Конспект занятия для подготовительной группы "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

           Тема:   «Вода. Круговорот воды в природе,

свойства воды»

 

            Цели и задачи:   Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.   Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода,  таит в себе много неизвестного,  интересного.  Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение делать выводы. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_voda.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема:   «Вода. Круговорот воды в природе,

свойства воды»

        Цели и задачи:   Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.   Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода,  таит в себе много неизвестного,  интересного.  Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение делать выводы. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Оборудование: Глобус,  СD –проигрыватель, СD – с записью «музыки дождя», плоскостные изображения «Круговорот воды в природе», дождя, грозы, воды в разных состояниях, на каждого ребёнка значок - «Капелька – Капитошка»,  1 значок «Тучка» - воспитателю и  значок Солнышко,   6 стаканов, чашечка, прозрачная  тарелка – 2 шт., маленькая баночка,  деревянные: кубик и линейка, несколько разных пуговиц, белый лист бумаги, молоко,  термос с кипятком, зеркальце, кубики со льдом, на каждого ребёнка картинка – раскраска «Путешествие капельки».

Ход занятия

Воспитатель:         Ребята, сегодня у нас в гостях Капитошка. Он принёс загадку, которую дети из другой группы не смогли отгадать,  они  попросили нас с вами отгадать её, послушайте:

                        На ноге стоит одной,

                        Крутит, вертит головой,

                        Нам показывает страны,

                        Реки, горы, океаны.                        (Глобус)

Что же это?

Дети:  Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети:  Глобус - это  модель земли.

Воспитатель:       Верно. Глобус – это модель нашей земли в уменьшенном виде, так из космоса выглядит наша планета Земля.      А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

 Дети:  Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…

Воспитатель:     Посмотрев на глобус можно увидеть, где находятся океаны, моря, материки. Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? Что он обозначает?

Дети:  Синий цвет – это вода:  моря, океаны, реки, озёра…

Воспитатель: Итак, синий цвет на глобусе – это вода. Что вы можете сказать про воду? Какая она бывает?

Дети:  Прозрачная, льётся, замерзает, испаряется…

Воспитатель: Кому нужна вода?

Дети:  Человеку, животным, растениям.

Воспитатель:  Ребята, скажите, а можно ли пить воду из моря или из океана?

Ответы детей.

Воспитатель:  Нельзя, потому что вода эта солёная и жить в ней могут только морские обитатели, а растениям, животным и человеку нужна вода пресная.  Пресная вода - это вода без солей, находится она в реках, озёрах, прудах.  Подумайте, откуда  берётся вода в кранах?

Ответы детей.

Воспитатель: В кране вода из реки. Те капельки воды, которыми мы моем руки, плавали в реке. Посмотрите внимательно на глобус, и скажите где больше воды в океанах или в реках?

Ответы детей.

Воспитатель:   Видите, ребята, пресной воды на земле совсем не много, поэтому к воде нужно относится бережно, не оставляйте без надобности открытые краны.       А как же вода поступает в реку?  

Ответы детей.

Воспитатель:   А знаете ли вы, что такое круговорот воды в природе?

Ответы детей.

        Оказывается, капельки воды в природе «ходят», то есть  движутся по кругу, посмотрите (воспитатель вывешивает схему круговорота воды в природе), Когда солнышко сильно припекает вода с поверхности рек, а так же суши испаряется, превращается в невидимый пар и поднимается высоко в воздух. У поверхности земли воздух всегда теплее, чем выше поднимается пар, тем воздух становится холоднее и пар снова превращается в воду – образуются облака. Когда капелек воды в облаках наберётся очень много, они становятся тяжёлыми. Облако не может их удержать, и тогда они выпадают на землю в виде дождя – летом и в виде снега – зимой! Вот так и происходит круговорот воды в природе.

                Физкультминутка       «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель:   А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Ходят капельки по кругу. Я буду – Мама «Тучка», А вы мои детки - «Капельки» - Капитошки!

        -Подбежали ко мне все мои детки капельки. Вот какая Тучка стала большая.

Вдруг подул сильный ветер (воспитатель включает аудиозапись  - музыку дождя, дети танцуют), капельки очутились на земле, поиграли и притихли (дети сели на ковре, сидят тихо).

Но скучно им стало поодиночке. И собрались они  маленькими ручейками (дети встают парами).

Встретились все ручейки и стали большой рекой! (дети выполняют движение «змейка» под музыку)

 Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг и приседают).

И тут вспомнили капельки, что Мама «Тучка» ждёт  их дома, и очень скучает.

 А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими – лёгкими и начали подниматься вверх  (дети встают, приподнимают руки вверх).

