Конспект занятия для подготовительной группы "Тайна птичьего гнездышка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Солодова Елена Сергеевна

Цель: сформировать  у детей  представление о росте и развитии  птиц.

Задачи: показать детям процесс роста и развития дятлов – от яйца, до взрослой особи, проследить зависимость этого процесса от условий внешней среды;

- развивать   познавательный интерес к миру природы;

- формировать гуманное бережное, заботливое отношение к природе;

Методические приемы: беседа, показ иллюстраций.

Предварительная работа: Наблюдение за дятлами во время экскурсии в парке, беседа об особенностях этих птиц, чтение отрывков из произведения В.В. Бианки «Лесная газета».

Материалы: звуковая запись, иллюстрации по теме беседы.

Ход занятия:

Запись «стук дятла»

Воспитатель: Ребята, вы слышите этот звук? Кто же так весело постукивает?

Правильно, большой пестрый дятел. (Воспитатель выставляет картинку с изображением дятла) Мы с вами часто видим его во время наших прогулок  в парке, особенно летом.   Что вы знаете об этой птице?

ответы детей

Воспитатель: Сейчас весна, и у дятлов, как и у других птиц, много забот – надо найти себе пару, устроить уютное гнездо, а все для чего?

 Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что главное для птиц – вывести птенцов.

Воспитатель: Откуда появляются птенцы?

Дети:  Из яйца.

Воспитатель:   Обычно мы не видим, как птенчики появляются на свет  - все птицы тщательно охраняют свое потомство от чужих  глаз.  Откуда же тогда   мы можем узнать об этом?  

ответы детей

 Воспитатель: Сегодня я вам расскажу,  как птенцы  растут и развиваются. Прежде чем  они появятся на свет,  в яйце  идет долгая и сложная работа по превращению маленького зародыша размером со спичечную головку в птенчика.  Как вы думаете ребята, что нужно для того чтобы птенчик вырос и не погиб в яйце? Ответы детей.   

Воспитатель обращает внимание детей на карточки с  разными условиями необходимыми для роста и развития живых организмов, дети выбирают нужные для птенцов.   В процессе идет обсуждение.

Воспитатель: Нужен ли птенцам в яйце свет?

Дети рассуждают

Воспитатель делает вывод: Во время пребывания в яйце и первые дни после птенцы проводят   в полумраке и солнечный свет им не нужен.

Воспитатель: А нужен ли воздух?

Дети рассуждают

Воспитатель делает вывод: Нужен, как и всему живому на земле. В скорлупе есть мельчайшие, невидимые нашему глазу отверстия – поры, через которые проникает воздух. Если яйцо закрасить краской или замазать клеем – жизнь внутри яйца погибнет.

Воспитатель: Дети, а как насчет воды?

Дети рассуждают

Воспитатель делает вывод: Птенец внутри яйца не пьет и вода ему не нужна.

Воспитатель: Нужно ли тепло?   

Дети  рассуждают

Воспитатель делает вывод: Обязательно нужно, поэтому яйца у всех птиц таких размеров, чтобы взрослая птица могла целиком закрыть их своим телом.

 Воспитатель: А нужно ли зародышу питание?

Дети рассуждают

Воспитатель делает вывод: Нужно, но получает он его не от мамы с папой, а из желтка. Питательных  веществ, которые там содержатся птенцу вполне достаточно.

Воспитатель: Итак, ребята, какие условия нужны чтобы зародыш превратился в птенца?

Дети отвечают.

Воспитатель: Верно, а теперь давайте вернемся к нашим дятлам. Мама уже отложила  белые блестящие яйца. Воспитатель выставляет картинку с изображением яйца. В одной кладке их может быть от 4 до 8 штук, и родители насиживают их по очереди, в течение двух недель. И вот – ответственный момент – скорлупка треснула, и наши птенцы появились на свет. Как вы думаете, могут они сразу улететь из гнезда?

Дети отвечают

Воспитатель: Правильно, не могут, ведь рождаются они голыми, слепыми, глухими, а значит беспомощными. Воспитатель выставляет картинку с изображением двухдневных птенцов. Вот так выглядят двухдневные птенчики. Что же теперь нужно птенцам для роста, давайте посмотрим на наши карточки.

 Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нужны одинаковые условия.

Воспитатель делает вывод: Ребята, вы верно подметили, но только теперь кормить птенцов должны родители. В отличие от людей и многих животных, которые выкармливают детенышей молоком, птенцы сразу переходят на взрослую пищу. Наши маленькие дятлы, например, с удовольствием поедают насекомых и их личинок. Птенцы очень прожорливы – родителям приходится кормить их до 300 раз в день. Как вы думаете, почему они так много едят?

