«Творческие способности исследователя в менеджменте»
статья на тему

В данной статье представлены основные характеристики креативности и творчества, раскрыты особенности креативности в менеджменте, а также названы универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории. В табличном варианте представлены сходства и различия факторов креативности и характерных черт менеджера исследовательского типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse._metody_issledovaniy_v_menedzhmente.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель МАДОУ № 6

 г. Артемовский, Свердловская область

Ушенина С. В.

«Творческие способности исследователя в менеджменте»

Понятия «творчество», «креативность» традиционно связываются с людьми творческих профессий: актерами, художниками, музыкантами, писателями, дизайнерами и т.д. Но справедливо ли это? Возможно, на данном этапе развития человечества творческие способности необходимы каждому человеку независимо от его рода занятий и особенно управленцу?

Если посмотреть на определение креативности, то мы увидим, что все не так просто. Креативность (англ. creativity) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.[ 3]

Известно, что важным этапом в изучении креативности послужили работы Дж. Гилфорда (1967). Он выделил конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.      Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления.

Далее П. Торренс (1974) определил креативность как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения.

        Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что действительно, элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, в частности и   исследовательской, и поэтому  справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Выяснив, что творческие способности могут присутствовать в исследовательской деятельности, и как правило присутствуют, остается понять, насколько современный менеджер является исследователем?

 В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству, поскольку именно этого от него требовали. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В прошлом и понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, оно позволяет увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. «Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления» [4, с.11].

В современном управлении возникла явная потребность в менеджере нового, исследовательского типа, или креативном менеджере. В чем его особенность?

Как отмечает Коротков Э.М.: «Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное условие управления — потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях — организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр.» [4, с.13]. Последствием реализации этой потребности,  явилось возникновение менеджеров, особенностью которых является усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений. Менеджеры нового формата осознают, что ответом на стремительность всех социально-экономических процессов, неожиданность и непредсказуемость изменений является внедрение творческих, гибких стратегий и нестандартных методов производства и управления, а также принятие смелых, эффективных и интуитивных решений.

Многие исследователи отмечают, что для большинства управленческого персонала проведение исследований, связанных с совершенствованием управления – это необходимая часть работы, так как без улучшения в системе  управления  предприятию,  в условиях конкуренции,  невозможно стабильно работать на том или ином рынке. Исследование становится неотъемлемой функцией управления, а каждый управленец исследователем.

Мишин В. М. пишет: «Сложилось мнение, что каждый менеджер в современных условиях до 30% рабочего времени должен уделять исследовательским работам. Это корреспондируется с подходами к управлению качеством, которое в настоящих условиях по определению должно быть инновационным, и ему, по общеизвестным оценкам, следует отводить около 50-60% рабочего времени и усилий управленцев. С течением времени такие тенденции будут только усиливаться, так как общество идет в направлении его инновационного развития» [7, с. 307].

Осталось ответить на последний вопрос. Какие факторы творческих способностей нашли отражение в характеристиках современного, успешного, креативного менеджера?

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

       Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

 Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

 Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

 Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

 Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

Гибкость мышления.

Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.

Творческое воображение.

Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла[5].

        Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории

        1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.

        2. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

        3. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях [6, с. 54-55].

        Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

          Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое мышление и воображение как обязательные компоненты творческих способностей. Е.В. Батоврина, на основе анализа работ Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Э. де Боно, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, Ф. Бэррона, Х. Андерсона, Р. Мэя, Р. Ранко и др. выявила 28 личностных факторов креативности – способностей и свойств личности, оказывающих влияние на развитие креативности. [1] Если их соотнести с  основными чертами менеджера исследовательского типа, представленных в работе Короткова  Э. М.[4, с. 13 ], то можно увидеть много общего (таблица 1).

Таблица 1. Сходства и различия факторов креативности и характерных черт менеджера исследовательского типа.

Факторы креативности

Черты менеджера исследовательского типа

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

  1. Способность к обостренному восприятию дисгармонии

  1. Способность к анализу.

4. Способность воспринимать явления и события с различных точек зрения.

5. Интуиция. Способность к фантазированию.

6. Самостоятельность и независимость суждений.

7. Уверенность в себе, мотивация, любознательность.

8. Проницательность.

9. Оригинальность мышления, дивергентность мышления, способность к генерированию большого числа идей, способность преодолевать стереотипы, способность находить множество ассоциаций.

10. Эмоциональность, темпераментность.

Спонтанность поведения.

11. Установка на положительное восприятие и применение нововведений.

1. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

2. Умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда они еще только зарождаются.

3. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

4. Антиномичность — умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.

5. Экспрезентность — способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

6.         Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение         к проблемам и их оценке.

7. Способность к имитации функций различных членов коллектива.

8. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

9. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

10. Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

11. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.

-Стремление к совершенству.

-Семантическая гибкость.

-Способность идти на риск.

-Образная память.

-Индивидуализм.

-«Цепкость» внимания.

-Воображение.

Данные факторы, по мнению Е.В. Батовриной оказывают влияние на развитие креативности личности в том случае, если они ярко выражены.

-Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

-Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.

Это подтверждает  то, что  деятельность современных управленцев носит исследовательский, творческий характер. И основные требования, предъявляемые к менеджеру нового типа – это как раз требования к его творческим способностям, его креативности. Сегодня уже можно говорить о зарождении и формировании новой парадигмы управления, основными  принципами которой являются творчество, инновации, а также концентрация, развитие и самореализация творческих личностей, которые выступают важнейшим ресурсом производительности и совершенствования деятельности любой организации.

Использованная литература:

  1. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.,1998
  2.  Батоврина Е.В. На пути к достижению эффективности управленца: способности как факторы успеха управленческой деятельности // Современные гуманитарные исследования. − 2006. − № 1
  3. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко,  2003.
  4. Коротков Э. М. Исследование систем управления: Учебник.- Москва: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000 - 183 с.
  5. Лук А.Н. Мышление и творчество.- М.: Политиздат,1976.- 144 с.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1982
  7.  Мишин В. М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003.-527 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве. (по данным исследователей).

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная...

"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"

Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...

Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...

Программа воспитателя ДОУ развития творческих способностей для дифференциации и индивидуализации развитию способностей воспитанников

Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного во...