 Все Капельки испарились и вернулись к своей Маме «Тучке» (дети подходят к Маме «Тучке»)

Воспитатель:   Ребята, а какие вы знаете свойства воды?

Ответы детей.

Воспитатель:   Я приглашаю вас в «Капитошкину» лабораторию, где мы и узнаем о свойствах воды с помощью опытов.

                             Опыт №1  « Вода - жидкая, может течь».

                             ( Для него понадобятся: стакан с водой, тарелка).

Воспитатель:    Возьмём стакан с водой и выльем немного воды на тарелку. Но выливать будем  медленно, чтобы увидеть, как вода растекается. Смотрите, вода льётся и растекается. Почему?  Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках, не текла бы из крана. Вы убедились, что вода жидкая – она льётся и растекается?

Дети:  Убедились.

                             Опыт №2  «Вода не имеет формы».

                        (Для него понадобятся: деревянные: кубик и линейка, чашечка, тарелка и баночка).

Воспитатель:    Посмотрите на деревянные кубик и линейку, это твёрдые предметы, они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Давайте проверим: нальём воду в чашечку. Какую форму принимает вода?

Дети:  Форму чашечки.

Воспитатель:    Наливаем в тарелку и в баночку. Что произошло, поменяла ли вода форму?

Дети:  Поменяла.

Воспитатель:    Вода всегда принимает форму предмета, в который её наливают. Вывод:  Вода, не имеет формы,  ребята, вы в этом убедились?

Дети:  Убедились.

                             Опыт №3 «Вода бесцветная»

                        (Для него понадобятся: стакан с водой и белый лист бумаги).

Воспитатель:    Ребята, а какого цвета чистая вода? Если вы скажете, что она белая. Я не поверю. Смотрите, кладу рядом белый лист бумаги. Отличается ли вода по цвету от белого листа?

Дети:  Отличается, она бесцветная.

Воспитатель: Делаем вывод: Чистая вода – бесцветная.

Опыт №4 «Вода прозрачная»

(Для него понадобятся: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, пуговицы).

Воспитатель: У нас на столе пуговицы. Никита, возьми 2 пуговицы и опусти в стакан с водой, а Максим опусти 2 пуговицы в стакан с молоком. В каком стакане нам хорошо видны пуговицы?

Дети:  В стакане с водой.

Воспитатель: Верно, в чистой воде предметы хорошо видны, потому что вода прозрачная. Какой бы предмет вы не опускали в воду, он будет виден. Ваня, опусти свой пальчик в воду. Ребята. Нам его видно? А почему вы его видите?

Дети: Вывод: Потому что вода прозрачная.

Опыт №5 «Пар – это  вода»

(Для него понадобятся: термос с кипятком, зеркальце).

Воспитатель: Откроем термос, здесь находится горячая вода. Ребята, вы видите пар? Пар – это тоже вода, посмотрите, я держу зеркальце над паром, и на нём выступят капельки воды. Делаем вывод: пар – это тоже вода!

                                 Опыт №6 «Лёд – это тоже вода»

                        (Для него понадобятся: кубики льда)

Воспитатель: Теперь ребята,  возьмите каждый кубик льда и подержите в ладошке. Что происходит со льдом?  Во что он превращается?

Дети:  Лёд тает, превращается в воду.

Воспитатель: Из чего состоит лёд?

Дети:  Из воды.

Воспитатель: Делаем вывод: лёд – это тоже вода! 

Воспитатель: Вода может быть жидкой, в виде пара и в виде льда, в этом мы убедились, проведя опыты.

Воспитатель: Теперь садитесь на свои места.

                                     Итог занятия

Воспитатель: Итак, ребята, о чём мы говорили на занятии?

Дети:  О воде.

Воспитатель: Что такое круговорот воды в природе?

Дети:  Это движение воды по кругу.

Воспитатель:  О каких свойствах воды вы сегодня узнали?

Дети:  Вода жидкая, может течь. Вода бесцветная, прозрачная, пар и лёд - это тоже вода.

Воспитатель: И не забывайте, что нельзя просто так открывать кран с водой, берегите воду.

Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому я вам хочу подарить вот такую картинку – раскраску «Путешествие капельки», можете раскрасить в саду в свободное время, а можете взять домой и раскрасить вместе с родителями.

Литература

  1. Бондаренко Т.И. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Воронеж 2005 г.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию Москва, 2010 г.
  3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду (сценарии занятий), Москва 2008 г.
  4. Николаева С.Н. ЮНЫЙ ЭКОЛОГ. Программа экологического воспитания в детском саду. Москва 2010 г.
  5. Николаева С.Н. ЮНЫЙ ЭКОЛОГ. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Москва 2010 г.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. Москва 2010 г.
  7. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки. Экология для малышей. Москва 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...