Познавательные сказки.Автор Климова Е.В. 2018г.
материал по окружающему миру

Браун (Климова) Екатерина Витальевна

              Характерной особенностью нашего времени, в силу различных причин, является ограниченность общения ребенка со сверстниками и родителями, а также недостаточность его контактовс природными объектами и явлениями, что являетсяпрямым следствием стремительной урбанизации. В сложившейся ситуации именно сказка может стать той ступенькой, с которой и начнется их взаимодействие.Сказка всегда занимала одно из первых мест в воспитании и обучении детей. Однако в этот раз речь пойдет не о привычных нам народных сказках,вы познакомитесь с  познавательными   сказками,  сказками природоведческого характера.

Познавательные сказки моего авторства дают  знания  о  природе,  о  повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.

Познавательные сказки о природе отличаются от других видов сказок наличием в них  достоверной  научной  информации,  которая  обогащает  ребенка интеллектуально, и выдуманной ситуации с выдуманными героями –с другой стороны. Такие сказки базируются на научных фактах или наблюдениях людей, которые любят и понимают природу: это может быть подготовка медведя к зимней спячке, или перелет птиц, или строительство муравьями своего жилища –муравейника.  

Или  же  любые  другие  ситуации  из  повседневной  жизни природы, которые и передаются в доступной и интересной детям «волшебной» форме, которая позволяет животным разговаривать, рассуждать, грустить и радоваться. В сказках эмоционально описаны особенности жизни знакомых детям животных, птиц, букашек, растений, а также явлений неживой природы. Чтение таких сказок обязательно должны  сопровождаться  беседами-рассуждениями  о  поступках  героев,  что позволяет ребенку легче воспринимать и анализировать информацию. Сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. 

В некоторых сказках предложены вопросы для рассуждения, советы для проведения опытов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вода».

Путешествие маленькой капельки.

Однажды на пушистом облаке, высоко на небе родилась маленькая капелька воды: чистая, светлая и радостная. На облачке она росла была прозрачная, не имела запаха и вкуса. Пришло время ей упасть на землю в виде дождика. Кап – кап, капали её сестрички – капельки. И она в след за ними прыгнула с облака на землю.

И попала в маленький лесной ручеёк, которой весело бежал в лесу. Маленькая капелька поила лесных жителей своей чистой водичкой (каких лесных жителей вы знаете?).

Все звери хотели пить такую чистую воду. (виюп-виюп). И растения её тоже пили. Благодаря этой воде трава, цветы и деревья стали расти большими и красивыми.

А Капелька продолжала своё путешествие. На планете много ручейков. И наша капелька в ручейке начала дружить с другими ручейками, и вместе они образовали речку. Речка была большая и сильная и в ней жило много рыбы. Капелька радовалось, что приносит пользу и стала домом для множества рыбок. Наступила зима и наша капелька замёрзла и превратилась в лёд, застыла на месте без движения, стала ещё больше блестеть на солнце. Наступила весна, тёплое солнышко растопило капельку, и она побежала дальше, пока капелька бежала по земле немного стала грязной. Из речки воду взял Человек, почистил её  и привел по трубам в дома. И пришла капелька к нам опять чистая и прозрачная. Теперь она помогает нам умываться, готовить еду.  Мы её можем красить, переливать, любоваться. Без воды мы никак не можем обойтись, а капелька очень рада нам помочь. Всем капелька помогла, вот такая она молодец! Настало время, и капелька превратилась в пар (испарилась) и улетела опять далеко на небо, и снова там родить, чтобы  подрасти на облаке и опять упасть на землю в виде дождя (кап-кап)…

Опыты дома:

  1. «Поймайте» в ёмкость капельки дождя. Рассмотрите вместе с ребенком их, понюхайте, попробуйте.  

Спросите ребенка откуда пришла капелька?

Имеет ли она запах, цвет, вкус?

Переместите одну капельку на стёклышко или прозрачную плоскость и поместите её в холодильник.

Спросите, что произошло с капелькой и какая она стала?

Оставьте капельку на солнышке на целый день, пусть она испариться.

Спросите у ребёнка, во что она превратилась и куда делась.

Побеседуйте с ребенком на тему: зачем нужна вода?



Предварительный просмотр:

Кто в дубочке живёт?

Стоял в поле молодой дубок. Он был крепок и высок.

Ползла мимо вредная гусеница. Смотрит – стоит в поле молодой дубок. Он он и крепок, и высок. Постучалась:

  –  Тук- тук. Кто в дубочке живёт?

Никто не ответил.

–  Тогда в дубочке буду жить я – решила вредная гусеница.

Поселилась вредная гусеница в дубочке, да его есть:

– Хрум- хрум- грызло крепкий и высокий дубок вредная гусеница.

Летит мимо дятел, и видит: стоит в поле дубок. Он и крепок и высок. Постучался дятел:

- Тук – тук. Кто в дубочке живёт?

- Я, вредная гусеница, в дубочке живу, его грузу, хрум – хрум.

- Теперь и я буду в дубочке жить – ответил дятел – а тебя вредная гусеница, съем.

Тук – тук- стал дятел своим сильным клювом по дубу стучать, чтобы вредную гусеницу достать.

Мимо шёл грибок. Увидел он в поле дубок, что и крепок и высок.

Постучался грибок:

- Тук – тук. Кто в дубочке живёт?

– Я, вредная гусеница, в дубочке живо и его грызу.

– Я, дятел, в дубочке живу, стучу, вредных гусениц ем.

– И я буду под дубочком жить – не тужить  – сказал грибок.

И стал грибочек под дубом жить, ……

С тех пор этот грибок называемся поддубник.

Бежала мимо белочка, увидела, стоит в поле дубок, он и крепок и высок. Постучалась белка:

– Тук - тук. Кто в дубочке живёт?

– Я, вредная гусеница хрум - хрум, в дубочке живо и его грызу.

– Я, дятел, стук – стук, на дубочке живу, стучу, вредных гусениц ем.

– И я, грибок, шур – шур,  поддубник, под дубочком живу.

  • И я с вами хочу жить, желуди у дубочка собирать, да запасать.

Белочка поселилась в дупло, которое выдолбил дятел. Стала там спать, да жёлуди запасать.

Бежала мимо лиса. Увидела: стоит в поле дубок, он и крепок и высок. Постучалась:

– Тук - тук. Кто в дубочке живёт?

