Календарное планирование по теме недели "Предметный мир"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ершова Марина Григорьевна

Календарно-тематическое планирование по теме недели "Предметный мир" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnyy_mir.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное планирование по теме: «Предметный мир»

Цель: закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что окружает.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Понедельник

Утро

Тема «Детский сад».

(Явление окружающей жизни)»

Цель:  Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей (выращивают), заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада нужно благодарить за работу, уважать их труд, бережно к нему относиться

Утренняя гимнастика

Игра «Расскажи – угадай» (ребёнок рассказывает о своём любимом предмете, не называя его, а остальные отгадывают, о каком предмете идет речь)

Д/игра «Подбери нужное слово» — упражнять в умении подбирать синонимы и антонимы к заданному слову

Беседа «На опрятного смотреть приятно!» — цель: развивать  умение следить за своим внешним видом.

Внести альбом «Мой любимый детский сад»

Игровая деятельность по интересам детей.

Задачи: развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.

Размещение информации для родителей по теме недели

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

 

НОД

ФЦКМ: Тема: «Предметы, которые нас окружают»

Цель: закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что окружает.

Творческая мастерская (Рисование предметное): Рисование фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью “Сказочные домики” Цель: Учить создавать образ сказочного домика; передавать форму, строение части; закреплять умение рисовать знакомыми материалами, выбирая их по желанию.

Музыкальное по плану музыкального руководителя

ДОП

Шахматы

Прогулка

Наблюдение  небом, за облаками.

Цели: закрепить признаки зимы;

развивать наблюдательность, память.

 П/игра  « Не оставайся на полу».   Цель: закрепить умение действовать по сигналу, закрепить прыжки, не наталкиваться друг на друга; развивать внимание, быстроту. 

Трудовое поручение:  уборка участка.

Упражнения в беге врассыпную, змейкой. 

Цель: учить бегать друг за другом. 

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.    

Выносной материал для подвижных игр и самостоятельной деятельности детей.

Работа перед сном

Туалет перед дневным сном: правильная последовательность раздевания; аккуратность одежды на стульчике; самостоятельно расправить кроватку;

Р.н.с. «Лиса и журавль» — через народное творчество знакомим с разными формами посуды.

Вечер

Постепенный подъём;

Бодрящая гимнастика

Тема «Природный материал - песок, глина, камни»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам.

Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес  

Д/и «Доскажи слово» — расширять словарный запас, развивать речь

по развитию речи :

Д/и «Назови  ласково»

Туалет после дневного сна: самостоятельно заправить кроватку; правильная последовательность одевание; опрятность внешнего вида – цель: совершенствовать навыки самообслуживания

Ситуативный разговор с детьми — «Опасные вещи». Цель: знакомство с источниками опасности в детском саду.

В уголок экспериментирования поставить образцы природных материалов – песок, глина, камни

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей..

ДОП

ДоМиСоль-ка; Логоритмика

Прогулка

Наблюдение. Продолжить наблюдать за небом, облаками вечером.  Подвижная игра  «К названному предмету - беги», игры   по желанию детей.

Календарное планирование по теме: «Предметный мир»

Цель: закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что окружает.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Вторник

Утро

Тема «Что предмет расскажет о себе».

(Явление окружающей жизни)»

Цель:  Побуждать детей выделять особенности предметов: продолжать совершенствовать умение описывать

предметы по их признакам.

Утренняя гимнастика

Чтение и заучивание потешек, стихотворений по теме недели. Цель: знакомство с бытовой техникой в стихотворной форме, развитие памяти, слухового внимания.

Д.и.: «Соедини точки и узнай, кто получится».

Цель: развитие умения ориентироваться на лист, внимания, мышления.

Формирование культурно-гигиенических навыков: формировать привычку мыть руки перед едой; продолжать совершенствовать культуру еды: есть аккуратно, бесшумно, обращаться с просьбой, благодарить.

Внести в группу предметы разнообразной структуры (металл, стекло, дерево, ткань, мех,, пластмасса, керамика, резина…)

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Попросить родителей помочь собрать материал по теме недели.

