КОНСПЕКТ проведения познавательного занятия в средней группе "Наблюдение за черепахой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Голенок Валентина Ивановна

Конспект поможет обогатить представление детей о черепахе как живом существе, будет способствовать поддержанию интереса детей к проявлениям жизни черепахи, воспитанию желания наблюдать и ухаживать за ней, развитию умения общаться, не боясь её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sred.gr_otkrytoe_zanyatie_s_cherepahoy.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

проведения познавательного занятия в средней группе

МДОУ «Детский сад №28» Проводит воспитатель Голенок В.И.

ТЕМА: Наблюдение за черепахой.

Задачи. Создать условия

* для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует, (слышит, видит), передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов;  о характерных признаках её внешнего вида и (небольшая, тело покрыто прочным, твёрдым панцирем – выпуклым сверху и плоским снизу – в котором есть отверстия для продолговатой головы, 4-х коротких, толстых с когтями на пальцах ног и короткого острого хвоста, покрытых толстой кожей) и особенностях поведения ( тяжёлая, медлительная и неповоротливая, при опасности прячется в панцирь);

* для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; выделять противоречивые свойства объекта (черепахи) с помощью морфологической таблицы, подводить к простейшим суждениям;

* для поддержания интереса детей к проявлениям жизни черепахи, воспитания желания наблюдать и ухаживать за нею, развития умения общаться, не боясь её.

        Учить детей правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы воспитателя.

        Словарная работа: ввести слова – панцирь, щитки, когти, степь.        Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей – Катю П., Диму Е., Ксюшу Ш.

        Подготовить: стол, покрытый клеёнкой; загороженное пространство для наблюдения за черепахой (песок); электрическая настольная лампа; морфологическая таблица; кирпичик – препятствие для черепахи, пища (тёртая морковь, лист капусты); запись голосов черепах; игровой персонаж Медвежонок; для поделки из природного материала: скорлупа грецкого ореха, пластилин, стеки, доски, влажная салфетка.

        Предварительная работа: провести цикл наблюдений за черепахой, прочитать сказки, стихи о черепахе, рассмотреть иллюстрации, фотографии разных видов черепах, рассмотреть иллюстрации пустыни и степи, познакомить с морфологической таблицей, выучить с детьми загадки об обитателях «Зимнего сада» (рыбках, морской свинке, черепахе), песенку черепахи «Я на солнышке лежу».

ХОД И РУКОВОДСТВО.

1 часть

        Дети заходят в «Зимний сад», здороваются, садятся полукругом. Заходит Мишка.

        Мишка: Здравствуйте ребята, а я такой интересный камень нашёл! (Показывает черепаху.) Принес вам показать. (Кладёт на стол.) Вот!

        Воспитатель: Разве это камень? Кто это, ребята? (Черепаха)

        Мишка: Какая же это черепаха, камень это!

        Воспитатель: Ребята, надо научить Мишку узнавать черепаху.  Будем учить? (Будем).

2 часть

        Дети рассаживаются вокруг огороженного пространства для наблюдения за черепахой.

        Воспитатель: Давай, Мишка, посмотрим на твой камень. (Все рассматривают черепаху.)  Ребята, как вы узнали, что это черепаха? (Выслушиваю ответы детей.)  

        - Ребята, посмотрите, что делает черепаха? (Ползёт.)  

        - Что ей помогает ползти? (Лапы.)

        - Сколько лап? (Четыре.)

        - Какие лапы?  (Короткие, толстые.)

        - Чем покрыты её лапы?  (Толстой чешуёй)

Пустить черепаху по песку, рассмотреть следы.

        Воспитатель:

        - От чего эти за следы?  (От когтей.)

        - Какие когти у черепахи на лапах?  Кто хочет их потрогать? (Показать детям – когти черепахи не острые, достаточно большие и крепкие.) Индивидуальное и хоровое повторение слова «когти».

        - Какой хвостик у черепахи? (Коротенький, остренький, тоже покрыт чешуёй)

        Мишка: А почему черепаха ползает, а не бежит?

Взвесить в руках черепаху. (Дети делают вывод, что черепаха тяжёлая, как камень и ноги у неё короткие, поэтому передвигается медленно.)

        Мишка: А почему черепаха тяжёлая? (Организовать обследование детьми панциря черепахи.)

        Воспитатель: Чем покрыто тело черепахи?  (Панцирем). Дима, (Катя, Данил) чем покрыто тело черепахи? (Индивидуальное и хоровое повторение слова «панцирь».) Тело покрыто панцирем и сверху, и снизу.

                 «Ох, и чудо, вот так чудо, сверху блюдо, снизу блюдо».

        - На что похож панцирь черепахи?  (На блюдо.)

        - Какой он по форме?  (Круглый, овальный.) Предложить детям   обвести пальчиком панцирь.

        - Что есть на панцире?  (Щитки.) (Индивидуальное и хоровое повторение слова – «щитки»).

        - Надави. Какой он?  Слегка постучи пальчиком. (Твёрдый, прочный, как камень.)

        - Какой панцирь? Положи ладонь сверху на панцирь.  Какой…? (Выпуклый.)

        - Проведи ладонью снизу. Какой…?  (Прямой, плоский). Он не мешает черепахе передвигаться.

