Конспект НОД по формированию экологических представлений, опытно- экспериментальной деятельности и художественному творчеству «Путешествие с Капелькой» в старшей группе 2017-18
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki_starshaya_gruppa.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию экологических представлений, опытно- экспериментальной деятельности и художественному творчеству в старшей группе

«Путешествие с Капелькой»

Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Материалы: электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, музыкальное сопровождение, капельки, вырезанные из бумаги, по количеству детей, материалы для изобразительной деятельности детей .

Ход мероприятия

Воспитатель беседует с детьми и загадывает им загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Воспитатель. Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Конечно, о воде. Нашу Землю называют голубой планетой. Ребята, вы знаете, почему?

Ответы детей.

У воспитателя в руках глобус.

Воспитатель. Конечно, потому что большая часть поверхности Земли покрыта водой. На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.

Дети. Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.

Воспитатель демонстрирует иллюстрации названных объектов.

Воспитатель. Ребята, чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.

Воспитатель. Наш город очень большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не заканчивается? Как река пополняет свои запасы? Сейчас мы это узнаем.

Воспитатель. Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

Воспитатель. Ребята, что выходит из носика чайника при закипании воды?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, это пар. Но откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду?

Предположения детей.

Воспитатель. Правильно! Вода при нагревании превратилась в пар.

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом?

Ответы детей.

Воспитатель. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом ведь стекло было чистым и сухим.  

Предположения детей.

Воспитатель. Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Воспитатель. Вот так происходит и в природе. (Демонстрация схемы «Круговорот воды в природе»). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

Давайте мы с вами сейчас поиграем.

Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

Подвижная игра «Путешествие капельки»

Воспитатель. Отдохнули, ребята? Скажите, а кто из вас может рассказать, как образуются снежинки?

Ответы детей.

Воспитатель. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи  реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяется свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

Воспитатель. Запомнили, ребята? Давайте еще раз посмотрим схему «Круговорот воды в природе».

В это время воспитатель обращает внимание детей на журчание и плеск воды.

Воспитатель. Ребята, что это? Это же капельки! Но они почему-то грустные. Наверное, они тоже хотят попутешествовать. Сейчас каждый из вас нарисует путешествие в природе для своей капельки. (В качестве подсказки для детей необходимо оставить схему.)

Творческая деятельность детей.

После занятия в свободное время детям можно прочитать сказку «Путешествие капельки воды».

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут капелька!

Сегодня я расскажу вам об удивительном путешествии, в котором я побывала совсем недавно.

История моего путешествия началась с обычной лужи, которая растеклась посредине улицы.

Лужа была нашим домом, где я жила со своими сестричками. Все мы были очень похожи друг на друга. Часто люди, видя что-то похожее, говорят: «Похожи, как две капли воды». Это они про нас говорят, только нас в луже было не две, а много-много капелек. Без дела мы не скучали. Нашим занятием было хлюпать и булькать, когда по луже проходили резиновые сапоги или проезжали колеса автомобилей. Когда не было работы, мы смотрели на хмурые тучи, плывущие по темно-серому небу.

Три дня стояла пасмурная погода, а на четвертый день  засветило ласковое, теплое солнышко. Лужа нагрелась, и тут случилось невероятное событие. Неожиданно капельки воды стали отрываться от лужи и улетать куда-то вверх.

Я очень испугалась и предложила моим сестричкам крепко взяться за руки, но это не помогло. Неведомая сила увлекала капельки одну за другой высоко в небо. Чем ярче светило солнышко, тем больше мы нагревались. Не удержалась и я, приподнявшись над родной лужей, я устремилась в бездонное голубое небо. Летать было немного страшно, так как я не знала, что ожидает меня впереди.

Не знаю, сколько прошло времени, пока я летела. Помню, как я поднялась высоко над верхушками деревьев, как остались внизу крыши домов, как паря в небе, я повстречала множество птиц.

Когда птицы были уже внизу, впереди я увидела что-то белое и пушистое. Подлетая ближе и ближе, я услышала голоса: «Смотрите, смотрите! Еще одна капелька летит!» Внутри незнакомое место оказалось туманным, в котором трудно было что-либо рассмотреть.

Немного осмотревшись, я поняла, что нахожусь здесь не одна. Со всех сторон меня окружали капельки воды, такие же, как и я. Все они крепко держались друг за друга, и я тоже ухватилась за них. Капельки мне рассказали, что место, в котором мы собрались, называется – облако. С земли люди нас видят белым пушистым облаком. На самом деле облако- это множество парящих капелек воды, собравшихся в одном месте.

