Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Прощание с осенью» с использованием элементов ТРИЗ технологий.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-обобщать знания детей о многообразии природного мира, учить сравнивать, рассуждать.

-закреплять умение работать в нетрадиционных техниках рисования (отпечатывание листвы и рисование ватной палочкой);

-продолжать учить работать с мнемотаблицами;

-уточнить и закрепить знания об осени;

-формировать связанную речь, правильно использовать в речи

грамматические формы, умение выслушивать других детей.

развивающие задачи :

-развивать творческое воображение, фантазию, мышление, внимание детей;

-развивать умение видеть противоположности, называть их;

воспитательные задачи:

• воспитывать доброжелательность, сочувствие;

• воспитывать желание оказывать помощь.

Предварительная работа: Беседа об осени, чтение стихов, рассматривание картин, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, рисование с помощью нетрадиционной техники.

Оборудование и материалы: муз. проигрыватель, музыка Бетховен «Осень», тонированные альбомные листы, кисточки №5, ватные палочки, осенние листья (кленовые и дубовые, акварельные краски, нарисованный образец осеннего букета, конверт с письмом, мнемотаблица со стихотворением И. Могилевской «Под кустом свернулся ёжик», схемы имен признаков, картинки с изображением объектов (лисы, белочки, ели, ежика, подберезовика, белого гриба, кленового листочка, желудя, разрезные картинки (подберезовика и белого гриба, изображение волшебника «Дробление-объединение», картинки (мяч, утюг, фонарик, пропеллер, указка, осенние листья для физкультминутки, листочки-раскраски, салфетки, дидактическое пособие «Учимся сравнивать».

Ход  образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад, узнала, что к нам собирается гостья. А кто, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?

На улице тепло или холодно?

Трава растет или засыхает?

Что происходит с листьями на деревьях?

Сравните осень с летом:

Летом небо светлое, а осенью…

Летом деревья зеленые, а осенью…

Летом люди одеваются легко, а осенью…

Молодцы, ребята!

Звучит музыка. Входит печальная Осень!

Осень: Здравствуйте, ребята! (печальная) Вы меня узнали? Я Осень!

Воспитатель: Осень, почему ты такая грустная?

Осень: Пора моя прошла, зима гонит меня со двора! Я пришла с вами попрощаться до следующего года (плачет). А мне так хочется с вами побыть подольше, с вами поиграть, порисовать.

Воспитатель: Осень, погости у нас еще немного! Мы с тобой поиграем и порисуем! Да, ребята? (Ответы).

Осень: Спасибо, вам большое за гостеприимство! С радостью погощу у вас! Я очень люблю раскрашивать леса! А мой друг ежик любуется моими золотыми, багряными красками леса! А сейчас он в лесу сидит и плачет!

Воспитатель: Осень, а что произошло с ежиком?

Осень: Он попал в беду и просил меня передать вам письмо!

Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим, что ежик нам написал! (Ответы).

(Открываю письмо). Ребята, а письмо то зашифровано. Чтобы узнать, что произошло с ежиком, нужно его расшифровать. Попробуем? (Ответы).

(Расшифровывают письмо - мнемотаблицу)

Под кустом свернулся ежик

Мокрый и колючий.

И косит над лесом дождик, разгоняя тучи.

В листья красные одетый,

Улыбается пенек.

Простоял сухой всё лето,

А теперь насквозь промок.

Воспитатель: Ребята, что случилось с ежиком? (Ответы). Правильно, он насквозь промок. А почему он промок? (Ответы). Ему наверно холодно! Его надо просушить. Давайте подумаем как? Может быть, пригласим волшебника «Дробление – объединение», он нам поможет.

Произносим волшебные слова, под музыку появляется волшебник. Вешаю изображение волшебника на доску.

Ребята, посмотрите, какие предметы волшебник принес с собой (картинки: мяч, утюг, фонарик, пропеллер). Давайте подумаем, какой предмет можно объединить с ежиком, чтобы он просох? Ежика можно объединить с мячом, чтобы ежик просох? (Ответы: нет). А с утюгом? (Ответы: просушить можно – это хорошо, но ежик обожжется - это плохо. Будем объединять ежика с утюгом? Не будем). С фонариком? (Ответы: фонарик не просушит ежика). С пропеллером? (Ответы: Можно, пропеллер будет обдувать ежика, и ежик высохнет – это хорошо). А еще, какие функции появятся у ежика с пропеллером? (Ответы: он сможет летать и его не догонят хищники, с высоты видно, где враг или грибные полянки). А плохо может быть ежику с пропеллером? (Ответы: он может запутаться в ветвях). А что делать, чтобы он не застревал в ветвях? (Ответы). Скажем спасибо волшебнику «Дробление – объединение». (Говорят спасибо).