        - Какого цвета панцирь у черепахи? (Жёлто – коричневый.)

        Мишка: Теперь я всё про панцирь понял, только не пойму - зачем черепаха в камень вползла. Надо её вытащить оттуда!

        Воспитатель: Сейчас ребята тебе расскажут, зачем черепахе панцирь. Может ли черепаха быстро убежать? Почему?  

        - Что сделала черепаха, когда я взяла её в руки? (Втянула ноги и голову в панцирь, спряталась.)

        -  А сколько отверстий в панцире? (Два). Спереди и сзади. Через переднее отверстие в панцире она может высовывать голову и двигать ею и передними лапами, а через заднее – задними лапами и хвостом.

        -  А если она втянет под панцирь голову, лапы и хвост, на что она будет похожа?  (На камень.) Вот почему, Мишка, ты принял черепашку за камень.

- Кто скажет, зачем черепаха спряталась в панцирь? (в панцирь она прячется, когда пугается или защищается от врагов.) Видно черепашка кого-то испугалась, Мишка. Панцирь защищает её, как домик.

«Черепаха очень рада:

                     - Мне спешить совсем не надо,

Все торопятся домой,

                   А мой дом всегда со мной».

        Воспитатель: Давайте проверим, видит черепаха или нет?  Как будем проверять?   (Выслушать предположения детей.)

        Воспитатель: Можно положить перед ней препятствие. Если черепаха видит, что она сделает?  А если не видит?  (Выслушать предположения, проверить их и сделать вывод.)

        - А теперь давайте положим для неё корм – посмотрим, увидит ли его черепаха.

        Пока черепаха ползёт к корму, рассмотреть:

        - Что выглядывает у черепахи из-под панциря?  (Голова.)

«Ходит чудо по дороге, голова торчит, да ноги».

        - Какая голова по величине?  Форме?  (Продолговатая, маленькая, на длинной шее.)

        - Чем покрыта голова черепахи? (Чешуёй.)

        -  А шея? (Нет) Видите? Это складки кожи. На голову какого животного похожа голова черепахи? (Змеи, ящерицы.)

        - Чем смотрит черепаха? Какие глазки?  (Маленькие, круглые.)

        - По бокам от глаз находятся слуховые отверстия: маленькие дырочки. На мордочке у черепахи видны ноздри, через которые она дышит.

        - Посмотрите, черепаха увидела корм и поползла к нему. А есть у черепахи зубы? (Нет зубов.) Зубов у черепахи нет, но у неё сильные челюсти, похожие на клюв. Черепаха откусывает корм и не жуёт его, а сразу проглатывает. Ими она легко откусывает мягкие части растений

        Мишка: А что ест черепаха? (Капусту, морковь, кусочки фруктов, летом любит одуванчики, клевер и другие травянистые растения, их сочные стебли и листья.)

        Мишка: Вот я живу в лесу, а где живёт черепаха в природе?

        Воспитатель: Дом природы, где живёт черепаха, называется степью. Дима, где живут черепахи? (Словарная работа – «степь».)

        - Ребята, расскажите Мишке, что такое степь (показать фото) и почему черепаху называют степной. (Степной черепаху называют потому, что она живёт в степи. В степи почти нет высоких деревьев и кустарников, много – много травы, целый ковёр из разных травянистых растений, он закрывает огромное пространство, до самого горизонта, где нет гор и холмов. Черепахе, у которой такие неуклюжие лапы и тяжёлый панцирь, там легко передвигаться).

        Мишка: А чем же она питается в холодное время года, когда степь покрыта снегом? (в холодное время года черепаха спит, зарывшись в землю.)

        Воспитатель: Это хладнокровное животное: такие животные активны только тогда, когда им тепло. Черепашка любит погреться на солнышке. (Включить лампу или обогреватель, почувствовать тепло рукой.)  Какой воздух возле лампы? (Тёплый, нагретый.)  Посмотрим, что будет делать черепаха? (Начинает активно двигаться.) Черепахи любят жару и питаются только в тепле. Именно поэтому в нашем террариуме постоянно горит лампа для обогрева.

         

        Мишка: Никак не пойму, почему камень не ползёт греться?         (Черепаха живая, а камень нет. Черепаха чувствует тепло.)

Физкультминутка.

Черепаха как проснулась,

Сладко, сладко потянулась.

Головой она качает,

Лапки сразу опускает,

И тихонько приседает

3 часть

        Воспитатель: Заскучала наша черепашка, мы с ребятами что-нибудь придумаем. Смотри, черепашка, это волшебная дорожка. Что на этой дорожке нарисовано? Расскажите, дети. Да, это летняя полянка, голубое небо и жёлтая степь. Давайте отправим черепашку по волшебной дорожке в путешествие. Черепашка решила погулять сначала по зелёной полянке. Черепашка гуляет и даже не боится, что её увидит лиса.  Почему она не боится лисы?  (Панцирь у неё твёрдый, в него она может спрятаться.) На полянке много травы, есть чем черепахе полакомиться. Много пищи для неё на поляне.  Мишке тоже, наверное, нравится на полянке, можно валяться, есть ягоды. Дети, хорошо или плохо здесь черепашке? Хорошо, но нет песка.