В облаке я познакомилась с другими капельками воды и узнала, что все мы из разных мест. Одна капелька рассказала, что раньше она жила в море, другая в реке, третья в ведре, многие капли прилетели из болота, а некоторые жили на цветах и травинках и назывались росинками. В облаке я услышала много интересных историй и приобрела новых друзей. Здесь же я встретила сестер из родной лужи.

Вскоре я уже висела не с краю, а продвинулась в середину облака, потому что к нам присоединялись все новые и новые капельки.

Со временем я стала замечать, чем больше капелек становилось в облаке, тем труднее было удерживаться друг за друга.

Капельки цеплялись из последних сил, от усталости стали темнеть. Вскоре наше облако перестало быть белым и пушистым и превратилось в хмурую серую тучу. Я заметила, что на небе нет солнышка, оно куда-то спряталось.

Не знаю, сколько времени мы так держались, но однажды случилось страшное событие. Сначала подул сильный ветер, и нашу тучу понесло быстро по небу. Ветер дул сильнее и сильнее, сгоняя темно-серые тучи ближе друг к другу. Но самое страшное было впереди. Неожиданно блеснули огненные стрелы, и всполохи света мгновенно ослепили нас. Не успели мы прийти в себя, как раздался необычайной силы грохот. Мы – капельки – были так напуганы, что от страха многие не удержались и попадали вниз. Оставшиеся капли, среди которых была и я, еще крепче ухватились друг за друга, чтобы не упасть.

Сжавшись от страха, я ждала, что же будет дальше. Постепенно перестали сверкать огненные стрелы, раскаты грома стали удаляться и едва были слышны. Но вот небо озарили первые лучики солнышка и буря стихла. От радости капельки посветлели, стали легкими и прозрачными, а на небе появился красивый разноцветный мостик.

Наша жизнь текла по-прежнему, пока не произошли  следующие события. Однажды утром стали происходить удивительные вещи. На мне и на других капельках появились красивые белые платья. У одних платья были пушистые, у других резные, у третьих наряды были украшены красивыми острыми иголочками. Капли превратились в снежинки. Никогда за свою жизнь я не носила такого красивого платья. От счастья захотелось петь и танцевать. Недолго думая все снежинки расцепили руки и, медленно кружась в воздухе, тихо полетели вниз.

Танцуя и кружась в воздухе, было очень интересно смотреть на людей. Люди поднимали глаза к небу и радовались. Особенно радовались дети. Они прыгали, смеялись, хлопали в ладоши. А мы – снежинки, плавно кружились и тихо опускались на землю. Приземлившись, снежинки расправили свои платьица. Нас было так много, что мы стали похожи на белое пушистое одеяло, окутавшее землю. Прохожие наступали ногами на наши платья, от этого они хрустели и скрипели.

Интересную забаву придумали дети. Ребята лепили из нас круглые комки и, крича от восторга, кидали их друг в друга. Нам тоже было весело и радостно, когда, натыкаясь на чью-то шубку или шапку, мы рассыпались в разные стороны. Но иногда случались и неприятности. Если снежинки попадали в нос или ладошку, становилось очень жарко, и красивые платья портились.

С приходом весны солнышко стало светить ярче. От тепла солнечных лучиков мое платье растаяло, и я снова превратилось в капельку воды.

Литература

  1. Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий./ Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству (Декоративное рисование) "Нарядная барышня". (старшая группа).

Учить детей расписывать  элементами дымковской декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) глиняные основы кукол-барышень.- Воспитывать интерес и эстетичес...

Конспект НОД по формированию экологических представлений «Путешествие в зимний лес» в старшей группе 2017-18

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей....

Опытно-экспериментальная деятельность, проект «Огород на окне. Дачка «Пыхтеево» в старшей группе.

Фотоотчёт опытно-экспериментальной деятельности в ходе реализации проекта «Огород на окне. Дачка «Пыхтеево» в старшей группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1868238...

Конспект по ознакомлению с окружающим и опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие капельки для детей старшего дошкольного возраста

Во время занятия дети узнают, что без воды не может обходиться ни одно живое существо, что воды мало и ее надо беречь и охранять. Узнают, что вода бывает в трех состояниях : жидком, твердом и в виде п...