конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие по природным зонам Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонах

Задачи:

обучающие: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления  о разнообразие природных зон; об особенностях животного  мира;

 

развивающие: развитие познавательного интереса  у дошкольников к окружающему миру; формировать представления  о разнообразие природных зон; об особенностях животного  мира; стимулировать активность и любознательность ребенка;

развивать навыки коммуникативно-речевых способностей у детей;

 

воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, не перебивать, дослушивать до конца, поднимать руку, если готов ответ на вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_prirodnym_zrnam_zemli_otkrytoe_zanyatiea.docx283.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (ОДО)

Конспект НОД

по познавательному развитию

"Путешествие по природным зонам Земли"

                                                                                     

                                                                                Воспитатель :

                                                                                           Масанина  Н.В

                                                      2019 год

Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонах

Задачи:

обучающие: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления  о разнообразие природных зон; об особенностях животного  мира;

развивающие: развитие познавательного интереса  у дошкольников к окружающему миру; формировать представления  о разнообразие природных зон; об особенностях животного  мира; стимулировать активность и любознательность ребенка;

развивать навыки коммуникативно-речевых способностей у детей;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, не перебивать, дослушивать до конца, поднимать руку, если готов ответ на вопрос.

Ход: Дети заходят в группу, здороваются.

1, 2, 3, 4, 5- не будем отвлекаться.

1, 2, 3, 4, 5- начинаем  заниматься.

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!"

- Ребята ! Угадайте загадку.

На столе передо мной.
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю …

-Правильно это глобус!

- Ребята, а что же такое глобус? Глобус – это модель нашей земли.

-Послушайте  тогда еще одну загадку: "

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.

(Географическая карта)

 - А что такое карта?  Это тот же глобус, только в развернутом виде.

- Ребята, а как вы думаете, на земном шаре везде одинаковый климат? Нет, это зависит от попадания солнечных лучей на землю (картинка)

- Что такое климат? Климат – это погодные условия. И в разных точках земного шара климат разный, где-то жара, где-то холод.

Воспитатель: Посмотрите  пожалуйста, какие цвета вы видите на карте?

Дети: На  карте  мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.

Воспитатель: Что же означает все эти цвета?

Дети: Зеленый цвет – означает деревья, кустарники, лес; коричневый – горы; желтый – песок, пустыни ; синий – моря, океаны, реки, озера; белый – лед, снег.

Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели карту, вспомнили, что означают разные цвета на ней, а сейчас мы отправимся в кругосветное путешествие по природным зонам Земли.

А то такое природные зоны Земли? часть земли с определенным климатом, растениями и животными. Правильно.

-А какими должны быть путешественники. Смелыми, отважными, умными, дружными. Нам предстоит выяснить, какие существуют природные зоны, узнать их климатические особенности, и  побывать в роли путешественников. Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, зарисовывать   все вот  в таких листах, чтобы навсегда запомнить  наше путешествие. Каждый из вас получает листы-путеводители .

А отправимся мы в путешествие на корабле. Прошу занимайте места. ( дети садятся в импровизированный корабль) Раздается гудок.

- Начинаем наше путешествие! Берем бинокли. Плывем на корабле.

 Смотрим, где мы находимся? Ответы детей (в Арктике)

- А как ещё называют эту природную зону?  Ответы детей (царство льда и снега).  

- Почему она получила такое название? много снега, льда,  сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние.      

-Какие животные живут в Арктике? (расставляем на карте животных)

- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?

Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).

А как же толстый слой жира спасает животных . Давайте проведем опыт

Исследовательская деятельность

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.

– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).

– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).

– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.

– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).вытирайте ручки влажной салфеткой.

- Зарисовываем в наших листах - путеводителях первую картинку нужно соединить все точки. ( получился медведь)

– Итак, наше “путешествие” продолжается. (берем бинокль, гудок парохода)

 «Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».

–Что это за природная зона? Ответы детей (тундра).

-  Что указывает на то, что это – тундра?

Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти не греет землю, много болот).

А какие животные живут в тундре? олени, волк, куропатки.

- Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?

У животных  густой мех .

- В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мерзлую землю и остается на ее поверхности. Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент.

Исследовательская деятельность

Возьмем две одинаковые непрозрачные емкости (можно использовать цветочные горшки), наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно).

- Скажите, одинаковые ли эти горшки?

Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды.

- Как вы думаете, что должно произойти? (Вода уйдет в землю.) Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.

Проделываем то же самое со вторым горшком.

- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть - стекло.

Воспитатель: В тундре, конечно, не стекло мешает воде. За длительную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же, как и в случае с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая  земля, поэтому тундру называют "вечной мерзлотой". Любая ямка канава, впадина в тундре быстро наполняется водой. Поэтому-то и образуются болота.

Зарисовываем в наших листах - путеводителях следующую   картинку нужно соединить все точки. ( получился олень)

Ну а теперь пришла пора немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Мы идём!»

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

или?

img18.jpg

 Отправляемся путешествовать дальше. (берем бинокль, гудок парохода)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»
 

- Кто догадался, где мы находимся? В зоне лесов

- Какое значение для человека и животных имеет лес? Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; источник ягод, грибов.

А какие животные здесь живут? Бурый медведь, лиса, волк, белка….

Дети расставляют животных на карте.

Зарисовываем в наших листах - путеводителях  картинку , нужно соединить все точки.

Продолжаем наше путешествие  (гудок) . Давайте возьмем бинокли.

Что вы видите?

"Очень жаркая она.

Солнце, лето круглый год

Море, пальмы и песок.

Тут пустыни жаркие,

Звезды ночью яркие."

Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона? Пустыня.

-А какие животные здесь живут?  Верблюд, скорпион, тушканчик, варан.

-Какие особенности животных    помогают им выжить в  жарком климате?

Ответы детей -  могут долго обходиться без воды,  у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т.д

Где скрываются животные от жары? Ответы детей (в норах, в тени камней).

- Почему  в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).

 Но есть место в пустыне , которое называется Оазис – это место с пышной

растительностью в пустыне. ( картинка)

Давайте расставим животных на нашей карте.

Молодцы! 

Зарисовываем в наших листах - путеводителях следующую картинку (получился у нас верблюд)

Продолжаем наше путешествие . Давайте возьмем бинокли. (гудок парохода)

Что за природную зону мы видим? Саванна

На Земле нет такого места больше нигде, как в саванне, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных.

А какие животные обитают в саванне? Жираф, слон, бегемот.

Давайте расставим  этих  животных на карте.

И зарисуем в листах - путеводителях. Дидактическое упражнение «Расставь слонов по росту» 

– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать?

Но нам пора возвращаться домой (гудок парохода)  картинка Санкт-Петербурга) Спускаемся с корабля на Землю, становимся в кружок.

- Интерактивная технология «Интервью»

Мы сегодня много интересного узнали и делали. А вот чтобы узнать, что вам больше всего понравилось и запомнилось, я предлагаю игру «Журналисты». Педагог -журналист ( или ребенок)  задает вопросы:

1.Что такое природная зона? часть земли с определенным климатом, растениями и животными;

2.  Что понравилось больше всего в путешествии?

3  Что вам запомнилось?

4. Вы хотели бы стать путешественником?

5 Что такое климат? Климат- это погодные условия.

6 Кто может долго обходиться без воды? верблюд

7  В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)

8  Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)

9 Назови природную зону, где много болот? Тундра

10  Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах?  (ДА)

11  В какой природной зоне  живет слон? Саванна

12  А как еще называют Арктику? Царство льда и снега

13 Какую местность называют «оазисом»? Оазис – это место с пышной

растительностью в пустыне

14  В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)

15 Белый медведь ест малину? (НЕТ)

Спасибо! Наше занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Природные зоны земли"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Проблема экологического образования – одна из са...

презентация к проекту "Природные зоны земли"

Описание реализации проекта...

"Природные зоны Земли".

Творческо-информационный проект для родителей....

Проект "Природные зоны Земли"

Содержание работы включает этапы реализации проекта, итоги работы...

Природные зоны земли

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. формирующее представления о природно - климатических зонах, животном и растительном мире, климате....

"Природные зоны земли"

Развитие познавательной активности детей разновозрастной группы через совместный детско-родительский проект по знакомству с многообразием жизни на планете Земля....

Конспект занятия " Путешествие по природным зонам Земли"

Конспект занятия предназначен для формирования целостного представления о природных климатических зонах...