Волшебный мир птиц
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Тема: Волшебный мир птиц

Задачи:

1. Формировать у детей представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде, которые умеют летать в воздухе и имеют типичные строения.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытнической деятельности, экспериментирования.

3. Активизировать словарь по теме: орнитология, орнитолог. Развивать речевую активность, логическое мышление, память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_ptits.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Волшебный мир птиц

Задачи:

1. Формировать у детей представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде, которые умеют летать в воздухе и имеют типичные строения.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытнической деятельности, экспериментирования.

3. Активизировать словарь по теме: орнитология, орнитолог. Развивать речевую активность, логическое мышление, память.

Материалы: коллекция перьев птиц, воск, бумага, пипетки. Иллюстрации с изображением птиц. Схема строения птицы. Видео запись «Птицы». Математические наборы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, все вы были в нашем Калининградском зоопарке. Видели много разных животных. Сегодня я хочу рассказать о замечательных животных нашего зоопарка. А вот о ком мы сегодня с вами будем беседовать, вы должны догадаться. Я с помощью рук изображу это животное, а вы скажете мне кто это (Воспитатель руками изображает птицу).

Дети: Птица.

Воспитатель: Правильно. А как называется место где живут птицы в зоопарке.

Дети: Птичник.

Воспитатель: Молодцы. А давайте с вами вспомним характерные признаки птиц.

Дети: У птицы два крыла, две лапы, клюв, они покрыты перьями, вылупляются из яйца.

Воспитатель: Хорошо, я хочу вам предложить изобразить эти признаки с помощью математического конструктора. Дети выкладывают на столе: перо, две лапы, два крыла, яйцо с помощью математического конструктора.

Воспитатель: Молодцы, давайте с вами посмотрим, как разнообразен мир птиц (Просмотр видео о птицах. Дети называют птиц, если они их узнали). Дети рассказывают небольшие рассказы о птицах: синичке, пеликане, розовом фламинго, скворце, какаду.

Воспитатель: И все это разнообразие птиц изучают люди, которых называют орнитологами. Орнитолог, это человек изучающий птиц, их повадки, где живут, чем питаются. А наука, изучающая птиц, называется орнитология.

Давайте с вами тоже немного полетаем, как птички. Подвижная игра «Летели две птицы»

Воспитатель: Замечательно. Ребята, скажите пожалуйста у всех птиц есть два крыла, две лапы клюв, перья и всё-таки мы их отличаем, мы видим какие они разные. Что же их отличает друг от друга?

Дети: Разное оперение, разная длина лап, разный клюв, разный образ жизни.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Вот я вам приготовила иллюстрации, на которых изображены лапы птиц. Как вы думаете, где могут жить птицы с такими лапами (лапы синички с длинными коготками, лапы гуся с перепонками, лапы цапли)?

Дети: С длинными коготками в лесу, чтобы удобнее было хвататься за ветки, лапы с перепонками на воде, чтобы удобно было плавать, длинные ламы для ходьбы по болоту, озеру.

Воспитатель: А что мы можем сказать о перьях птиц.

Дети: Они тоже отличаются по окрасу, длине.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите какое перо у гуся, у чайки (рассматривание перьев). А знаете л и вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания?

Дети: Смазывают свои перья жиром, который находится в сальной железе под хвостом.

Воспитатель: А давайте это проверим (опыт «жир отталкивает воду»).

Возьмем листок бумаги, смазанный жиром, на поверхность листа капните водой, что вы обнаружили?

Дети: Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанной жиром. А не смазанная часть листа впитала воду, и бумага размокла.

Воспитатель: Верно, не зря в народе говорят «как с гуся вода»

Опыт «Легкость пера»

Воспитатель: Подбросьте перо, как оно падает?

Дети: Оно летит плавно, медленно.

Воспитатель: Правильно, это потому, но перья легкие, полые внутри. Есть перья маховые – которые помогают птицам летать, а есть перья пуховые, они согревают птиц зимой. Рассмотрите перья через увеличительное стекло. Чем они отличаются?

Дети: У маховых перьев все волокна на пере соединены между собой, напоминают парус. А на пуховом, волокна пушистые, как пух.

Воспитатель: Молодцы, давайте с вами немного отдохнем. Мы знаем, что наступило время года веста. Птицы строят свои дома, как называется дом птицы? – гнездо. И выводят своих птенцов, которых надо кормить.

Пальчиковая гимнастика «Птенчики»

Птенчики скворцов зовут:

- Мама, папа! Тут мы, тут!

Принесите нам еды

И немножечко воды.

Червячков мы поедим,

С вами в небо полетим!

Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики».

Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями.

Воспитатель: Дети, а какую пользу приносят птицы?

Дети: Уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений.

Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем свами небольшую викторину.

У Аленушки – сестрицы унесли братишку птицы, назовите их (гуси лебеди)

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов (ласточка)

Птица, которая заставила плакать бабушку и дедушку из-за яйца (курочка ряба)

Волшебная птица с золотым оперением (жар-птица)

Какие птицы жили с бабусей (два веселых гуся)

Воспитатель: Молодцы, конечно о птица написано много рассказов, стихов и песен. Человек украшал изображением птиц и одежду, и посуду, а как же называется человек изучающий птиц.

Дети: Орнитолог. Орнитология – это наука, изучающая птиц, их виды, где живут, чем питаются.

Воспитатель: Вы очень много узнали о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Вам понравилось сегодняшнее занятие? А что вы узнали нового и интересного.

Дети: Узнали какими разными бывают птицы. Узнали, как называется наука, изучающая птиц. Проведенный опыт помог нам выяснить, что жир отталкивает воду. И что перья бывают маховые и пуховые.

Воспитатель: Молодцы. На этом наше занятие окончено. Желаю вам новых интересные открытий в окружающем вас мире живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебная Жар-птица" /занятие по изодеятельности для детей подготовительной группы/

ТЕМА: "Волшебная Жар-птица"/занятие по изодеятельности для детей подготовительной группы/ ...

«Волшебная Жар-птица»

Рисование — одно из самых любимых занятий детей.  Значение рисования для развития ребенка переоценить невозможно. Прежде всего, оно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Это своео...

Конспект НОД по лепке пластилином для детей 5-6 лет по теме:«Птица счастья - Жар-птица» по мотивам волшебных сказок.

Увлекательное занятие  пластилинографии- приёмом мозаика для детей 5-6 лет  по теме:«Птица  счастья - Жар-птица»  по мотивам волшебных сказок....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная Жар-птица» (рисование)

Целью данной непосредственно образовательной деятельности явлется активизация интереса к нетрадиционной технике рисования. В конспекте расматривается нетрадиционная техника рисования - рисование еловы...

Дидактическая игра "Волшебные квадратики. Птицы прилетели!"

ЦЕЛЬ: развитие социально-бытовой ориентировки, зрительного восприятия, пространственной ориентировки.ЗАДАЧИ: выбери птицу, которая подойдёт в пустую клетку так, чтобы птицы не повторялись ни  по ...

Конспект "Волшебная Жар-птица"

конспект по нетрадиционной технике рисования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная Жар-птица» (рисование)

Конспект непосредственно образовательной деятельностив средней группе по художественно-эстетическому развитию«Волшебная Жар-птица» (рисование)Цель: Формирование творческой личности способн...