Занятие для подготовительной группы "Птичьи истории" (мастер-класс)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Головина Наталья Юрьевна

Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире, формирование речемыслительной деятельности, интереса к природе родного края.

Задачи:

  • закрепить знание детей о птицах: зимующих, перелётных, водоплавающих, болотных, хищных, городских, лесных;
  • формировать умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом и условиями обитания, способами выживания, добывания пищи, анализировать внешний облик птиц, их поведение;
  • совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление существительных множественного числа родительного падежа; упражненять  в словообразовании и словоизменении, согласовании существительных с числительными.
  • расширить глагольный словарь и словарь признаков. Учить употреблять слова антонимы.
  • Расширить представления об использовании птиц людьми
  • развивать связную речь – употребление сложноподчинённых предложений (потому что), умения отвечать полным предложением, правильно строя фразу, упражнять в составлении рассказов
  • развивать пространственные представления, ориентировку на листе бумаги, графические навыки
  • развивать  психические функции: навыки активного слушания, память, внимание, воображение, словесно- образное мышление
  • воспитывать в детях бережное отношение к птицам, уважительное отношение друг к другу

 Оборудование: простой карандаш,  листы с заданиями, набор картинок с изображениями птиц для индивидуальной работы, карточки с сочетаниями гласных звуков,  проектор, экран, демонстрационный материал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_ptichi_istorii_-_master-klass.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56 «РОМАШКА»

Мастер-класс для начинающих педагогов

Конспект открытого логопедического занятия

с применением ИКТ

для детей подготовительной группы

по теме

Из опыта работы учителя – логопеда

 высшей квалификационной категории

Головиной Н.Ю.

2012 год

г.о. Химки

Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире, формирование речемыслительной деятельности, интереса к природе родного края.

Задачи: 

закрепить знание детей о птицах: зимующих, перелётных, водоплавающих, болотных, хищных, городских, лесных;

формировать умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом и условиями обитания, способами выживания, добывания пищи, анализировать внешний облик птиц, их поведение;

совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление существительных множественного числа родительного падежа; упражненять  в словообразовании и словоизменении, согласовании существительных с числительными.

расширить глагольный словарь и словарь признаков. Учить употреблять слова антонимы.

Расширить представления об использовании птиц людьми

развивать связную речь – употребление сложноподчинённых предложений (потому что), умения отвечать полным предложением, правильно строя фразу, упражнять в составлении рассказов

развивать пространственные представления, ориентировку на листе бумаги, графические навыки

развивать  психические функции: навыки активного слушания, память, внимание, воображение, словесно- образное мышление

воспитывать в детях бережное отношение к птицам, уважительное отношение друг к другу

 Оборудование: простой карандаш,  листы с заданиями, набор картинок с изображениями птиц для индивидуальной работы, карточки с сочетаниями гласных звуков,  проектор, экран, демонстрационный материал.

Ход занятия:

Организационный момент . «Птичья мозаика»

Без чего коршун не схватит добычу?  (без лап)

Без чего филины не могут охотиться по ночам? (без глаз)

Без чего птицы не смогут клевать корм? (без клювов)

Без чего дятлы не выдолбят дупло?   (без клювов)

Без чего глухарь зимой замёрзнет?  (без перьев)

Без чего цапли  не пройдут по болоту? (без ног)

Без чего павлины не будут нарядными? (без хвостов)

Без чего птицы не могут летать? (без крыльев)

Без чего соловьи не споют красивые песни? (без голосов)

Без кого деревья и кустарники будут сгрызаны вредными насекомыми? (без птиц)

Беседа о птицах.

1. 

Скажи наоборот: птицы бывают

большими

маленькими

крупными

мелкими

разноцветными

одноцветными

дикими

домашними

перелётными

зимующими

голодными

сытыми

лесными

Полевыми, болотными

остроклювыми

тупоклювыми

быстрыми

медленными

неповоротливые

шустрые

холодолюбивыми

теплолюбивыми

ночными

дневными

поющими

безголосыми

замёрзшими

отогревшимися

2.  Педагог:

Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»

Ответы детей:

Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.

Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.

Педагог:

 «А что плохого, в том, что птицы улетают от нас?

Ответы детей:

Мы не видим птиц, не слышим их пения.

Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

Педагог: Осенью первыми улетают птицы, которые питаются чем ?

Ответы детей:

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…насекомые ( мухи, гусеницы, жуки, червяки) впадают в спячку .

Последними улетают птицы, которые питаются чем?

Ответ детей:

Последними, осенью улетают водоплавающие птицы, потому что… водоёмы (пруды, озёра, реки) замерзают поздно и водоплавающим есть чем питаться.

Поднимите картинки с птицами, которые к нам прилетают весной.

Как одним словом мы их назовем? (Перелетные.)

Как мы называем птиц, остающихся зимовать в наших краях? (Зимующие)

Педагог: А снегирь, это перелётная или зимующая птица.?

Упражнение «Раз два повернись, быстро в птичку превратись»

Педагог: 

Утка, скажи, как ты добываешь пищу

Поползень, а поползень, скажи, почему ты не улетаешь в тёплые края, ведь ты насекомоядный и все твои друзья: соловьи, скворцы улетают

Синица, какую пользу ты приносишь людям и растениям?

Кукушка, а почему на тебя лесные птицы в большой обиде? Какая ещё птица раззоряет птичьи гнёзда? (сорока, галка, ворона)

Глухарь, расскажи как ты зимуешь?

Сойка, а что у тебя общего с белкой? Почему тебя называют лесным полицейским или часовым?  Кто ещё из лесных птиц предупреждает остальных об опасности?  (сорока)

Оляпка, а  для чего ты в холодную воду зимой ныряешь? Закаляешься что ли?

Дятел, а почему тебя называют лесным доктором?  Какие ещё птицы приносят пользу, уничтожая вредных насекомых, улиток и даже грызунов ?  (синица, малиновка, галка )

 Почему ты, дятел,  не падаешь, когда  долбишь дерево?  

Физминутка «Дятел»

Галки очень умные птицы. Покажите,  как галка смогла напиться, когда в стакане было мало воды? (опыт)

Клёст, зачем тебе такой клюв?

Сорока, а как ты насекомых себе добываешь?

Назовите добродушных и общительных птиц. (синица, снегирь, воробей, голубь, сойка)

Рассказы о птицах  (2-3 человека)

Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?

Физминутка  (с движениями)

Четыре важных цапли выходят на охоту, а дождик по болоту: кап, кап, кап

Идут четыре цапли и стряхивают капли, а клювы звонко щёлкают : цап, цап, цап

Идёт идёт охота, расквакалось болото, лягушки удирают со всех зелёных лап

Им страшно не охота, им очень не охота, Чтоб цапли их зацапали цап, цап, цап.

Работа на листах.

Назвать птиц по гласным в слове

Сказать на каком этаже в доме живёт птица

Условными обозначениями изобразить питание и местообитание птиц. Сформулировать вывод

Заучивание стихотворения по мнемотаблице

ПТИЧЬИ НАРЯДЫ

Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке.
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки –
Синие ковбойки.
И даже мухоловки
Надели по обновке.
Лишь соловей, ребята
Одет небогато.
Но кто про это судит –
Тому он петь не будет. (М. Пляцковский)

Составление загадки о вороне

Информационная страничка «Голубь - птица мира»

Итог занятия :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - конспект. Подготовительная группа. Игровое занятие "Моя семья"

Программное содержание:Развивать представление о том, что такое семья – это все, кто живет рядом с ребенком, какие постоянные обязанности есть у каждого члена семьи. Способствовать развитию комм...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...