Проект «Покормите птиц зимой»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Л.В.Ливинец

Проект «Покормите птиц зимой» разработан  для детей 4- 5 лет с учетом психофизических особенностей детей  . Идея проекта состоит в том, чтобы  дети осознанно относились к проблеме птиц в зимнее время года . С этой целью дети изучают особенности  их жизни в зимнее время года: питание ,местонахождение, поведение при разной погоде; занимаются  сбором информации в различных источниках совместно с родителями, читают  художественные произведения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_dela.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Вольновский детский сад»

Полтавского района Омской области

«Покормите птиц зимой»

(4-5 лет)

Тип проекта: информационно - творческий

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Выполнила: Ливинец Л. В.

воспитатель

1квалификационная  категория.

Вольное. 2019 г

Аннотация :

Проект «Покормите птиц зимой» разработан  для детей 4- 5 лет с учетом психофизических особенностей детей  . Идея проекта состоит в том, чтобы  дети осознанно относились к проблеме птиц в зимнее время года . С этой целью дети изучают особенности  их жизни в зимнее время года: питание ,местонахождение, поведение при разной погоде; занимаются  сбором информации в различных источниках совместно с родителями, читают  художественные произведения .

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность этого, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Оздоровительное и воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, на его здоровье, психику, делает добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Для того, чтобы любить природу, ее нужно знать. Незнание природы ведет к равнодушию, а  порой и жестокости.
Во время наблюдений, а эта форма работы по экологическому воспитанию является основной с детьми  развивается и обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.  Наблюдения развивают у детей стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях птиц. Изготовление кормушек, организация экскурсий, игры, викторины, просмотр видеофильмов активизируют познавательную деятельность. Активизируется потребность выражения эстетических чувств творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.д.) Доступная для детей деятельность в уголке природы способствует формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью умений, навыков  выполнять  совместную с взрослыми деятельность.
Участники – дети, родители, педагоги.

Продолжительность проекта: с14.01.2019 -25.01.2019 год 

Предмет исследования: зимующие птицы

Ресурсы ,оборудование:

Технические

1.Сеть Интернет для поиска необходимой информации

2.Компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат

Кадровые

1 Воспитатели группы

2 Родители

Нормативно-правовые

Утвердить местоположение уголка птиц на  участке.

Программно-методические

Дидактические игры, загадки, пословицы, рассказы о зимующих птицах; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки.

Материальные

Подручный материал, клей, нитки или шпагат, ножницы (для выполнения кормушек), макеты, рисунки).

Заготовка  корма для птиц ( сухие ягоды, семена, крошки хлеба и т. д.).

Организационные

План и этапы реализации проекта

Актуальность темы: Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, Зима – трудный период в жизни птиц. В нашей Омской области зимы бывают холодные и морозные. Тяжело в зимнюю пору птичкам. Оказывается, птицы   боятся не холода, а голода. Многие из них погибают.  А знаете ли вы, что из 10 синиц 9 погибает зимой от холода,одна кормушка спасает от голода 50 синиц .Одна синица спасает 10 деревьев от вредителей. Одно дерево обеспечивает 3 человека кислородом.Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?. В это время года птицам необходима помощь. Чтобы помочь птицам в трудный для них зимний период необязательно придумывать сложные пути решения этой проблемы. Можно просто сделать кормушки и регулярно наполнять их кормом. Простые кормушки может сделать каждый из нас, используя для этого пустые упаковки из под соков, молока. А так же пластиковые бутылки. Можно изготовить кормушки в виде домиков, беседок и т. д. Главное, чтобы кормушки были удобны для птиц. Кормом для птиц могут служить различные семена и ягоды, крошки хлеба. Покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Вот почему мы  решили незамедлительно принять участие в этом актуальном проекте «Покормите птиц зимой»

Цель: привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей, оказание посильной помощи братьям нашим меньшим и сохранение их численности в трудный зимний период.