Дети отвечают

Воспитатель: Птенцы быстро покрываются перьями, появляются зрение и слух и уже через 10 дней они карабкаются по стволу, встречая родителей у выхода из дупла. Воспитатель выставляет картинку.  А через 20 дней птенчики начинают вылетать из гнезда. Они уже готовы к самостоятельной жизни, но мама с папой первые дни их все-таки еще подкармливают, помогают освоиться.  Дети, как нужно вести себя, увидев настоящее птичье гнездо?

Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нельзя  трогать руками гнездо, брать из гнезда яйца и птенчиков, потому что из-за чужого любопытства птенцы могут погибнуть,  недопустимо разорять птичьи гнезда.

Воспитатель: Дети, что нового вы сегодня узнали? Как могут  эти знания  пригодиться вам в будущем?   

Дети отвечают

В завершении занятия воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру  «Совушка».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_ekologiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по ознакомлению с природой

  «Тайна птичьего гнездышка»                                     

Подготовительная к школе группа

Цель: сформировать  у детей  представление о росте и развитии  птиц.

Задачи: показать детям процесс роста и развития дятлов – от яйца, до взрослой особи, проследить зависимость этого процесса от условий внешней среды;

- развивать   познавательный интерес к миру природы;

- формировать гуманное бережное, заботливое отношение к природе;

Методические приемы: беседа, показ иллюстраций.

Предварительная работа: Наблюдение за дятлами во время экскурсии в парке, беседа об особенностях этих птиц, чтение отрывков из произведения В.В. Бианки «Лесная газета».

Материалы: звуковая запись, иллюстрации по теме беседы.

Ход занятия:

Запись «стук дятла»

Воспитатель: Ребята, вы слышите этот звук? Кто же так весело постукивает?

Правильно, большой пестрый дятел. (Воспитатель выставляет картинку с изображением дятла) Мы с вами часто видим его во время наших прогулок  в парке, особенно летом.   Что вы знаете об этой птице?

ответы детей

Воспитатель: Сейчас весна, и у дятлов, как и у других птиц, много забот – надо найти себе пару, устроить уютное гнездо, а все для чего?

 Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что главное для птиц – вывести птенцов.

Воспитатель: Откуда появляются птенцы?

Дети:  Из яйца.

Воспитатель:   Обычно мы не видим, как птенчики появляются на свет  - все птицы тщательно охраняют свое потомство от чужих  глаз.  Откуда же тогда   мы можем узнать об этом?  

ответы детей

 Воспитатель: Сегодня я вам расскажу,  как птенцы  растут и развиваются. Прежде чем  они появятся на свет,  в яйце  идет долгая и сложная работа по превращению маленького зародыша размером со спичечную головку в птенчика.  Как вы думаете ребята, что нужно для того чтобы птенчик вырос и не погиб в яйце? Ответы детей.   

Воспитатель обращает внимание детей на карточки с  разными условиями необходимыми для роста и развития живых организмов, дети выбирают нужные для птенцов.   В процессе идет обсуждение.

Воспитатель: Нужен ли птенцам в яйце свет?

Дети рассуждают

Воспитатель делает вывод: Во время пребывания в яйце  птенцы находятся в полумраке и солнечный свет им не нужен.

Воспитатель: А нужен ли воздух?

Дети рассуждают

Воспитатель делает вывод: Нужен, как и всему живому на земле. В скорлупе есть мельчайшие, невидимые нашему глазу отверстия – поры, через которые проникает воздух. Если яйцо закрасить краской или замазать клеем – жизнь внутри яйца погибнет.

Воспитатель: Дети, а как насчет воды?

Дети рассуждают

Воспитатель делает вывод: Птенец внутри яйца не пьет и вода ему не нужна.

Воспитатель: Нужно ли тепло?  

Дети  рассуждают

Воспитатель делает вывод: Обязательно нужно, поэтому яйца у всех птиц таких размеров, чтобы взрослая птица могла целиком закрыть их своим телом.

 Воспитатель: А нужно ли зародышу питание?

Дети рассуждают

Воспитатель делает вывод: Нужно, но получает он его не от мамы с папой, а из желтка. Питательных  веществ, которые там содержатся птенцу вполне достаточно.

Воспитатель: Итак, ребята, какие условия нужны чтобы зародыш превратился в птенца?

Дети отвечают.

Воспитатель: Друзья мои, вы знаете, что большинство птиц выводят птенцов в летнее время, когда много тепла, света и пищи. И мы с вами тоже очень любим лето, правда? Я предлагаю вам немного размяться и перенестись на минутку в лето.

Физкультминутка по стихотворению Л.Некрасовой «Лето»

Лето солнышком вкатилось,

(«Круглые» руки над головой, медленный наклон в сторону).

Засияло, засветилось

(Поочередно резко выбрасывать руки в стороны и вверх, растопыривая при этом пальчики).

Вишнями, букашками,

(Указательные движения ладошками вправо-вверх, влево-вверх).

Лютиками, кашками!

(Указательные движения ладошками вправо, влево).

Лето, лето, лето, лето!

(На четыре счета поднимать руки вверх).

В краски яркие одето

(Развести руки через стороны вниз).

Жарким солнышком согрето,

(Над головой скрестить руки в запястьях и поиграть пальчиками-лучиками).

Пусть подольше будет лето!

(Медленно присесть и на последнем слове резко подпрыгнуть вверх).

Воспитатель: А теперь давайте вернемся к нашим дятлам. Мама уже отложила  белые блестящие яйца. Воспитатель выставляет картинку с изображением яйца. В одной кладке их может быть от 4 до 8 штук, и родители насиживают их по очереди, в течение двух недель. И вот – ответственный момент – скорлупка треснула, и наши птенцы появились на свет. Как вы думаете, могут они сразу улететь из гнезда?

Дети отвечают

Воспитатель: Правильно, не могут, ведь рождаются они голыми, слепыми, глухими, а значит беспомощными. Воспитатель выставляет картинку с изображением двухдневных птенцов. Вот так выглядят двухдневные птенчики. Что же теперь нужно птенцам для роста, давайте посмотрим на наши карточки.

 Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нужны одинаковые условия.

Воспитатель делает вывод: Ребята, вы верно подметили, но только теперь кормить птенцов должны родители. В отличие от людей и многих животных, которые выкармливают детенышей молоком, птенцы сразу переходят на взрослую пищу. Наши маленькие дятлы, например, с удовольствием поедают насекомых и их личинок. Птенцы очень прожорливы – родителям приходится кормить их до 300 раз в день. Как вы думаете, почему они так много едят?

Дети отвечают

Воспитатель: Птенцы быстро покрываются перьями, появляются зрение и слух и уже через 10 дней они карабкаются по стволу, встречая родителей у выхода из дупла. Воспитатель выставляет картинку.  А через 20 дней птенчики начинают вылетать из гнезда. Они уже готовы к самостоятельной жизни, но мама с папой первые дни их все-таки еще подкармливают, помогают освоиться.  Дети, как нужно вести себя, увидев настоящее птичье гнездо?

Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нельзя  трогать руками гнездо, брать из гнезда яйца и птенчиков, потому что из-за чужого любопытства птенцы могут погибнуть,  недопустимо разорять птичьи гнезда.

Воспитатель: Относитесь бережно к братьям нашим меньшим, друзья мои, и не забудьте рассказать об этом сегодня своим родителям, братьям и сестрам, а то вдруг они не знают или случайно забыли, как нужно поступать, чтобы не причинить вреда птицам.

Использованная литература:

Баринова Е.В. «Говорим красиво: нескучные занятия для детей». Ростов-на-Дону, 2018. (физкультминутка)

 

 Автор:

Солодова Елена Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №23», город Рязань, Рязанская область, Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "У хозяйки на птичьем дворе"

Дети закрепляют знания о домашних птицах....

Занятие для подготовительной группы "Птичьи истории" (мастер-класс)

Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире, формирование речемыслительной деятельности, интереса к природе родного края.Задачи:закрепить знание детей о птицах: зимующих, перелётных, водоплавающ...

Конспект занятия на тему: "Тайны птичьего мира"

Познакомить детей  с удивительными загадками и тайнами  живой природы;- продолжать  активизировать познавательные способности  детей;-развивать у детей   интерес к жизни ...

Конспект занятия по аппликации «Птички в гнездышках»

Программные задачи: Продолжать учить работать по образцу, создавать образ птички из готовых деталей. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, в ответе использовать предложение из несколь...

Конспект занятия  по лепке «Птенчики в гнездышке» во второй группе раннего возраста

Цель: вызвать интерес детей к созданию композиции «Птички в гнездышке» по содержанию стихотворении  В. Шипуновой .Задачи.Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «...

Конспект занятия по лепке «Птенчики в гнездышке» в группе раннего возраста

Конспект занятия  по лепке «Птенчики в гнездышке» в группе раннего возраста....

Конспект занятия по ИЗО "Птички в гнездышке"

Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста...