Авторская разработка по теме сказкотерапия на основе казахского народного фольклора "Добрые сказки" Автор:Дубгорн Ольга Андреевна
консультация по теме

Дубгорн Ольга Андреевна

Консультация для педагогов по теме

«Нравственно-познавательная компетентность   старших дошкольников средствами сказкотерапии на основе казахского народного фольклора».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дубгорн Ольга Андреевна-методист

Консультация для педагогов

Тема  : «Нравственно-познавательная компетентность   старших дошкольников средствами сказкотерапии на основе казахского народного фольклора».

             В государственном стандарте  дошкольного воспитания и обучения показатель представления  детей о нравственных нормах  выделен в социальной компетентности. Ребенок от 5 до 6 лет усваивает этические нормы и ценности, проявляет эмпатию, понимает ценности   культуры казахского и других народов, проживающих в Казахстане, проявляет толерантность.

           Познавательная компетентность позволяет проявлять интерес к окружающему миру, выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче, добиваться поставленной цели, владеть экологическими знаниями, задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать замыслы в конструктивной деятельности, объединять предметы на основе общих понятий  и давать им словесное обозначение.

 О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на  знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

         В связи с этим  определилась цель  работы : помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка, формировать нравственные качества и нормы средствами сказкотерапии на основе казахского фольклора.

       Мною разработана авторская  программа: «Добрые сказки» для вариативной части базисного учебного плана детей 6-7 лет. Она  состоит из 36 казахских сказок и рассчитана на учебный год. Занятие проводится 1 раз в неделю, длительность 25 – 30 минут.

Разделы казахских сказок:

1.Сказки о животных

2.Бытовые сказки

3.Волшебные сказки

4.Сказки про Алдара -Косе

.При работе с казахскими сказками  я  использовала технологию Л.Б.Фесюковой:

 Название сказки

1.Нравственный урок

2.Воспитание добрых чувств

3.Речевая зарядка

4.Развитие мышления и воображения

5.Сказка и математика

6.Сказка и экология

7.Сказка развивает руки

Раскрываю содержание каждой схемы:

Название сказки

Рубрика :Нравственный урок

Цель: дать чуть-чуть непривычное пояснение в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душу,  воспитание у детей   нравственно- духовных качеств –любви , сострадания, участия, заботы о близких.

 Рубрика :Воспитание добрых чувств

Цель: учить детей сравнивать ,сопоставлять; формировать привычку доказывать что это так, а не иначе, ставить малыша на место положительного или отрицательного героя, давая ребенку возможность выбора собственной позиции, формировать чувство  доброты, самоотверженности, сопереживания.

Рубрика :Речевая зарядка

Цель: сделать речь ребенка образной, красивой, учить конструировать слова, словосочетания, предложения, рифмовать слова, расширять словарный запас детей, знакомить с казахскими пословицами, поговорками, учить называть героев сказки на казахском языке, помогая тем самым применять казахские слова к месту, знакомить с мудростью казахов с традициями и обычаями казахского народа.

Рубрика :Развитие мышления и воображения

Цель: Учить ребенка различать реальную жизнь и фантазии, умение отойти от привычных стереотипов, изобрести новую сказку или какой – то ее эпизод придумать по другому, ввести новых героев, новые предметы, придумать другой конец сказки, где бы герои не приносили друг другу вред ни духовный, ни телесный.

Рубрика :Сказка и математика

Цель: Учить видеть в сказках математическое начало, формировать умения решать математические задания, составлять задачки и примеры, проявлять смекалку, учить устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости, формировать умения преобразовательной работы.

Рубрика: Сказка и экология.

Цель: Знакомить детей с природными явлениями, с динамикой развития предмета, формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, знакомить с региональными природными особенностями, с растительным и животным миром Казахстана.

Рубрика:Сказка развивает руки.

Цель: Развивать конструктивные навыки и умения детей, учить лепить, рисовать, делать поделки; развивать мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев.