Давайте ответим ежику письмом с инструкцией пользования пропеллером: «Пользоваться по мере необходимости. Включать и выключать с помощью кнопочки. После функции просушка обязательно выключить пропеллер на кнопочку. При включении функции полет - Близко к ветвям деревьев не подлетать». (Пишу письмо, кладу в конверт, отдаю Осени). А Осень передаст письмо ежику. Да, Осень?

Осень: Я обязательно передам своему другу ежику письмо. Спасибо вам, ребята, теперь ежику не страшны никакие дожди.

Воспитатель: А еще давайте мы нарисуем с Осенью осенний букет и подарим ежику! (Ответы). Осень, порисуешь с нами, ты же хотела с нами рисовать?

Осень: С радостью! И ежик обрадуется подаркам.

Воспитатель: Осенний букет будем рисовать с помощью нетрадиционной техники рисования – отпечатыванием листвы. У вас на столах лежат листочки деревьев. С каких деревьев листья? (С клена, с дуба). Они какие? (Кленовые, дубовые). Какого цвета краски будем использовать? (Желтые, красные, оранжевые).

(Использую показ способа рисования и образец на доске).

Краску наносим на листочек со стороны прожилок. Затем листочек переворачиваем и отпечатываем на фоне над вазой. Цвет краски можно менять. (Выполнение работы)

Отпечатали, молодцы! Давайте немного поиграем. Осень, поиграй с нами.

Физкультминутка «Листики осенние»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Поиграли, теперь давайте вернемся к нашим работам. Может быть, украсим букеты осенними астрами или хризантемами? (Ответы детей). Какого цвета краски будем использовать? (Ответы). Рисовать будет с помощью ватной палочки. (Рисуют). Молодцы! Какие красивые яркие букеты у вас получились. Осень, тебе нравятся наши букеты?

Осень: Очень красивые! Спасибо вам! Моему другу ежику они тоже должны понравиться. За то, что вы меня развеселили, порисовали со мной и помогли моему другу ежу, я для вас приготовила игру. (Д/и «Учимся сравнивать»).

(Дает воспитателю коробочку с игрой).

Воспитатель: Спасибо, Осень! Давайте поиграем.

Ребята, кто живет в лесу? (Ответы) Сравним лису и белочку по имени признака «Цвет». (Сравнивают). А какого цвета лиса и белочка? (Ответы).

А что за маленький колючий зверек живет в лесу? (Ответы) А еще в лесу растут елочки. Сравним ель и ежа по имени признака «Рельеф». (Сравнивают). А какой рельеф у ели и ежа? (Ответы).

А что любят ежик и белочка. (Ответы). Сравним грибочки по имени признака «Части» (подберезовик и белый гриб). Чтобы узнать какие части у них есть, нужно сложить изображение грибочков из разрезных картинок. (Складывают, называют части у подберезовика: шляпка, ножка, грибница, и части у белого гриба: шляпка, ножка, грибница. Работают с пособием «Учимся сравнивать»: У подберезовика части такие же, как части у белого гриба.).

Ребята, а что растет на деревьях? (Ответы) Сравним кленовый листочек и желудь по имени признака «Место». (Сравнивают).

Ребята, какие вы все молодцы.

Осень: Да, ребята молодцы! Спасибо вам! Вы и ежу помогли, и меня порадовали, и осенние букеты вместе с вами нарисовали! Мой друг будет доволен. Я обязательно передам ему письмо с вашим ответом и подарками.

А у меня для вас еще один сюрприз (кленовые листочки). А теперь настала пора прощаться. Зима скоро придет, а я у вас загостилась. До свидания! Буду рада встретиться с вами в следующем году!

Прощаемся с осенью.

Воспитатель: Ребята, а осень то нам подарила листья белые, не раскрашенные! Мы их позже раскрасим? Да? (Ответы)

Итог.

Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил в гости?

Кому мы помогали?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Спасибо всем большое, все молодцы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Прощание с осенью» с использованием элементов ТРИЗ технологий.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-обобщать знания детей о многообразии природного мира, учить сравнивать, рассуждать.

