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности. |
Практическая значимость | Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. Главная цель проекта –сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, формирование элементарной экологической культуры, знаний о природе, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка. |
Этапы работы | Непосредственно образовательная деятельность: "Волшебница вода" Программное содержание: Цели: Закрепить представления о свойствах воды; Задачи: -Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). -Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения; -Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность; -Воспитывать инициативность, самостоятельность. "Невидимка воздух" Программное содержание: Цель: -обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер). Задачи: -развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность; -воспитывать инициативность, самостоятельность. «Мастер класс по экспериментированию с разными материалами» Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом. Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. 2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. «Опыты» Программное содержание: - Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества (микроскоп, чашечные весы, песочные часы, компас и др.). - Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: -представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, теплота, электричество и др.); -элементарные математические представления (о мерке – как способе измерения объема, массе, длины). - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов- помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.). - Формировать основы логического мышления. Формы работы: - опыты Выставка «Вот, что мы умеем!» Опыты совместно с мамой. Дидактические игры: "Отгадай и нарисуй" "Воздух, земля, вода" "Живая и не живая природа" Акция: «День Земли». |
Продукты проекта | - Оформление «Книжки-малышки опыты». - Создание каталога дидактических игр по экологическому воспитанию. - Мини лаборатория созданная совместно с родителями. - Организация фото - выставки "Опыты с мамой". |
Использование ИКТ | -Создание слайдовой презентации : "Как вырастить в домашних условиях чудо- кристалл"; -Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе» . |
Выводы: В течение 1месяца под руководством организатора проекта дети совместно с родителями, а так же и с руководителем, проводили исследования и в дальнейшем использовали полученные знания. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе.
Список используемой литературы
1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный материал Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ дошкольников и младших школьников Я - исследователь 2014
Защита творческого проекта " История возникновения снеговика" ( гуманитарная секция, 1 возрастная категория)Всероссийский конкурс...
Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве. (по данным исследователей).
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная...
Творческо-исследовательский педагогический проект "Исследователи кирпичиков"
педагогический проект для детей подготовительное к школе группы по лего-конструированию...
«Творческие способности исследователя в менеджменте»
В данной статье представлены основные характеристики креативности и творчества, раскрыты особенности креативности в менеджменте, а также названы универсальные креативные способности, сложившиеся ...
Творческий проект "Я-исследователь "Разноцветные льдинки"
Каждый человек рождается, в своем роде, исследователем. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще с самого раннего возраста.Мир детей – это удивительный...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....