Привожу пример работы с казахскими сказками в разных разделах.

                              Раздел :Сказки о животных

Казахская народная сказка « Лиса, скворец и ворона».

Нравственный урок

Мягко стелет, да жестко спать.

Воспитание добрых  

 чувств.

Можно ли назвать лису

умной? Какое свойство

характера проявила ворона?

Каким можно считать

скворца?

Речевая зарядка

Пять человек описывает лису.

-Как выглядит?

-Как двигается?

-Чем питается?

-Где живет? -Какая шубка?

Сочините новые слова о

 лисице, вороне ( пушистохвостая,

мудрая).Назовите лису и ворону

по-казахски (түлкі, қарға).

Подходит ли к сказке пословица:

 «Лисица-старая льстица»?

Развитие мышления и

воображения.

Давайте расскажем о

скворце,который остался

зимовать у нас. Где  он

мог бы жить ?Чем питаться?

Придумайте сказку о доброй лисе.

 Сказка и математика

Вспомните и назовите 10 сказок где встречаются

лиса и ворона. Сколько скворчат  было в

гнезде? Гнездо скворца выше или ниже земли?

Сказка и экология.

Зачем лисе пушистый хвост?

Почему на лису охотятся?

Почему зимой не встретишь на ветке скворца?

Сказка развивает руки.

Сделать ворону путем «Оригами»

                             Раздел «Бытовые сказки»

 Казахская народная сказка: «Добрый и злой»

Нравственный урок

Добрый человек – что солнце и луна, для всех светит.

Воспитание добрых чувств.

Почему Доброму так повезло?

Опишите его характер, как вы себе представляете?

Отчего Злому было так тяжело в жизни?

Как можно назвать поступок Злого в начале и в конце сказки?

Речевая зарядка.

Этимология слова «клад». Какими еще однокоренными словами можно назвать  Доброго? (добренький, добрейший, добродушный). Назовите всех животных из сказки по-казахски (арыстан, түлкі, қасқыр,ит, ат),Суп по-казахски-сорпа.

Развитие мышления и воображения.

Придумайте, чтобы случилось со Злым, если бы он не украл лошадь?

Что могла бы сделать дочь падишаха в благодарность за то, что ее вылечил Добрый?

Сказка и математика.

Сколько зверей вошло в юрту?

В какое время суток волк ворует лошадей из табуна?

Косяк лошадей это сколько?

Сказка и экология.

Является ли мясо овцы лечебным?

Какую пользу приносят овцы?

Назовите, какие вы знаете лечебные травы?

Какие животные живут в пещерах?

Сказка развивает руки.

Нарисуйте героев сказки такими, какими вы их себе представляете

                                  Раздел «Волшебные сказки»

Казахская народная сказка: «Старик - Канбак»

Нравственный урок

Трусливого генерала смелый боец побеждает.

Воспитание добрых чувств.

Что вам кажется поучительным в этой сказке?

Подходит ли к великану пословица: «Телом большой – умом мелкий»?

Какие чувства вызывает Канбак?

Опишите его характер.

Речевая зарядка.

Расскажите как Канбак перехитрил великана?

Придумайте новые слова -характеристики деду (умный, хитроумный, находчивый).

Великану (тупой, недалекий, слабоумный). Назовите остов юрты по-казахски – кереге, джин по-казахски -дэв. Подходит ли к этой сказке пословица:  «Трусливый и тени своей боится»

Развитие мышления и воображения.

Придумайте, что бы могло случится, если бы Канбак не обхитрил великанов?

Как можно еще назвать наглую лису?

Сказка и математика.

Какого размера был великан?

Сколько гор он перекатывал в руках?

Сколько великанов пришло в гости к Канбаку?

Сказка и экология.

Что такое перекати -поле?

Какие еще растения растут в степи?

Что означает выражение «рыбья требуха»?

Сказка развивает руки.

Инсценировка отрывка сказки( изобразить Канбака и великана).

