конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дубовикова Ольга Петровна

Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение космоса с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kosmos.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Вводная часть.

В: Ребята, а кто знает какое сегодня число и месяц?
Д: 12 апреля.

В: А какой сегодня праздник отмечает наша страна?

Д: День космонавтики.

В: Ребята, отгадайте загадку.

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный. Темный,

И необычайный.

В нем живут Вселенные,

Необыкновенные.

Д: Это космос.

В: Правильно ребята, это описание космоса. Как увы уже наверное догадались, сегодня мы с вами будем говорить о космосе.

Основная часть.

В: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки. Если вы правильно их отгадаете. То мы узнаем,  что еще можно встретить в космосе, и отгадка появится на экране.

Эта желтая звезда

Согревает нас всегда.

Все планеты освещает.

От других звезд защищает….  (Солнце)

В: правильно, это Солнце посмотрите на экран.

На небе ночью мы сияем

Сверкаем, словно огоньки.

Всех красотой мы удивляем

Хотя от вас мы далеки….   (Звезды)

Ребята, а как называется профессия человека который изучает звезды?

Д: астроном.

В: А где работает астроном?

Д: В обсерватории

В: А как называется, прибор который увеличивает изображение звезд?

 Д: телескоп

В: Молодцы посмотрите на экран, вот так первые астрономы наблюдали за звездами. Это наиболее простые телескопы. И посмотрите, какие сейчас мощные телескопы. А зачем нужны такие мощные телескопы?

Д: Ответы детей

В: Молодцы. Следующая загадка.

Бегают вокруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки.

Промелькнут года и дни.

Но не встретятся они….  (Планеты)

В: Ребята, а планеты сталкиваются в космосе?

Д: Нет. У каждой планеты своя дорожка орбита.

В: Молодцы правильно посмотрите на экран.

Сверкая огромным хвостом  в темноте

Несется среди ясных звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной …. (Комета)

В: Молодцы правильно посмотрите на экран.

Почти что со скорость света

Осколок летит от планеты,

К Земле направляясь, летит и летит.

Небесный, космический…. (Метеорит)

В: Молодцы правильно посмотрите на экран.

Меж Юпитером и Марсом

Не мешало бы прибраться-

Там осколки от планеты,

А вот веника – то нету…(пояс астероидов)

В: Молодцы правильно посмотрите на экран

Все комета облетела.

Все на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора-

Это черная….(Дыра)

В: Ребята, а на чем можно полететь в космос?

Д: На ракете.

В:  Ребята, а кто построил первую ракету?

Д:  Конструктор Королев.

В: Правильно (посмотрите на экран) Сергей Павлович Королев. А кто первыми из животных посетили космос?

Д: Собаки Белка и Стрелка.

В: Правильно (посмотрите на экран)

В: Ребята, наша страна очень гордится этим человеком, он был первым космонавтом планеты?

Д: Юрий Гагарин

В: Правильно (посмотрите на экран) Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт, облетевший вокруг Земли. Ребята, а как вы думаете легко быть космонавтом?

Д: Нет

В: А почему вы считаете, что не легко?

Д: Ответы детей.

В: Ребята, а вы играть любите?

Д: Да

В:  Давайте поиграем в игру- «наоборот».(встали) Космонавт должен быть:

Трусливый- смелый

Слабый- сильный

Маленький- большой

Толстый- тонкий

Старый- молодой

Злой- добрый

Медлительный- быстрый

Грустный- веселый

В: Из перечисленных нами слов выберите те качества, которыми должен обладать настоящий космонавт.

 Д: Он должен быть: добрым, сильным, быстрым, веселым, молодым, смелым.

В: Молодцы.

 ( Раздается телефонный звонок я беру трубку. Алло. Здравствуйте. Я вас слушаю. Да, это детский сад. Мы постараемся вам помочь). Ребята, нам звонили из обсерватории, и просили о помощи. В космосе планеты сошли со своих орбит. Нужно их вернуть на свои места. Вы согласны помочь?

Д: Да

В: Тогда мы отправляемся в космическое путешествие! Займите свои места. По схеме лежащей на столе из палочек мы построим то, на чем полетим в космос. Приступили к работе. Все построили?

Д: Да

 В: А что вы построили?

Д: Ракету

В: У всех получилась ракета такая как у меня нарисована?

Д: Да

В: Молодцы. А что нам нужно еще чтобы выйти в открытый космос?

