Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Маниева Людмила Васильевна

    Конспект  занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»

    Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

    Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

    Задачи:

    1. Расширять представления детей о свойствах воздуха;

    2. Дать знания детей о том, что воздух принимает форму предмета, в котором он находится; воздух объёмный, бесцветный, что воздух легче воды, воздух может перемещаться, может издавать звуки.

    3. Вовлекать детей в экспериментальную деятельность, учить анализировать, уметь делать выводы на основе результатов экспериментирования, отражать полученные знания в мнемотаблице;

    4. Развивать у детей связную речь посредством мнемотаблицы;

    5. Обогащать словарный запас детей словами: лаборатория, эксперимент, исследования, объёмный.

    6. Активизировать речь детей  словами: воздух, прозрачный, бесцветный, лёгкий, и т. д.

    7. Учить безопасному поведению при проведении экспериментальной деятельности.

    Оборудование: фартуки, одноразовые прозрачные стаканы, трубочки,

    резиновые игрушки, воздушные шары, бумажные веера, прозрачные пакеты, таз для воды.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»

    Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

    Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

    Задачи:

    1. Расширять представления детей о свойствах воздуха;

    2. Дать знания детей о том, что воздух принимает форму предмета, в котором он находится; воздух объёмный, бесцветный, что воздух легче воды, воздух может перемещаться, может издавать звуки.

    3. Вовлекать детей в экспериментальную деятельность, учить анализировать, уметь делать выводы на основе результатов экспериментирования, отражать полученные знания в мнемотаблице;

    4. Развивать у детей связную речь посредством мнемотаблицы;

    5. Обогащать словарный запас детей словами: лаборатория, эксперимент, исследования, объёмный.

    6. Активизировать речь детей  словами: воздух, прозрачный, бесцветный, лёгкий, и т. д.

    7. Учить безопасному поведению при проведении экспериментальной деятельности.

    Оборудование: фартуки, одноразовые прозрачные стаканы, трубочки,

    резиновые игрушки, воздушные шары, бумажные веера, прозрачные пакеты, таз для воды.

    Ход занятия:

    Воспитатель:  Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу и будем дарить окружающим хорошее настроение!

    - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу!

    Придумано кем – то

    Просто и мудро

    При встрече здороваться!

    - Доброе утро!

    - Доброе утро

    Солнцу и птицам!

    - Доброе утро!

    Приветливым лицам!

    И каждый становится

    Добрым, доверчивым!

    Пусть доброе утро длится до вечера!

    Воспитатель: - Ребята, а сейчас отгадайте загадку:

    Есть невидимка: в дом не просится,

    А прежде людей, бежит торопится. (Воздух)

    Для дыхания он нужен,

    С ветром, вьюгой очень дружен.

    Окружает нас с тобой,

    Не поймать его рукой! (Воздух)

    Дети: - Воздух.

    Воспитатель: - Правильно, конечно, воздух. Сегодня мы с вами будем поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Кто знает?

    Дети: - Лаборатория.

    Воспитатель: Да, правильно -  это лаборатория. Мы сейчас с вами отправимся в лабораторию, где узнаем много интересного про воздух. А кто знает как нужно себя вести в лаборатории?

    Дети: - Двигаться аккуратно, не мешать друг другу, соблюдать тишину.

    Воспитатель: - Всё правильно, ведь если случайно опрокинуть ёмкости с исследуемым материалом, можно испортить труды многих лет работы.

    Воспитатель: А сейчас, ребята, все вместе  произнесём волшебные слова и окажемся в лаборатории.

    -Раз, два, три, повернись и в учёных превратись (Подходят к столам).

    Вот мы с вами прибыли в лабораторию. Чтобы, нам выглядеть как настоящие исследователи, я предлагаю надеть фартуки и перчатки.

    Учённые записывают результаты опытов в тетради или компьютеры. А мы будем обозначать свои результаты, вот такими карточками-символами, которые помогут вам запомнить свойства воздуха. Из этих карточек, мы составим таблицу, по которой мы сможем рассказать о воздухе.

    Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, воздух нам нужен? (ответы). А почему? Где мы можем взять воздух? (он находиться вокруг нас) Но мы его не видим, почему? (он бесцветный)

    Воспитатель: - Правильно, мы видим вокруг себя предметы, людей, значит это одно из свойств воздуха – бесцветный.

    Воспитатель: - Но всё же как нам доказать, что воздух все-таки вокруг нас? Вы хотите поймать воздух? Если мы попробуем поймать его ладошками, у нас получится?

    Дети: - Нет.

    Воспитатель: - Возьмите каждый по пакету, посмотрите есть в них что-то? Они пустые. А теперь взмахните пакетом и зажмите их. Что изменилось?

    Дети: - Они наполнились воздухом.

    Воспитатель: - Да, теперь пакет стал похож на подушку. Но почему мы не видим воздух в пакете?

    Дети: - Потому, что он прозрачный, бесцветный.

    Воспитатель: - А теперь выпустите воздух из пакетов, что произошло?

    Дети: - Пакет стал пустым.

    Воспитатель: - А почему?

    Дети: - В нем не осталось воздуха.

    Воспитатель: Мы помещаем в нашу таблицу две карточки. Первая карточка обозначает, что воздух бесцветный. Вторая – что воздух объёмный, то есть занимает пространство.

    Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат надувные игрушки. Возьмите их и потрогайте, надавите на них. Что вы чувствуете?

    Дети: - Они сжимаются и выпрямляются.

    Воспитатель: - А почему?

    Дети: - В них есть воздух.

    Воспитатель: - Назовите предметы, в которых, по вашему мнению, находится воздух.

    Ответы детей:…

    Воспитатель: - Мы доказали ещё одно свойство воздуха – какое? Воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в который он попал. У нас появилась ещё одна карточка номер 3.

    Воспитатель: - Ребята, а мы сможем услышать воздух? (ответы детей).

    Возьмите колпачок от фломастера и подуйте в него. Что вы слышите?

    Дети: - Звук.

    Воспитатель: А теперь возьмите каждый шарик и надуйте его. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

    Что мы узнали? Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

    Воспитатель: - Мы ставим ещё одну карточку номер 4 в нашу таблицу. Воздух может издавать звуки. Сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнём:

    Физминутка:

    Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

    Выходи гулять! («зовут»)

    Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

    Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

    Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

    Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

    Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

    Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

    Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

    Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

    Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, в наших организмах есть воздух? (ответы детей) Мы сейчас это проверим. Возьмите стаканчики с водой и подуйте в трубочку, опущенную в стакан. Что происходит? (пузырьки, вода бурлит) Это выходит воздух. Значит какой вывод можно сделать, ребята? (внутри человека есть воздух). Давайте обозначим наш вывод карточкой номер 5. Что обозначает эта карточка? (ответы детей)

    Воспитатель: - Ребята, недавно мы с вами из листов бумаги делали веера. Скажите, пожалуйста, а для чего нужен веер? (ответы детей). Помашите веером, что вы ощущаете?

    Дети: - Ветер.

    Воспитатель: - Правильно – ветер. Ветер - это движение воздуха. Он бывает сильным, слабым. Когда мы можем ощутить ветер?

    Дети: - На улице.

    Воспитатель: - Какие вы знаете электрические приборы, которые могут создавать ветер?

    Дети: Вентилятор, фен, винт вертолёта, кондиционер.(показ иллюстраций)

    Воспитатель: - Молодцы, угадали. Да, ветер может быть сильным и слабым. Значит, какой можно сделать вывод? Воздух может перемещаться! Помещаем карточку номер 6.

    Воспитатель: - Сейчас мы с вами проведём эксперимент. В нашу ёмкость с водой опустим ложку и воздушный шарик. Что случилось с ними?

    Дети: - Ложка утонула, а шарик нет.

    Воспитатель: - Почему ложка опустилась на дно, а шарик плавает сверху?

    Дети: - Ложка тяжёлая, а шарик наполнен воздухом.

    Воспитатель: - Какой можно сделать вывод – воздух легче воды, поэтому не тонет! Выставляем карточку номер 7.

    Воспитатель: - Ребята, как воздух попадает в человека?

    Дети: Через нос и рот.

    Воспитатель: - Правильно, молодцы. Скажите, а могут ли живые существа жить без воздуха?

    Дети:- Нет, не могут.

    Воспитатель: - Правильно, всему живому на земле необходим воздух: людям, животным, растениям. Без воздуха они могут погибнуть! Давайте попробуем зажать носик и не дышать на сколько вы сможете. Видите, долго мы задерживать дыхание не можем. Мы помещаем 8 карточку в таблицу - без воздуха нет жизни.

    Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали про воздух. Кто сможет рассказать, что обозначают карточки в нашей таблице? (ответы детей).

    На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг и произнесём волшебные слова, чтобы снова превратиться в ребят и вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)

    - Раз, два, три, повернись и в ребят превратись…

    - Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)

    Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.

    За свои старания и проявленные знания вы все получаете награды.

    (Поощрение детей – смайлики)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект развития образовательной деятельности в старшей группе «Ромашка» «Откуда пришел хлеб»

    Конспект развития образовательной деятельности в старшей группе «Ромашка» «Откуда пришел хлеб»...

    Беседа с детьми старшей группы Тема: «Откуда пришёл хлеб»

    Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.Задачи:Познавательное развитие:• Выявить значение слова «Хлеб»• Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатс...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Откуда хлеб пришел»

    laquo;Хлеб – всему голова» всем известная пословица. В нем заложена вековая мудрость нашего народа, который на протяжении всего развития уделял хлебу большое внимание. Если будет хлеб, бу...

    План-конспект занятия в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема "Откуда хлеб пришел"

    План-конспект занятия в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема "Откуда хлеб пришел"...