НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный материал представляет собой знакомство детей с историей возникновения часов, их назначения и функции , способствует развитию у детей интереса к эксперементированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_chasov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок»

 НОД

 в подготовительной группе

«Путешествие в прошлое часов»

                                              Подготовила

                                                                          воспитатель: Коломыцева Л.А                                                                    

Новый Уренгой

2019г

Программное содержание:

-Познакомить детей с историей часов; подвести к пониманию их назначения и функции;

-Научить детей ориентироваться  в прошлом часов;

-Развить умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

-Развивать у детей интерес к экспериментированию.

Материал: письмо, посылка, предметные картинки с изображением часов, различные часы, свеча, песочные часы, 2 прозрачных стакана: пустой и с водой, модели схем часов.

Ход НОД:

-Сегодня, ребята нам в детский сад пришло необыкновенное письмо. Письмо написал, Знай-ка, а к нему еще есть еще посылка. Давайте прочитаем письмо? (воспитатель достает письмо и читает).

-«Здравствуйте, дорогие ребята, отгадайте загадку и получите мою посылку.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

-Что это? »  (часы)

 -Знай-ка прислал нам коллекцию часов. И зовет нас в великолепный мир по стране часов.

-Как вы думаете, для чего нужны часы? А почему?

-Один знакомый мальчик хотел раскрыть часы и посмотреть, что же там внутри. Отец говорил Ему: «Нельзя, не тронь, сломаешь»!

А мальчик говорит: «Ну и хорошо, сто сломаются, вот тогда мы не будем знать, когда ложиться спать, а когда спать!»

-Отец ему: «Мы же тогда всюду будем опаздывать: на работу, в детский сад, на обед… Если остановятся часы, будет беда. Придешь в аэропорт, а диктор скажет, что незнаем, когда отправляется самолет и незнаем, сколько еще ждать! Или на вокзале скажут, что поезд прибывает на пятый путь неизвестно когда. И в мире начнется неразбериха, путаница».

 Но в старину, в древние времена еще не было часов, как вы думаете, как люди определяли время? (ответы детей).

Он носом  в землю постучит

Взмахнет крылом и закричит

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный? (петух)

Воспитатель показывает игрушку.

Давним  – давно узнавали время по «живым часам».

Люди заметили, что петух кричит три раза: в полночь-«первые петухи»,глубокой ночью-«вторые петухи», и рано утром-«треть петухи».

-Как вы думаете, можно ли по пению петуха определить точное время?  (нет: он может заболеть, упасть  с жердочки, или лиса унесет).

-А если петух проспал, нас разбудит солнышко. (показывает картинку солнца).

-Люди узнавали время по солнцу. Солнце всходит - утро; долго, долго светит – день, начинает темнеть - вечер, совсем темно - ночь.

-А еще узнавали время по растениям. (показывает картину). В рассказе Пришвина «Золотой луг» : мальчики увидели на лугу много одуванчиков и назвали его золотым, луг был желтым. А вечером, когда возвращались домой  - одуванчики закрывают свои лепестки и луг оказался зеленым.

- Почему так произошло?

-Как вы думаете можно ли узнать  время с помощью свечки? Люди использовали свечку с делениями  (показ). Сколько воска растает столько и прошло времени. Как вы думаете такой способ удобный? (ответы детей).

-Правильно, нужно много свечей, также она может упасть, нельзя взять с собой на улицу, может возникнуть пожар при падении…

-Но люди хотели узнавать более точное время. И придумали солнечные часы

(показ макета).Сначала их делали на земле. Вместо циферблата  -   раассчерченная  площадка под  открытым небом, вместо стержня для стрелок – колышек. Ходит солнце по  небу, а по площадке ходит тень от колышка. Тень -  это стрелки. Заметили, что если солнце сзади, тень всегда впереди, если справа, тень – слева. (показ на макете).

-Но использовать такие часы можно было не всегда, как вы думаете почему? (предположения детей). Работают только в сухую погоду и домой не возьмешь.

-Тогда люди придумали водяные часы. (показ картины). В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой наливали воду. Вода капала в другой сосуд с черточками. Давайте сделаем такие часы.

Опыт.

- Удобны такие часы? Нет, все время приходится доливать воду.

-Тогда люди придумали песочные часы  (показ). Как они работают? Чем удобны и неудобны такие часы? Их нужно все время переворачивать, они бывают только на 3,5,10 минут. Такие часы используют в медицине, в детских садах.

-Людям с такими часами было неудобно, тогда они смастерили большие механические часы и повесили их на высокой башне  (показ картинки). Каждый час они били. Удобно? (их не видно из всех домов). Нужно выходить на улицу и смотреть, который час. В Москве есть кремлевские часы на Спасской башне, они показывают самое точное время.  (показ иллюстраций).

-И тогда какие люди придумали часы? (предположения детей)

-Правильно, часы,  которые можно носить на руке, их можно носит с собой.

-Но раз люди стали точно узнавать время, им и вставать нужно было в одно  и  то, же время. Что для этого они изобрели? (будильник, его заводят; он звенит).

-Часы, которые заводят,  называются механическими. Если забыть их завести, то они перестанут идти.

- Тогда люди придумали электронные часы, (показ)  Они работают на батарейках.

-Давайте еще посмотрим на выставку часов ,которую нам прислал, Знай-ка .какие часы вам понравились больше всего?(ответы детей).

Физминутка

Раз, два, три , четыре, пять

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час

Раз, два, три, четыре

Мыши дернули за гири

Вдруг раздался громкий звон

Разбежались мыши вон.

Рассматривание модели разных видов часов. Раскладывание их по порядку.

Итог:

-Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими, какими видим  сейчас. И все это сделал человек, посмотрите какие красивые часы придумали взрослые.(показ разных видов, разной формы).Человек позаботился и о внешнем виде часов, чтобы порадовать людей. Вот как изменил человек часы, он проявил умение, творчество в работе и постарался, чтобы они всем понравились. И может, кто-то из вас став взрослым, придумает новые более интересные часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы "Путешествие в прошлое часов" (итоговое)

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и плани...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие в прошлое часов"

               Программное содержание:Образовательная задача.  Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше врем...

Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов и времени».

Занятие по математике в подготовительной к школе группе«Путешествие в прошлое часов и времени»....

Конспект НОД по ознакомлению детей с предметным миром в старшей группе. «Путешествие в прошлое часов»

Программное содержание: познакомить детей с историей часов, используя игровые приемы, формировать умение ориентироваться в прошлом часов, развивать умение  устанавливать связь между разнообр...

Конспект занятия для детей старшей группы "Путешествие в прошлое часов"

Конспект  занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в прошлое часов"...