Сообщение на метадическом объединении по сенсорному воспитанию детей 5-7 лет .Тема:"Знакомство с эталоном цвет" Из опыта работы.
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Просвирнина Алла Владимировна

Знакомство детей с эталоном цвет,цвета,оттенки,наглядный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_mo_prosvirnina_a.v.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение компенсирующего вида Детский Сад №38 города Кузнецка

Сообщение

Методическое объединение по сенсорному развитию с детьми групп общеразвивающей направленности 5-7 лет

Тема: «Знакомство с эталоном цвет»

Подготовила: Просвирнина АВ

Воспитатель МБДОУ Д/С №38

Города Кузнецка

    Сенсорная культура ребёнка результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоить сенсорный эталон – это не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов это использование их в качестве своеобразных “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

     Интеграция всех пяти взаимодополняющих образовательных областей, при знакомстве детей с эталоном “цвет”, позволяет получать целостный образовательный процесс,который помогает детям “прожить’’ эту тему в разных видах деятельности, усвоить большой объем информации и решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.

     Все мы хорошо знаем, как важна развивающая предметно-пространственная среда для решения тех или иных вопросов и задач. Предлагаю вашему вниманию оформление моей группы. Особое внимание при знакомстве детей с эталоном «Цвет» я  уделяю центру «Искусство град».(фото группы)

     Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые, хроматические цвета спектра, которые делятся на 2 группы

 теплые тона                                                                холодные тона
красный                                                                                 зелёный                  жёлтый                                                                                            синий                                                                     оранжевый                                                                    фиолетовый

     И ахроматические цвета (белый, серый, чёрный). К пяти годам ребёнок, как правило, уже знает основные цвета спектра, кроме голубого и фиолетового. Поэтому можно начинать знакомить детей с оттенками основных цветов. Нужно дать ребёнку представление об оттенках, о том как они образуются.(Образуются в результате смешения двух цветов). Детей этого возраста важно научить различать 4-5 оттенков по светлоте. При этом следует обратить внимание на то, что некоторые оттенки имеют в быту особые название (светло-красно-розовый). Чтобы не загружать вас теорией, предлагаю принять участие в квест игре “Цветик –семицветик” за каждые выполненные задания вы будете получать заветный лепесток.

      Вашему вниманию представлена многофункциональная пирамида:

Работая с ней дети закрепляют деление основных цветов на тёплые и холодные, а так же подбирают подходящие каждому цвету оттенки.

Работают с пирамидой

В 5-6 лет можно переходить к формированию представления о последних двух цветах спектра – голубого и фиолетового . Особенно трудным для усвоения является голубой цвет. Дети часто путают его с светлыми оттенками синего.


«Разноцветные рыбки».

     Данная игра составлена в соответствии с ФГОС ДО, а также возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста .Игра может проводиться подгруппой или индивидуально .Это игра помогает детям на первом этапе знакомиться и различать цвета спектра а в последствии совершенствовать цветовосприятие и цветоразличие .Развивать образное мышление ,творческое воображение ,а также умение построения узора ,принимая во внимание пространственные отношения между его элементами соблюдая симметричность. Способствует развитию мелкой моторики. Вначале раскладываем круги-чешуйки одного заданного цвета (знакомимся с голубым и фиолетовым), затем выкладывают  круги в соответствии с показанной карточкой.

     Детей, как начинающих живописцев и дизайнеров очень интересует, как нужно смешивать краски, чтобы получить нужный цвет. В этом им могут помочь вот такие карточки- схемы.  

На мультимедиа схемы смешивания цветов.

    Знакомство с получением новых цветов и оттенков провожу как в специально организованной деятельности, так и в совместной деятельности. Рисуем ладошками, штампиками, зубной щеткой. Очень нравится ребятам рисовать пластилином. Изобразительное практика обогащает восприятие цвета превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Получая творческие задачи они пытаются самостоятельно их решить. Вам я предлагаю экспериментируя с красками показать как выглядят в цвете времена года и каждый месяц отдельно.

«Времена года глазами художника».

     Широко используют знакомство с цветом в разделе "формирование элементарных математических представлений"   Следующие задание будет многоступенчатое. (ширма)

    Несколько геометрических фигур разного цвета разделённых на части. Собрав их вы увидите пример, его необходимо решить. Получив ответ найдите карточку с цифрой нужного цвета, затем разложите карточки по порядку от меньшего к большему. Если задание выполнено правильно, перевернув карточки вы прочитаете слово.

    Конечно, 21 век -век мобильного интернета, различных гаджетов.  Я стараюсь идти в ногу с прогрессом.Предлагаю вам вспомнить, что многие предметы могут изменять свой цвет: связанно это с живой природой.(загадки на мультимедио) Так меняет цвет наш хороший знакомый растущий на огородной грядке.
- Был зелёным, маленьким
Стал большим и аленьким(помидор )
Повернулась к солнцу боком
Налилась вся Красным соком.
Её сестричка Земляничка
Что за ягодка(клубника)
Он и сочен и душист
А снаружи золотист
Много долек в нем друзья,

Для тебя и для меня (апельсин)


Уважаемые коллеги предлагаю вам, поучаствовать в занимательной физкультминутке, я покажу вам как можно закрепить знание цветов и оттенков в образовательной области "физическое развитие". (карточки-схемы зарядки)


    Основная образовательная программа дошкольного образования в образовательной области "речевое развитие" предлагает нам формировать умение составлять небольшие рассказы или сказки на темы предложенные воспитателем. Остался только один лепесток, так давайте вместе придумаем сказку о красной стране.

(карточки –схемы сказки)

    Какие телепередачи дети любят смотреть больше всего? Конечно же мультики. Развивающие мультфильмы могут быть очень полезны при знакомстве детей с названиями оттенков того или иного цвета. Предлагаю посмотреть мультфильм «Волшебная кисточка».

    Вся деятельность в ходе усвоения сенсорного эталона «цвет» способствует общению, взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, развитию эмоциональной отзывчивости.

Есть такие игры с цветом, которые помогают узнать настроение ребенка. «Настроение по цвету»

    Чтобы определить настроение по цвету предложите выбрать тот карандаш (желательно что бы их было не больше 8), который по цвету нравится ему больше всего. Когда выбор сделан, уберите его из поля зрения ребенка. Предложите выбрать самый красивый из оставшихся и так до последнего карандаша. Выбранные ребенком три первых карандаша, можно считать цветами эмоционального благополучия, следующие три – цветами эмоционально нейтральными, а вот те которые ребенок выбрал не охотно, в последнюю очередь, могут символизировать эмоциональное неблагополучие! Если ребенок выбирает красный, зеленый, желтый – это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, его интересует все новое, яркое, необычное. Если любимые цвета ребенка- черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости.

    Хочется затронуть такой раздел «Цвет и музыка». Предложите детям, слушая музыку, закрыть глаза и представить себе какой-нибудь  цвет. Обычно с той или иной мелодией ассоциируются цвета определенной палитры. Оказывается, цветовые ассоциации, вызванные музыкой, одинаковы у всех людей, независимо от их возраста, пола или национальности. Энергичная и веселая музыка – ассоциируется со светлыми, легкими и теплыми цветами а, темные, мрачные, холодные цвета- печальными и медленными композициями. Примерные предложения для прослушивания:

П.Чайковский «Болезнь куклы»

Д. Кобалевский «Клоун»

М.Мусорский «Баба-яга»

П.Чайковский «Времена года»

      Для нас воспитателей становится актуально найти активные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи, научиться новому общению педагога с родителями на основе доверия друг к  другу для совместного воспитания  ребенка. Для этого очень подходит проектная деятельность, конкретно по этой теме прошел проект: «В поисках радуги», в работу по которому включились воспитатели, музыкальный руководитель, дети и их родители. Задачи проекта: Вызвать у воспитанников эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира, закреплять знания об основных цветах и их оттенках, о возникновении радуги, приобщать к элементарному экспериментированию. Развивать воображение коммуникативные навыки, создавать радостное и творческое настроение. Воспитывать эстетическое отношение к природе, способность видеть ее красоту.

    Данный проект реализуется в течении восьми дней. Каждый день посвящен одному из цветов радуги в их последовательности: первый – красному, второй- оранжевому и т.д. Ежедневная деятельность в рамках проекта охватывает пять образовательных областей.

      В восьмой заключительный день проводится игровое мероприятие в форме заседания клуба «Юных ученых», оформляется выставка творческих поделок: «Наша радуга», организуются игры , интересные эксперименты позволяющие закрепить и углубить представления детей, которые они получили за прошедшую неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей с особенностями в развитии посредством дидактической игры (из опыта работы) (МО ДОУ)

Экологическое воспитание детей  с особенностями  в развитии  посредством  дидактической  игры (из опыта работы) (МО ДОУ)...

Воспитание детей в ДОУ с учетом их гендерных особенностей.(Из опыта работы).

В данной статье рассматриваются проблемы гендерного воспитания и методы их решения основанные на личном педагогическом опыте.                   ...

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность...

Проект по экологическому воспитанию детей в ДОУ на тему: "Знакомство детей первой младшей группы №3 с миром домашних животных"

Актуальность. Впервые с миром зверей ребенок сталкивается в дошкольном возрасте. Любовь к природе, бережное и заботливое отношение к животным, надо начинать формировать с раннего возраста, в таком слу...

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»...