Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хлеб брали только чистыми руками, крошечки сгребали в ладошки и съедали. 

В наши дни возделывают хлеб иначе, чем в старину. На помощь пришла техника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb.doc596.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместно – образовательной деятельности с детьми

старшей группы по теме «Хлеб – всему голова».

Возрастная группа: старшая.

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд»

Тема занятия: «Хлеб – всему голова».

Тип занятия: комплексное с интеграцией образовательных областей

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд».

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Развивающие: развивать психические процессы - слуховую и зрительную память и внимание, мышление; активизировать  словарь: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь; закрепить знания народных пословиц и поговорок

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессиям пекаря, комбайнера и  к труду людей, участвующих в его выращивании.

Здоровьесберегающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, точность глазомера.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; прослушивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин, просмотр видеоматериала о сельском хозяйстве, чтение сказок: «Колобок», «Царевна - лягушка»,  и художественной литературы.

Материал: Колосья пшеницы, ржи и овса, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.

Вводная часть.

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,

 Широки у нас поля

 Изобильная, родная

 Щедрая моя земля!

 Ребята, а что значит щедрая земля?

Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

Основная часть

Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник (хлеб)

 Знают все, кто ест:

 Хлеб не надоест!

 Хлеб наша главная еда

 Всегда!

 Рыба – водица,

 Ягода – трава,

 А хлеб, как говорится,

 Всему голова!

Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди? К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Хлеб, который пекли к празднику, называли каравай.

Вот он, каравай душистый

 С хрупкой корочкой витой,

 Вот он мягкий, золотистый,

 Словно солнцем налитой!

Воспитатель: Из чего пекут хлеб? ( из муки).А из чего муку получают? ( из зерна)

Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы, ржи и овса. У них есть кармашки и зернышки. А чем они отличаются друг от друга? Да, у пшеницы нет таких «усиков», как у ржи, а овес растет соцветием. Из муки пекут- блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (хлебобулочные изделия)

Воспитатель: Дети, послушайте, как раньше в старину люди выращивали хлеб.

В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Для жизни и роста растений необходимы солнце и вода.

Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями.  Ребята, послушайте  пословицы и поговорки, посвященные хлебу.

Без хлеба – нет обеда.

Много света – много хлеба.

 Хлеб всегда надо доедать.

Будет хлеб – будет и песня.

Не трудиться – хлеба не добиться.

 Хлеб – всему голова.

Воспитатель: А сейчас давайте поговорим с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку, ее везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Готовые изделия доставляют в магазины.

Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!

 А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. Воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает печенье, используя специальную формочку.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали? А что еще делали? (Ответы детей) Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!

Каждому знакомы,

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома

Хлеб-всему голова.

                                     

                                     

                                               

Необходимые инградиенты для выпечки хлеба

                                   

                                 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"

Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗТема «Огонь, вода, ветер, земля » Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырь...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области развитие речи составление описательного рассказа «Встреча в зимнем лесу » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи: Составление описательного рассказа с помощью опорных схем: Тема: «Встреча в зимнем лес »  Цель совместной образовательной деятел...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «СКАЗКИ ОСЕНИ"

Я хочу поделиться с Вами совместной деятельностью с детьми старшей группы по занятию рисованием с использованием техники батик ....