Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Почему мышонок не услышал щуку".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Нуретдинова Елена Николаевна

На данном занятии дети энакомятся с понятием - звук, как  физическом явлении. Выявляют особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pochemu_myshonok_ne_uslyshal_shchuku.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Почему мышонок не услышал щуку?»

Цель: Дать детям представление о звуке, как физическом явлении; выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными.

Задачи:

- Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.

- Определить причины происхождения низких и высоких звуков

-  Стимулировать проявление активности в познавательно-исследовательской деятельности..

 - Развивать диалогическую речь и навыки общения детей в ходе игры-эксперимента;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Словарная работа:

Обогащение: мембрана - барабанная перепонка, ультразвук, молекула.

Активизация: звук, волны, музыкальные звуки, шумовые звуки.

 Материал: очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха, 4 теннисных шарика, струна,

пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев, таз с водой, камешки, картинки комара и шмеля, рупор из бумаги.

Орг. момент:

Воспитатель читает детям отрывок из сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»:  « Стала петь мышонку щука, не услышал он не звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт».

- Дети, почему же мышонок не услышал щуку? (предположения детей).

- Щука издавала звуки, только мышонок их не мог услышать.

- Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Ход НОД.

- Вы знаете, что нас окружает воздух. Тот самый, которым мы дышим. А сам воздух состоит из множества маленьких частичек, которые называются «молекулы». Любое движение воздуха – это движение миллионов молекул. Воздух прозрачный, поэтому мы не видим его движение, зато можем слышать его, ведь от соударения миллионов молекул и получается звук!

Проведём с вами опыт № 1

Возьмём 3 пластиковых теннисных шарика и выстроим их на столе в одну прямую линию. Возьмём 4-й шарик и толкнём его так, чтобы он стукнулся о крайний шарик в ряду. Что получилось? Шарик, который мы кинули, столкнулся с крайним шариком и остановился. А вот шарик, стоявший с другого конца ряда, откатился. Молекулы воздуха ударяют друг друга, как шарики в опыте. Энергия по цепочке передаётся от одной молекулы к другой. Так появляется звуковая волна.

- Почему мы слышим звук? Давайте посмотрим, как дрожит натянутая струна. Она колеблется в воздухе, а значит, расталкивает его молекулы в разные стороны. Каждая молекула, в свою очередь, толкает своих «соседей», те – своих, и так далее. Толкая друг друга, молекулы «долетят» до твоих ушей и начнут стучаться в них. Глубоко в ухе человека есть барабанная перепонка – тонкая плёночка, (показ схемы строения уха) настолько чувствительная, что она ощущает, как крохотные молекулы бьются об неё. Когда молекулы воздуха ударяются в барабанную перепонку, мы слышим звук!

- Как вы думаете,  у разных животных организмов барабанная перепонка устроена одинаково или по-разному? (ответы детей).

- Барабанная перепонка может быть разной по толщине у разных животных.

Давайте с вами узнаем, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться.

Для этого мы проведём с вами опыт №2.

Дети подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, и «гудят», определяя, какая бумага сильнее колышется, тонкая бумага колышется сильнее.

Вывод: Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания.

- А задумывались ли вы, ребята над тем, почему комар пищит, а шмель жужжит?

 Давайте проведём ещё один опыт №3

Проведём пластмассовой пластиной по зубьям разных расчёсок.

- Одинаковый ли мы слышим звук? От чего зависит частота звука?

(Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчёсок. У расчёсок с крупными и редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчёсок с частыми редкими зубьями – звук тонкий, высокий)

- Рассмотрите картинки комара и шмеля, определите их величину. Покажите, как пищит комар: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з». А у шмеля звук низкий, грубый – «ж-ж-ж», как вы думаете, почему мы слышим такие разные звуки? Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Вывод: Звуки бывают очень высокими и очень низкими, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их слышат. Например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека.

- Рыбы прекрасно общаются между собой с помощью ультразвука, который улавливают только они. Поэтому мышонок их не услышал.

- Сейчас мы с вами немного отдохнём.

Физкультминутка:

«Мышка»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

- Во время опытов мы с вами  услышали, или увидели звук? (ответы детей).

-  А как вы думаете, можно звук увидеть? Попробуем звук увидеть.

Опыт  №4.

Бросим камешек в воду. Что мы видим?

- От брошенного камешка по воде пошли волны. Вы их видите,  так и у звука есть волны. Только они невидимы. Мы с вами говорим, а звуки-волны - расходятся в воздухе.

А какие звуки укачали бы глупого мышонка?

Давайте попробуем: "а-а-а" – поём.

А почему не удалось лошадке убаюкать мышонка? Потому что "иГо-Го" – кричит лошадка.

- Как пели эти животные?   (Громко).

- Можно ли уснуть под громкую песенку?   (Нет).

-А может мышонок уснул бы под песенку ветра: "с-с-с", песенка листвы "ш-ш-ш"? Как мы произносим эти звуки? Услышит ли мышонок тихие звуки? Звуки бывают громкими и тихими.

Игра-эксперимент «Найди тихий - громкий звук»

Предложить детям свернуть лист бумаги трубочкой.

Придерживая рупор, погудеть. Что мы чувствуем – дрожание, это звук-волна, идущая по рупору.

Приложить рупор к уху товарища одним концом и шепотом позвать его. А потом позвать шепотом без рупора.

Когда имя звучало громче? Значит, рупор усиливает силу, громкость звука.

Итог НОД.

- Сегодня вы стали исследователями звука.

- Сможете ли ответить на вопрос: Почему же мышонок не услышал щуку?

- Что вы узнали нового о звуке?   (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Почему мебель изготавливают из дерева".

На данном занятии дети выясняют почему мебель изготавливают в основном из дерева и определяют его свойства, посредством различных анализаторов....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Почему птицы могут летать»

Программное содержание:-Закрепить знания детей о птицах.- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприят...

Конспект НОД по познавательно– исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Почему луна не падает на землю?»

Цель: Формирование элементарных физических представлений у дошкольников путем проведения простых экспериментов.Задачи:•Образовательные:- уточнить и расширить представления детей о космосе че...