– Я, вредная гусеница хрум - хрум, в дубочке живо и его грызу.

– Я, дятел, стук – стук, на дубочке живу, стучу, вредных гусениц ем.

– И я, грибок, шур – шур, поддубник, под дубочком живу.

– А, я белочка, Хрум –хрум, в дупле живу, жёлуди собираю.

– и, я с вами буду жить –сказала лиса- от охотников прятаться.

И вырыла лисичка между корнями себе уютную норку.

А дубочек всё рос и рост, становился всё больше и больше, крепче и крепче. И превратился в огромный дуб. И стали его называть дубок - теремок. Потому что стал он домом для птиц, насекомых, и зверей.

Какие ещё животные и насекомые могут поселится в дубочке или рядом с ним?



Предварительный просмотр:

Гномик Почвовед решил посадить дерево дуб. У него было семечко дуба – желудь. Пришёл он в свой садик, вырыл ямку, полил её водичкой, опустил туда желудь, засыпал землёй, похлопал ладошкой и ещё раз немного полил водичкой. Проходили дни… Но семечко не вырастало. Гномик почвовед очень грустил, ведь он очень хотел, чтобы дерево выросло большое и красивое. Но. К сожалению Почвовед ещё не знал, что деревья в песочке плохо растут. А именно в песок он и посадил семечко желудя. Поможем Гномику Почвоведу. Как сделать так, чтобы желудь вырос на месте, где его посадил Гном?



Предварительный просмотр:

Раскопки Гномика Почвоведа.

Жил – был на свете маленький гном по имени Почвовед. Он был очень любознательный и смелый.  Однажды захотелось ему найти клад. И спросил он у мамы, где можно найти его:

Мама Гномика сказала:

- Каждый день ходят наши ножки по земле. А в  земле храниться множество сокровищ.  Пойди и поищи их. Это будет интересное приключение.  Вот тебе в дорогу семена волшебные и лопатка. Она умела говорить, и могла рассказать много интересного.

Гномик Почвовед взял у мамы волшебную лопатку и пошёл г в сад. Гномик Почвовед   начал рыть глубокую преглубокую ямку, чтобы найти клад. Сначала земля не слушалась, убегала, сыпалась с его лопатки. Лопатка сказала, что это песок.:

- Это настоящее сокровище: с ним очень любят играть дети, потому что из него можно делать куличики; взрослые используют его для строительство, и даже используют для изготовления стекла.

 Гномик узнал, что в земле находиться песок.  И взял себе немного. Но ему хотелось найти настоящее сокровище. Гном был очень упорный и капал, и капал дальше. Его лопатка увязла в рыжей земле. Лопатка рассказала, что это глина.

- Глина – настоящее сокровище.  Она очень похожа на пластилин, из неё тоже можно лепить поделки, горшки, из неё даже кирпичи делают.

Гномик Почвовед взял немного глины. И продолжил искать сокровище и продолжил капать дальше. Лопатка Гномика Почвоведа врезалась во что- то твёрдое это были камешки. Которых очень много в земле. В них можно играть, строить клумбы, взрослые используют большие камни для строительства. Среди простых камней могут попадаться и драгоценные. Гномик капал и копал, очень устал, но драгоценные камни так и не нашёл.  Тогда взял немного камешков себе. И продолжил искать клад дальше.

Гномик стал копать в другом месте, где капать темная, рыхлая почва, это была хорошая земля, куда можно садить цветы, семена овощей и деревьев.

Лопатка сказала:

- Вот, это настоящее сокровище! Посади туда волшебные семена, которые подарила тебе мама.

Гномик почвовед взял семена и посадил их в хорошую землю.

 Тут же из семечек проклюнулись росточки они тянули к солнышку, росли и росли в высоту. И маленькие семечко превратились в золотое дерево.   Гномик почвовед сделал из глины горшочек, из песка сделал стёклышки и украсил его. Пересадил в горшочек золотое волшебное дерево, обложил его камешками и отнес его к маме.

– Ты нашёл настоящее сокровище!  На таких деревьях вырастают самые вкусные плоды сладкие фрукты. Какой ты молодец.

День удался у Гномика почвоведа на славу, узнал из чего состоит земля, как можно использовать песок, камешки и глину, и вырастил настоящее сокровище.

Гномик Почвовед и маленькая капелька воды.

Гномик Почвовед гулял по полю. Была прекрасная летняя погода, святило тёплое солнышко, дул лёгкий ветерок. Вдруг набежали тучки, и начал капать мелки дождик:

«Кап – кап – кап» -  зашумели капельки. Гномик побежал домой, чтобы не промокнуть. Дома он заметил у себя на ладошке маленькую чистую капельку.

- Привет, малютка. Интересно, как ты попала ко мне на ладошку?

Вдруг у капельки появились глазки и ротик:

- Привет, дружок, - сказала малютка – капелька.-  Я тебе расскажу.

Однажды на пушистом облаке, высоко на небе родилась Я - маленькая капелька воды: чистая, светлая и радостная. На облачке  росла была прозрачная, не имела запаха и вкуса. Пришло время упасть мне на землю в виде дождика. Кап – кап, капали мои сестрички – капельки. И она в след за ними прыгнула и я, с облака на землю.  И попала в маленький лесной ручеёк, которой весело бежал в лесу. Я поила лесных жителей своей чистой водичкой. Все звери хотели пить такую чистую воду. (виюп-виюп).

И растения её тоже пили. Благодаря этой воде трава, цветы и деревья стали расти большими и красивыми.

А Я продолжала своё путешествие. На планете много ручейков. И мы капельки в ручейке начала дружить с другими ручейками, и вместе образовали речку. Речка была большая и сильная и в ней жило много рыбы. Я и остальные капельки радовалось, что мы приносим пользу. Наступила зима и мы замёрзли и превратилась в лёд, застыли на месте без движения, стали ещё больше блестеть на солнце. Наступила весна, тёплое солнышко растопило нас, и мы побежали дальше, пока я бежала по земле немного стала грязной. Из речки воду взял Человек, почистил её и привел нас по трубам в дома. И пришли мы капельки к людям опять чистая и прозрачная. Мы помогали умываться, готовить еду.  Мы капельки можем окрашиваться в разные цвета, переливаться в разные ёмкости. Без воды никто не может обойтись, а я, капелька, очень рада всем помочь.

Настало время, меня пригрело солнышко, и я превратилась в пар (испарилась) и улетела опять далеко на небо, и снова там родиться, подрасти на облаке и опять упасть на землю в виде дождя (кап-кап)… И упасть тебе на ладошку, Гномик.

- Какой интересный рассказ, капелька, я и не думал, что у тебя такая необычная жизнь, полная приключений – целый круговорот.

- Да, и мне уже пора. Мы ещё встретимся, Гномик.

Капелька побежала дальше, дарить жизнь живым существам, делать мир чище и лучше.

Гномик Почвовед ищет микробы.

Как – то раз Гномик Почвовед играл на улице: строил прекрасный песочный замок. Мама позвала его пообедать.

Гномик отряхнул песочек с ладошек, быстро и шустро забежал домой и сел за обеденный стол.

- Гномик, - сказала мама. – Ты кое – что забыл сделать перед обедом.

- Что мама?

- Помыть руки.

- Ну, мама, они же у меня чистые, на них нет грязи.  

- Гномик, на ручках много вредных микробов, чтобы они тебе не навредили, нужно обязательно мыть руки с мылом.

Гномик пошёл в ванную и внимательно стал смотреть на свои ручки. Ну и где же эти микробы. Вот я их не вижу совсем. А если я их не вижу – значит их нет. Не буду я руки мыть!

В этот момент из крана медленно выкатилась уже знакомая Гномику капелька воды.

 - Привет, мой друг – о чём задумался?

- Да вот мама, говорит, что нужно мыть руки перед едой, потому что на них микробы. Но я никаких микробов не вижу.

– Эх, гномик, микробы живут везде обитают везде, где есть я, вода, включая горячие источники, дно мирового океана, а также глубоко в земле. Но Микробы настолько малы, что просто так их не увидишь.

(Чтобы их увидеть нам нужен микроскоп).

Смотри, видишь, как много микробов все они передвигаются. (ОПИСАНИЕ)

 Из – за микробов ведь можно заболеть. - Да, если они обитают везде, как же от них уберечься?

 - Не все микробы плохие: одни микробы вызывают тяжёлые заболевания и портят продукты, а другие очень необходимы.  

Как уберечься от вредных микробов?

«ПОЧВА-ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО животных».

 Шёл как- то Гном Почвовед по своему саду. И увидел на дорожке горку земли, которой раньше не было, а под горкой оказалась норка. Подошёл поближе, оступился и упал прямо туда. Кубарём покатился Гномик глубоко под землю.

Под землей Гномику стало очень страшно. Ведь норке было темно и трудно было дышать.

Хорошо, что Гномик взял с собой фонарик. Кто – то зашуршал в темноте, Гномик испугался и посвятил фонарём. Это оказался зверёк маленького размера, с сильными передними лапками и небольшими глазами, а носит он «шубку», по цвету чёрную, Гномик погладил его – на ощупь он оказался очень мягким. Это был крот.

Гном Почвовед впервые увидел крота. Именно в его туннели и попал Гномик.

- Ох, дружок, крот, ты меня напугал. Я случайно упал сюда и ищу выход. – сказал гномик.

Крот ему ответил:

- Я хоть и слеповат, но тем не менее очень юркий и проворный, прорыл целые лабиринты ходов под землёй, сейчас мне некогда, нужно искать еду -  насекомых. Иди прямо вот по этому туннелю и выйдешь на поверхность, только никуда не сворачивай.  Гномик Почвовед отправился дальше.

Иногда ему мешали пройти корешки растений, он запутывался в них, а иногда корешки щекотали его нос. Гномик не унывал и продолжал идти.

        Вдруг откуда не возьмись на дороге гномика почвоведа появляется змея. Она шипела и извивалась, чёрная по цвету с бурыми пятнами в два ряда, змея очень напугала гномика. Почвовед бросился убегать в туннель направо, потом налево и упёрся в тупик. Но маленькая пятнистая змея тоже быстро передвигалась и догнала Гномика, и спросила:

- Шшшто, ты тут бегаешь?

- Извините, госпожа пятнистая змейка, я заблудился и очень вас испугался – медленно ответил гномик.

- Не стоит меня пугаться, я ем только дождевых червей.  Ты очень вежливый гномик, я тебе помогу, только громко не топай, не распугивай червячков.

Гномик почвовед тихо – тихо пошёл за пятнистой маленькой змейкой. Иногда возле Гномика пробегали муравьишки, какие – то маленькие жучки, с земляных стенок капала водичка. Эти всё превращались в подземную музыку:  кап- кап, шур – шур, топ – топ.

Топ – топ становился всё громче и ближе, и ближе. Пятнистая змейка сказала, что сюда идёт монстр, и шустро убежала за поворот. А гномик Почвовед увидел зверка, внешне похожего на мышку,  с мордочкой, вытянутой в подвижный хоботок. Глаза очень маленькие. Мех короткий, густой, бархатный.

- Какой же ты монстр. Очень забавный зверёк. Как тебя зовут? – спросил гномик.

- Я землеройка.

- Какое у тебя интересное имя. Ты хорошо роешь землю? Поможешь мне выбраться на поверхность.

- Нет, землю я рою плохо, живу в заброшенных норах. Но я помогу тебе. Видишь строй муравьев – они идут по туннелю друг за другом, не сворачивая,  за строительными материалами и едой. Иди за ними и выберешься на поверхность.

Гномик Почвовед так и сделал, работяги – муравьи вывели его на поверхность, где был свежи воздух и яркое солнце. Гномику понравилось путешествие под землёй: там живут интересные создания. Им удобно и комфортно под землёй. Но вот Гномику дома лучше.

Жуки плохие или хорошие.

Жил – был Эльф Лиль. Ушки были у него длинные и острые, длинные фиолетовые волосы, тёмные глаза и спокойный характер. Больше всего на свете он любил заниматься своим садом – огородом. Растить и любоваться цветами, есть свои свежие овощи.

Но сегодня ему стало скучно и одиноко. И решил Лиль слепить колобка. Взял он волшебной муки, смешал его с водой из родника, скатал шар и испёк его в печке. Волшебник Оживления заглянул в гости и оживил колобка, у мучного шара появились глаза, рот, маленькие ручки и ножки.
- Я живой. А как меня зовут?

- Ты Колобок, слеплен из волшебной муки. А я Эльф Лиль.

- Из волшебной муки, как интересно. Я только что родился и мне теперь интересно узнать, что меня окружает.

Эльф Лиль показал Колобку свой сад: цветы и деревья.

- Смотри, колобочек, с цветочка на цветочек летают пчёлы и бабочки. Эти насекомые собирают нектар с цветочков. Пчёлы и бабочки очень хорошие. Они приносят пользу.

- А что это за маленькие букашечки ползают по земле?

- Это жуки. Это тоже насекомые. У всех жуков прочные верхние крылья, а под ними тоненькие и хрупкие крылышки. У всех жуков 6 лапок.

- Интересно посмотреть на жуков поближе. А жуки хорошие или плохие?

- Чтобы это узнать, тебе нужно отправиться в путешествие. Я уменьшу тебя до размера жука, а ты, колобочек сам разберёшься хорошие или плохие жуки.

Эльф Лиль посыпал на Колобка волшебной пыльцы, колобок стал уменьшаться и уменьшатся, пока не стал совсем крохотным, как жучок.

И покатился Колобок на узнавать какие жуки хорошие или плохие?

А на встречу Колобку летит что – то тёмное, да жужжит. С длинными усищами, с длинными тонкими ножками, будто в тёмные доспехи одетое.

- Привет, ты кто, такой жужжаший, ты жук?

- ЖЖЖдравствуй. Да, я жук – жужелица садовая. Жужжу, жужжу, жужжать хочу.

- Жужелица, а ты хороший или плохой жук?

- Я очень хорошая, уничтожаю садовых и огородных вредителей.

- Жужжалица, ты замечательный жук, оставайся в нашем саду.

Покатился Колобок дальше. А на встречу ему другой жук чудной –  с головой в виде трубочки, а туловище похоже на грушу.

- Здравствуй, жук. Ты такой интересный, как тебя зовут?

- Я жук долгоносик.

- Да, у тебя такой носик у тебя забавный, похож на маленький хоботок как у слона.

- Хихи, ты прав, иногда меня из- за моего носика называют слоником.

- Долгоносик, скажи, а ты хороший или плохой жук?

- Я хороший жук, никому вреда не причиняю. И даже могу занозу из пальчика достать.

- Оставайся в нашем саду.  Приятно было с тобой познакомиться, долгоносик.

И покатился Колобок дальше. Катиться – катиться, а на встречу ему идёт жук с маленькими рожками, вместо усиков, красно – коричневыми ножками.

- Здравствуй жучок, а тебя как зовут?

- Я жук – олень. Посмотри какие у меня рога, как у оленя, только маленькие. С такими рогами меня бояться. И правильно, я могу и укусить.  

- Значит ты плохой?

- Нет, я хороший, просто очень редкий, мне нужно защищать себя. Мы жуки – олени не вредители, мы не вредим здоровым деревьям. Пьём сок от ранки на деревьях. А наши личинки убирают старые корни и пни и делают землю лучше.

- Какой ты хороший жук олень, обязательно про тебя расскажу.

И покатился Колобок дальше. Катиться – катиться колобок, а на встречу ему идёт жук блестящий, продолговатой формы тёмно– красного цвета, усики маленькие, а на голове! рог.

- Здравствуй жук. У тебя такой большой рог, выглядит устрашающе.  Скажи, а ты плохой жук?

- Я жук – носорог. Мы очень миролюбивы и не приносим никому вреда.

- Оставайся, чудесный жук олень у нас в саду.

Покатился Колобок дальше. Катиться – катиться дальше. И видит на мне бегают много плоских красных жучков, с маленькими усиками как ниточки, а на тоненьких лапочках маленькие коготки.

- Здравствуйте, ребята, жучки. Как вас называют?

- Мы жуки пожарники.

- О, вы наверное, очень полезны, потому что тушите пожары.

- Нет, мы пожары не тушим. Пожарниками нас называют из – за красно – чёрного окраса. Но тем не менее мы очень полезны – истребляем вредных личинок насекомых.

И покатился Колобок дальше. Катиться – катиться колобок и видит на картофельной ботве сидит овальный, жёлто – оранжевого цвета, с чёрными полосками.

- Привет, жук, ты такой красивый, какое у тебя название?

Жук плюнул оранжевой жидкостью и ответил:

- Что ты ко мне пристал. Не мешай мне, видишь, я ем листья картофеля.

- Зачем ты их ешь, тогда ведь картошка не вырастет.

- А мне – то что, главное я и мои личинки сыты, уходи – ка ты по – добру по – здорову.

- Ох, какой ты всё – таки плохой жук. Никакой пользы не приносишь, только вредишь, да плюёшься.

Колобок покатился к Эльфу Лилю. Эльф Лиль посыпал на Колобка волшебной пыльцы. Колобок стал расти и расти, пока не стал прежнего размера. Эльф Лиль тут же спросил.

- Ну что, дружок узнал, кто такие жуки.

- Узнал, столько интересных жуков встретил я сегодня, и названия у них забавные: долгоносик, пожарник, жук – олень, жук носорог, жужжелица. Все это хорошие жуки очень добрые и приносят пользу.

- И что, колобочек, все жуки хорошие?

- Нет, я встретил и плохого жука, колорадского. Он только и умеет, что вредить.

Колобок и Эльф Лиль выгнали колорадского жука из своего сада – огорода.

Поиски волшебного цветка.

Как- то раз эльф Лиль заболел и стал сильно кашлять. От этого кашля болело горло и лёгкие. А волосы Эльфа из фиолетовых превратились в серые. Люди, когда у них что – то заболит – идут к врачу. Но Эльф Лиль живёт в волшебной стране, и он лечиться волшебными лекарствами.

Эльфу Лилю нужен волшебный цветок, который растёт в его саду – огороде.

- Ох, вот только не могу вспомнить я, какой из них поможет мне от этого ужасного кашля.

Вот растёт у меня прекрасные цветы, с изящными лепестками красными, белыми, розовыми, а стебелёк похож на укроп. Это Цветок космея, что означает украшение.  Он назван так, потому что у него прекрасной формы цветок. Но он не вылечит мой кашель.

А вот ещё великолепные цветы. Это бархацы. Получили они такие названия из – за своих лепестков, напоминающих бархат. Но у этого нежного цветка есть недостаток, они резко пахнут. На бархатцы лучше любоваться из далека. Да и мой кашель они не вылечат.

М, ещё один красивый и яркий цветок. Тюльпан, он очень похож на головной убор «тюрбан». Потому что лепестки тюльпана, как ткань на голове, слой за слоем образует бутон.

А вот этот цветок похож на метёлочку, узкие лепесточки похожи на лучики звезды, словно подарок с неба для нас в саду. Поэтому Астра означает цветок - звезда. Такой красивый цветочек, но он не вылечит мой животик.

Много прекрасных цветов  в саду у Лиля, но они не лекарственные и поэтому не смогут вылечить эльфа.

Но вот Лиль заметил среди пёстрых, ярких цветов, растущий в уголке маленький кустик ромашки. Ромашка – не садовый цветок, а полевой. Но Эльф Лиль посадил его в саду за его …

 - Ура, вот и мой лечебный цветочек – аптечная ромашка.  Именно она вылечит мой ужасный кашель.

Эльф Лиль взял ромашку аптечную высушил её и заварил в горячей воде. С удовольствием пить этот напиток и быстро выздоровел. 

Эльф Лиль очень любил свой сад. Здесь растут прекрасные цветы: тюльпаны, астры, бархацы, ; ещё фруктовые деревья: яблоки, сливы, вишни.

В один из прекрасных весенних дней, когда просыпается природа, Эльф Лиль гулял по своему саду. Тут витали тонкие и сладкие ароматы. Но вдруг он увидел возле дерева большую насыпь земли и еловых веточек.

- Что это такое, я этого не садил.

 Присмотревшись поближе, Эльф Лиль увидел маленьких насекомых, бегающих туда – сюда. Эльф присел, чтобы посмотреть ещё ближе, и в этот момент из его кармана выпала его волшебная палочка.

Маленькие насекомые быстро схватили палочку и утащили в свой незатейливый домик.

- Ах, вы пакостники! – разозлился эльф Лиль и топнул ногой – я вас всех истреблю!

Созвал Эльф Лиль всех своих знакомых волшебников: оживления, Окаменения, уменьшения, Увеличения.

- Друзья, волшебники, - начал говорить Эльф.- У меня в саду завелись вредные маленькие насекомые, и они украли мою волшебную палочку.

- Не печалься, Эльф Лиль, - сказал волшебник, это маленькие создания муравьи. Тебе нужно узнать их поближе, и ты перестанешь на них злиться.

Волшебник уменьшения уменьшил Эльфа Лиля до крохотного размера муравья.

Эльф Лиль пошёл в муравейник за своей волшебной палочкой. Весь мир, который я знал стал таким огромным, что его невозможно узнать. Эльф Лиль увидел муравья, только теперь он был не кроха, а гигант, сильная громадина, с челюстями и усиками.

- Здраствуй, муравьишка, не могли бы вы мне вернуть мою волшебную палочку.

- Здравствуйте, Эльф Лиль, мы знали, что вы придёте.Я рабочий муравей, провожу вас.  Пойдёмте за мной к нашей королеве.

Эльф  Лиль пошёл за муравьем в глубину муравейника. Лиль увидел, что в их жилище было множество дырочек. К одной из них они подошли, вход охраняли большие охранники муравьи.

Рабочий муравей постучал своими усиками по голове охранника и их пропустили внутрь.

- Так мы здороваемся и распознаём друг друга– сказал муравей.

Перед Лилям простёрся туннель уходящий далеко вглубь муравейника, со множеством других ходов, по которым бегали туда сюда другие муравьи.

Проводник Лиля стал рассказывать:

- Вот наш дом у него две части: верхняя и нижняя, и множество квартир. Верхней частью мы пользуемся летом, когда тепло. А нижней частью, которая находиться глубоко под землей, мы туда уходим зимовать.

Лиль слушал муравья и шёл за ним по туннелю всё глубже и глубже.

 И вот они встали перед входом в покои царицы муравьёв.

 - Наша королева – матка самая главная во всем муравьином королевстве , она дарит жизнь муравьям откладывая яйца. Мы все её боготворим и кормим.

 Муравей – проводник и охранник перед входом поздоровались усиками, и Лиля пропустили внутрь.

( Описание МАТКи)

- Здравствуй, Эльф Лиль.

- Вы построили свой муравейник в моём саду. Я требую свою волшебную палочку.

Мальчик Вкусняшкин в лесу.

Жил – был мальчик. Но мальчик этот был не простой, а шоколадно – мармеладный. И жил он вместе со своей семьёй в городе Сладостино. А звали мармеладного мальчика Вкусняшкин. Вкусняшкин был очень любопытен, хотел всё на свете узнать. А больше всего он  желал узнать и увидеть, кто в лесу живёт. Но книжек не было в городе Сладостино, а в лес мама не отпускала гулять.

Она говорила Вкусняшкину, что такого вкусного мальчика живо съедят дикие звери.

Как – то раз Вкусняшкин не послушался маму и убежал из дома в лес.

Никогда  такой красоты не видел Вкусняшкин.

Ах- сказал он- какой лес зелёный, здесь хорошо дышать и пахнет свежестью. А деревья похожи на великанов, и когда они шуршит листва, кажется, как – будто они переговариваются. Вкусняшкин радовался и бежал впрепрыжку по лесной тропинке.

Вдруг на ветке дерева он увидел небольшого зверька ярко – рыжего цвета.

- Привет, ты кто? – спросил зверёк с пушистым хвостом.

- Я шоколадно – мармеладный мальчик Вкусняшкин, ты меня съешь? У тебя такие острые передние зубки…

- Нет, мы белки шоколад и мармелад не едим, нам по вкусу орешки. Заходи в гости к нам в дупло, посмотри сколько я орешков припасла.

Вкусняшкин с радостью пошёл к белочке в гости. Она жила в дупле дерева. Там Вкусняшкин с радостью поел орешки : кедровые….

И любовался красотой белочки, её быстрыми движениями: она проворно юркнула в своё жилище, её совсем не мешали ушки – кисточки и пушистый хвост, лапки шустро перебирали орешки.

- Иногда я закапываю орешки, да забываю где их зарыла, а весной там вырастает дерево. Можно сказать, что я пол леса посадили. Хи – хи.

 - Какой ты замечательный зверёк, белочка, красивая, шустрая и запасливая….

Вкусняшкин поблагодарил белочку и пошёл гулять дальше по лесной тропинке. Смотрит, а на встречу прыгает интересный зверёк серого цвета, с большущими ушами.

- Ох, он наверное такими ушами всё – всё в лесу слышит. А передние зубки торчат, да такие острые. Он сейчас сгрызет меня! – испугался вкусняшкин и крикнул:

- Не ешь меня, пожалуйста, чудный зверь.

Зверёк подошёл к Вкусняшкину, понюхал его своим розовеньким милым носиком.

- Да ты же шоколадный, да мармеладный, мы, зайцы такое не едим. Вот если бы ты был из морковки да капусты, тогда бы … От корешков растений и от коры дерева я бы тоже не отказался. Очень мы зайцы, любим грызть. А наша кормёшка называется жировка.

- Какое слово интересное, жировка.

- Пойдем к нам в гости, зайчаткам уже обедать пора, и им интересно будет на тебя посмотреть.

Вкусняшкин быстро потопал за прыгающим зайцем. Длинные уши зайца  то и дело подпрыгивали вместе с его длинными задними лапками.

- Проходи пожалуйста, наше жилище называется гнёздо, так же как у птиц, только, мы делаем свои гнёзда в небольших ямках.

Вкусняшкин скромно сидел в гостях у зайца, вокруг него  прыгали маленькие милые зайчатки.

- Какие у вас славные детки, маленькие и беззащитные. Вы не боитесь жить в гнезде на земле. Вот у белки жилище высоко на дереве, трудно туда залезть.  – Боимся, но мы очень осторожные и быстрые, как услышим что – нибудь опасное, замираем, а если близко опасный зверь -  сразу бежим наутёк.

- Спасибо, зайцы за гостеприимство, пойду – ка я дальше.

Вкусняшкин пошёл по лесной тропинке дальше. Вокруг шумела листва, пели птицы, шумел лесной ручей.

- Ой, - неожиданно Вкусняшкин наткнулся на что – то колючее, - Ой – Ой, как больно!

- Извини, мои колючки очень острые, я подумал, что ты хищный зверь. – сказал чёрно – белый куст колючек.

- Ничего страшного. Как же ты живёшь с тамими колючками?

- Они меня защищают, а меня они не колят. Мы ежи очень рады иметь такую защиту.

А если мне захочется почесаться, у меня есть длинный средний палец…

 

История Лесного царя.

Вкусняшкин пошёл в лес и встретил там Леснего царя.

- Здравствуй, Вкусняшкин, садись- ка ко мне на пенёк.  Я расскажу тебе одну историю. Она может показаться неправдой, но всё было именно так, как я расскажу.

Как – то одним прекрасным летом у зверей началась большая стройка. Каждый зверь решил построить себе домик.

 Медведь начал сооружать себе из брёвен и хвороста хатку рядом с речкой:

- Прекрасное место для жилья – говорил он. – и вода для питья рядом и рыбкой полакомиться неплохо будет.

Лиса под упавшим деревом устроила себе берлогу.

Белка вырыла нору в земле.

- Здесь будет мне очень удобно, - решила она.

Бобёр стал жить в дупле дерева.

- Из дупла дерева удобно грызть гору.

И живут лесные звери в своих домах. Медведь в хатке, бобёр в дупле, белка в норе, лиса в берлоге.

Собрались они как – то вместе. Медведь начал говорить:

- Всем хороша моя хатка возле речки, только вот вода в неё забегает, моя шерсть намокает, неудобно.

- Мне бы такой домик, мне вот мокрота не почём. А вот мой домик всем хорош. Дупло в дереве чистое, тёплое, да вот залезать в него ох как неудобно – сказал бобёр.

- Мне бы такой домик – ответила белочка,- в дупле удобно орешки запасать и от хищников прятаться. А вот моя нора хороша, да но мне страшно и холодно.

- Мне бы жить в такой норе! – воскликнула лиса. – Мне бы жить в такой норе, удобно очень и охоться и от собак убегать. А вот моя берлога хороша, но слишком просторна от собак не спрячешься, мне маленькой в ней холодно.

- Ох мне бы такую берлогу – вздохнул медведь.

Переглянулись лесные звери и решили жильём поменяться, кому какое приглянулось. Медведь стал жить в берлоге, Бобр – в хатке, Лиса – в норе, а белка -  в дупле.

История Лесного Царя.

Это случилось в далекие – далекие времена. Когда все – все животные были дикие, а  человек жил в пещера. Да – да не удивляйтесь. Только представьте человек давным – давно жил в холодной каменной пещере, а грелись от костра. Холодно и темно было человеку. И решил он построить себе дом – теплое жилище.  И ушёл человек из своей пещеры, стал место подходящее для дома искать. Идёт он идёт, подходит к нему дикая кошка.

- Фшш, куда ты человек путь – дорогу держишь?

- Да, вот надоела мне в холодной пещере жить, ищу место для дома. Пойдем со мной. Будем вместе жить, я тебя кормить буду, а ты мышей ловить, да мурлыкать мне.

- Мур, хорошо, человек.

И пошла кошка с человеком. Идут они идут, а на встречу им волк.

- Ррр, куда вы направляетесь?

-Мы ищем место для дома, - ответила кошка.

- Пойдем с нами. Я тебя буду кормить, а ты волк дом сторожить, и называть я тебя буду собакой.

- Гав, хорошо человек, я пойду с тобой.

И пошли они втроём.

Идут они а на встречу им курочка.

- Куд- куда, куда вы это путь держите.

- Мы ищем место для дома, - ответил человек. – Пойдём с нами. Я тебя буду кормить, а ты мне яйца приносить и цыплят плодить.

И пошли они дальше.

По дороге им повстречались и козочка, и корова и

Всех взял человек к себе. С тех пор дикие животные, которые стали жить с человеком, называются домашние.

Почему ядовитые грибы носят юбочки?

Как – то раз Лесной царь решил порадовать своих подданных. Решено было раздать всем грибочкам юбочки. Грибочки станут в них красивыми, а их ножки станут изящными.

Первым за юбочкой пришёл ядовитый, но очень красивый гриб – Мухомор, в красной шапочке в белый горох.

Взял он свою юбочку, померял и стал ещё наряднее.

- Такой я красавец. Такими красивыми должны стать все грибы. Я большой модник и раздать юбочки всем – всем грибам.

- Хорошо, Мухомор. Возьми юбочки и обязательно всем раздай.

Пошёл Мухомор сразу к свои друзьям к подружке поганке и ложным опятам.

- Ребята, смотрите, какие красивые юбочки.

Поганка и ложные опята померили юбочки. И грибочки – товарищи решили, что юбочки достанутся только им и друзьям.

Не любил Мухомор и его друзья белые грибы, подберёзовики, подосиновики и не дали им юбочки.

        Узнал Лесной царь, что Мухомор раздал юбочки только своим друзьям – товарищам. И повелел, что все грибы, что юбочки надели за их вредность, будут ядовитые.

И с тех пор никто грибы с юбочками не собирает.

Как Вкусняшкин грибовницу варил.

Как- то Вкусняшкин гулял по лесу. И поймал его Лесной царь.

- Вкусняшкин, вот ты тут ходишь по моим владениям. А ты знаешь, что я очень люблю грибовницу. Повелеваю тебе сварить её, а если не сваришь, я тебя самого съем.

Вкусняшкин очень расстроился и испугался. Он ничего не знал о грибах. Как же он сварит грибовницу? Горько заплакал Вкусняшкин и пошёл по лесной тропинке куда глаза глядят. Идёт он долго ли коротко ли. Видит ……… не может выбраться – Хвостик…… между ветками застрял.

 Освободил Вкусняшкин белкин хвостик. Поблагодарила она Вкусняшкина:

- спасибо, тебе Вкусняшкин, за моё спасение. А чего ты такой грустный, идёшь голову повесил?

- Понимаешь, белочка, мне Лесной царь приказал сварить грибовницу, а я и грибов не знаю совсем.

- Вкусняшкин, это беда – не беда. Не печалься Ты меня выручил и я тебе помогу. Пойдём вместе грибы искать.

Смотри, стоит под берёзой грибок. – воскликнула Белочка.- Шляпка…………..

«

Кто в дубочке живёт?

Стоял в поле молодой дубок. Он был крепок и высок.

Ползла мимо вредная гусеница. Смотрит – стоит в поле молодой дубок. Он он и крепок, и высок. Постучалась:

  –  Тук- тук. Кто в дубочке живёт?

Никто не ответил.

–  Тогда в дубочке буду жить я – решила вредная гусеница.

Поселилась вредная гусеница в дубочке, да его есть:

– Хрум- хрум- грызло крепкий и высокий дубок вредная гусеница.

Летит мимо дятел, и видит: стоит в поле дубок. Он и крепок и высок. Постучался дятел:

- Тук – тук. Кто в дубочке живёт?

- Я, вредная гусеница, в дубочке живу, его грузу, хрум – хрум.

- Теперь и я буду в дубочке жить – ответил дятел – а тебя вредная гусеница, съем.

Тук – тук- стал дятел своим сильным клювом по дубу стучать, чтобы вредную гусеницу достать.

Мимо шёл грибок. Увидел он в поле дубок, что и крепок и высок.

Постучался грибок:

- Тук – тук. Кто в дубочке живёт?

– Я, вредная гусеница, в дубочке живо и его грызу.

– Я, дятел, в дубочке живу, стучу, вредных гусениц ем.

– И я буду под дубочком жить – не тужить  – сказал грибок.

И стал грибочек под дубом жить, ……

С тех пор этот грибок называемся поддубник.

Бежала мимо белочка, увидела, стоит в поле дубок, он и крепок и высок. Постучалась белка:

– Тук - тук. Кто в дубочке живёт?

– Я, вредная гусеница хрум - хрум, в дубочке живо и его грызу.

– Я, дятел, стук – стук, на дубочке живу, стучу, вредных гусениц ем.

– И я, грибок, шур – шур,  поддубник, под дубочком живу.

–        И я с вами хочу жить, желуди у дубочка собирать, да запасать.

Белочка поселилась в дупло, которое выдолбил дятел. Стала там спать, да жёлуди запасать.

Бежала мимо лиса. Увидела: стоит в поле дубок, он и крепок и высок. Постучалась:

– Тук - тук. Кто в дубочке живёт?

– Я, вредная гусеница хрум - хрум, в дубочке живо и его грызу.

– Я, дятел, стук – стук, на дубочке живу, стучу, вредных гусениц ем.

– И я, грибок, шур – шур, поддубник, под дубочком живу.

– А, я белочка, Хрум –хрум, в дупле живу, жёлуди собираю.

– и, я с вами буду жить –сказала лиса- от охотников прятаться.

И вырыла лисичка между корнями себе уютную норку.

А дубочек всё рос и рост, становился всё больше и больше, крепче и крепче. И превратился в огромный дуб. И стали его называть дубок - теремок. Потому что стал он домом для птиц, насекомых, и зверей.

Какие ещё животные и насекомые могут поселится в дубочке или рядом с ним?

Путешествие правого Ботинка.

Однажды мальчик Ваня пошёл порыбачит на речку. Был жаркий летний день. Солнышко ярко светило, а на водичке играл его цвет и скользили водомерки. Ваня снял свои ботинки и сел на бережок. Ботинки были крепкие, коричневого цвета, с толстыми шнурками и наклейкой. Правый ботинок Вани был очень непоседлив, развязывал свои шнурки, постоянно убегал, терялся. Правый Ботинок был очень любопытный. Что – то блеснуло под водой. И правому ботинку  стало интересно, что там под водой происходит. Он немного наклонился, чтобы поглядеть поближе.

Правый ботинок слишком сильно наклонился и Бултых!... плюкнулся в воду. Под водой Правый Ботинок почувствовал, что стал как будто легче. Его подхватило течение и стало уносить всё дальше и дальше от Вани. Ботиночек очень испугался – он захотел вернутся обратно к своему брату – Левому ботинку и к Ване.

Правый ботинок огляделся вокруг. Ему приветливо махали зелёные растения. Они плавно, как будто, танцуя, покачивались в воде.

- Здраствуй, подводная трава – сказал Правый ботинок – Ты можешь мне помочь?

- Привет ботиночек, мы не трава, мы речные водоросли и живём только под водой ( Нужны?). Домик для некоторых рыбок.

Чем мы можем тебе помочь?

- Я нечаянно упал в воду и меня унесло далеко от брата и хозяина. Я хочу вернуться обратно к ним.

- Мы не поможем тебе. Мы можем только задержать тебя здесь своими гибкими веточками. Но знаем кто сможет – самая самый мудрый речной сом. Она точно поможет вернуться на берег.  

- А кто такой этот речной Сом.

 - Это большая рыба. Их чешуя блестит, дышит он жабрами, плавает в воде при помощи хвоста и плавников.

- Спасибо, вам речные водоросли- крикнул Правый Ботинок и егопонесле течением дальше.

- Мы забыли ему сказать, что рыб в реке очень много. Эх.

А тем временем течение реки замедлилось и Правый Ботиночек начал медленно падать на дно реки. Ботик теперь стоял на дне среди песка, камешком и ила. По речному дну пробегали серебристые нити солнечного света. Ботинок любовался речной красотой. Над ним плавали чьи- то тени. Ботинок разглядел их хвосты и плавники, тени то разгонялись, то поворачивали, то притормаживали, как будто красиво танцевали. Одна рыбка подплыла совсем близко к Ботинку. Она была золотистого цвета, продолговатая, приплюснутая с боков. Ботинок подумал, что эта та самая мудрая рыба, которая поможет ему.

-



Предварительный просмотр:

Гномик Почвовед решил посадить дерево дуб. У него было семечко дуба – желудь. Пришёл он в свой садик, вырыл ямку, полил её водичкой, опустил туда желудь, засыпал землёй, похлопал ладошкой и ещё раз немного полил водичкой. Проходили дни… Но семечко не вырастало. Гномик почвовед очень грустил, ведь он очень хотел, чтобы дерево выросло большое и красивое. Но. К сожалению Почвовед ещё не знал, что деревья в песочке плохо растут. А именно в песок он и посадил семечко желудя. Поможем Гномику Почвоведу. Как сделать так, чтобы желудь вырос на месте, где его посадил Гном?



Предварительный просмотр:

«Экологическая сказка» ( Музыка).

В некотором царстве, в некотором государстве стоял огромный красивый лес. Жил в этом лесу заяц по имени Непоседа. Непоседа побежал дальше. (Музыка). А на встречу ему медведь:  

Однажды гулял Непоседа по лесу и увидел лежащего на земле Медведь . (Медведь стонет и ойкает, держится за живот).

Зайчик: «Медведь, здравствуй, что с тобой?».

- Кто-то выломал в лесу все ветки, съел всю малину и забрал весь мёд. Я очень голодный.

Зайчик: Бедный медведь, я обязательно выясню, кто это сделал!!!

Зайчик побежал дальше. (Музыка). А на встречу ему идет какое- то чудовище:  

( Звук шуршания, Зайчик пугается)  

Ёжик: - Привет Непоседа– друг, как поживаешь?

Непоседа: Ежик –этот ты! Что с тобой случилось, почему ты так выглядишь?

Ёжик: -я собирал в лесу грибочки, и это прилетело на мои колючки и запуталось, никак не могу снять, измучался весь.

Непоседа: Да, очень странная штуковина. Я обязательно выясню откуда она.

Непоседа побежал дальше. (Музыка). А на встречу ему лисичка – сестричка. ( на мордочке лисы бутылка)

Непоседа: Что это с тобой, Лисичка – сестричка, а на мордочке у неё что – то странное, какой- то ужасный нос вырос!

Лиса:  Да вот, увидела эту штуку, так вкусно пахло, сладко, хотела попробовать, засунула туда носик, да и застряла.

Непоседа: Какая – то напасть сегодня, половина обитателей леса страдает. Я обязательно найду виновника всех бед.

Зайчик побежал дальше. (Музыка).

Зайчик: кто это там. Девочка ( Маша), сорит. Разбрасывает эти странные штуки от которых страдают Ёжик и Лиса, а вот и малина, которую любит медведь,

Непоседа: Милая Маша, здравствуй, ты мусоришь в лесу, а мы – лесные звери от этого страдаем. Пойдем со мной я покажу.

Ёжик вот Ёжик – не ёжик, а какое – то чудовище,.

Маша: Да это пакет, который я оставила. Извини ёжик, пожалуйста, я не знала, что пакет может так навредить тебе. Сейчас помогу.

Ёжик: Спасибо, Маша, больше не разбрасывай по лесу эту штуку.

( Идут дальше)

Ёжик: А вот Лиса, у неё застряла голова. Не пить не есть не может.

Маша: Да это пластиковая бутылка с газировкой, которую я выбросила. Сейчас помогу.  ( Маша снимает бутылку с Лисы).

Лиса: Благодарю, Маша,

Маша: я больше не в буду бутылки в лесу выбрасывать.

Непоседа: А вот Медведь, кусты малины все поломаны, ягоды все вытоптаны, грибы выдерганы, нечего теперь медведю кушать.

Маша: Прости меня медведь, вот кушай малинку. Больше я не буду ветки ломать ягодки топтать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка по теме сказкотерапия на основе казахского народного фольклора "Добрые сказки" Автор:Дубгорн Ольга Андреевна

Консультация для педагогов по теме«Нравственно-познавательная компетентность   старших дошкольников средствами сказкотерапии на основе казахского народного фольклора»....

Праздник«В гостях у народной и авторской сказки». Авторы: воспитатель Стоюнина А.В., учитель-логопед Желтобрюх О.Ф., воспитатель Авакумова Н.В. ГБДОУ №12 Выборгского района СПБ

Согласитесь, пользу сказок трудно переоценить. Здесь и сюжет, и язык, и образы, и мудрость. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. А инсценирование сказки позволяет не толь...

Метод проектов в ДОУ. Руководитель: Лазарева С.А., старший воспиатель.Консультация для педагогов и родителей: "Что такое лэпбук?" Автор: Переверзева А.С., воспитатель. Паспорт лэпбука "Сибирские сказки" Автор: Полугрудова Л.И., воспитатель

   Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, то есть слушает и смотрит) на активную (ребенок выступ...

Театрализация "Белоснежка и семь гномов"по мотивам сказки автора Болхоевой Александры Константиновны.

Сценарий сказки "Белоснежка и семь гномов" по мотивам автора сказки Болхоевой Александры Константиновны....

Конспект занятия «Весенняя сказка» Автор-разработчик: Белякова Татьяна Владимировна. Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весенняя сказка» в старшей группе. Цель: систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе с использованием ММЧ ...

Познавательное развитие "Путешествие в сказку", автор - Переверзева Е.А.

Познавательное развитие "Путешествие в сказку", для детей среднего дошкольного возраста...