Главные вкладки

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хлеб брали только чистыми руками, крошечки сгребали в ладошки и съедали. 

    В наши дни возделывают хлеб иначе, чем в старину. На помощь пришла техника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hleb.doc596.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект совместно – образовательной деятельности с детьми

    старшей группы по теме «Хлеб – всему голова».

    Возрастная группа: старшая.

    Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд»

    Тема занятия: «Хлеб – всему голова».

    Тип занятия: комплексное с интеграцией образовательных областей

    «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд».

    Задачи:

    Обучающие: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

    Развивающие: развивать психические процессы - слуховую и зрительную память и внимание, мышление; активизировать  словарь: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь; закрепить знания народных пословиц и поговорок

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессиям пекаря, комбайнера и  к труду людей, участвующих в его выращивании.

    Здоровьесберегающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, точность глазомера.

    Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; прослушивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин, просмотр видеоматериала о сельском хозяйстве, чтение сказок: «Колобок», «Царевна - лягушка»,  и художественной литературы.

    Материал: Колосья пшеницы, ржи и овса, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.

    Вводная часть.

    Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

    Глубоки у нас моря,

     Широки у нас поля

     Изобильная, родная

     Щедрая моя земля!

     Ребята, а что значит щедрая земля?

    Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

    Основная часть

    Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник (хлеб)

     Знают все, кто ест:

     Хлеб не надоест!

     Хлеб наша главная еда

     Всегда!

     Рыба – водица,

     Ягода – трава,

     А хлеб, как говорится,

     Всему голова!

    Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди? К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Хлеб, который пекли к празднику, называли каравай.

    Вот он, каравай душистый

     С хрупкой корочкой витой,

     Вот он мягкий, золотистый,

     Словно солнцем налитой!

    Воспитатель: Из чего пекут хлеб? ( из муки).А из чего муку получают? ( из зерна)

    Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы, ржи и овса. У них есть кармашки и зернышки. А чем они отличаются друг от друга? Да, у пшеницы нет таких «усиков», как у ржи, а овес растет соцветием. Из муки пекут- блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (хлебобулочные изделия)

    Воспитатель: Дети, послушайте, как раньше в старину люди выращивали хлеб.

    В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Для жизни и роста растений необходимы солнце и вода.

    Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями.  Ребята, послушайте  пословицы и поговорки, посвященные хлебу.

    Без хлеба – нет обеда.

    Много света – много хлеба.

     Хлеб всегда надо доедать.

    Будет хлеб – будет и песня.

    Не трудиться – хлеба не добиться.

     Хлеб – всему голова.

    Воспитатель: А сейчас давайте поговорим с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку, ее везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Готовые изделия доставляют в магазины.

    Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!

     А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. Воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает печенье, используя специальную формочку.

    Заключительная часть.

    Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали? А что еще делали? (Ответы детей) Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!

    Каждому знакомы,

    Мудрые слова:

    Хлеб – хозяин дома

    Хлеб-всему голова.

                                         

                                         

                                                   

    Необходимые инградиенты для выпечки хлеба

                                       

                                     

                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

    На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"

    Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )

    Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗТема «Огонь, вода, ветер, земля » Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырь...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области развитие речи составление описательного рассказа «Встреча в зимнем лесу » ( с использованием игровых технологий )

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи: Составление описательного рассказа с помощью опорных схем: Тема: «Встреча в зимнем лес »  Цель совместной образовательной деятел...

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «СКАЗКИ ОСЕНИ"

    Я хочу поделиться с Вами совместной деятельностью с детьми старшей группы по занятию рисованием с использованием техники батик ....