Главные вкладки

    Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

    Колиева Оксана Мировна

    Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    КАРТОФЕЛЬ


    Предварительный просмотр:

    potato-wallpapers-032.jpg                                               glass-of-water-clipart-black-and-white-6.jpg

    Тертый-картофель-с-белком.jpg                      glass-of-water-clipart-black-and-white-6.jpg                                chistaya_i_gryaznaya_voda.jpg 

    chistaya_i_gryaznaya_voda.jpg                         voda-s-osadkom.jpg                       153689_56ebd8b76c5ef56ebd8b76c62a.jpeg



    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ДЮЙМОВОЧКА» г. ДИГОРА ДИГОРСКОГО РАЙОНА РСО – АЛАНИЯ

    Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»

                                                                                    Воспитатель: Колиева О. М.

    Май 2015 г


    Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного на тему: «Секреты картофеля»

    Воспитатель: Колиева Оксана М.

    Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

    Задачи:

    «Познание»:

    Познакомить с основными компонентами в составе картофеля;

    Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека;

    «Коммуникация»:

    учить детей вступать в диалог с педагогом, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении;

    продолжать учить говорить по очереди, не перебивая друг друга;

    учить делать простые умозаключения, проговаривая каждое;

    активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

     «Социализация»:

    развивать умение работать в группе;

    учить обращать внимание на мнение партнёра;

    развивать умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

    «Труд»:

    закрепить умение приводить в порядок рабочее место;

    «Безопасность»:

    развивать навыки проведения лабораторных опытов;

    закрепить умение работать со стеклянной посудой;

    закрепить умение работать с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

     «Музыка»

    воспитывать у детей интерес к музыке, желание её слушать, эмоционально на неё откликаться;

    развивать у детей умение слушать музыку;

     «Здоровье»

    создать радостное настроение;

    продолжать организовать рациональный двигательный режим детей;

    способствовать предупреждению детского утомления.

     Предварительная работа:

    1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

    2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».

    3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

    4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)

    5. Посадка картофеля и наблюдение за его ростом .

    Оборудование и материалы:

    Прозрачные, стеклянные сосуды, пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.                                                                                            Мука и крахмал,  картофель разных сортов, оттиски из картофеля                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Карточки со знаком (вода, крахмал).                                                                   Йод для добавления в крахмал, пипетка.                                                               Презентация «Вот она, какая разная картошка», аудиозапись спокойной музыки, ноутбук, проектор.                                                                              Халат и очки для воспитателя, фартуки и нарукавники на количество детей.

                                                    Ход НОД:
    Организационный момент:  

    Воспитатель: Гости улыбаются нам. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям красивую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

    Воспитатель:  Ребята, сегодня почтальон передал для нашей группы письмо, послушайте его: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому, я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолёте. Ваш профессор Огородова».
    Воспитатель: Ребята, какое загадочное письмо, интересно, о чём нам хочет рассказать профессор?  Полетим к нему в гости на ковре - самолёте? (Ответы детей)
    Воспитатель:  А чтобы ваши пальцы крепко держались друг за друга во время полёта, мы их разомнём.
    Пальчиковая гимнастика (на родном языке)
    Воспитатель: Теперь рассаживайтесь на места, (дети садятся на свои подушки, которые разложены на ковре в кругу) возьмитесь за руки, чтобы никто у нас не потерялся, закройте глаза, представьте, что мы летим над лесом, полем, озером. Звучит спокойная музыка. В это время  воспитатель надевает белый халат и очки - превращается в профессора.
    Профессор. Здравствуйте, кто это ко мне прилетел? Вы находитесь в лаборатории. Я - профессор Огородова. Только что я проводила опыты с одним овощем. Сейчас я вам загадаю загадку про него, а вы попробуйте её отгадать.
    И зелен, и густ.
    На грядке вырастает куст.
    Покопай немножко
    Под кустом…(картошка).
    Профессор: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?

    Дети: О картошке.

    Профессор: Я предлагаю вам посмотреть, что нам покажет о картофеле моя помощница - виртуальная энциклопедия.

    Показ презентации «Вот она, какая разная картошка»

    Профессор: Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

    А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его.   Воспитатель даёт некоторое время для рассматривания, задаёт вопросы.
    - Какого он цвета? (коричневого, красного, жёлтого).
    - Какой формы? (круглой, овальной).
    - Какой картофель на ощупь? (гладкий, шершавый). 
    - Что есть у картофеля? (выемки, углубления, глазки).
    А теперь положите картофель на поднос, встаньте свободно.
    Профессор: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле? ответы детей.

    Профессор: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? (дети надевают халаты и нарукавники)

    Дети: проводят опыты.

    Профессор: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

    Правила поведения в лаборатории.

    - аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

    - ничего не трогать руками без разрешения;

    - быть предельно аккуратным.

    Профессор: Приглашаю вас в лабораторию.

    (Дети садятся за столы)

    Нас  здесь встречает знаменитый овощ:

    Вот она душечка-голубушка.

    Профессор: Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

    Опытно - экспериментальная деятельность:

    1. Натереть сырой картофель.

    Результат: жидкая кашица.

    Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)

    2. Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

    Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

    Результат: вода стала беловатой, мутной;

    3. Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

    Результат: образуется белый осадок.

    Вывод: В картофеле есть белое вещество.

    4. Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку. Воспитатель показывает заранее приготовленный крахмал.

    Профессор: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

    Повторите слова - крахмал, картофельная мука.

    Вывод: в картофеле есть крахмал.  Воспитатель вывешивает карточку со знаком крахмал.

    Профессор: Для чего нам нужен крахмал? Ответы детей.

    Профессор: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

    Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

    Профессор: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества: витамин С, различные микрочастицы. Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

    Профессор: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.

    Физкультминутка.

    Профессор: На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, то говорит пословицу или поговорку про картофель.

    Пословицы и поговорки

    • Картошка да каша – еда наша.
    • Картошку копать, не руками махать.
    • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
    • Без труда картошка не родится никогда.
    • Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

    Профессор: Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель - хлебу подспорье».

    Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

    Сравнение крахмала с мукой.

    Профессор: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

    Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

    Профессор: Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? Посмотрите, у вас на столе стоят по два блюдца: в одном - мука, в другом – крахмал. Потрогайте и сравните крахмал и муку. Даю время на обследование. А теперь покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Как вы узнали? Опрос детей. Воспитатель помогает детям узнать, что: крахмал светлее, чем мука; на ощупь крахмал скрипит. 
    А теперь скажите, чем мука и крахмал отличаются?
    Вывод: мука желтоватая, а крахмал белый; мука мягкая, не скрипит, а крахмал скрипит.

    Воспитатель показывает опыт:

    Профессор:  чтобы полностью убедится, что это крахмал, я предлагаю вам посмотреть, что произойдёт, если я капну капельку йода в пробирку с крахмалом. Что произошло? (жидкость посинела). Какой можно сделать вывод? Крахмал всегда синеет, если на него попадает йод. Этот опыт ещё раз показал, что в картофеле находится крахмал. А теперь я капну капельку йода в стакан с мукой. Что произошло? (Жидкость слегка пожелтела). Какой можно сделать вывод? Мука от йода не синеет.
    Физкультминутка - по выбору воспитателя

    Профессор: ребята, я прошу вас помочь моему другу Профессору Математики сделать карточки для его учеников при помощи волшебных печатей. Прошу Вас пройти в изобразительную лабораторию. Печати эти не простые, из чего они сделаны (из картофеля) Поставьте такое количество оттисков, сколько показывает цифра на листе бумаги. Молодцы. 
    Ребята, что вы узнали в моей лаборатории? Какие вещества находятся в картофеле? Чем похожи крахмал и мука? Как крахмал отличить от муки? 
    Профессор вручает детям медальоны. 

    Профессор: к сожалению, ребята, у меня закончилось свободное время. Да и вам пора возвращаться. Занимайте свои места на ковре - самолёте, закройте глаза, вот вы летите над лесом, полем, озером. Вдалеке показался ваш детский сад.  В это время звучит спокойная музыка, воспитатель снимает халат, очки. 
    Воспитатель: Открывайте глаза. С возвращением вас. Какое у вас настроение?  Хотите ещё раз навестить профессора? (ответы детей). Мы обязательно сделаем это в следующий раз. А теперь мы пойдём на прогулку и расскажем другим детям, где мы были и что узнали. (Дежурные остаются и с няней приводят в порядок рабочее место).

    Рефлексия: на прогулке дети старшей группы рассказывают детям подготовительной группы, где были, и что узнали об удивительном картофеле.

    C:\Users\Slavia\Desktop\IMG-20150417-WA0172.jpg

    C:\Users\Slavia\Desktop\IMG-20150417-WA0182.jpg

    D:\архив\Новая папка\IMG-20150417-WA0185.jpg

    D:\архив\Новая папка\IMG-20150417-WA0181.jpgD:\архив\Новая папка\IMG-20150417-WA0180.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

    Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Задачи:Образовательные:·        продолж...

    Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Вода – источник жизни»

    «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование перви...

    Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

    Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.2. Развивать воображение детей.3. Развивать логическое мышление детей.4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза,...

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование».

    Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность....

    Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»

    Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»...