НОД

Обучение грамоте:  Характеристика (гласный), артикуляция звука.

Закрепить умение определять позицию звука Э в слове (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух).  

Закрепить умение подбирать слова с заданной позицией звука Э.

Совершенствовать умение составлять предложения с заданным словом.

Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове.

Упражнять   в   звуковом  анализе и синтезе слогов  типа «МЭ», «ЭМ».

Исследовательская лаборатория (Опыты/Эксперименты):  Исследовательская деятельность — «Различные материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы) Цель: развивать способности сравнивать твердые вещества по внешнему виду и др.; развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет, по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло).

Физкультурное по плану инструктора по ФК

ДОП

Музейная педагогика; Логопед

Прогулка

Наблюдение за солнцем — продолжить знакомство с объектами неживой природы; развивать наблюдательность; учить рассуждать; развивать творческое воображение.

Подкормка птиц на участке детского сада   — воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам.

«Хитрая лиса», «Ловишки» поощрять стремление детей улучшать спортивные результаты, развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Опыт — изучение свойств льда (тонкий, хрупкий).

бег с препятствиями с целью развития быстроты и ловкости

Закрепление умения быстро одеваться и раздеваться, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду.

Выносной материал для подвижных игр и самостоятельной деятельности детей.

Работа перед сном

Туалет перед дневным сном: правильная последовательность раздевания; аккуратность одежды на стульчике; самостоятельно расправить кроватку;

Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Учить внимательно слушать сказку, понимать содержание сказки.

Вечер

Постепенный подъём;

Бодрящая гимнастика

Тема «Путешествие в прошлое телефона»

Цель:  Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном, развивать логическое мышление, сообразительность.

Дидактическая игра: «Дорисуй фигуры» — развитие целостности восприятия (дорисовать геометрические фигуры, чтобы они стали целыми)

выкладывание картинок из счётных палочек

Туалет после дневного сна: самостоятельно заправить кроватку; правильная последовательность одевание; опрятность внешнего вида – цель: совершенствовать навыки самообслуживания

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Задачи. Учить детей подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры. Развивать вербальное воображение.

Выставка: «Виды телефонов» - предметы или картинки

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей..

ДОП

АБВГД-ка; Театральная студия

Прогулка

П/игры: «Быстро, медленно», «День и ночь»

Ситуативный разговор о доброжелательном общении с взрослыми и сверстниками.

Календарное планирование по теме: «Предметный мир»

Цель: закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что окружает.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Среда

Утро

Тема «Предметы, облегчающие труд человека в быту».

Цель:  Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться, закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Утренняя гимнастика

Д.и.: «Что перепутал художник» (использование бытовой техники). Цель: развитие зрительного внимания, закрепление знаний о назначении бытовой техники.

Обводка и закрашивание/штриховка предметов бытовой техники (развитие мелкой моторики)

Разговор с детьми о культуре обращения с хлебом  во время приема пищи.

Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков.

Внести альбом «Помощники» - предметы, облегчающие труд человека в быту

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Порекомендовать родителям. Сходить с ребёнком в магазин «Бытовая техника». Проговорить названия бытовых приборов и их назначение.

НОД

Развитие речи: Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы.

Упражнять в образовании названий дете-нышей животных в  И.п. и Р.п. мн.ч.; за-крепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчинен-ные предложения.  

Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж», четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насы-щенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. Развивать слуховое внимание. Воспитывать организованность, дисциплинированность

Творческая мастерская (конструирование/Ручной труд):

Музыкальное по плану музыкального руководителя

ДОП

Каратэ

Прогулка

Наблюдение за животным миром — воронами.

Цель: расширять представления о птицах, их внешнем виде.

П/и по желанию детей . Цель: приучение детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Игры-соревнования, эстафеты («Кто быстрее», «Снежный ком»). Цель: развитие координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, командной работы.

Труд на участке.

Д/и «Скажи по-другому» - развивать образную речь.

Опыт «Свойства солнечных лучей» — познакомить детей со свойством солнечных лучей — нагревать предметы.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Выносной материал для подвижных игр и самостоятельной деятельности детей.

Работа перед сном

Туалет перед дневным сном: правильная последовательность раздевания; аккуратность одежды на стульчике; самостоятельно расправить кроватку;

Чтение рассказа Г.Юршина «Любопытный мышонок» Задачи: учить детей слушать читающего, понимать содержание прочитанного

Вечер

Постепенный подъём;

Бодрящая гимнастика

Тема «Путешествие в прошлое пылесоса»

Цель: Вызвать у детей интерес к прошлому предметов, подвести к пониманию того, что человек придумывает и

создает разные приспособления для облегчения труда

Ситуативный разговор и речевая ситуация: «Почему возник пожар?», «Мама ушла в магазин…», «Что делать при возникновении пожара?»

прохлопать названия бытовой техники

Туалет после дневного сна: самостоятельно заправить кроватку; правильная последовательность одевание; опрятность внешнего вида – цель: совершенствовать навыки самообслуживания

Игровая ситуация — «Порядок в группе». Цель: совершенствование умений в уборке игрового материала, закрепление привычки приводить в порядок игровое и рабочее место.

Внести Пылесос

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей..

ДОП

Хозяюшка; Футбол; Английский язык; Физкультура (досуг)

Прогулка

Наблюдение за погодой —  закреплять умение детей самостоятельно определять погоду, называть ее основные характеристики: облачность, температура, осадки, ветер. Подвижная игра «Мы веселые ребята». Задачи: формировать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, выносливость. Самостоятельная двигательная активность детей.

Календарное планирование по теме: «Предметный мир»

Цель: закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что окружает.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Четверг

Утро

Тема «Наряды куклы Тани».

Цель:  Познакомить детей с разными видами тканей. Обратить внимание на отдельные свойства Тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

Утренняя гимнастика

д/и «Найди звук» Цель: учить нахо-дить слова с одним и двумя слогами.

ФЭМП: дидактическая игра «Сделай столько же»

Задачи: упражнять детей в счете от 1 до 10, учить считать движения, воспроизводить их по заданному числу. Развивать способность к распределению внимания.

Формирование культуры поведения.

Задачи: обсудить с детьми, зачем люди здороваются друг с другом, формировать привычку здороваться с родителями, воспитателями, прощаться, уходя домой.

Альбом «Виды ткани»

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Порекомендовать родителям ограничить для ребёнка время просмотра телепередач, игр на компьютере

НОД

ФЭМП: Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

   • Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.

   • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Творческая мастерская (Лепка/Аппликация): Аппликация обрывная с элементами декоративного рисования “Золотые березы” Цель: Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного ствола с тонкими ветками

Музыкальное по плану музыкального руководителя

ДОП

Прогулка

Наблюдение за ветром – развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

Провести опыт «Движение воздуха» — показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

П/игра: «Мороз-Красный нос».

Самостоятельная деятельность детей.

упражнять в беге, выполняя задание на совершенствование умения ориентироваться в пространстве.

-Через напоминание «все в порядке» формировать умение ухаживать за одеждой

Выносной материал для подвижных игр и самостоятельной деятельности детей.

Работа перед сном

Туалет перед дневным сном: правильная последовательность раздевания; аккуратность одежды на стульчике; самостоятельно расправить кроватку;

Чтение рассказа Л. Пантелеева «Большая стирка». Задачи: развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.

Вечер

Постепенный подъём;

Бодрящая гимнастика

Тема «Коллекционер бумаги»

Цель: Расширять представления о разных видах бумаги её качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

 Ситуативный разговор с детьми — «Мы играем дружно». Цель: закрепление умения вежливого общения во время игры

Упражнять в умении разлагать числа 3, 4, 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число

Туалет после дневного сна: самостоятельно заправить кроватку; правильная последовательность одевание; опрятность внешнего вида – цель: совершенствовать навыки самообслуживания

Опыт «Есть ли электричество в одежде?

(на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки)

Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Альбом «Виды бумаги»

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей..

ДОП

Футбол; Шахматы

Прогулка

П/игры: «Раз, два, три — беги» —  упражнять в беге по сигналу; «Ровным кругом» цель: учить согласовывать действия с текстом.

Ситуативный разговор о безопасном поведении на участке.

Календарное планирование по теме: «Предметный мир»

Цель: закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что окружает.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Пятница

Утро

Тема «Во саду ли в огороде»

Цель: Расширять представления детей о многообразии мира растений : об овощах фруктах и ягодах . Учить узнавать

их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды .Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов , о разнообразии блюд из них. Расширять представление о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.

Утренняя гимнастика

Предложить детям игру «Сложи узор» — развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактическая игра «Длинный, широкий»

Задачи: закреплять умение сравнивать длину и ширину предметов условной меркой.

Игровая ситуация «Носовой платочек».

Задачи: учить детей следить за состоянием носа и рта, при кашле и чихании пользоваться носовым платком.

Альбом «Во саду ли в огороде»

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Поговорить с родителями о безопасности детей дома.

НОД

Творческая мастерская (мир искусства):

Чтение художественной литературы: 

Физкультура по плану инструктора по ФК

ДОП

Прогулка

Наблюдение за трудом взрослых: дворник чистит снег.

Задачи: предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассказать о ее важности. Организовать оказание ему посильной помощи.

Подвижные игры «Кот и мыши», «Караси и щука».

Задачи: продолжать учить соблюдать правила игры;

активизировать двигательную активность.

Дидактическая игра «Живая неделя».

Задачи: закреплять знания детей о последовательности дней недели.

Спортивная игра футбол.

Задачи: учить детей играть дружно, действовать как одна команда. Способствовать развитию точности, координации движений, решительности, смелости.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

развивать навыки бросания мяча в цель.

Закрепление умения строиться парами на прогулке.

Продолжать учить детей заходить правильно с прогулки.

Выносной материал для подвижных игр и самостоятельной деятельности детей.

Работа перед сном

Туалет перед дневным сном: правильная последовательность раздевания; аккуратность одежды на стульчике; самостоятельно расправить кроватку;

Слушание и обсуждение: С. Я. Маршака стихотворения «Пожар», К. Оленева «Пожарная машина»

Вечер

Постепенный подъём;

Бодрящая гимнастика

Тема «Песня колокольчика».

Цель: Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов на Руси и в других странах

Загадывание загадок о предметах бытовой техники.

Развивать умение анализировать, способствовать развитию познавательной активности.

Дидактическая игра «Что из чего сделано».

Туалет после дневного сна: самостоятельно заправить кроватку; правильная последовательность одевание; опрятность внешнего вида – цель: совершенствовать навыки самообслуживания

Предметные картинки для закрепления темы

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей..

ДОП

Цветик-семицветик

Прогулка

Самостоятельная трудовая деятельность детей на участке..  П/игра «Отряд стройся!» учить согласовывать действия с текстом.

Ситуативный разговор «какие люди защищают родину» Цель: вызывать у детей желание  заниматься спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование по теме "Неделя сказок А.С Пушкина" а

Вариант календарного планирования по теме "Сказки А.С Пушкина"...

Календарное планирование по теме "Скоро в школу"

Подборка занятий и игр по теме "Скоро в школу" для подготовительной группы....

календарное планирование на тему: "Будем Родину любить, будем в Армии служить"

Календарное планирование по теме:Группа: подготовительная             «Будем Родину любить,будем в армии служить»   ...

Календарное планирование по теме Осень

Форма календарного планирования...

календарное планирование по теме:"Народная культура и традиции" младшая группа

календарное планирование по теме:"Народная культура и традиции" младшая группа...

10 Календарное планирование по теме: «Транспорт» по ФГОС

Подготовительная   группа тема: «Транспорт»Закрепление знаний о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный).Расширение знаний о правилах пользования общественн...

календарное планирование по теме: «Здоровей-ка».(младшая,средняя группы)

Младшая  группа Тема: «Здоровей-ка».Программное содержание: 1. Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.2. Создание игровых, проблемных ситуаций, способ...