В современном обществе в век компьютеров и интернета  когда, детям мало читают сказки, а национальные казахские  сказки и вовсе забыты, работа  по формированию у дошкольников нравственно-познавательной компетентности средствами сказкотерапии  является  очень эффективным методом  возрождения интереса к народному казахскому фольклору.  

          Хочется отметить, что дети научились  воспринимать сказочный материал нетрадиционно,  повысились знания о культуре и быте казахского народа, у детей появилось осознанное отношение к казахскому языку, дети узнали больше о традициях и обрядах казахского народа, научились оценивать положительные и отрицательные поступки героев , стали с уважением относиться к старшим, умеют сочувствовать, сопереживать. С помощью игр и  вопросов  дети познакомились с природой Казахстана, ее региональными особенностями во всем многообразии.

         Работа  в этом направлении строится  не только с  детьми но и с педагогами , родителями. В детском саду для педагогов работает творческая мастерская «Истоки нравственности».

         Проведены семинары: «Знакомство с культурным  наследием казахского народа», «Традиции и обряды казахского народа», «Знание своей родословной», «Народные игры в воспитании детей», выпускается  устный журнал «Мәдениет».Проведен конкурс среди родителей   по изготовлению предметов быта казахского народа «Сиқырлы сандык», конкурс семейных газет «Традиции моей семьи»,  спортивные соревнования «Мы чтим народные традиции», мероприятие среди семей детского сада «У семейного очага»- на котором  дети и родители рассказывали о своей родословной, представляли блюда своей семьи, представляли  национальную одежду, предметы быта, показывали инсценировки казахских сказок.

         Сохранение истории определяет будущее казахстанского народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться. В своих выступлениях глава государства Н.А.Назарбаев  подчеркивает, что система образования призвана обеспечить  «воспитание патриотов Казахстана, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Содержание сказок:

«Лиса, скворец и ворона»

Жил-был скворец. Однажды весной свил он гнездо на березке. Вскоре появились у него птенцы. Стали скворчата подрастать. Но вот как-то раз пробегала мимо лиса и приметила гнездо на березке. Допрыгнуть до него она, конечно, не  могла из-за своего невеликого роста, и тогда, плутовка, пустилась на хитрость.

-Все уже закончили пахать, -закричала лиса. -А у меня соха сломалась. Срублю -ка я эту березку!

-Не руби! - защебетал скворец, -птенчики мои еще не научились летать.

-Ну, тогда отдай мне одного из них!-хитро промурлыкала лисица.

Задумался скворец. Как быть? Кем из скворчат поступиться? Ведь одинаково больно, если отрубить любой из пальцев на руке. И тут к ним подлетела ворона.

-Не бойся,-сказала она скворцу. - Она не сможет срубить березу, у нее топора нет.

-А это что? Не топор?- Лиса взмахнула хвостом. Но ворона знала, что хвостом лиса ни за что не сможет срубить дерево и поэтому сказала:

-А ну-ка, попробуй!

Поняла лиса, что ничего не вышла из ее уловки. Затаила она обиду на ворону и решила во что бы то ни стало отомстить ей.

На следующий день лиса забралась на бугорок и легла, задрав к небу лапы. Ворона пролетала мимо, увидела лису и решила, что та околела. Спустилась и села рядом. Тут лиса ее и поймала.

-Ну что, умница моя, попалась? Сейчас ты у меня попоешь! Взмолилась ворона:

-Делай что хочешь, только не поступи со мной, как поступили с моим братцем!

-А что с ним сделали?- любопытно прислушалась лиса.

  • Его затолкали в ступицу колеса от телеги и пустили то колесо с огромной горы.

           Обрадовалась лиса:

  • Нет, дорогая, вот именно так и сделаю!

           Нашла лиса колесо, затолкала в ступицу ворону, а та и вылетела с другой стороны. И снова лиса оказалась обманутой.

Сказка «Добрый и злой»

Однажды Злой отправился пешком в далекий путь. Он сильно устал и едва волочил ноги.

По дороге нагнал его Добрый, ехавший верхом.

Поговорили они и узнали, что направляются в одно место.

-Посади меня сзади!-попросил Злой. -Я очень устал.

-Лошади тяжело будет везти двоих,-ответил Добрый. -Лучше сделаем так. Я уступлю тебе место, ты поезжай верхом вон до того дерева и там оставь коня, а сам иди дальше пешком. Я пойду, сяду на лошадь и снова тебя нагоню. Будем ехать на одном коне поочереди.

Злой сел на лошадь и уехал вперед. А Добрый пошел следом за ним пешком.

Вот подходит он к дереву-нет лошади. Обманул его Злой и и поехал, куда ему было нужно.

Зашагал дальше Добрый. Вошел в густой лес. Видит-стоит лачужка. Решил в ней отдохнуть.

В лачужке никого не оказалось, но в огромном казане варилось мясо.

Удивился Добрый:

«Хозяина нет, а обед варится. Чудно!»

Обмакнул путник палец в казан попробовал обед и залез на крышу лачужки. Не успел он закрыть глаза, как пришли волк, лиса и лев.

-Ой, ой, -встревожилась лиса.-Кто-то попробовал наш обед.

-Никто не  пробовал!-успокоил ее лев.

Стали звери обедать и рассказывать, кто как время провел.

Лисица и говорит:

-В одной заброшенной зимовке я нашла клад. В земле зарыт горшок . Полный золота. Придется ходить стеречь его. А волк сказал:

-У бая болеет красавица-дочь. Отец обещал отдать ее замуж за того, кто ее вылечит. А я знаю верное средство от болезни. В отаре у бая есть пестрая овца. Нужно вырезать у нее сердце и натереть им тело девушки. Тогда она выздоровеет. Вот я и караулил сегодня пеструю овцу.

Лев стал рассказывать:

-Каждую ночь из байского табуна я уношу одну лошадь. Хозяин не знает кто это делает. Он обещал отдать целый косяк тому, кто поймает вора.

 Я не боюсь -  ни один конь меня не догонит. Но в табуне есть маленький рыжий жеребенок, лишь он один может меня догнать.

Пообедали звери и легли спать. А утром они покинули лачужку. Следом за ними ушел и Добрый.

Достал он одежду знахаря, пришел к баю и сказал:

-Я могу вылечить твою дочь.

Бай обрадовался и пригласил его в юрту.

Добрый велел поймать пеструю овцу и вырезать у нее сердце. Натер он им тело девушки и она выздоровела.

Женился на ней Добрый и пошел разыскивать старую заброшенную зимовку.

О которой рассказала лиса. Выкопал он горшок с золотом и отправился к баю, владельцу табуна.

-Что ты дашь мне, если я поймаю вора. Который каждую ночь крадет у тебя лошадей?- спросил Добрый.

-Я дам тебе целый косяк лошадей!- пообещал бай.

Пошел Добрый в табун, оседлал маленького рыжего жеребца и устроил засаду на льва. Ночью подкрался лев, схватил лошадь и помчался в степь.

Добры бросился за ним в погоню, нагнал его и убил.

На другой день получил он от бая косяк лошадей и увел его в свой аул.

Прошел год, и Добрый встречается со Злым.

Добрый теперь был богач, а Злой- нищий. Старый рваный халат покрывал его голое тело, а из малахая торчали клочья грязной ваты.

-Я виноват перед тобой.- Сказал Злой. -Я похитил твою лошадь, но добра мне она не принесла. А ты и без лошади разбогател. Как пришло к тебе такое счастье?  

Добрый рассказал ему, как он попал в лачужку, как подслушал разговор зверей и какую извлек для себя пользу из услышанного.

Злой попрощался и поспешил в лес. Нашел он лачужку, про которую говорил Добрый. Увидел в казане вареное мясо, наелся до отвала, запил сорпой и залез на крышу отдохнуть.

Вскоре  пришли в лачужку вол и лиса.

Посмотрела лисица в казан и закричала:

-Ой-ой, кто-то  съел наш обед!

Стали они искать обжору, и нашли его на крыше. Тут Злому и смерть пришла.

«Дед  Канбак»

Давным-давно жил некий старик по прозвищу Канбак. Не было у этого старика никого и ничего, кроме дырявой единственной юрты и старухи. Жил он охотой и рыболовством. Старик был настолько легок, что любой ветерок поднимал и уносил его. Потому-то и дали ему такое прозвище-Канбак.

Первым врагом у этого старика была лиса. Житья она ему не давала. Случилось, выловит он в день всего две рыбки, так одну из них обязательно унесет лиса, да еще и пригрозит на прощанье.

Вот и задумал Канбак уйти от этого хитрого и злого преследователя в другие места.

Свалил старик свою юрту, связал кереге, собрал остатки рыбьей требухи, взял бурдюк с айраном и отправился в путь -дорогу.

Идет старик день, другой. Усталость его одолела. Тогда он зарыл в одном месте кереге, а в другом- свои пожитки, в третьем -бурдюк с айраном.  И как только  старик освободился  от своего груза,  стал таким легким, что ветер подхватил его и понес над землей. А когда ветру надоело таскаться со стариком, он выбросил его где-то в ущелье  огромных гор.

Очнулся дед Канбак и видит: упал возле великана. А тот держит в руках две горы и ударяет одну о другую. Зарыл дед Канбак рыбью требуху и подошел к великану.

  • Куда идешь, старичок?-спрашивает великан.
  • Мир широк, в мире много дорог. Батыра не встречу, сам батыром стану!-схитрил дед Канбак.
  • Ого! Ты, видать, чудак,-сказал великан и так громко захохотал, что горы кругом валиться начали.-Коль батыром хочешь стать, давай померяемся силою,-предложил великан. Сам взял огромный камень, подбросил его высоко вверх и тут же поймал  легко, словно мяч.- Ну-ка, старичок, теперь твоя очередь играть...
  • Хотя и здорово испугался дед Канбак, но виду не подал. И камень в два раза выше его, но подошел дед Канбак, ухватился за камень и стал беспокойно смотреть  то на небо, то на землю, а камня не поднимает. Так продолжалось довольно  долго, и это надоело великану.
  • Ты что ж, старичок, медлишь? Бросай,- нетерпеливо сказал он. Дед Канбак только этого и ждал. Посмотрел он еще раз на небо, затемна землю и говорит:
  • Опасаюсь я. Если брошу этот камень вверх, то небо перевернется и упадет на землю. А если не поймаю, земля расколется...
  • Тут великан испугался не на шутку. Схватил деда Канбака за руки, просит:
  • Ой, аксакал, признаю в тебе силу! Только не бросай камень, иначе оба погибнем.
  • Старик заметил тупоумие великана и предложил6
  • -Давай лучше выпотрошим брюхо земли, где я укажу.
  • Великан согласился и с разбегу ударил о землю ногой с такой силой, что по колено увяз в ней. Дед Канбак тоже разбежался и пнул ногой то место, где зарыл рыбью требуху. Посмотрел великан-в самом деле, потроха земли вылезли наружу.
  • «Ого! С этим стариком шутки плохи. Нужно держаться с ним почтительно»,-подумал великан и стал делать все, что прикажет ему дед Канбак.
  • Изрядно помучив великана, дед Канбак сказал:
  • -Ну, на сегодня достаточно мне стобой возиться. Приходи завтра ко мне в гости. Если есть у тебя друзья – их пригласи.

            Великан согласился и  пошел своей дорогой. Где речка встретится – он ее перешагивает, где лес на пути – он руками высокие деревья в стороны раздвигает. Вот какой это был великан!