        Но вот шагнула черепаха на голубую дорожку.  Где она оказалась?  (На небе.) Могут ли жить черепахи в небе? (Нет.)  Почему нет? (Нет крыльев, панцирь тяжёлый, она сразу упадёт на землю.)  Хорошо ли черепахе в небе?  (Она не может жить в небе, поэтому она старается быстрее пройти голубую дорожку.) А Мишка смог бы жить на небе? (Ответы детей).        

         И очутилась черепашка на жёлтой дорожке.  Куда попала черепашка? (В степь, где есть песок.)  Хорошо ли черепашке в степи?  Почему хорошо? (Она может погреться на солнце, её незаметно среди песка и травы, ведь панцирь у черепахи жёлто-коричневого цвета, под цвет песка.) Где лучше живется черепахе? На полянке, в небе или в степи?  (Конечно в степи) Она стала весёлой и благодарит вас за помощь.

        Мишка: А я так хотел такую черепаху к себе в лес взять. Ну, отдайте!

        Воспитатель: Отдадим? (Нет, ей в лесу не выжить.) Мишка, не горюй, мы тебе портрет черепашки подарим! На память, чтобы ты её больше с камнем не спутал!

        Дети самостоятельно делают аппликацию из готовых форм (портрет) и поделку из скорлупы грецкого ореха и дарят его Мишке.

        Воспитатель: Ребята, пока дети трудятся, давайте загадаем Мишке загадки об обитателях нашего «Зимнего сада» и споём песенку черепашки.

        ИТОГ.

        Воспитатель: Ребята чему мы сегодня научили Мишку? (Узнавать черепаху.)? Давайте подарим Мишке поделки и попрощаемся с ним.

        

        

КОНСПЕКТ

проведения познавательного занятия в средней группе

МДОУ «Детский сад №28»   28 февраля 2007г.

Проводит воспитатель Голенок В.И.

ТЕМА: Наблюдение за черепахой.

Задачи. Создать условия

*    для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует, (слышит, видит), передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов;  о характерных признаках её внешнего вида и (небольшая, тело покрыто прочным, твёрдым панцирем – выпуклым сверху и плоским снизу – в котором есть отверстия для продолговатой головы, 4-х коротких, толстых с когтями на пальцах ног и короткого острого хвоста, покрытых толстой кожей) и особенностях поведения ( тяжёлая, медлительная и неповоротливая, при опасности прячется в панцирь); для ознакомления с разновидностями черепах.

*    для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; выделять противоречивые свойства объекта (черепахи)  с помощью морфологической таблицы, подводить к простейшим суждениям;

*    для поддержания интереса детей к проявлениям жизни черепах, воспитания желания наблюдать и ухаживать  за ними, развития умения общаться, не боясь их.

        Учить детей правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы воспитателя.

        Словарная работа: обогатить словарь ребёнка понятиями: «сухопутная черепаха», «морская черепаха», «земноводное животное»,  активизировать словарь – панцирь, щитки, когти, степь.        Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей – Катю П., Данила Б.,Ксюшу Ш.

        Подготовить: стол, покрытый клеёнкой;  загороженное пространство для наблюдения за черепахой (песок);   электрическая настольная лампа; морфологическая  таблица; запись голосов черепах; препятствие – кирпичик, пища (тёртая морковь, лист капусты, рыба, мясо); игрушки – черепахи: резиновая и мягкая игрушка, мягкие игрушки: крокодил, львёнок; игровой персонаж  Мишка; для поделки из природного материала: скорлупа грецкого ореха, пластилин, стеки, доски.

        Предварительная работа: провела  с детьми цикл наблюдений за черепахой, прочитала сказки, стихи о черепахе, рассмотрела иллюстрации, фотографии разных видов черепах, рассмотрела иллюстрации пустыни и степи, познакомила с морфологической таблицей, выучила с детьми загадки об обитателях «Зимнего сада» (рыбках, морской свинке, черепахе), песенку черепахи «Я на солнышке лежу», изучила литературу природоведческого характера.

ХОД  И  РУКОВОДСТВО.

1 часть

        Дети заходят в «Зимний сад», здороваются и садятся полукругом. Заходит Мишка.

        Мишка: Здравствуйте ребята, а я такой интересный камень нашёл! (Показывает черепаху.) Принёс вам показать. (Кладёт на стол.) Вот!

        Воспитатель: Разве это камень? Кто это, ребята? (Черепаха)

        Мишка: Какая же это черепаха, камень это!

        Воспитатель: Ребята, надо научить Мишку узнавать черепаху.  Будем учить? (Будем).

2 часть

        Дети рассаживаются вокруг огороженного пространства для наблюдения за черепахой.

        Воспитатель: Давай, Мишка, посмотрим на твой камень. (Все рассматривают черепаху.)  Ребята, как вы узнали, что это черепаха? (Выслушиваю ответы детей.)  

Воспитатель: Черепахи относятся к классу земноводных, т.к. живут и на суше и в воде. Существуют два вида черепах: морские и сухопутные. Эта черепаха, Мишка, сухопутная.

        - Ребята, посмотрите, что делает черепаха? (Ползает.)  

        - Что ей помогает ползти? (Лапы.)

        - Сколько лап? (Четыре.)

        - Какие лапы?  (Короткие, толстые.)

        - Чем покрыты её лапы?  (Толстой чешуёй)

Пустить черепаху по песку, рассмотреть следы.

        Воспитатель:

        - От чего эти за следы?  (От когтей.)

        - Какие когти у черепахи на лапах?  Кто хочет их потрогать? (Показать детям – когти черепахи не острые, достаточно большие и крепкие.) Индивидуальное и хоровое повторение слова «когти».

        - Какой хвостик у черепахи? ( Коротенький, остренький, тоже покрыт чешуёй)

        Мишка: А почему черепаха ползает, а не бежит? Взвесить в руках камень и черепаху. ( Дети делают вывод, что черепаха тяжёлая, как камень и ноги у неё короткие, поэтому передвигается медленно.)

        Мишка: А почему черепаха тяжёлая? (Организовать обследование детьми панциря черепахи.)

        Воспитатель:   Чем покрыто тело черепахи?  ( Панцирем). Дима, (Катя, Данил)  чем покрыто тело черепахи? ( Индивидуальное и хоровое повторение  слова «панцирь».)  Тело покрыто панцирем и сверху, и снизу.

 «Ох, и чудо, вот так чудо, сверху блюдо, снизу блюдо».

        - На что похож панцирь черепахи?  ( На блюдо.)

        - Какой он по форме?  (Круглый.) Предложить ребёнку обвести пальчиком панцирь.

        - Что есть на панцире?  (Щитки.) ( Индивидуальное и хоровое повторение  слова – «щитки».)

        - Надави. Какой он?  Слегка постучи пальчиком. ( Твёрдый, прочный, как камень.)

        - Какой панцирь? Положи ладонь сверху на панцирь.  Какой…? (Выпуклый.)

        - Проведи ладонью снизу. Какой…?  (Прямой.) Он не мешает черепахе передвигаться.

        -Какого цвета панцирь у черепахи? (Жёлто – коричневый.)

        Мишка: Теперь я всё про панцирь понял, только не понял зачем черепаха  в камень вползла. Надо её вытащить оттуда!

        Воспитатель: Сейчас ребята тебе расскажут, зачем черепахе панцирь. Может ли черепаха быстро убежать? Почему?  

        - Что сделала черепаха, когда я взяла  её в руки? ( Втянула ноги и голову в панцирь, спряталась.)

        -  А сколько отверстий в панцире? (Два). Спереди и сзади. Через переднее отверстие в панцире она может высовывать голову и двигать ею и передними лапами, а через заднее – задними лапами и хвостом.

        -  А если она втянет под панцирь голову, лапы и хвост, на что она будет похожа?  ( На камень.) Вот почему, Мишка, ты принял черепашку за камень.

        - Кто скажет, зачем черепаха спряталась в  панцирь? (В панцирь она прячется, когда пугается или защищается от врагов.) Видно черепашка кого-то испугалась, Мишка. Панцирь защищает её, как домик.

                        «Черепаха очень рада:

                         Мне спешить совсем не надо,

                        Все торопятся домой,

                        А мой дом всегда со мной».

                

        Воспитатель:  А теперь давайте положим для неё корм – посмотрим, увидит ли его черепаха.

        Пока черепаха ползёт к корму, рассмотреть:

        - Что выглядывает у черепахи из-под панциря?  (Голова.)

         «Ходит чудо по дороге, голова торчит, да ноги».

        - Какая голова по величине?  Форме?  ( Маленькая, продолговатая, на длинной шее.)

        - Чем покрыта голова черепахи? (Чешуёй.)

        -  А шея? (Нет)  Видите? Это складки кожи. На голову  какого животного похожа голова черепахи? (Змеи, ящерицы.)

        - Чем смотрит черепаха? Какие глазки?  (Маленькие, круглые.)

        - По бокам от глаз находятся слуховые отверстия: маленькие дырочки. На мордочке у черепахи видны ноздри, через которые она дышит.

        - Посмотрите, черепаха увидела корм и поползла к нему. А есть у черепахи зубы? (Нет зубов.) Зубов у черепахи нет, но у неё сильные челюсти, похожие на клюв. Черепаха  откусывает корм и не жуёт его, а сразу проглатывает. Ими она легко откусывает мягкие части растений.

        Мишка: А что ест черепаха? (Капусту, морковь, кусочки фруктов, летом любит одуванчики, клевер и другие травянистые  растения, их сочные стебли и листья.)

        Мишка: Вот я живу в лесу, а где живёт черепаха в природе?

        Воспитатель: Дом природы, где живёт черепаха, называется степью. Дима, где живут черепахи? (Словарная работа – «степь».)

        - Ребята,  расскажите Мишке, что такое степь (показать фото) и почему черепаху называют степной. ( Степной черепаху называют потому, что она живёт в степ.  В степи почти нет высоких деревьев и кустарников, много – много травы, целый ковёр из разных травянистых растений, он закрывает огромное пространство, до самого горизонта, где  нет гор и холмов. Черепахе, у которой такие неуклюжие лапы и тяжёлый панцирь, там легко передвигаться ).

        Мишка: А чем же она питается в холодное время года, когда степь покрыта снегом? (В холодное время года черепаха спит, зарывшись в землю.)

        Воспитатель: Это хладнокровное животное: такие животные активны только тогда, когда им тепло. Черепашка любит погреться на солнышке. (Включить лампу или обогреватель, почувствовать тепло рукой.)  Какой воздух возле лампы? (Тёплый, нагретый.)  Посмотрим, что будет делать черепаха? ( Начинает активно двигаться.) Черепахи любят жару и питаются только в тепле. Именно поэтому в нашем террариуме постоянно горит лампа для обогрева.

        Воспитатель: Мишка, у нас ещё одна черепашка есть, морская, красноухая, сейчас дети тебе расскажут чем она отличается от степной. Почему она называется морской? (большую часть времени находится под водой). Правильно, под водой она охотится, под водой спит ночью, забившись в травянистые заросли. Здесь она зимует, лёжа на дне в глубоком сне пол года и больше. Дом природы морских черепах – моря и океаны. А почему её называют красноухой? (слуховые отверстия красные). Чем питается морская черепаха? (головастиками, мальками и прочей водяной мелочью).

        Описательный сравнительный рассказ воспитателя.

        Морская и сухопутная черепахи очень похожи друг на друга. Как хвост, так и голова у одной и другой черепахи при опасности втягиваются в панцирь. Но всё-таки у них есть свои отличия: морские черепахи имеют короткие и сильные лапы, приспособленные для гребли и плавания, а у сухопутных черепах лапы сильные и снабжены  толстыми когтями, чтобы карабкаться и ходить пешком. Морская черепаха может очень долго находиться под водой, а сухопутная живёт на земле Морская черепаха питается головастиками, пиявками и мальками – они хищные, а сухопутная любит травку.

        Мишка: Спасибо вам, теперь я много знаю о черепахах.  Но никак не пойму, почему вот эти черепахи не ползут греться? (Эта черепаха живая, она чувствует тепло,  а эти – нет, они игрушечные: резиновая и мягкая игрушка).

Физкультминутка.

    Черепаха как проснулась,

    Сладко, сладко потянулась.

    Головой она качает,

Лапки сразу опускает,

И тихонько приседает

3 часть

        Воспитатель:

Заскучала наша черепашка, мы с ребятами что-нибудь придумаем. Смотри, черепашка, это волшебная дорожка. Что  на этой дорожке нарисовано? Расскажите, дети. Да, это летняя полянка, голубое небо и жёлтая степь. Давайте отправим черепашку по волшебной дорожке в путешествие. Черепашка решила погулять сначала по зелёной полянке. Черепашка гуляет и даже  не боится, что её увидит лиса.  Почему она не боится лисы?  ( Панцирь  у неё твёрдый, в него она может спрятаться.) На полянке много травы, есть чем черепахе полакомиться. Много пищи для неё на поляне.  Мишке тоже, наверное, нравится на полянке, можно валяться, есть ягоды. Дети, хорошо или плохо  здесь черепашке? Хорошо, но нет песка.

        Но вот шагнула черепаха на голубую дорожку.  Где она оказалась?  (На небе.) Могут ли жить черепахи в небе? (Нет.)  Почему нет? ( Нет крыльев, панцирь тяжёлый, она сразу упадёт на землю.)  Хорошо ли черепахе в небе?  (Она не может жить в небе, поэтому она старается быстрее  пройти голубую дорожку.) А Мишка смог бы жить на небе? (Ответы детей).        

         И очутилась черепашка на жёлтой дорожке.  Куда попала черепашка?   (В степь, где есть песок.)  Хорошо ли черепашке в степи?  Почему хорошо? (Она может погреться на солнце, её незаметно среди песка и травы, ведь панцирь у черепахи жёлто-коричневого цвета, под цвет песка.) Где лучше живется черепахе? На полянке, в небе или в степи?  (Конечно в степи) Она стала весёлой и благодарит вас за помощь.

        Мишка: А я так хотел такую черепаху к себе в лес взять. Ну, отдайте!

        Воспитатель: Отдадим? ( Нет, ей в лесу не выжить.) Мишка, не горюй, мы тебе портрет черепашки подарим и сделаем маленьких черепашек. На память, чтобы ты её больше с камнем не спутал!

        Дети самостоятельно делают поделку из скорлупы грецкого ореха.

        Воспитатель: Ребята, пока дети трудятся, давайте послушаем голоса разных черепах, загадаем Мишке загадки об обитателях нашего «Зимнего сада» и споём песенку черепашки.

        ИТОГ.

        Воспитатель: Ребята чему мы сегодня научили Мишку? (Узнавать черепаху.)? Давайте подарим Мишке поделки и попрощаемся с ним.

        

        

КОНСПЕКТ

познавательного занятия в средней группе

МДОУ «Детский сад №28»   14 марта 2007г.

Проводит воспитатель Голенок В.И.

ТЕМА: Наблюдение за черепахой.

Задачи. Создать условия

*    для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует, (слышит, видит), передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов;  о характерных признаках её внешнего вида и (небольшая, тело покрыто прочным, твёрдым панцирем – выпуклым сверху и плоским снизу – в котором есть отверстия для продолговатой головы, 4-х коротких, толстых с когтями на пальцах ног и короткого острого хвоста, покрытых толстой кожей) и особенностях поведения ( тяжёлая, медлительная и неповоротливая, при опасности прячется в панцирь); для ознакомления с разновидностями черепах.

*    для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; выделять противоречивые свойства объекта (черепахи)  с помощью морфологической таблицы, подводить к простейшим суждениям;

*    для поддержания интереса детей к проявлениям жизни черепах, воспитания желания наблюдать и ухаживать  за ними, развития умения общаться, не боясь их.

        Учить детей правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы воспитателя.

        Словарная работа: обогатить словарь ребёнка понятиями: «сухопутная черепаха», «морская черепаха», «земноводное животное»,  активизировать словарь – панцирь, щитки, когти, степь.        Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей – Катю П., Данила Б.,Ксюшу Ш.

        Подготовить: стол, покрытый клеёнкой;  загороженное пространство для наблюдения за черепахой (песок);   электрическая настольная лампа; морфологическая  таблица; запись голосов черепах; препятствие – кирпичик, пища (тёртая морковь, лист капусты, рыба, мясо); игрушки – черепахи: резиновая и мягкая игрушка, мягкие игрушки: крокодил, львёнок; игровой персонаж  Мишка; для поделки из природного материала: скорлупа грецкого ореха, пластилин, стеки, доски.

        Предварительная работа: провела  с детьми цикл наблюдений за черепахой, прочитала сказки, стихи о черепахе, рассмотрела иллюстрации, фотографии разных видов черепах, рассмотрела иллюстрации пустыни и степи, познакомила с морфологической таблицей, выучила с детьми загадки об обитателях «Зимнего сада» (рыбках, морской свинке, черепахе), песенку черепахи «Я на солнышке лежу», изучила литературу природоведческого характера.

ХОД  И  РУКОВОДСТВО.

1 часть

        Дети заходят в «Зимний сад», здороваются и садятся полукругом. Заходит Лисичка.

        Лиса: Здравствуйте ребята, а я такой интересный камень нашла! (Показывает черепаху.) Принёсла вам показать. (Кладёт на стол.) Вот!

        Воспитатель: Разве это камень? Кто это, ребята? (Черепаха)

        Лиса: Какая же это черепаха, камень это!

        Воспитатель: Ребята, надо научить Лисичку узнавать черепаху.  Будем учить? (Будем).

2 часть

        Дети рассаживаются вокруг огороженного пространства для наблюдения за черепахой.

        Воспитатель: Давай, Лисичка, посмотрим на твой камень. (Все рассматривают черепаху.)  Ребята, как вы узнали, что это черепаха? (Выслушиваю ответы детей.)  

Воспитатель: Черепахи относятся к классу земноводных, т.к. живут и на суше и в воде. Существуют два вида черепах: морские и сухопутные. Эта черепаха, Лисичка, сухопутная. (Пустить черепаху по песку).

        - Ребята, посмотрите, что делает черепаха? (Ползёт.)  

        - Что ей помогает ползти? (Лапы.)

        - Сколько лап? (Четыре.)

        - Какие лапы?  (Короткие, толстые.)

        - Чем покрыты её лапы?  (Толстой чешуёй)

        Воспитатель: (рассмотреть следы)

        - От чего эти за следы?  (От когтей.)

        - Какие когти у черепахи на лапах?  Кто хочет их потрогать? (Показать детям – когти черепахи не острые, достаточно большие и крепкие.) Индивидуальное и хоровое повторение слова «когти».

        - Какой хвостик у черепахи? ( Короткий, остренький, тоже покрыт чешуёй)

        Лиса: А почему черепаха ползает, а не бежит? Взвесить в руках черепаху. ( Дети делают вывод, что черепаха тяжёлая, как камень и ноги у неё короткие, поэтому передвигается медленно.)

        Лиса: А почему черепаха тяжёлая? (Организовать обследование детьми панциря черепахи.)

        Воспитатель:   Чем покрыто тело черепахи?  ( Панцирем).Катя, (Ксюша, Данила)  чем покрыто тело черепахи? ( Индивидуальное и хоровое повторение  слова «панцирь».)  Тело покрыто панцирем и сверху, и снизу.

 «Ох, и чудо, вот так чудо, сверху блюдо, снизу блюдо».

        - На что похож панцирь черепахи?  ( На блюдо.)

        - Какой он по форме?  (Круглый, овальный.) Предложить ребёнку обвести пальчиком панцирь.

        - Что есть на панцире?  (Щитки.) ( Индивидуальное и хоровое повторение  слова – «щитки».)

        - Надави. Какой он?  Слегка постучи пальчиком. ( Твёрдый, прочный, как камень.)

        - Какой панцирь? Положи ладонь сверху на панцирь.  Какой…? (Выпуклый.)

        - Проведи ладонью снизу. Какой…?  (Прямой, плоский). Он не мешает черепахе передвигаться.

        - Какого цвета панцирь у черепахи? (Жёлто – коричневый.)

        Лиса: Теперь я всё про панцирь поняла, только не пойму, зачем черепаха  в камень вползла. Надо её вытащить оттуда!

        Воспитатель: Сейчас ребята тебе расскажут, зачем черепахе панцирь.

- Может ли черепаха быстро убежать? Почему?(Тяжёлая, короткие лапы).  

        - Что сделала черепаха, когда я взяла  её в руки? ( Втянула ноги и голову в панцирь, спряталась.)

        -  А сколько отверстий в панцире? (Два). Спереди и сзади. Через переднее отверстие в панцире она может высовывать голову и двигать ею и передними лапами, а через заднее – задними лапами и хвостом.

        -  А если она втянет под панцирь голову, лапы и хвост, на что она будет похожа?  ( На камень.) Вот почему, Лисичка, ты приняла черепашку за камень.

        - Кто скажет, зачем черепаха спряталась в  панцирь? (В панцирь она прячется, когда пугается или защищается от врагов.) Видно черепашка кого-то испугалась, Лисичка. Панцирь защищает её, как домик.

        Ребёнок:        «Черепаха очень рада:

                         Мне спешить совсем не надо,

                        Все торопятся домой,

                        А мой дом всегда со мной».

        

        Воспитатель:  А теперь давайте положим для неё корм – посмотрим, увидит ли его черепаха.

        Пока черепаха ползёт к корму, рассмотреть:

        - Что выглядывает у черепахи из-под панциря?  (Голова.)

         «Ходит чудо по дороге, голова торчит, да ноги».

        - Какая голова по величине?  Форме?  ( Маленькая, продолговатая, на длинной шее.)

        - Чем покрыта голова черепахи? (Чешуёй.)

        -  А шея? (Нет)  Видите? Это складки кожи. На голову  какого животного похожа голова черепахи? (Змеи, ящерицы.)

        - Чем смотрит черепаха? Какие глазки?  (Маленькие, круглые.)

        - По бокам от глаз находятся слуховые отверстия: маленькие дырочки. На мордочке у черепахи видны ноздри, через которые она дышит.

        - Посмотрите, черепаха увидела корм и поползла к нему. А есть у черепахи зубы? (Нет зубов.) Зубов у черепахи нет, но у неё сильные челюсти, похожие на клюв. Черепаха  откусывает корм и не жуёт его, а сразу проглатывает. Ими она легко откусывает мягкие части растений.

        Лиса: А что ест черепаха? (Капусту, морковь, кусочки фруктов, летом любит одуванчики, клевер и другие травянистые  растения, их сочные стебли и листья.)

Лиса: А умеет черепаха разговаривать?  (Выслушать предположения детей).

Воспитатель: Предлагаю вам послушать голоса черепах. Услышать в природе их очень трудно.

        Лиса: Вот я могу жить и в лесу, и в степи, и в горах, и в пустыне. А где живёт черепаха в природе?

        Воспитатель: Дом природы, где живёт черепаха, называется степью. (Словарная работа – «степь».)

        - Ребята знают, Лисичка, что такое степь (показать фото) и почему черепаху называют степной. Расскажите, ребята. (Черепаху называют степной потому, что она живёт в степи.  В степи почти нет высоких деревьев и кустарников, много – много травы, целый ковёр из разных травянистых растений, он закрывает огромное пространство, до самого горизонта, где  нет гор и холмов. Черепахе, у которой такие неуклюжие, короткие лапы и тяжёлый панцирь, там легко передвигаться ).

        Лиса: А чем же она питается в холодное время года, когда степь покрыта снегом? (В холодное время года черепаха спит, зарывшись в землю.)

        Воспитатель: Это хладнокровное животное: такие животные активны только тогда, когда им тепло. Черепашка любит погреться на солнышке. (Включить лампу или обогреватель, почувствовать тепло рукой.)  Какой воздух возле лампы? (Тёплый, нагретый.)  Посмотрим, что будет делать черепаха? ( Начинает активно двигаться.) Черепахи любят жару и питаются только в тепле.        

Воспитатель: Лисичка, а у нас ещё одна черепашка есть: морская, красноухая, сейчас дети тебе расскажут, чем она отличается от степной.

- Почему она называется морской? (большую часть времени находится под водой). Правильно, под водой она охотится, под водой спит ночью, забившись в травянистые заросли. Здесь она зимует, лёжа на дне в глубоком сне пол года и больше. Дом природы морских черепах – моря и океаны.

- А почему её называют красноухой? (слуховые отверстия красные).

- Чем питается морская черепаха? (головастиками, мальками и прочей водяной мелочью).

- А что есть у морской черепахи между когтями? (Перепонки). Для чего они нужны? (Удобнее плавать).

        Описательный сравнительный рассказ воспитателя.

        Морская и сухопутная черепахи очень похожи друг на друга. Как хвост, так и голова у одной и другой черепахи при опасности втягиваются в панцирь. Но всё-таки у них есть свои отличия: морские черепахи имеют короткие и сильные лапы, приспособленные для гребли и плавания, между когтями есть перепонки, а у сухопутных черепах лапы сильные и снабжены  толстыми когтями, чтобы карабкаться и ходить пешком. Морская черепаха может очень долго находиться под водой, а сухопутная живёт на земле.  Морская черепаха питается головастиками, пиявками и мальками – она хищная, а сухопутная любит травку – она травоядная.

        Лиса: Спасибо вам, теперь я много знаю о черепахах.  Но никак не пойму, почему вот эти черепахи не ползут греться? (Эта черепаха живая, она чувствует тепло,  а эти – нет, они игрушечные: резиновая и мягкая игрушка).

Физкультминутка.

    Черепаха как проснулась,

    Сладко, сладко потянулась.

    Головой она качает,

Лапки вниз опускает,

И тихонько приседает.

3 часть

        Воспитатель:

Заскучала наша черепашка, мы с ребятами что-нибудь придумаем. Смотри, черепашка, это волшебная дорожка. Что  на этой дорожке нарисовано? Расскажите, дети. Да, это летняя полянка, голубое небо и жёлтая степь. Давайте отправим черепашку в путешествие по волшебной дорожке. Черепашка решила погулять сначала по зелёной полянке. Черепашка гуляет и даже никого не боится. Почему?  ( Панцирь  у неё твёрдый, в него она может спрятаться.) На полянке много травы, есть чем черепахе полакомиться. Много пищи для неё на поляне.  Лисичке тоже, наверное, нравится на полянке, можно, есть ягоды. Дети, хорошо или плохо  здесь черепашке? (Хорошо, но нет песка).

        Но вот шагнула черепаха на голубую дорожку.  Где она оказалась?  (На небе.) Могут ли жить черепахи в небе? (Нет.)  Почему нет? ( Нет крыльев, панцирь тяжёлый, она сразу упадёт на землю.)  Хорошо ли черепахе в небе?  (Она не может жить в небе, поэтому она старается быстрее  пройти голубую дорожку.) А Лисичка смогла бы жить на небе? (Ответы детей).        

         И очутилась черепашка на жёлтой дорожке.  Куда попала черепашка? (В степь, где есть песок.)  Хорошо ли черепашке в степи?  Почему хорошо? (Она может погреться на солнце, её незаметно среди песка и травы, ведь панцирь у черепахи жёлто-коричневого цвета, под цвет песка.) Где лучше живется черепахе? На полянке, в небе или в степи?  (Конечно в степи) Она стала весёлой и благодарит вас за помощь.

        Лиса: А я так хотела такую черепаху к себе в лес взять. Ну, отдайте!

        Воспитатель: Отдадим? (Нет, ей в лесу не выжить).  Лисичка, не горюй, мы тебе портрет черепашки подарим и сделаем маленьких черепашек. На память, чтобы ты её больше с камнем не спутала!

        Дети самостоятельно делают поделку из скорлупы грецкого ореха.

        Воспитатель: Ребята, пока дети трудятся, давайте загадаем Лисичке загадки об обитателях нашего «Зимнего сада» и споём песенку черепашки.

        ИТОГ.

        Воспитатель: Ребята чему мы сегодня научили Лисичку? (Узнавать черепаху.)  Давайте подарим Лисичке поделки и попрощаемся с ней и с гостями.

        

        

Загадки об обитателях «Зимнего сада»:

     

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет …                 (Черепаха).

 

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,                  

Голова торчит да ноги

                                  (Черепаха).            

                                                       

Снизу камень, сверху камень,            

Четыре ноги да одна голова

                                     (Черепаха).

Кто на себе свой дом носит?          

                                (Черепаха).

Отгадайте, это кто

Ходит в костяном пальто.

                                      (черепаха).

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят…                       (Черепахи)

На окошке пруд,

В нём рыбёшки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.

                                  (Аквариум).

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями  и песком на дне

И с рыбкой золотой.

(Аквариум)

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

(Аквариум)

В дом стеклянный поселились,

С этим  домом подружились

Хоть воды немного в нём

Им по нраву этот дом.

 (Рыбки в аквариуме)

       

У родителей и деток

Вся одежда из монеток (рыбки).

В воде озорница играет, резвится.

Блестит чешуёй, поплыли со мной.                

                                          (Рыбка)

        

Перья есть, а не летает,

Глаза есть, а не мигает (рыбка)                                                    

С хвостом, а не зверь.

С перьями, а не птица  (рыбка).

Вильнёт хвостом туда - сюда,

И нет её, и нет следа    

(Рыбка).

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

И всё же называются

Они морские…            (свинки).

Ты и свинка, и не свинка,                        

Кто же ты такая есть?

А на спинке не щетинка,

А совсем густая шерсть.

Ешь траву, морковь кусаешь,

Крошку хлебную жуёшь,

Называешься морская,

А на море не живёшь.

                      ( Морская свинка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения познавательного занятия в подготовительной группе "Север-юг".

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

Конспект проведения познавательного занятия "Осенины на Руси"

Материал предназначен для знакомства детей с народными праздниками, которые проводились на Руси раньше....

Конспект проведения познавательного занятия с детьми подготовительной группы с ОНР

Данный конспект реализован с детьми подготовительной группы с общим нарушением речи. Представленные задачи решаются в процессе занятия. Учтены особенности развития данной категории детей, в том числе ...

Конспект проведения валеологического занятия в средней группе (дети 4-5 лет) "Здоровая пища"

Конспект проведениявалеологического  занятияв средней группе (дети 4-5 лет)«Здоровая пища» Подготовил воспитатель: Коваленко О.В....

Конспект проведения интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в лес»

Тема: «Путешествие в лес» Цель:Развитие музыкальных и творческих способностей Задачи: ü Закреплять знания о птицах;ü Продолжать формировать у детей навык ритмического движения...