Конспект НОД по формированию экологических представлений «Грибы на лесной полянке» в старшей группе 2017-18
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_na_lesnoy_polyanke_starshaya_gruppa.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию экологических представлений в старшей группе

«Грибы на лесной полянке»

Цели:

  • Уточнять представление детей о значении леса в жизни людей;
  • Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Подготовительная работа: беседы о лесной растительности; отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: плакаты «Сохраним родную природу», «Что нельзя делать в лесу», муляжи или картинки грибов, картинки с изображением леса, соснового бора, березовой рощи. 

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет он десятки рук

И тысячи ладошек. (Лес)

Воспитатель. Молодцы! Конечно, это лес. Ребята, вы любите гулять в лесу? Что вам больше всего понравилось, запомнилось во время прогулок?

Дети отвечают.

А что же такое лес? Для чего он нужен человеку?

Дети отвечают.

Правильно, человек совершает замечательные прогулки, во время которых можно послушать пение птиц, насладиться тишиной и чистым воздухом, ароматами и красотой леса. Также лес кормит человека. А как вы понимаете это выражение?

Дети отвечают.

Лес дарит человеку радость! Любуясь его красотой, человек становится лучше, добрее. Природа учит его мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа.

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе!

А сам лес нуждается в нашей защите?

Дети рассматривают плакаты «Сохраним родную природу» и «Что нельзя делать в лесу», обсуждают их с воспитателем.

Ребята, сейчас я хочу рассказать вам интересную историю.

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками, друзьями –

Чернушками, груздями.

Колеса со стараньем

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

У мухомора хитрый вид,

Ехидная усмешка –

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер,

Выводит мухомора,

И безбилетник – мухомор

Краснее от позора.

А старичок-боровичок,

Интеллигентный толстячок,

Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет.

П. Синявский

Грибы прислали нам билеты на электричку и приглашают в лес, к себе в гости. Но перед поездкой давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

А теперь садитесь поудобней. Мы отправляемся. Пока мы едем, я вам расскажу про грибы.

Теплые летние дожди называют грибными, после них в лесу появляется очень много грибов. Одни можно употреблять в пищу: их собирают, варят, жарят, солят – эти грибы называют съедобными. Другие есть нельзя – их называют несъедобными, или ядовитыми.

Какие съедобные грибы вы знаете?

Дети. Опята, сыроежки, лисички, боровики.

Воспитатель. А несъедобные?

Дети. Поганки, мухоморы.

Воспитатель. Но ядовитые грибы нельзя уничтожать, потому что они – лекарство для животных.

Как же в лесу найти грибы, они ведь такие маленькие? Чтобы легче искать грибы, необходимо знать, где какие из них любят расти.

Нет, грибные имена

Непонятны для меня!

Ведь не хрюкают свинушки,

Не волнуются волнушки,

Не кричат «опять!» опята,

Не бодаются козлята,

У лисичек нету шубки.

Как узнать, чьи это шутки?

Ю. Леонтьев

Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти. Подберезовик растет под… березой. Подосиновик – под… осиной. Опята растут на пне. Название гриба нередко подсказывает, как он выглядит: рыжеватый гриб – рыжик, а гриб почти с черной шляпкой – чернушка. В каждом названии есть какая-то тайна.

Обязательно нужно помнить: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их нужно очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножиком, чтобы не повредить грибницу.

Вот мы и приехали. Пойдемте искать грибы.

На нескольких стендах картинки с изображением различных видов леса и грибов.

Посмотрите, мы с вами находимся в сосновом бору, а вот и первый гриб-боровик. Боровиком называют белые грибы, растущие в светлых сосновых лесах, борах.  Растут они на виду, ни от кого не прячутся, ведь они самые главные в лесу. Растут они семьями, если нашли один гриб, ищите другой.

Еще в сосновых и еловых лесах растут маслята. В дождливую погоду шляпки маслят становятся скользкими, маслянистыми, поэтому гриб так и назвали.

Посмотрите на этот гриб: на шляпке у него как волны по воде расходятся розовые круги, за эти круги-волны и назвали гриб волнушкой.

А теперь мы подошли к осиновой роще. Как вы думаете, какие грибы тут растут?

Дети. Подосиновики.

Воспитатель. Вот там растут березы. Какие грибы можно найти в березовой роще под березками?

Дети. Подберезовики.

Воспитатель. Посмотрите, какие они стройные, изящные, под стать белоствольным березкам.

А что это за дружная семейка в траве?

Желтые сестрички,

Их зовут … (лисички).

Желтый гриб лисичка – такой веселый, аккуратный, шустрый, будто крошечный лисенок, только что прибежавший сюда из норки.

Идем дальше по дорожке.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,

Собирай, не мешкай –

Это …(сыроежки).

Посмотрите: шляпки сыроежек могут быть разноцветными. Растут они в разных местах.

Ой, а это что за чудо пень? Он весь усыпан грибами. Это опята, они растут большими семьями, если вам повезет, то сразу можно набрать целую корзину.

Дети, а вы знаете, какие блюда можно приготовить из грибов?

Дети. Супы, жареные грибы.

Воспитатель. Как грибы можно заготавливать на зиму. Кто знает?

Дети. Маринуют, солят, сушат.

Воспитатель. Сейчас мне хочется узнать, кому, какой гриб больше всего приглянулся? Расскажите, как он выглядит, где растет и чтобы вы из него хотели приготовить, как бы вы его заготовили на зиму, а само название не говорите. Мы с детьми будем угадывать, какой гриб каждому из вас понравился.

Игра «Угадай, какой грибок»

Воспитатель. Ну, вот наша интересная, поучительная прогулка подошла к концу. Сейчас мы сядем в электричку и поедем домой, а пока мы едем, я вам расскажу правила сбора грибов.

  • Нельзя пробовать на вкус сырые грибы.
  • Идти в лес за грибами можно только с опытным грибником (человек, который хорошо знает лес, грибные места и все съедобные грибы).
  • Берите только те съедобные грибы, которые хорошо знаете.
  • Собранные грибы следует как можно быстрее обработать.

Ну, вот мы и приехали. Вам понравилась наша прогулка?

Дети. Да!

Воспитатель. А теперь, я хочу проверить, как вы запомнили названия грибов.

Дети называют.

Воспитатель. Молодцы!

Литература

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему: "Лесное царство" (ОО "Познание")

Цель занятия Уточнить и расширить представления детей о лесе. Занятие начинается с отгадывания загадок про деревья, затем проводится игра с листочками, потом "с какого дерева листок"После игр снова от...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")

Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")

Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...

Конспект НОД по формированию экологических представлений «Путешествие в зимний лес» в старшей группе 2017-18

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей....

Экологическое занятие "Бабочки и пчёлки на лесной полянке" в старшей группе "Звёздочки"

Цель данного занятия - разбудить в детях эмоциональное отношение к насекомым, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения....