Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Что такое ветер?» для детей подготовительной группы.
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Иксанова Гульфия Гаязетдиновна

Цель: дать представления о свойствах ветра.

Задачи:

- развивать речь детей, активизировать их словарь; 

- формировать представления о ветре и его свойстве, 

- расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.

Предварительная работа:

• Наблюдение за ветром на прогулке;

• Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

• Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;

• П. /и «Раздувайся пузырь»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер, вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Что такое ветер?» для детей подготовительной группы.

Цель: дать представления о свойствах ветра.

Задачи:

- развивать речь детей, активизировать их словарь; 

- формировать представления о ветре и его свойстве, 

- расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.

Предварительная работа:

• Наблюдение за ветром на прогулке;

• Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

• Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;

• П. /и «Раздувайся пузырь»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер, вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.

Содержание НОД

1.-Ребята, вы что-то слышите? (Шум ветра).

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.    (Г. Лагздынь).

Дети присаживаются на стульчики.

Основная часть. Беседа.

Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Это ветерок играет с вами.

Я хочу вам рассказать одну интересную историю. Жил-был на свете один фотограф и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии ветра-невидимки. Посмотрите на экран. 

(Дети рассматривают слайды).

У фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Я вам раздам бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан.

И так сказка начинается.

Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.

(Дети дуют в свистульки).

Между листвой деревьев дул тихий, спокойный ветерок.

(Дети шуршат мятой бумагой).

Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.

(Дети дуют в маленькие бутылочки).

Весь день ветер гонял тучи по небу, выл в трубы.

(Дети дуют в большие бутылки).

Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю. 

(Дети ударяют по барабану).

Он так резвился весь день, шумел  и выл.

(Дети дуют в бутылки, бьют в барабан).

Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу.

(Дети свистят в свистульки и шуршат бумагой).

Как замечательно мы с вами озвучили сказку! Присаживайтесь на стульчики.

-А вы знаете, что такое ветер? Ветер - это воздух, который движется. Воздухом мы дышим, нет места, где бы не было воздуха. Воздухом дышат все животные – насекомые, кошки, собаки, а также и все растениям. Подуйте на ладошки, подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?

Молодцы, вы научились двигать воздух.

С помощью веера тоже можно двигать воздух. А вы знаете, что очень давно дамы использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя. Давайте и мы с вами сделаем себе веера. На столе лежит бумага, берите и сгибайте её гармошкой.

Дети делают веера.

А где можно встретить ветер? 

Ветер можно встретить на улице – он качает траву, деревья, цветы. Поднимает пыль летом, зимой кружит снег.

Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома? 

Воспитатель вносит вентилятор. Включает по очереди вентилятор, затем фен, дети подходят к бытовым приборам. 

 -Вы что-то чувствуете? 

Расскажите, какой он?

С помощью какого прибора можно определить направление ветра? 

 С помощью вертушки и флюгера. (Слайд)

 Я вам предлагаю сделать вертушку из бумаги.

Дети делают вертушки.

Можно ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?

Дети: Можно подуть на неё или включить фен, или вентилятор.

Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!

А как вы думаете, ветер можно увидеть?

А сейчас мы его увидим.

Я вам на ладошки положу пёрышки. Давайте подуем на пёрышко. 

Дети дуют на пёрышки, они улетают.

Опыт «Тёплый - прохладный»

Что вы делаете, когда у вас мёрзнут руки?

Мы подносим руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот.

Дети выполняют.

Какой ветерок вы почувствовали на ладошке?

тёплый ветерок.

А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.

Дети дуют на ладошки.

 А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?

почувствовали прохладный ветерок.

Значит, ветер может быть тёплым и холодным. Летом дует тёплый ветер, а зимой, когда на улице холодно, дует холодный ветер.

Физкультминутка:

Мы снежинки белые,

На крышах мы сидим.

Дунет ветер – полетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

А как вы думаете, можно ли поймать ветер? Ветер можно поймать с помощью простого полиэтиленового пакета. Сейчас я вам покажу. 

Берите по пакетику и ловите ветер.

(Дети ловят ветер в пакеты с рисунками).

Опыт «Угадай какой запах? »

Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра? Давайте ртом вдохнём ветер.. 

Дети вдыхают ветер ртом.

Вы почувствовали вкус ветра?

У ветра нет вкуса. А сейчас вдохните ветер носом, вы почувствовали, чем пахнет ветер?

У ветра нет запаха. Закройте глаза. (Воспитатель перед вентилятором чистит апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер?

Ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи. Он вас угощает долькой апельсина.

А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох-вдох.

Чудо-ветер – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать ветер начинаем.

-А можно ли услышать ветер в комнате?  Для этого резко сожмите руками резиновую грушу. Вы что-то услышали? 

На столе у вас лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь?

Давайте попробуем взять в руки ветер. 

Дети пытаются взять ветер.

 Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать. 

Ветер, это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха и вкуса. 

Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

На экране пустыня.

На что похож песок в пустыне?

На волны в море.

А как вы думаете, как образовались такие барханы?

Это сделал ветер.

Мы сейчас тоже сделаем такие холмики-барханы. У вас на столах стоят стеклянные банки с песком. Банка закрыта крышкой. В крышку вставлена пластмассовая соломинка. Вам надо дуть в эту соломинку. У вас появятся холмики-барханы.

(Дети выполняют опыт).

Вот так песок с помощью ветра гуляет по пустыне.

А как вы думаете, умеет ли ветер работать? 

Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Ветры переносят семена многих растений.

А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.

Ветер приносит пользу, но не всегда. Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.

Бури могут быть снежными (СЛАЙД) и песчаными (СЛАЙД).

Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести, с места на место дом, теплицу, машину, вырвать с корнем деревья?

Ветер бывает очень сильным.

Такой ветер называется ураган «Торнадо», смерч. (СЛАЙД).

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

Воспитатель: Все эти ветра – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за передвижениями этих ветров через спутники. (СЛАЙД). И предупреждают людей о надвигающей опасности.

Хотите изобразить ветер?

Физкультминутка  «Ветерок, ветер, ветрище».

 - ветерок колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;          

 - ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук;

 - ураган гнёт  деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.

( движения выполняются под музыку)

Рефлексия. Итог занятия.

Ветер можно чувствовать? 

Ветер можно почувствовать на улице и дома, если включить фен или вентилятор.

Что такое ветер?

Ребята, а как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять.

На улице.

Когда пойдёте на прогулку возьмите с собой вертушки и раскрашенные мешочки, поиграйте с ветром. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей подготовительной группы.Цель: дать представления о свойствах ветра.Задачи:- развивать речь детей, активизирова...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментированиядля детей подготовительной группы по тем...

Конспект интегрированной образовательной игровой деятельности по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы "Путешествие за сказкой"

Методический материал для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи через творческое сочинение сказок с использованием мнемотехники. Познавательное мероприятие проходит в игровой фо...