Проект "Хлеб - всему голова"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Дидычук Людмила Александровна

Проект "Хлеб - всему голова"

Цель проекта: расширять представления детей о значении хлеба в жизни человека. Привить уважение к хлебу и людям вырастившим его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_-_vsemu_golova.docx120.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеhttps://www.colourbox.com/preview/2028865-basket-of-breads-in-light-yellow-background-great-for-presentations-or-a-page-layout.jpg

«Детский сад № 34 "Соловушка"

Паспорт проекта

Хлеб – всему голова

Руководители проекта: воспитатели группы.

Вид проекта: групповой, практико-ориентированный, творческий, познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта: расширять представления детей о значении хлеба в жизни человека. Привить уважение к хлебу и людям вырастившим его.

Задачи:

- расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека;

- уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба, как полезного и

необходимого продукта для жизни человека;

- учить применять полученные знания в продуктивных видах

деятельности;

- побуждать к активным действиям в совместной деятельности взрослых и

детей;

- развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность,

наблюдательность и воображение;

- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и

уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1.   сформировать у детей представления о ценности хлеба;

2.  получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас,

донести до сознания детей, что хлеб –  это итог большой работы многих людей;

3.  воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

4.  пополнение и активизация словарного запаса, умение, верно, обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приемы:

* Чтение литературных произведений

* Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

*Проведение дидактических игр;

*Ознакомление детей с иллюстративным материалом;

*Чтение художественной литературы детям;

* Заучивание стихотворений детьми;

* Загадывание загадок;

* Организация работы в творческом центре;

* Организация работы с родителями;

* Изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;

* Проведение итогового мероприятия.

Итоговое мероприятие: выставка детского творчества «Хлебобулочные изделия»

Актуальность. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь нужно в семье, в детском саду и школе. Хлеб в нашей стране — это продукт человеческого труда, это символ жизни, здоровья, благополучия. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Срок реализации проекта: 1 неделя (25 сентября – 29 сентября)

Этапы работы

I. Подготовительный этап:

  1. Определение педагогами темы, целей, и задач, содержание проекта, прогнозирование результата, подбор методической литературы.
  2. Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
  3. Разработка мероприятий с детьми по недели «Хлеб – всему голова».
  4. Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов для игр.
  5. Создать развивающую среду:

* Внести картины для рассматривания

* Внести дидактические и настольные игры

* Пополнить библиотечку книгами «Колосок», «Пирожок», В. Степанов «Зернышки на солнышке», «Крылатый, мохнатый да масляный».

* Оформить альбом «Хлеб – всему голова».

* Разработка конспекта итогового мероприятия;

* Беседы с детьми и родителями.

* Разработка консультаций для родителей.

II. Основной этап реализации проекта:

Цель: активное участие детей и родителей в мероприятиях проекта «Хлеб – всему голова».

Работа с родителями.

Содержание мероприятия

Ответственные

1

Ознакомление родителей с целями и задачами проект

Воспитатели

2

Разучивание стихотворений с детьми

Воспитатели

3

Информация в приемной: Папка-передвижка «Хлеб – всему голова»

Воспитатели

4

Участие в выставке фотографий

«Готовим с мамой»

Воспитатели

Родители

5

Участие в обогащении игровой среды в группе

Воспитатели

Работа с детьми.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

* НОД – «Хлеб – всему голова», «Растет в поле колосок», лепка хлебобулочных изделий из теста, рисование «Колосок»;

* Беседы – «Польза хлеба», «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Что у нас на столе»;

* Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;

* Дидактические и настольные игры;  

* Чтение художественной литературы; разучивание стихотворений;

Самостоятельная деятельность детей

* Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;

* Раскрашивание раскрасок «Колосок», «Хлебобулочные изделия»;

* Сюжетно – ролевые игры: «Пекарня», «Булочная», «Продуктовый магазин»

* Настольные и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом», «Назови профессию и действия», «Кому что нужно для работы».

III. Заключительный этап. Презентация проекта.

* Итоговое мероприятие – выставка детского творчества «Хлебобулочные изделия.

* Презентация проекта родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Загадка про сказку «Колосок».

Кто любил играть и петь?

Два мышонка Круть и (Верть).

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил,

Намолол муки мешок?

Это Петя-(Петушок).

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго:

«Что вы делали, мышата,

От рассвета до (заката)?

Веселились целый день,

Вам работать было (лень)?

А теперь за стол садитесь,

Подаете голосок?

Нет! Сначала потрудитесь

И прочтите («Колосок»).

СТИХИ ПРО ХЛЕБ

Из чего печётся хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века

Щедро кормят человека.

Плюшки с маком, кекс сметанный,

Чёрный с тмином, пеклеванный,

Калачи, батоны, халы…

Хлеб для маленьких и старых,

Для Танюшек и Наташ.

Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил - обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, всё в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль

На столе краюшка хлеба

Мягкого, душистого,

Сверху корочка хрустит

Цвета золотистого.

Если ломоть мы отрежем,

И намажем маслом свежим,

То получим бутерброд

И отправим прямо в рот.

А. Гришин

Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:

Хлеб наш насущный всегда был в почёте.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам-умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

С. Мельников

Золотистую пшеницу

Жернова сотрут в мучицу.

Из муки замесим тесто –

В формочках  в печи ей место.

Подрумянился, окреп

В жаркой печке вкусный хлеб .

Г. Стеценко

С белым хлебом положили

Чёрный хлеб мне на обед.

Удивить меня решили?

Чёрный? В чём его секрет?

Видно, пекарь с неохотой

Пёк и хлеб в печи забыл?

Или же перед работой

Чисто руки не помыл?

Мама тут же объяснила,

Что мука ржаная есть:

«Черный хлеб прибавит силы».

Съел. И завтра буду есть!

И. Коньков

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой

И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят -

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье -

То, что мама испечёт,

Для детишек объеденье,

Разевай пошире рот!

Н. Детская

Я сегодня хлеб не ел,

В лупу на него смотрел.

Весь он в дырочках узорных…

В ямках – белый, в ямках – черный.

Посмотрю в бараночке,

В булке… Тоже – ямочки.

Я у бабушки спросил:

- И пирог дырявым был?

Засмеялась бабушка:

- И блины-оладушки!

Что же это за секрет?

Надо в тесто посмотреть.

Мама тесто замесила,

Набирало тесто силу!

Круглой шапкой поднялось,

Разрослось и расползлось.

Край из миски выпадал…

Кто же вверх его толкал?

- Мама, в лупу посмотри!

Выползают пузыри!

Что же прячут пузыри?

Воздух! Он у них внутри.

Вот откуда в хлебе ямки,

Вот откуда в хлебе дырки!

Потому что там,  внутри,

Пузыри-богатыри!

ЗАГАДКИ

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.

(Хлеб)

 

Тарелка супа меж локтями, 
А он в руках у всех ломтями . 
Без него , как видно , 
Не вкусно и не сытно !

 (Хлеб)

 

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый..(.Хлеб.)

 

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, 
А бывает подгорелый.

(Хлеб)

 

Мы ржаные Кирпичи
В жаркой испекли печи.
На машину загрузили-
Покупайте в магазине!

(Хлеб)

 

Весной в земле,
А весь год на столе.

(Хлеб)

 

На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде, 
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, 
Ведь к обеду нужен ....(Хлеб)


Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. 
(Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает 
(Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(Хлеб)

Круглобок и маслян он, 
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом, 
Пахнет знойным полем. 
(Хлеб)

Вот он –
Тёплый, золотистый. 
В каждый дом, 
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем – 
Здоровье, наша сила, 
В нем – 
Чудесное тепло. 
Сколько рук
Его растило, 
Охраняло, берегло! 
(Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! 
(Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? 
(Блины)


Корабль-великан не по морю плывет. 
Корабль-великан по земле идет. 
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. 
(Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. 
(Зерно)

Вырос в поле дом.
Полон дом зерном. 
Стены позолочены. 
Ставни заколочены. 
Ходит дом ходуном 
На столбе золотом
(Клолос)

Золотист он и усат,
В ста карманах - сто ребят.
(Колос)

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб)

То, о чем загадка здесь, 
Хорошо с чайком поесть, 
С виду – маленький батон 
И с начинкой сладкой он.
(Рулет)

В кусочке сдобного теста 
Нашлось для начинки место, 
Внутри него не бывает пусто – 
Есть мясо или капуста.
(Пирожок)

В домике том, Что на кухне стоит,
Чёрненький хлеб И батончик «гостит».

( Хлебница)

Деревянная темница —
А в ней хлеб всегда хранится.

(Хлебница)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай". (Плуг)

"Птица Юрица на ветер глядит,

крыльями машет, сама ни с места".

(Ветряная мельница)

"Всем нужен, а не всякий сделает" (Хлеб)

"Месяц-новец днем на поле блестел,

к ночи на небо слетел". (Серп)

Ясный месячек ночью в небушке висит,

Днем во полюшке блестит". (Серп)

Был крупинкой золотой,

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило,

И стрелу позолотило.

