Проект «Я и природа»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ренье Ирина Геннадьевна

Проект

«Я и природа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Я и природа»40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Я и природа»

История возникновения проекта.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, наблюдая за птицами узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека.  У детей появились вопросы   «Чем природа помогает человеку?», «Как природа может помочь?», «Почему природа помогает?», «Зачем людям нужна помощь от природы?».

Исходя, из интереса детей решили взять тему  и  разработать  экологический проект «Я и природа».

Цель проекта: Сформировать познавательный интерес  у детей к миру природы.

Участники проекта: Дети средней группы, педагоги и родители.

Формы и методы работы: педагог  выбирает в зависимости от возрастных особенностей  и возможностей детей .

Срок проведения : Учебный год. Ребёнок должен иметь возможность проследить изменения в жизни растений  и животных в разные сезоны.

Задачи проекта:

  • Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности.
  • Формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Приобщить к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  • Повысить компетентность родителей и ответственное отношение к экологическому воспитанию ребенка.
  • Расширить представления об окружающем мире, имеющие развивающее воспитательное значение.

Методы и приемы работы с детьми и родителями.

тема

Цель

Работа

с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1.

 «Я и природа»

Введение детей и взрослых в проект. Выяснить представления детей о природе, их отношения к ней, заинтересовать проблемой

Беседы.

Анкетирование. Беседа, консультация по созданию стенгазеты «Природу я берегу»

Октябрь

1.

Чем питаются растения?

Расширить  представления о живой и неживой природе

Занятие

Подбор фотографий «Времена года»

2.

Природа вокруг нас.

Выбор объекта наблюдений и исследования.

Беседы, наблюдения

3.

«Осенний лес»

Формировать потребность и желание активно изучать природный мир

Экскурсия

Поход в лес с детьми.

4.

Поэты о красоте осенней природы

Расширить  представления о живой и неживой природе

Вечер поэзии

5.

«Экологический десант»

Приучать детей к труду

Субботник по уборке территории детского сада

Вовлечение родителей в совместный труд.

6.

 «Растения нашего двора»

Расширить  представления о живой и неживой природе Формировать  самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями

Оформление выставки, альбомов, рисунков. «Растения нашего двора» со стихами, загадками, рисунками; изготовление гербария  растений нашей местности.

7.

«Река  рядом»

Правила поведения у реки

беседа

Выставка рисунков, оформление альбома

Ноябрь

1.

Что мы знаем о птицах.

Формировать потребность и желание активно изучать природный мир

Занятие

Пословицы и поговорки о птицах.

Оформление альбома «Крылатые гости Сибирского края»

2.

Чтение стихотворений о птицах.

 Проявлять интерес.

Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций

Помощь в подборе книг и иллюстраций

3.

Заседание «ЭКО клуба»

Сочинение сказки о птицах

4.

Акция «Столовая для птиц»  

Привлечение внимания к нуждам братьев наших меньших

Изготовление и распространение листовок

Практическая помощь в изготовлении кормушек.

5.

«Наши добрые дела»

Забота о зимующих птицах

Поездка в парк молодёжи Развешивание кормушек и постоянное наполнение кормом.

6.

Ведение дневника наблюдений

Подбор примет

Декабрь

1.

Какие звери живут в лесу?

Формировать потребность и желание активно изучать природный мир

занятие

Оформление альбомов «Животные», «Зимний лес»

2.

Животные нашего края

Расширить представление о Животных нашего края.

Экскурсия в музей

3.

Чтение художественной литературы Е.Н. Чарушина,  В.В. Бианки

Проявлять интерес к произведениям Чарушина Е.Н. и Бианки В.В.

Выставка рисунков по рассказам Е.Н. Чарушина

Выставка «Мое любимое животное» (рисунки, поделки)

4.

Заседание «ЭКО клуба»

Сочинение рассказов о животных

5.

Урок доброты «Как человек помогает животным»

Проявлять заботу и бережное отношение человека к животным.

Занятие

6.

Панорама зимнего леса

Формировать представление о панораме зимнего леса.

Изготовление поделок

7.

Ветер, ветер, ты могуч….

.

Формировать умение в изготовлении вертушек, и наблюдение за направлением ветра.

Наблюдения за ветром

Изготовление вертушек дома

8.

Ведение дневника наблюдений

Подбор примет, пословиц

Январь

1.

Что такое рукотворный мир?

Выбор объекта наблюдений и исследования

Беседа, рассматривание иллюстраций и предметов

2.

Как природа помогает человеку?

Уточнить с детьми какую помощь может природа оказать человеку  

Занятие-исследование

3.

Природа  в жизни человека.

Расширить  представления о природе жизни  человека

Опытническая деятельность

4.

«Золотые руки мастеров»

Формировать умение изготовить поделки из бросового материала.

Выставка поделок из природного и бросового материала

5.

Ведение дневника наблюдений

Подбор примет, пословиц

Февраль

1.

Что мы знаем о воде? Говорят, она везде!

Формировать потребность и желание активно изучать воду.

Занятие - исследование

Подбор картин, иллюстраций, литературы.

2.

Какая она – вода?

 Расширить представление о свойстве воды.

Опыты, моделирование

3.

Заседание «ЭКО клуба»

Сочинение рассказа «Мое путешествие по воде»

4.

Выставка рисунков «Этот чудесный подводный мир»

Проявлять творческого интереса в изготовлении « «Аквариумов»

Изобразительная деятельность детей

Изготовление «Аквариумов» из бросового материала.

5.

Ведение дневника наблюдений

Подбор примет, пословиц

Март

1.

Самая печальная книга природы.

Привлечение внимания к книге.

Знакомство с Красной книгой

Помощь в создании Красной книги

2.

Акция  «Мусор-проблема №1».

Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Проявлять  желание бережного отношения к природе.

 Показать, какой ущерб наносят отходы  посёлку .

Консультация.  Создать рекламные листовки для мусорных урн: «Пусть посёлок  будет чистым!».

3.

Разучивание пальчиковой гимнастики о природе.

Проявление интереса.

4.

Ведение дневника наблюдений

Подбор примет, пословиц

Апрель

1.

 Консультация   «Природа вокруг нас»  

Активно  отражать свои впечатления о природе в творческой деятельности

Итоговая беседа

информировать родителей об  экологическом воспитании в детском саду, на прогулках, на экскурсиях

2.

Ведение дневника наблюдений

Подбор примет, пословиц

Май

1.

Мастер- класс «Семья и природа»

Активно отражать свои впечатления о творческой деятельности .Формировать желание активно изучать  природный мир.

Участие в мастер-классе

                                                                                                                                   

Ожидаемые результаты:

Проект позволит:

Детям:

  • Расширить  представления о живой и неживой природе.
  • Проявить  желание бережного отношения  к природе.
  • Повысить познавательный интерес.
  • Формировать потребность и желание активно изучать природный мир.
  • Формировать  самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями.
  • Активно  отражать свои впечатления о природе в творческой деятельности.

Родителям:

В результате проведения совместных мероприятий: экскурсий, консультаций, досугов, праздников, развлечений, повысить уровень знаний в области экологического воспитания, применить данные знания и умения   в семье. Посвящать  свой досуг  развлечениям с детьми на природе, которые будут способствовать  созданию благоприятного психологического  климата в семье.

Список  литературы.

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  5. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  6. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
  7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  8. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2002 г.
  9. Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
  11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
  13. Газета «Дошкольное образование».
  14. Журнал «Дошкольное воспитание».
  15. Журнал «Обруч».

Приложения

Приложение 1

Мастер-класс  «Семья и природа».

Цель:Сформировать у родителей положительное и ответственное отношение к природе.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия для общения родителей друг с другом.
  • Обобщать и пропагандировать успешный семейный опыт в организации семейного отдыха на природе с использованием различных подвижных игр,использовать экспериментирование в исследовательской деятельности детей, привлечения ребенка к правилам  безопасного поведения на природе.
  • Расширить представления о значимости экологического развития детей.

Предварительная работа: консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, рисунки о правилах поведении на природе, фотовыставка «Семейные традиции, отдыха на природе».

Приглашение родителям.

Мир, окружающий ребёнка -  это прежде всегда  мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Уважаемые (Ф.И.О. каждого родителя) 20 марта, 18-00 часов будем рады видеть Вас на встрече посвященной экологическому воспитанию детей! Вы сможете получить интересующую Вас информацию и полезные практические советы.

Ход мастер-класса:

В. Орлова

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Всё – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород.

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Уважаемые родители, дети, гости, коллеги. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы узнать много нового и интересного, как можно использовать художественное слово в наблюдении в природе, как организовать спортивные мероприятия,отдыхая с детьми на природе, как использовать эксперименты по ознакомлению детей с природой.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к  себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Стихи … семья, расскажет и покажет, как приятно отдыхать на природе.

  1. Семья …организовывает  различные спортивные мероприятия, подвижные игры.

Подвижные игры с детьми на природе порадуют не только самих детей, но и их родителей. Выезжая всей семьей на пикник, можно устроить «Веселые старты», а потом дружно скушать «призы». В подвижные игры можно играть и вдвоем-втроем, но, конечно же, чем больше игроков – тем веселей проходит игра. В какие же подвижные игры можно поиграть с детьми на природе?