-закреплять умение работать в нетрадиционных техниках рисования (отпечатывание листвы и рисование ватной палочкой);

-продолжать учить работать с мнемотаблицами;

-уточнить и закрепить знания об осени;

-формировать связанную речь, правильно использовать в речи

грамматические формы, умение выслушивать других детей.

развивающие задачи :

-развивать творческое воображение, фантазию, мышление, внимание детей;

-развивать умение видеть противоположности, называть их;

воспитательные задачи:

• воспитывать доброжелательность, сочувствие;

• воспитывать желание оказывать помощь.

Предварительная работа: Беседа об осени, чтение стихов, рассматривание картин, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, рисование с помощью нетрадиционной техники.

Оборудование и материалы: муз. проигрыватель, музыка Бетховен «Осень», тонированные альбомные листы, кисточки №5, ватные палочки, осенние листья (кленовые и дубовые, акварельные краски, нарисованный образец осеннего букета, конверт с письмом, мнемотаблица со стихотворением И. Могилевской «Под кустом свернулся ёжик», схемы имен признаков, картинки с изображением объектов (лисы, белочки, ели, ежика, подберезовика, белого гриба, кленового листочка, желудя, разрезные картинки (подберезовика и белого гриба, изображение волшебника «Дробление-объединение», картинки (мяч, утюг, фонарик, пропеллер, указка, осенние листья для физкультминутки, листочки-раскраски, салфетки, дидактическое пособие «Учимся сравнивать».

Ход  образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад, узнала, что к нам собирается гостья. А кто, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?

На улице тепло или холодно?

Трава растет или засыхает?

Что происходит с листьями на деревьях?

Сравните осень с летом:

Летом небо светлое, а осенью…

Летом деревья зеленые, а осенью…

Летом люди одеваются легко, а осенью…

Молодцы, ребята!

Звучит музыка. Входит печальная Осень!

Осень: Здравствуйте, ребята! (печальная) Вы меня узнали? Я Осень!

Воспитатель: Осень, почему ты такая грустная?

Осень: Пора моя прошла, зима гонит меня со двора! Я пришла с вами попрощаться до следующего года (плачет). А мне так хочется с вами побыть подольше, с вами поиграть, порисовать.

Воспитатель: Осень, погости у нас еще немного! Мы с тобой поиграем и порисуем! Да, ребята? (Ответы).

Осень: Спасибо, вам большое за гостеприимство! С радостью погощу у вас! Я очень люблю раскрашивать леса! А мой друг ежик любуется моими золотыми, багряными красками леса! А сейчас он в лесу сидит и плачет!

Воспитатель: Осень, а что произошло с ежиком?

Осень: Он попал в беду и просил меня передать вам письмо!

Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим, что ежик нам написал! (Ответы).

(Открываю письмо). Ребята, а письмо то зашифровано. Чтобы узнать, что произошло с ежиком, нужно его расшифровать. Попробуем? (Ответы).

(Расшифровывают письмо - мнемотаблицу)

Под кустом свернулся ежик

Мокрый и колючий.

И косит над лесом дождик, разгоняя тучи.

В листья красные одетый,

Улыбается пенек.

Простоял сухой всё лето,

А теперь насквозь промок.

Воспитатель: Ребята, что случилось с ежиком? (Ответы). Правильно, он насквозь промок. А почему он промок? (Ответы). Ему наверно холодно! Его надо просушить. Давайте подумаем как? Может быть, пригласим волшебника «Дробление – объединение», он нам поможет.

Произносим волшебные слова, под музыку появляется волшебник. Вешаю изображение волшебника на доску.

Ребята, посмотрите, какие предметы волшебник принес с собой (картинки: мяч, утюг, фонарик, пропеллер). Давайте подумаем, какой предмет можно объединить с ежиком, чтобы он просох? Ежика можно объединить с мячом, чтобы ежик просох? (Ответы: нет). А с утюгом? (Ответы: просушить можно – это хорошо, но ежик обожжется - это плохо. Будем объединять ежика с утюгом? Не будем). С фонариком? (Ответы: фонарик не просушит ежика). С пропеллером? (Ответы: Можно, пропеллер будет обдувать ежика, и ежик высохнет – это хорошо). А еще, какие функции появятся у ежика с пропеллером? (Ответы: он сможет летать и его не догонят хищники, с высоты видно, где враг или грибные полянки). А плохо может быть ежику с пропеллером? (Ответы: он может запутаться в ветвях). А что делать, чтобы он не застревал в ветвях? (Ответы). Скажем спасибо волшебнику «Дробление – объединение». (Говорят спасибо).