Задачи:

-Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

-Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы, в частности к миру птиц.

-Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

-Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга. Обогащать словарный запас детей.

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

-Пополнить развивающую среду по теме проекта.

-Повысить уровень экологической культуры личности родителей.

Укрепить  взаимоотношений между детьми и родителями

Формы:

образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, подвижные игры,консультации для родителей.

Методы: словесные ,наглядные: рассматривание, показ

Практические: продуктивная деятельность,

Игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое: Т.С. Комарова « Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа Мозаика- Синтез , Соломенникова « Ознакомление с природой в детском саду» Мозаика- Синтез Москва2016

Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» средняя группа,  » Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Мозаика- Синтез2015

План реализации проекта.

Содержание

сроки

Подготовительный

Составление плана работы .

Сбор методической и художественной литературы по теме. Анкетирование родителей.

Разработка перспективного плана проекта.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т.д.)

.Подготовка атрибутов для проведения мероприятий. (иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы, а  также: маски для игр, кормушки, художественная литература, корм для птиц и т. п.

14.01-16.01

Основной

Организованная образовательная деятельность на темы:

Рисование:«Птицы на кормушке»,«Воробьи клюют зернышки»,

Аппликация«Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей»

Лепка «Киньте крошек воробью –я вам песенку спою»

Познавательное развитие (Приобщение к социальным ценностям, ознакомление с миром природы с использованием ИКТ)«Покормите птиц зимой».

Беседы:

«Посещение птичьей столовой»

Цель: Познакомить детей с названиями зимующих птиц.

«Птицы зимой».

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

«Трудно птицам зимовать».

 Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.

«Почему птиц стало меньше?»

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи –пищи стало меньше , поэтому улетают туда, где ее много

«Синичка-гостья нашего участка!» Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

«Почему воробьи и синицы селятся рядом с человеком?»

Цель: Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

«К нам пришло письмо от птиц».

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Фотовыставка

 «Как мы птицам помогали»

Цель: учить детей по фотографиям составлять рассказ о том, как они кормили птиц зимой, мастерили кормушки.

Рассматривание  фотоальбомов: «Фотогаллерея  зимующих птиц»,«Перелетные птицы»

Рассматривание картин:

«Зимующие птицы»,«Птицы на кормушке»,«Дети кормят птиц».

Подвижные игры: «Совушка»,«Птички в гнёздах»,«Воробушки и автомобиль»,«Птичка и птенчики»

Сюжетно-ролевые игры: Столовая для птиц»;«Семья», сюжет «Покупаем корм для птиц»;сюжет «Мастерим кормушку».

Дидактические игрыКто какую песенку поёт»,«Зимующие птицы»,«Назови и покажи зимующих птиц»,«Угадай, что за птица?»,«Четвертый лишний»,«Один –много»,«Назови ласково»,«Кто что ест?»,«Угадай, какая птичка улетела?».

Разрезные картинки

Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Где обедал воробей?»,З. Александрова «Гули -гули»,Л. Воронкова «Птичьи кормушки»,А. Яшин «Покормите птиц»,О. Григорьева «Синица»,Рассказы: М.Зощенко «Умная птичка», Е.Чарушина «Воробей», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»,

Загадывание загадок.

Чтение стихотворений о зимующих птицах Прослушивание аудиозаписи голосов птиц . Заучивание потешек  ,закличек по данной теме

Наблюдение за птицами на участке д/сада А мы кормили голубей!»,«Синички лакомятся салом »

Просмотр презентаций, мультфильмов о зимующих птицах.

Предметно-развивающая среда

Оформление уголка « Птички нашего села».

Оформление картотеки загадок о птицах.

Подборка стихов о птицах.

Фотогалерея зимующих птиц на нашем участке

Подборка физкультминуток о птица.

Лото «Зимующие птицы», шапочки- маски  для подвижных игр.

Пальчиковые игры по теме «Зимующие птицы».

17.01- 23.01

В течение проекта

Работа с родителями

Наглядная информация для родителей:

 Памятки : «Как правильно кормить птиц зимой», «Покормите птиц зимой».

Экологическая рубрика « Это интересно» (из жизни зимующих птиц) в родительский уголок.

Консультации для родителей:«Не забывайте о птицах зимой»,«Чтоб услышать птиц весной –покормите их зимой»,«Помоги пернатым», Совместная деятельность родителей и детей.

Семейно -экологическая викторина «Зимующие птицы».

Конкурс «Самая оригинальная кормушка» (изготовление родителями вместе с детьми кормушек из бросового и других материалов). Сбор корма для птиц «С каждого по зернышку»

ежедневно

Заключительный

Экологический досуг «Поболтушки у кормушки» (с применением ИКТ)

Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир зимующих птиц». Благодарственное письмо от имени птичек «Мы выжили!»

Оформление мини –выставки детского творчества

24.01- 25.01

Ожидаемый результат:

для детей:

-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

-созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;

-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года;

Для родителей

- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей

-активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ

-повышение интереса к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края

-гармонизированы детско-педагогические отношения

для педагогов:

-внедрение в воспитательно -образовательный процесс эффективных методов и приёмов, способствующих формированию у детей знаний о зимующих птицах

-создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие познавательной активности, любознательности детей

-повышение уровня профессионального мастерства педагогов

-оптимизация процесса сотрудничества с родителями

Выводы:

В процессе реализации проекта были  созданы необходимые условия для формирования у детей целостного представления о жизни зимующих птиц своего края

Дети получили новые знания о зимующих птицах, стали более любознательны, раскрылись творческие способности детей, познавательная активность.

Свои впечатления, полученные эмоции, дети воплотили в различных видах деятельности: играх, образовательной деятельности, наблюдениях, практической деятельности и т. п.

Благодаря проекту пополнился словарный запас детей, дети получили возможность больше общаться со своими сверстниками.

Дети  стали бережнее относиться к птицам в зимнее время года, с удовольствием вместе с родителями участвовали в акциях, конкурсах, совместной трудовой деятельности.

Воспитатели группы пополнили свои разработки методическим и практическим материалом по проекту; совершенствовали мастерство, активизировали творческий поиск в реализации проекта о зимующих птицах, применяли в работе с родителями разнообразные формы сотрудничества.

Перспектива: В результате проекта дети узнали о зимующих птицах нашей местности, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание придти на помощь нашим братьям меньшим. Я считаю, необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.





                                                                                                                                                    Приложение Конспект НОД

Тема «Покормите птиц зимой»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

— А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав — под снегам. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

— Жалко? (Очень жалко!)

— Послушайте стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу — ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю.

Не дожить мне до весны!»

— Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

— Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист — зерна.

А на лист — пшена.

Конопли две горсти —

Собирайтесь, гости!

— Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

— Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.

— Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.

— Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб. Снегири -семечки арбуза, тыквы; свиристели — рябину, маслины; голуби — крупу, хлеб.

— Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

—    во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

—    подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

—    кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

—    корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдал», как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

— Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

— Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

—    Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их —

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

— Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

— Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

 

 

 

                                                                                                                                          Приложение 2

Памятка “Как правильно кормить птиц зимой ”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв)

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)

                                                                                                                                  Приложение 3

Семейно -экологическая викторина «Зимующие птицы».


1.Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
2.Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
3.Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
4.Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
5.Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
6.Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
7.Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
8.Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
9.Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
10.Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
11.Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
12.Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
13.Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
14.Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
15.ем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
16.Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

Проект "Покормим птиц зимой"

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Разработчик проекта:  Минникеева Елена Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории,МДОУ «Детский сад №112», г.Саратов Тип...

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...

проект "покормим птиц зимой"

составлен проект для детей первой младшей группы....

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....