Д: Шлемы, скафандры

В: А зачем нам нужны гермошлемы?

Д: В космосе нет воздуха. А нам нужно дышать.

В: Правильно в космосе нет воздуха, там безвоздушное пространство, там невесомость.

В: Одеваем гермошлемы. Построились для полета.

Физкультминутка

Ждут нас быстрые ракеты  (шаг на месте)

Для прогулки по планетам

На какую захотим-  

На такую полетим.

Правое крыло вперед (правая рука вперед)

Левое крыло вперед (левая рука вперед)

Руки в стороны

В полет отправляет нас пилот (качаем крылья)

Ветер дует задувает (качаем руками)

И пропеллер наш вращает (вращаем руками)

Ах какая красота (повороты из стороны в сторону и смотрим в даль)

Не страшна нам высота (руки в вверх и прыжок в вверх)

В: Ну вот мы с вами и прилетели. Выходим в открытый космос.(дети делают видимость полета дети выстраиваются у фланелеграфа полукругом)

Посмотрите ни одной нет планеты. Все планеты вот здесь. Для того чтобы их вернуть на свои места надо сосчитать синие и красные звезды вместе. Полученное число соответствует месту планеты на орбите. Пожалуйста, выберите себе планету, переверните ее и считаем. Кто сосчитал? На какой орбите живет твоя планета?

Д: на 5

В: Как получилось число 5. (ребенок проговаривает пример 4красных звезды и одна синяя будет 5)

(Так мы шагаем от первой планеты  до 8). Молодцы. А теперь давайте вспомним название планет.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.

В: Сколько планет вращается вокруг солнца?

Д: 8

В: Молодцы все планеты вернулись на свои орбиты(посмотрите на экран) А мы возвращаемся к нашим ракетам летим домой. (Звучит космическая музыка изображая полет дети идут к своим местам) вот мы и вернулись с вами в детский сад. Снимаем шлемы.

(Раздается звонок. Здравствуйте. Мы очень рады, что смогли вам помочь. Можем ли мы принять гостя? Да мы рады гостям. Хорошо. Ждем вашего гостя у нас в лаборатории.   Ребята- нас в лаборатории ожидает таинственный гость. Давайте скорее туда пойдем.

В: Ребята познакомьтесь с гостем это ЛИ-ЛИ житель планеты Лазурная. Гуляя в космосе со своей семьей их осветил яркий свет и ЛИ-ЛИ потерялась. И она не знает на какую планету она сейчас попала? На какую планету попала ЛИ-ЛИ ребята?

Д: На планету Земля.

В: Она спрашивает, а почему у себя на планете она летает, а у нас ходит?

Д: В космосе нет воздуха и поэтому там невесомость, она  летает. А у нас на планете есть воздух  и  нет невесомости, вот поэтому мы не летаем и у нас есть земное притяжение.

В: Ли-Ли спрашивает, а что такое воздух?

Ребята давайте мы расскажем и покажем Ли- Ли, несколько опытов?

Д: Давайте.

В: Что мы знаем о воздухе?

Д: Мы дышим воздухом. Он невидимый, не пахнет, не имеет вкуса.

В: Ребята вы сказали, что воздух невидим. Воздух это великий невидимка. Его никто не замечает, но без воздуха не было бы жизни на нашей Земле. Воздухом дышат растения и животные и мы с вами не можем жить без воздуха. Давайте покажем ЛИ- ЛИ как мы дышим. Руки положим на живот вдох- втянули живот, выдох- надули живот.  А хотите поймать невидимку воздух?

Д: Да

Опыт 1.

  В: Я даю вам пакеты, а вы ими попробуйте поймать воздух. Раскройте пакет и сделаете несколько волнообразных движений. Потом быстро закрываете пакет. Что мы видим?

Д: Пакет надулся.

В: Что у вас внутри пакета?

Д: Воздух.

В: Молодцы, правильно. Видишь Ли- ли воздух невидим, но мы его можем поймать.

ЛИ- Ли: Ой как интересно.

В: Давайте выпустим невидимку. Открываем пакет.

Опыт 2.

В: Вы говорили, что воздух не имеет запаха, да он действительно не пахнет. А хотите поиграть в игру «Узнай по запаху»

Д: Да

В: Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте. (Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах апельсина, духов, чеснока). Какой запах вы чувствовали?

Д: Ответы детей.

В: Имеет ли свой запах воздух?

Д: Нет.

В: А что может делать воздух?

Д: Воздух может передавать запахи.

В: Молодцы правильно. Воздух передает запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать.

 Опыт 3.

В: Ребята, наш невидимка может совершать чудеса. Хотите запустить звездолет?

Д: Да

Для этого нам потребуется:
- воздушный шарик
- пластиковая трубочка
- скотч
- толстая нить

План работы:
1. Надуйте воздушный шарик. Придержите рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся.
2. Попросите кого-нибудь вам помочь - продеть нитку через трубочку. Один конец нити пусть ваш помощник привяжет к какому-нибудь предмету, другой конец держит в руке.
3. Скотчем прикрепите трубочку к шарику. Начинаем обратный отсчет. 5,4,3,….
4. Теперь отпустите шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.

В: Почему ребята полетел наш звездолет?

Д: Освобождаясь из шарика воздух толкает наш звездолет.

В: Молодцы правильно. Ребята, что же мы узнали о нашем невидимке воздухе? Какой бывает воздух?

Д: Он невидимый и без запаха.

А что может делать воздух?

Д: Он может передавать запахи и может двигать предметы.

 В: Ну а теперь нам нужно попрощаться с нашей гостьей. Ли-Ли если тебе понравилось у нас в гостях, мы тебя приглашаем, прилетай к нам в гости еще, мы расскажем и покажем тебе много интересного. ЛИ-ЛИ сказала, что ей очень понравилось и она обещала прилететь к нам в гости. А мы с вами возвращаемся на свои места.

Заключительная часть.

В: Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?

Д: Да

В: Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были, что делали, что видели?

Д: Ответы детей.

В: Молодцы. Ребята, у меня есть для вас сюрприз. Работники обсерватории очень благодарят вас за помощь и хотят чтобы вы выросли крепкими и здоровыми, на память о сегодняшнем нашем путешествии дарят вам медали- витамины. Раздаю медали детям. На этом наше путешествие закончилось.

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о космосе.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о космических объектах (планеты, кометы, метеориты, солнце, звезды, черная дыра, пояс астероидов), а также представления детей о свойствах воздуха.
  2. Закреплять умение  детей соотносить количество предметов с цифрой.
  3. Развивать любознательность, пополнять и активизировать словарный запас детей.
  4. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость. Желание помогать друг- другу.

Технологии:

  1. Игровые
  2. Здоровьесберегающие
  3. Палочки Кюизенера
  4. Опытно- экспериментальная
  5. ИКТ (информационно- коммуникативные технологии)

Предварительная работа:  

  1. Посещение планетария
  2. Чтение книг о космосе: Н. Носов «Незнайка на Луне»; Удивительный космос (энциклопедия с окошками); Космос о звездах, планетах, космических путешествиях; Космос моя первая энциклопедия; подбор литературы о космосе и картинок.
  3. Изготовление солнечной системы, изготовление шлемов, оформление выставки детских работ.
  4. Подбор картинок слайдов, музыки. Запись звонка.

Материалы и оборудование:

  1. Демонстрационные: солнечная система, инопланетянка Ли-Ли, рисунок ракеты, духи пробник, апельсин, чеснок, нитка, скотч, воздушный шар, трубочка от коктейля, слайды с картинками о космосе, музыка, запись звонка.
  2. Раздаточные: Палочки Кюизенера, схема ракеты, звезды, пакеты, планеты, шлемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Путешествие в осенний лес",

Материал предназначен для закрепления детьми в различных ситуациях природоведческих знаний на примере леса. Обучения анализу изображения предметов сложной формы и воссозданию её из частей, освоение де...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие с Ежиком»

Образовательная область "Речевое развитие". Занятие с использованием су-джок терапии....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема «Путешествие в страну математики»

Конспект совместной образовательной  деятельностис  детьми  старшего дошкольного возраста(5-6 лет)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на корабле»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста  на тему: «Путешествие на корабле» по формированию математических представлений...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в Страну Сказок»

Сказки есть в каждом доме, они читаются детям всех возрастов. Она пользуется огромной любовью у детей. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Из сказкидети черпают...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКА»

Занятие по ФЭМП для детей старшего возраста. Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении трех месяцев учебного года. Закрепить с детьми количественный, поряд...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Математика»»

Цель: создание условий для закрепления математических знаний.Задачи: Учить ориентироваться в пространстве;Уточнить знания о геометрических фигурах;Стимулировать развитие мыслительных способностей, люб...