Конспект занятия в подготовительной группе "Свойства Воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ-  технологий.

Тема: «Свойства воды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД № 17

________________________________________________________________________

143441, Российская Федерация, Московская область, Городской округ Красногорск, д. Путилково, ул. 70-тилетия Победы, д. 2-А

Эл. Почта:mdou17z@yandex.ru

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ-  технологий.

Тема: «Свойства воды»

Автор: Ю.А.Филиппова

Группа: «Василек», № 10, корпус № 3

МБДОУ д/с № 17, МО, го Красногорск

МО, го Красногорск, 2019 г.

Цель: Обогащать представление детей об объектах живой и неживой природы.

Образовательные задачи:

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Развивающие задачи:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

-Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

-Активизировать словарь детей: Модель глобуса, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

Воспитательные задачи:

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Методы и приемы:

-Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, вопросы, художественное слово.

-Наглядные: Глобус, алгоритмы символизирующие (у воды нет формы, свойства воды, вода-растворитель, способность воды отражать предметы.

-Практические: Индивидуально-дифференцированный подход (в процессе опыта).

-Динамические паузы: «раз, два, три, четыре», «веселая разминка».

- Игровые:

Материалы и оборудование для воспитателя:

-кубик, шарик, баночки узкая и широкая, один стакан с молоком другой с водой, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука, масло, мятные капли, травяной настой, пустые стаканчики, листочки бумаги (тетрадная бумага).

-использование аудиоматериалов «Звуки воды и природы».

Материалы и оборудование для детей:

-стаканчики для пробы на каждого ребенка по одному.

Интеграция образовательных областей:

- «Здоровье»: Динамические паузы «раз, два, три, четыре» и «веселая разминка».

- «Познание»: свойства воды, проведение опытов.

Предварительная работа:

-Беседа с детьми о значении воды.

-Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».

-Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

-Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

-Чтение сказки «Путешествие Капельки».

-Проведение отдельных опытов с водой ( папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»).

-Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

-Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».

-Знакомство с круговоротом воды в природе.

ХОД ООД:

I часть: Вводная (информационно-познавательная).

Загадка:

В.- На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

 В. - А что такое глобус?                                                                            

 (Глобус - это  модель Земли.)

В.- А как вы понимаете – модель Земли?

 (дети высказывают, объясняют)

В.- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

В.- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

 Д.- Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…

В.- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

 (показать на глобусе).

В.- Ребята, а почему на глобусе  очень много синего цвета?

 (Ответы детей).

В.- Синий цвет – это вода: моря, океаны, рек, озёра ).

   Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода? (Автор Владимир Кулагин).

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения, если да, то

 почему?

 (Дети объясняют).

В.- А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).

В.- Кому нужна вода? (Ответы детей).

В.- Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).

В.- А как они её получают? (Ответы детей).

В.- Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).

В.- Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).

  (Дети объясняют, делают выводы).

Чтение стихотворения о ВОДЕ:

     Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

     Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

       Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить! (Леонид Замятин).

В.- Ребята, для жизни человека, вода имеет очень важное значение.

В.- А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? (Ответы детей).

В.- Что вы можете о ней сказать? (Ответы детей).

В.- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

В.- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

В.- А как вода поступает в реку? (Ответы детей).

- Ребята, что такое круговорот воды в природе?

 (Объяснения детей).

В.- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

                 

Динамическая пауза:

 «Юные пловцы ».

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

         II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная):

В.- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

В.- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

В.- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите сюда , вот здесь будет наша лаборатория это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

В.- Приступим к нашему исследованию.

 Опыт 1: Какой формы вода?

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.

Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода

жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

В. Показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы(вывешивает на магнитную доску). 

                       

Опыт 2: Какого цвета вода?

    Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

  Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом  алгоритм , символизирующий это свойство воды и вывешиваем его на доску).

 Опыт 3: Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

  Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задании

В. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко размяться и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Динамическая пауза:

 «Небольшая разминка».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны).

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево).

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания).

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте).

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

 В. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

В. Обращает  внимание детей на стакан, где растворяли муку.

В. - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

 Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

                          

 Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

 В. Предлагает детям определить, есть ли у воды запах? (Ответы детей).

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

 Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

                               

   Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

В. - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).

В. - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

В. - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

В.- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

  Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия:

В.- Скажите, мне, пожалуйста ,чем мы  сегодня занимались, что нового узнали о воде и его свойствах?(Ответы детей).

 Выяснить понравилось ли им наша  деятельность и что понравилось больше всего.

В. - Мне тоже понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы! И спасибо вам за активную и заинтересованную работу.

Слышится шум прибоя, шум дождя, звук ручейка: Аудиозапись «Разные природные звуковые эффекты (звуки)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия для подготовительной группы "Вода"

      Тема:   «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»...

конспект занятия в подготовительной группе "Вода в жизни человека"

конспект занятия в подготовительной группе "Вода в жизни человека"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода – это жизнь».

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода – это жизнь».Цель: закрепить знания детей о некоторых свойствах воды. Уточнить, что вода – важная составляющая всего живого. Да...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....