           Дед Канбак вернулся к месту стоянки и говорит старухе:

  • Завтра к нам придет в гости великан со своими приятелями!
  • Чем же мы их угощать будем? - говорит старуха. -Нам и самим есть нечего...
  • Не печалься, старуха, -отвечает дед Канбак. - Я уже придумал. Когда придет великан с приятелями, он войдет со мной в юрту, а приятели останутся за порогом. Ты тогда и скажешь мне: «Чем же мы дорогих гостей угощать будем? Нет у нас ничего!» А потом что я скажу, то и делай»
  • С этими словами дед Канбак подал старухе огромный нож.
  • Великан не заставил долго себя ждать. На следующий день он пришел в сопровождении двух своих приятелей. Великан влез в юрту к деду Канбаку, а приятели его за неимением места остались на дворе.

              Старуха и говорит старику:

  • Чем же мы будем угощать наших дорогих гостей? У нас ничего нет. А старик отвечает:
  • Что ж, старуха, если у нас ничего нет, свари голову одного великана, грудинку другого, а нашего друга можно и поджарить...

            Только  старуха послушно встала и ухватилась за огромный нож, как все три великана повскакивали - и наутек... А друг-великан второпях даже юрту на плечах унес...

             Дед Канбак кричит ему вслед:

  • Эй, друг, оставь мою юрту! Иначе я тебя все равно разыщу! Великан сбросил юрту с плеч и побежал догонять своих приятелей. Вдруг у него под ногами появилась лиса. Спрашивает она у великана:
  • Куда это ты бежишь сломя голову?
  • Ох, и не спрашивай, -отвечает ей великан.- Втроем вот бежим от одного бедового старика!
  • Эх ты, устыдила его лиса.- Нашел тоже, кого бояться! Идем со мной. Я отомщу ему за вас...
  • Великан согласился, повернул обратно и вместе с лисой направился к старику. Дед Канбак издалека увидел их и кричит:
  • Эй, лиса! Твой дед был мне должен, твой отец был мне должен, а ты хочешь откупиться одним великаном?! Лучше не подходи, одного великана я не приму. Для меня этого мало.

          Услышал великан слова старика, вцепился в глотку лисы и говорит:

  • Ты хотела меня обмануть, отдать старику за долги отца и деда!

             Так вот же тебе...

             Великан схватил лису за хвост, покрутил ее несколько раз над головой да как ударит о землю, - так из нее и дух вон!

             Вот так дед Канбак хитростью избавился от врагов – лисы и тупоумных великанов.

      Список использованной литературы и источников:

1.Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения.

2.Л.Б.Фесюкова: «Воспитание сказкой».

3.О.Алябьева: «Нравственные беседы с детьми».

4.А.Нургазин: «Язык- ключ мысли».

5.Г.Тайжанова : «Казахские пословицы и поговорки».

6. «Казахские народные сказки». Алматы  «Балауса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД с использованием сказкотерапии на основе русской народной сказки «Колобок»

Тема: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»(Правила безопасности)         Задачи:Формировать  представления детей  об опасных для...

Конспект Открытого интегрированного занятия (совместно с логопедом) Авторская разработка на тему: «Зимующие птицы»

Дети отправляются на экскурсию в лес.Встречаются с препятствиями и играют в игры совместно с логопедом....

Авторская разработка по теме "Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по развитию речевой активности у детей подготовительного к школе возраста посредством художественного творчества....

Конспект НОД с использованием сказкотерапии на основе русской народной сказки «Колобок»

занятие помогает формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них....

Авторская разработка по теме: "Определение места звука в слове"

Одной из сложных форм фонематического анализа и синтеза является  определение места звука в слове. Я заменила классическую таблицу на улицу звуков. Изображение пальца указывает на начало слова, д...

Авторская разработка занятия. Тема : Гласные и согласные звуки/буквы.

Авторская разработка занятия, в интересной сказочной форме....

Методическая разработка на тему "Сказкотерапия, как средство снижения состояния тревожности и повышения самооценки у детей"

В последние годы количество детей с нарушениями речи в той иди иной форме и в разной степени стало расти. Если эти нарушения не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения...