Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Одинцова Анна Андреевна

Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование» с элементами квеста.

Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде и её свойствах;

-познакомить с профессией «Сыщик» и сопутствующей  терминологией: «особые приметы», «отпечатки пальцев», «следственный эксперимент»;

Развивающие:

- развивать умение анализировать, рассуждать, делать выводы;

- формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи;

- упражнять в умении находить правильное решение в проблемной ситуации;

-способствовать социально-коммуникативному, познавательному, речевому развитию воспитанников.

Воспитательные:

- вызывать интерес к экспериментальной деятельности, к совместному выполнению заданий.

Виды  деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Оборудование и материалы: Шарфы, папка-лэпбук, следы, конфетти, конверт «Особые приметы», воздушные шарики по количеству детей, ёмкость с водой, контейнер из под киндер-сюрприза, записка с изображением ключа, магнит, ключ, сундук с замком, лёд, карточки, скотч, лупы, картотека «Отпечатков пальцев», звёзды.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Андреевна. Я работаю воспитателем в другом детском саду, с такими же детьми как вы. Мы с ними очень любим проводить различные опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? Тогда я предлагаю вам немного поработать. Ребята, посмотрите, кажется здесь кто-то побывал до нас! Следы какие-то! Смотрите, здесь какой-то конверт, что это на нем? (Отпечатки). Интересно, а что внутри!?  Может там важная информация:  «Ну, что, мои дорогие, не ожидали! А я вас опередила! Я забрала у вас самое ценное сокровище, которое только есть у вас на Земле. И теперь вы без него ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СМОЖЕТЕ! И ни за что не найдёте! Я его надёжно припрятала!»

 Вы поняли, что случилось? (Пропало сокровище). Как же нам его найти?  А может нам превратиться в настоящих сыщиков! Вы знаете, кто такие сыщики? 

- Да, это такие люди, которые раскрывают преступления, находят пропавшие вещи и людей. А самый знаменитый из них – Шерлок Холмс, и у него была вот такая кепка и шарф! Теперь для нас с вами всё будет элементарно! Итак, коллеги, приступим к расследованию! Наша задача найти улики, это такие доказательства, которые укажут нам на преступника, например, его отпечатки пальцев. Всё, что мы найдём – мы приобщим к материалам дела (показываю папку-лэпбук, «приобщаем» конверт с отпечатками).

Дети, вместе с воспитателем, отправляются на поиски улик. В группе заранее расположены 3 «подсказки», разгадав которые дети постепенно будут приближаться к разгадке.

Итак, коллеги, отправляемся на поиски улик. Смотрите, здесь чьи-то следы! Посмотрим, куда они нас приведут! А вот и первая подсказка!

Проблемная ситуация: Нужно достать конверт, который находится под слоем бумажного конфетти, не прикасаясь к конфетти руками. (Сделать это можно с помощью воздушных шариков, наэлектризованных о шерстяной шарфик). Посмотрите, знак какой-то. Что он означает? (Руками не трогать) Как нам достать письмо, не прикасаясь к конфетти руками?  Хорошо, коллеги! Кажется, я догадываюсь, что нужно сделать! (Разложить шарф) А шарики нам помогут! (Показ). Когда я тру воздушным шариком о шарфик - появляется ток. Он называется статическое электричество. Возьмите все по одному шарику и сделайте то же, что и я!  Вот так статическое электричество помогло нам выполнить задание. Теперь мы можем взять письмо. Смотрите, опять отпечатки! И надпись: «Особые приметы». Что такое особые приметы?  Значит - это признаки пропавшего сокровища. Посмотрим! (рассматриваем признаки)

(В конверте, извлечённом из-под конфетти, дети находят особые приметы пропавшего сокровища – карточки с изображением свойств воды: БЕЗ ЦВЕТА, БЕЗ ВКУСА, БЕЗ ЗАПАХА, БЕЗ ФОРМЫ.) Как вы думаете, какое вещество на Земле обладает такими свойствами? (Дети высказывают свои предположения). Правильно, это вода! Отправляемся дальше!

Проблемная ситуация: На столе прозрачная ёмкость с узким горлышком (детская рука не проходит). На дне ёмкости контейнер от киндер-сюрприза и бутылка с водой.  Нужно его достать.

Вылить в прозрачную ёмкость с контейнером воду, контейнер всплывёт, и его легко можно будет достать. (Достают, а там записка с изображением ключа). Вывод: Значит, нам надо искать ключ. Идем дальше! (подходят к следующему столу). А не от этой ли шкатулки нам нужно найти ключ? Смотрите, опять запрещающий знак (руками не трогать, но никакого ключа нет).

Проблемная ситуация: Как вы думаете, как мы можем достать ключ, не намочив рук? (При помощи магнита). Какое свойство воды помогло нам увидеть ключ? (Вода прозрачная, бесцветная). В шкатулке находится лёд. Скажите, коллеги, мы нашли то, что искали? (ответы детей). Но ведь мы же искали воду, а нашли лед? (Ответы детей). Вывод: лёд – это тоже вода.

Ну что, коллеги, мы нашли достаточное количество улик в этом запутанном деле. И нам осталось определить виновника преступления.  Итак, ответ на вопрос что пропало найден. Нам остаётся узнать, кто виновен в данном преступлении? Воспитатель достаёт из папки оставшиеся улики на конвертах виден отпечаток пальца. Давайте рассмотрим все улики внимательно. Что вы видите?

Дети: - Чьи-то следы. Отпечатки. Я предлагаю провести следственный эксперимент и проверить, действительно ли это отпечатки пальцев?

Самостоятельная деятельность: Дети с помощью заштрихованного простым мягким карандашом участка бумаги и скотча получают свои отпечатки на заранее заготовленных карточках. Затем по очереди рассматривают их под лупой.

Вывод: Да, это отпечатки пальцев рук, и они все имеют разный «рисунок». Значит, мы сможем по отпечаткам пальцев установить личность преступника. Для этого воспользуемся Базой данных, в которой хранятся все отпечатки пальцев. Она нам поможет установить личность преступника! Приступаем к исследованию отпечатков. (Просматривают имеющиеся отпечатки с лупой и находят отпечатки Злой колдуньи – Засухи). Итак, виновный найден!

Поздравляю вас, коллеги! Дело о пропавшем сокровище закрыто! Но почему же обычная вода является для всех сокровищем? Как вы думаете? (Ответы детей). Вывод: всему живому на земле без воды нет жизни!

Подведение итогов: Ребята, мы с вами проделали большую работу. Что мы с вами сегодня искали? (Воду). Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? (Без формы, цвета, запаха, вкуса). В чем заключается важность воды? (Без воды нет жизни на Земле, и поэтому ее и называют сокровищем). А вообще, ребята, 22 марта – Всемирный день воды. Я хочу подарить вам на память нашу папку о воде, чтобы в будущем вы наполняли ее новыми материалами.

Анализ детской деятельности: Вы были прекрасными сыщиками, и за успешное раскрытие дела вы награждаетесь звёздами. Красными и жёлтыми. Вы должны выбрать. Красную возьмет тот, кто с легкостью выполнял все задания, а жёлтую - у кого возникали трудности.

Мне очень приятно было с вами работать! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".

Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение ко...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Что нам приносит зима"

В процессе непосредственной образовательной деятельности дети учатся выделять характерные признаки внешнего вида  и повадки диких животных, определяют по отличительным признакам (кора дерева, пло...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Встреча с Бабой Ягой"

Здравствуйте! Я работаю в ГБДОУ № 14 компенсирующего вида Василеостровского района Санкт-Петербурга. Приглашаю всех посмотреть мои разработки. Я выложила конспект совметной деятельности с детьми по оз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: « Мой удивительный нос».

С помощью этой деятельности у детей происходит систематизация знаний о носе - как о важном органе обаняния....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Великая Победа"

Основные задачи данной совместной образовательной деятельности:- воспитание уважения, благодарности к людям, защищавшим нашу Родину, Ленинград;- обогащение, пополнение лексико-грамматического словаря ...