Главные вкладки

    Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Что такое стекло?"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Киселева Марина Алексеевна

    Опытно-экспериментальная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chto_takoe_steklo.docx15.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности
    на тему:
    «Что такое стекло?»


    Программное содержание:
    Познакомить детей с историей возникновения стекла.
    Расширять и систематизировать знания о производстве стекла и изделий из него, особенностях стекла и стеклянной посуды.
    Учить устанавливать причинно-следственные связи на основах опытов.
    Развивать способности детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
    Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, и эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.
    Материал и оборудование: кусочки стекла по количеству детей, бумажный и стеклянный стаканы, мультимидейная установка, деревянные палочки, мыльные пузыри и трафареты, белые халаты.
    Предварительная работа:
    Рассматривание изделий из стекла, чтение стихотворения
    Дж. Родари «Стеклянная», А. Барто «Однажды я разбил стекло…».
    Словарная работа: хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое.

    Ход НОД.
    Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте её.
    Не влетят в наш домик мошки.
    И тепло нам и светло.
    Очень прочное в окошке
    И прозрачное
    (С…о)
    Дети, а вы знаете, как появилось стекло? Сейчас расскажу.
    Презентация истории о возникновении стекла.
    Когда-то, давным-давно мореплаватели пристали к одному песчаному берегу и решили развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Обычно, они обкладывали костёр камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости не было, и тогда они обложили костёр на песке камнями из соды и мела, которые у них были на корабле. Костер горел ярко и выделял много тепла, расплавляя все вокруг себя. Ночью камни мела, соды и песок расплавились. Утром, проснувшись, мореплаватели, увидели на песке блестящие камушки-капельки, это было стекло. Так впервые люди получили стекло.
    Вот примерно такие стекла.
    Что плавилось в огне, чтобы получилось стекло?
    Дети: Песок, сода и мел.
    Воспитатель: Да, правильно и до сих пор люди берут эти три части: сода, песок, мел, нагревают и получают стекло. Постепенно из стекла делали все больше и больше предметов.
    А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Теперь дети встали и проходим в лабораторию. Одеваем халаты - мы теперь исследователи. ( Перед каждым ребенком кусочек стекла.)

    Опыт №1.
    Дети проходят к столам, где лежат лабораторные стёкла.
    Воспитатель: Возьмите стекло и потрогайте его. Какое оно на ощупь? (гладкое, холодное, квадратной формы) Отметим это свойство таким значком. (Воспитатель отмечает в таблице гладкость стекла).
    Опыт №2.
    А теперь посмотрите в окно. Что вы видите? (Ответы детей: дом, деревья, небо).
    Попробуйте посмотреть через стекло друг на друга. А сейчас посмотрите через стекло на гостей и улыбнитесь им. Что мы можем сказать о стекле? Какое оно? Правильно, стекло прозрачное.
    Отметим в таблице свойство стекла – прозрачность вот таким значком.
    Опыт №3.
    Воспитатель: У меня два стакана. Это какой? (показывает стеклянный стакан)
    Дети: Стеклянный стакан.
    Воспитатель: Я наливаю в него воду. А это какой стакан (показывает бумажный стакан).
    Дети: Бумажный стакан.
    Воспитатель: Я наливаю в него воду. Ой, что происходит?
    Дети: Вода из бумажного стакана начинает течь.
    Воспитатель: Почему из бумажного стакана течет вода?
    Дети: Потому что бумажный стакан размок и порвался.
    Воспитатель: Почему из стеклянного стакана не течет вода?
    Дети: Потому что стеклянный стакан не пропускает воду и вода остается внутри.
    Воспитатель: Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?
    Дети: Стекло не пропускает воду.
    Воспитатель: Ну конечно, это и есть второе свойство стекла - водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду.
    В таблице отмечаем это свойство таким значком.
    Опыт №4.
    Воспитатель подходит к окну и стучит по нему. Что вы слышите? (Ответы детей: стекло звенит, издает звук).
    А теперь вы постучите палочками по стеклу. У нас получился оркестр!
    Послушайте, как звенит стеклянный колокольчик. Звук у колокольчика звонкий, потому что в колокольчике тонкое стекло и язычок из стекла. Что можно сказать о стекле?
    Дети: Стекло звенит, оно мелодичное.
    В таблице отмечают мелодичность стекла.
    Опыт №5.
    Воспитатель: Дети, а если я уроню кусочек стекла. Что с ним произойдет? Как вы думаете? Ответы детей.

    Воспитатель: Сейчас мы с вами узнали ещё об одном свойстве стекла – оно бьётся.
    Значит стекло – хрупкое, оно легко ломается. Чтобы об этом не забыть, отметим на нашей схеме свойство стекла – хрупкость.
    Опыт №6.
    Воспитатель: А если взять в руки разбитое стекло или разбитую бутылку, наступить на стекло? Что может произойти? Дети: Можно порезаться, пораниться. Воспитатель: Да, дети, нельзя брать в руки осколки в руки, порезы долго заживают. Со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться.
    Воспитатель на демонстрационной таблице схематично отмечает свойство стекла – порез.
    Физкультминутка
    «Отражение в стекле».
    Воспитатель показывает различные фигуры, дети как отражение их повторяют.
    Воспитатель: Стекло у путешественников получилось случайно. В наше время стекло выплавляют на стекольных заводах. А всякие предметы выдувают стеклодувы.
    Показ презентации о стеклодувах.
    Он берёт большую трубку, макает её в горячие жидкое стекло похожее на эти мыльные пузыри. И выдувает фигуру или сосуд, который застывает, затвердевает и становится вазой или фигуркой. Представьте, что вы стеклодувы и попробуйте создать свой предмет или игрушку. (Дети надувают мыльные пузыри, воспитатель рассматривает).А какие предметы из стекла есть у вас дома? Ответы детей.
    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на стекле можно еще рисовать? Я вам предлагаю подойти к столу и порисовать на стекле.
    Молодцы! Вот вы узнали еще одно свойство стекла. На нем можно рисовать.
    Ставим табличку.
    Итог.
    Воспитатель: Дети, давайте повторим свойства стекла: гладкое, холодное, прозрачное, водонепроницаемое, мелодичное, хрупкое, можно пораниться. Наше занятие подошло к концу. Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

    Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

    Презентация по опытно - экспериментальной деятельности "Что такое вода?" для старшей группы

    Презентация  по опытно - экспериментальной  деятельности "Что такое вода?" для старшей группы...

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Что такое ветер?» для детей подготовительной группы.

    Цель: дать представления о свойствах ветра.Задачи:- развивать речь детей, активизировать их словарь; - формировать представления о ветре и его свойстве, - расширять представления о взаимосвя...