Игры как средство экологического воспитания.
статья по окружающему миру

Студеникина Юлия Петровна

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдении определенных правил взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospit.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры как средство экологического воспитания.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдении определенных правил взрослой жизни. Игра привлекает ребенка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. В игре ребенок проживает и переживает воображаемые события. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится эмоциональным опытом ребенка. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. Все игры содержат определенные умственные задачи. Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, внимание. Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению. Играя  с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, упражняться в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу, заданную взрослым. Именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания.  Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

В своей работе я провожу целую систему игр, состоящих из нескольких  блоков:

  1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы-птицы-звери», «Цепочка».
  2. Игры нна развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «какой овощ ты съел?».
  3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо-плохо», «Один-хорошо, много-плохо», «Что будет, если…?», «береги природу!» и так далее.
  4. Игры на развитие анализа ситуации через целенаправленное сужение поля поиска (игра «да-нет»).

При организации игр я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приемы. Привлекаю всех детей, а особенно малоактивных, поощряю детей за активное решение задая, привлекаю их к изготовлению практического материала.

Провожу соответствующую работу с родителями. Организую консультации и беседы экологического содержания, например: «Прогулки с ребенком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зеленая аптечка» и так далее, которые направленны на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.

Рекомендую родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть. Книги для чтения. Места куда можно сходить с ребенком (цирк, зоопарк, выставка, краеведческий музей). Игры, которые можно организовать дома с ребенком.

У детей имеются необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят почву растений, протирают пыльные листья, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, цветы, удаляют сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц. Воспитанники участвуют  в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников

Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.     В э...

Консультация для воспитателей «Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»

Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.Научить детей видеть красивое  - дело  сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он с...

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Игра как средство экологического воспитания.

Экологические игры представляют детям возможность оперрировать знаниями, способствуя уточнению, закреплению, обобщению и расширению кругозора....

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Мастер-класс с аудиторией взрослых «Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по по...