Что за стрела?

/Колос/

Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.

(поле)

Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать.

(зерна в колосе)

Загадаю загадку: заброшу за грядку,

в год пущу, в другой выпущу

/озимь/

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.

(Хлеб)

Режут меня,
Вяжут меня.
Бьют нещадно,
Колесуют меня.
Пройду огонь и воду,
И конец мой -
Нож и зубы.

(Хлеб)

Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей!

(Хлеб)

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.

(Тесто)

Чёрная гора,
А всем мила.

(Черный хлеб)

Озерко молочное,
Берега калачные.

(Ватрушка)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.

(Бублик)

Одно бросил - целую горсть взял.  (Зерно)

 

В долг зерно возьмет - каравай вернет.   (Хлебное поле)

 

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит.    (Колос)

 

Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь - так и не встанет.    (Сноп)

  

Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос.    (Комбайн)

  

Зубья ходят, гребни машут,

Жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машинку,

Поле наголо стригут.     (Жатва)

 

Зубья имеют, а зубной боли не знают.    (Грабли)

 

Зимой - бело, весной - черно,

Летом - зелено, осенью - стрижено.    (Поле)

У хлеба есть сестренки и братья,
Предлагаю их скорее отгадать я!
Все родственники эти из муки,
Замеси скорее тесто и пеки!

Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… 
(Сухари.)

Тесто заварено прямо на печке.
Белый пшеничный хлебец, как колечко.
Ешь ты и вечером, и спозаранку
Сладкую, сытную чудо-… 
(Баранку.)

Это печенье в глазури обычно,
В виде лепешки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,
Если к столу принесет кто-то… 
(Пряник.)

Белый хлебец, на баранку похожий,
Толстый, весь в маке и стоит дороже.
В чашечку кинь рафинада ты кубик,
Ешь не спеша с чаем толстенький… 
(Бублик.)

Сдобная булочка и завитая,
Формой восьмерочку напоминает.
Пышут румянцем верхушка, бочок —
Это же русский витой… 
(Кренделек.)

Маленькая, тонкая, сухая…
Саша, в кулачке ее сжимая,
По шоссе идет, сережки в ушках,
В кулачке, все точно знают… 
(Сушка.)

Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… 
(Батон.)

С открытою начинкою лепешка,
Посередине — творога немножко.
Всех пирожков известная подружка
Питательная, вкусная… 
(Ватрушка.)

От формочки бочок весь в рубчик,
Но с ним невкусным будет супчик.
«Гав, гав!» — попросит песик Рекс
С изюмом выпеченный… 
(Кекс.)

Без выходных из года в год
Работает хлебозавод.
Ванилью пахнет улочка,
Когда печется… 
(Булочка.)

Аппетитный и румяный,
Тесто сдобрено сметаной.
Ешь его, пока горяч,
Пышный бабушкин… 
(Калач.)

На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки —
Ароматны… 
(Пирожки.)

Зимой снег весь убирают,
И в поселке чисто.
Весной, осенью распашут
Землю… 
(Трактористы.)

Летом отдыха не знают,
Работают так споро,
Хлеб наш добрый убирая.
Это… 
(Комбайнеры.)

В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
 Есть мясо или капуста. (Пирожок)

В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
Поскорее называй
Выпекают …. (Каравай)

Сладок, нежен и воздушен.
 Он порою всем вам нужен.
 Ни одно ведь торжество
 Не проходит без него. (торт)

На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю. (Баранки)

За лесом усатое море лежит, 
Волна за волною по морю бежит. 
Пройдет по волнам великан-пароход, 
И каждую каплю с собой заберет. (комбайн)

Он - сильней десятка коней: 
Где в полях пройдет весной 
Летом хлеб встает стеной.(трактор)

 

За железным конем 
Ящик тащится с зерном, 
Сквозь дырявое дно 
Высыпается зерно. (сеялка)

Летом спит, 
Зимой горит, 
Пасть открывает, 
Что дают, глотает.(печь)

В желтом море корабль плывет

Кто корабль ведет

(Комбайнер)

Белые волосы, брови, ресницы

Утром встает он раньше чем птицы

(пекарь)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

До красна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

(пекарь)

Из меня пекут ватрушки.

И оладьи и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.

(мука)

Из-под липового куста

Бьет метелица густа.

Заяц бежит, следы засыпает

(муку сеют)

Он возил мешки с мукой

А собрался на покой.

Решил блеснуть талантом

Наняться музыкантом.

(мельник)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...