Давайте ответим ежику письмом с инструкцией пользования пропеллером: «Пользоваться по мере необходимости. Включать и выключать с помощью кнопочки. После функции просушка обязательно выключить пропеллер на кнопочку. При включении функции полет - Близко к ветвям деревьев не подлетать». (Пишу письмо, кладу в конверт, отдаю Осени). А Осень передаст письмо ежику. Да, Осень?

Осень: Я обязательно передам своему другу ежику письмо. Спасибо вам, ребята, теперь ежику не страшны никакие дожди.

Воспитатель: А еще давайте мы нарисуем с Осенью осенний букет и подарим ежику! (Ответы). Осень, порисуешь с нами, ты же хотела с нами рисовать?

Осень: С радостью! И ежик обрадуется подаркам.

Воспитатель: Осенний букет будем рисовать с помощью нетрадиционной техники рисования – отпечатыванием листвы. У вас на столах лежат листочки деревьев. С каких деревьев листья? (С клена, с дуба). Они какие? (Кленовые, дубовые). Какого цвета краски будем использовать? (Желтые, красные, оранжевые).

(Использую показ способа рисования и образец на доске).

Краску наносим на листочек со стороны прожилок. Затем листочек переворачиваем и отпечатываем на фоне над вазой. Цвет краски можно менять. (Выполнение работы)

Отпечатали, молодцы! Давайте немного поиграем. Осень, поиграй с нами.

Физкультминутка «Листики осенние»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Поиграли, теперь давайте вернемся к нашим работам. Может быть, украсим букеты осенними астрами или хризантемами? (Ответы детей). Какого цвета краски будем использовать? (Ответы). Рисовать будет с помощью ватной палочки. (Рисуют). Молодцы! Какие красивые яркие букеты у вас получились. Осень, тебе нравятся наши букеты?

Осень: Очень красивые! Спасибо вам! Моему другу ежику они тоже должны понравиться. За то, что вы меня развеселили, порисовали со мной и помогли моему другу ежу, я для вас приготовила игру. (Д/и «Учимся сравнивать»).

(Дает воспитателю коробочку с игрой).

Воспитатель: Спасибо, Осень! Давайте поиграем.

Ребята, кто живет в лесу? (Ответы) Сравним лису и белочку по имени признака «Цвет». (Сравнивают). А какого цвета лиса и белочка? (Ответы).

А что за маленький колючий зверек живет в лесу? (Ответы) А еще в лесу растут елочки. Сравним ель и ежа по имени признака «Рельеф». (Сравнивают). А какой рельеф у ели и ежа? (Ответы).

А что любят ежик и белочка. (Ответы). Сравним грибочки по имени признака «Части» (подберезовик и белый гриб). Чтобы узнать какие части у них есть, нужно сложить изображение грибочков из разрезных картинок. (Складывают, называют части у подберезовика: шляпка, ножка, грибница, и части у белого гриба: шляпка, ножка, грибница. Работают с пособием «Учимся сравнивать»: У подберезовика части такие же, как части у белого гриба.).

Ребята, а что растет на деревьях? (Ответы) Сравним кленовый листочек и желудь по имени признака «Место». (Сравнивают).

Ребята, какие вы все молодцы.

Осень: Да, ребята молодцы! Спасибо вам! Вы и ежу помогли, и меня порадовали, и осенние букеты вместе с вами нарисовали! Мой друг будет доволен. Я обязательно передам ему письмо с вашим ответом и подарками.

А у меня для вас еще один сюрприз (кленовые листочки). А теперь настала пора прощаться. Зима скоро придет, а я у вас загостилась. До свидания! Буду рада встретиться с вами в следующем году!

Прощаемся с осенью.

Воспитатель: Ребята, а осень то нам подарила листья белые, не раскрашенные! Мы их позже раскрасим? Да? (Ответы)

Итог.

Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил в гости?

Кому мы помогали?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Спасибо всем большое, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Щедрый урожай"

формировать представление о труде хлебороба у детей, познакомить с процессом выращивания и переработки пшеницы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Путешествие в страну светофорию»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного видаКрасносельского района Санкт-Петербурга      Конспектнепрерывной обра...

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной  деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...

КОНСПЕКТ познавательного цикла в средней группе на тему: «Осень « с использованием элементов ТРИЗ. Воспитатель : Клюшникова Л.А.

Цель: - Обобщать знания детей о многообразии природного мира, упражнять в классификации предметов, Продолжать учить обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть проти...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Осенние дары"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Осенние дары"...