Предлагает поиграть:

  • «Море волнуется раз...» - тоже очень веселая игра из нашего детства. Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море».
  • Всевозможные эстафеты – неисчерпаемый источник веселья. Эстафета – командная игра, обычно участвуют две команды по 4-6 человек. В зависимости от возраста детей уровень сложности эстафет может быть разным. Например, можно по очереди проходить «полосу препятствий», чья команда быстрее – та и объявляется победителем. Если усложнить задачу, например, прыгать в мешке, без помощи рук переносить какой-нибудь предмет, наполнять маленькой чашкой большой сосуд – игра станет еще интереснее.
  • Многие из игр  основаны на том, что ведущий произносит некоторые слова и показывает соответствующие движения, а дети за ним их повторяют.

«Как живешь»

Как живешь? Вот так.

А плывешь? Вот так.

Ждешь ответ? Вот так.

Машешь вслед? Вот так.

Как бежишь? Вот так.

Утром спишь? Вот так.

Вдаль глядишь? Вот так.

Как шалишь? Вот так.

Есть ещё немало интересных и увлекательных коллективных подвижных игр и спортивных конкурсов, которые можно устраивать на природе. Так что выбирайте, играйте, и пусть при наступлении очередной холодной зимы у вас будет, что вспомнить о минувших летних каникулах или отпуске.

«Осень».А. Н. Майков

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

  1. Семья …. поделится с нами как, наблюдая за явлениями природы, используют художественное слово.

Семья презентует:

Гуляя с ребенком в парке осенью, любуясь красками осени, мама процитировала стихотворение Пушкина «Унылая пора очей очарованья». Сыну очень понравилось, я рассказала, что Александр Сергеевич Пушкин так увидел осень и описал её в своём произведении. Он рассказал мне стихотворение, которое учили в детском саду. Теперь, когда мы собираемся гулять, я готовлю стихотворение чтобы порадовать своего ребенка и научить видеть красоту природы.

Стихи: «Белая береза под моим окном»  С. Есенин, «Унылая пора очей очарованья» А. Пушкин, «Холодно» О. Высотская, «Осень» Бальмонт,

«Весна» Плещеев.

Русские народные потешки «Сорока, сорока», «Огуречик, огуречик», «Солнышко-ведрышко».

* * *А. С. Пушкин

...Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

  1. Семья …. поделится опытом, как они  используют эксперименты по ознакомлению детей с природой.

Однажды, гуляя с ребенком во дворе, он спросил у меня: « Что такое лед?»  Я решила наглядно показать, мы принесли лед домой и наблюдали, что с ним происходит. Сыну очень понравился опыт, и мы решили их продолжать.

-Вода не имеет формы.

Разливаем воду в различные формы и рассматриваем, что происходит с водой. Делаем  выводы, что вода принимает форму сосуда, в который её наливают.

- Превращение в воду (снег)

Приносим снег домой, рассматриваем какой он? (холодный, белый, чистый или грязный) и наблюдаем, что с ним происходит. Появляется вода, какая она? (грязная) Проводим беседу «Что может произойти, если будешь брать его в рот»

-Иней (как сделать иней самим).

Мы рассматривали деревья в инее и решили сделать иней сами. В морозную погоду вынесли кастрюлю с кипятком на улицу. Подержали веточку над паром и на ней стали появляться кристаллики, Гриша был в восторге.

Уважаемые родители, дети, гости наш мастер- класс подошел к завершению, мне очень хотелось услышать ваши отзывы, предложения, пожелания  (педагог предлагает  ответить на вопросы:)

  • Чем оказалось полезным данное мероприятие?
  • Что понравилось больше и почему?
  • Почему не применяли раньше?

Результат показал, что данное мероприятие оказалось полезным молодым родителям. Они узнали, как использовать художественное слово в процессе наблюдения в природе. Какие эксперименты можно проводить в домашних условиях. Очень понравился эксперимент с инеем, подвижные игры, которые можно использовать на природе. Родители узнали, чтов ходе экспериментирования формируется мышление ребенка, обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, воспитываются нравственные навыки любить и бережно относиться к природе.

В дальнейшем мы решили продолжить сотрудничество в области экологического развития детей:

  • Круглый стол «Опасности в природе».
  • Подбор детской литературы, методической литературы для родителей.
  • Индивидуальные консультации.
  • Подбор игр на воздухе.
  • Картотека экспериментов, опытов согласно возрасту детей.
  • Совместный досуг «Дети и природа».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Живая душа природы"

Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов.Проект "Живая ду...

Познавательный проект - Жалобная книга природы

Актуальность-Природа наше богатство.Стебель-это богатство для следующих поколений - наша задача  и долг. Человек- это часть природы.«Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоемы.В гор...

Детско-родительский проект "Юные защитники природы"

для детей подготовительной группы...

"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")

Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....

«Базовые национальные ценности» Номинация «Социальный проект» на тему: «Природа» «Природа Краснодарского края».

Цель проекта: познакомить с природой Краснодарского края, её многообразием, редкими и лекарственными растениями края. Формировать представления о редких животных, об охране природы края....