Познавательно-исследовательская деятельность "Волшебное стекло".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лукьянова Елена Алексеевна

Развивать представление детей об основных физических явлениях, познакомить с термином «оптика», систематизировать знания детей о разновидностях увеличительного стекла, т.е. лупой, очками, микроскопом; научит понимать назначение микроскопа,- рассматривание и изучение невидимых глазу предметов; датьпонятие о клеточном строении живой материи; подвести к пониманию того, что человек- творец и созидатель; познакомить с историей увеличительного стекла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_stekl1.docx13.8 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНОЕ СТЕКЛО» подготовительная группа( Познавательно-исследовательская деятельность).

Цели и задачи: Развивать представление детей об основных физических явлениях, познакомить с термином «оптика», систематизировать знания детей о разновидностях увеличительного стекла, т.е. лупой, очками, микроскопом; научит понимать назначение микроскопа,- рассматривание и изучение невидимых глазу предметов; датьпонятие о клеточном строении живой материи; подвести к пониманию того, что человек- творец и созидатель; познакомить с историей увеличительного стекла.

Оборудование: Лупа,очки с увеличительными стеклами; макеты лорнета и пенсне; бинокль, микроскоп с предметным стеклом и готовым препаратом  из кожицы лука; картинки с изображением телескопа и перископа; фильмоскоп.

Ход: В-ль: Ребята, отгадайте загадку:

Два кольца, два крючка,посреди сиделка,

На носу они сидят и все людям говорят.

- Что это? Правильно, очки. Сегодня мы с вами поговорим об очках, о том, как они появились, об родственниках. Во всех очках есть увеличительные стекла и наука, которая изучает свойства увеличительных стекол называется «оптика».О развитии оптики,ее достижениях я ваи сегодня расскажу.

Давным –давно, мастер стекольщик проверял сделанные им стекла, обрасывал брак. Одно стеклышко получилось кривым, мастер просто так, случайно, посмотрел сквозь него. Буквы, на которые посмотрел мастер из маленьких вдруг стали большими. Он сначала очень испугался, а потом подумал, что с таким стеклом он будет лучше видеть. Так люди стали пользоваться лупой.( Дети рассматривают лупу, смотрят друг на друга через неё).

Потом из двух таких стеклышек сделали очки, чтобы можно было смотреть обоими глазами и не щуриться. Первые очкибыли похожи на современные. Только не было креплений за ушами. Такие очки называли ненсне. Знатные господа считали, что с пенсне на носу стыдно ходить на балы, ведь все сразу догадаются, что ты плохо видишь. К пенсне приделали ручку и получился лорнет. Его прикладывали к глазам когда было нужно.( Дети рассматривают макеты лорнета и пенсне, примеряют их, экспериментально делают выводы, что удобнее).

Игра на развитие мышления « Что лучше?». В-ль предлагает детям объяснить, что удобнее при пользовании лупа,пенсне, лорнет, очки.( Лупа не удобна потому, что при ее использовании один глаз щуриться; пенсне непрочно сидит на носу и все время соскакивает; при использовании лорнета занята одна рука; самые удобные очки-свободны руки, хорошо сидят на носу и  оьа глаза смотрят через увеличительное стекло).В-ль: Людям стало недостаточно очков. Они хотели увидеть очень отдаленные предметы. Так у моряков появилась подзорная труба. Моряки смогли увидеть далекие корабли и берега, находясь далеко от них. Подзорная труба была не очень удобной. Нашелся человек, который превратил подзорную трубу в бинокль. (В-ль показывает бинокль и вмесе с детьми сравнивает, что ощего у бинокля и подзорной  трубы и чем они отличаются.Дети рассматривают в бинокль из окна деревья, дома, людей. На основе наблюдений делают выводы).

В-ль показывает пленку с диафильмом. Предлагает детям рассмотреть картинки и описать их. Дети не могут точно описать увиденное,т.к. изображение слишком мало. В-ль: Чтобы увидеть, что изображено на таких маленьких кадрах, придумали фильмоскоп. Мы с вами сейчас посмотрим диафильм и вы сами увидете, ка увеличились картинки.( Дети садятся на ковер и вместо физминутки просматривают отрывок из диафильма).

В-ль: Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через увеличительное стекло. Человек любознателен, ему хочется все знать, рассмотреть строение листа, узнать, из какаих частичек состоит кровь, увидеть микробов. Для этого ученые создали микроскоп. Через микроскоп можно увидеть много необычного. Посмотрите на кожицу лука. Какая она?( Похожа на прозрачную пленку). Все растения и животные, люди состоят из маленьких частичек, которые так не видно. Эти частички называют клетками. Из клеток состоит наша кровь, все тело; из клеток состоят все растения и кожица лука тоже. Сейчас мы с вами убедимся в этом.( Дети подходят к микроскопу. Рассматриваютпрепарат кожицы лука, убеждаются, что кожица состоит из клеток. Делятся впечатлениями об увиденном).

В-ль: Ребята, ученых интерисует не только то, что присходит на Земле, но и на других планетах. А как это можно узнать? Только с помощью телескопа. У телескопа очень большие и толстые увеличительные стекла, он сам очень большой и тяжелый. Увеличительные стекла используются и в перископах на подводных лодках. С их помощью из глубины можно увидеть, что происходит на поверхности воды.( Дети рассматривают картинки телескопа и перископа).

В конце занятия детям предлагается разложить картинки, макеты, оптические приборы  в последовательности их изобретения, т.е. от лупы до телескопа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластик»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластмасса»Стекло и пластмасс.Цель: Познакомить детей со свойствами стекла и пластмасса. Познакомить с п...

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло»

Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовительной группе на тему «Стекло»...

Познавательно-исследовательская деятельность "Свойства стекла и древесины"

Цель: Создание  условий для развития у детей познавательных способностей через использование действий экспериментального характера.Задачи: Формировать умение описывать признаки предметов, сделанн...

Конспект познавательного- исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Стекло»

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Программное содержание:Познакомить с рукотворным материалом — стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;Развивать любознательность, речь детей,...

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме: "Твёрдое тело: керамика, стекло, пластмасса, дерево"

Программное содержание:Продолжать обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях.Познакомить детей с материалами: деревом, керамикой, стеклом и пластмассой, помочь...

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Удивительный мир стекла»

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Удивительный мир стекла» Актуальность проекта «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем ...