Главные вкладки

    конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Дубовикова Ольга Петровна

    Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение космоса с детьми"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_kosmos.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вводная часть.

    В: Ребята, а кто знает какое сегодня число и месяц?
    Д: 12 апреля.

    В: А какой сегодня праздник отмечает наша страна?

    Д: День космонавтики.

    В: Ребята, отгадайте загадку.

    Океан бездонный,

    Океан бескрайний,

    Безвоздушный. Темный,

    И необычайный.

    В нем живут Вселенные,

    Необыкновенные.

    Д: Это космос.

    В: Правильно ребята, это описание космоса. Как увы уже наверное догадались, сегодня мы с вами будем говорить о космосе.

    Основная часть.

    В: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки. Если вы правильно их отгадаете. То мы узнаем,  что еще можно встретить в космосе, и отгадка появится на экране.

    Эта желтая звезда

    Согревает нас всегда.

    Все планеты освещает.

    От других звезд защищает….  (Солнце)

    В: правильно, это Солнце посмотрите на экран.

    На небе ночью мы сияем

    Сверкаем, словно огоньки.

    Всех красотой мы удивляем

    Хотя от вас мы далеки….   (Звезды)

    Ребята, а как называется профессия человека который изучает звезды?

    Д: астроном.

    В: А где работает астроном?

    Д: В обсерватории

    В: А как называется, прибор который увеличивает изображение звезд?

     Д: телескоп

    В: Молодцы посмотрите на экран, вот так первые астрономы наблюдали за звездами. Это наиболее простые телескопы. И посмотрите, какие сейчас мощные телескопы. А зачем нужны такие мощные телескопы?

    Д: Ответы детей

    В: Молодцы. Следующая загадка.

    Бегают вокруг огонечка

    Шесть сыночков и две дочки.

    Промелькнут года и дни.

    Но не встретятся они….  (Планеты)

    В: Ребята, а планеты сталкиваются в космосе?

    Д: Нет. У каждой планеты своя дорожка орбита.

    В: Молодцы правильно посмотрите на экран.

    Сверкая огромным хвостом  в темноте

    Несется среди ясных звезд в пустоте,

    Она не звезда, не планета,

    Загадка Вселенной …. (Комета)

    В: Молодцы правильно посмотрите на экран.

    Почти что со скорость света

    Осколок летит от планеты,

    К Земле направляясь, летит и летит.

    Небесный, космический…. (Метеорит)

    В: Молодцы правильно посмотрите на экран.

    Меж Юпитером и Марсом

    Не мешало бы прибраться-

    Там осколки от планеты,

    А вот веника – то нету…(пояс астероидов)

    В: Молодцы правильно посмотрите на экран

    Все комета облетела.

    Все на небе осмотрела.

    Видит, в космосе нора-

    Это черная….(Дыра)

    В: Ребята, а на чем можно полететь в космос?

    Д: На ракете.

    В:  Ребята, а кто построил первую ракету?

    Д:  Конструктор Королев.

    В: Правильно (посмотрите на экран) Сергей Павлович Королев. А кто первыми из животных посетили космос?

    Д: Собаки Белка и Стрелка.

    В: Правильно (посмотрите на экран)

    В: Ребята, наша страна очень гордится этим человеком, он был первым космонавтом планеты?

    Д: Юрий Гагарин

    В: Правильно (посмотрите на экран) Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт, облетевший вокруг Земли. Ребята, а как вы думаете легко быть космонавтом?

    Д: Нет

    В: А почему вы считаете, что не легко?

    Д: Ответы детей.

    В: Ребята, а вы играть любите?

    Д: Да

    В:  Давайте поиграем в игру- «наоборот».(встали) Космонавт должен быть:

    Трусливый- смелый

    Слабый- сильный

    Маленький- большой

    Толстый- тонкий

    Старый- молодой

    Злой- добрый

    Медлительный- быстрый

    Грустный- веселый

    В: Из перечисленных нами слов выберите те качества, которыми должен обладать настоящий космонавт.

     Д: Он должен быть: добрым, сильным, быстрым, веселым, молодым, смелым.

    В: Молодцы.

     ( Раздается телефонный звонок я беру трубку. Алло. Здравствуйте. Я вас слушаю. Да, это детский сад. Мы постараемся вам помочь). Ребята, нам звонили из обсерватории, и просили о помощи. В космосе планеты сошли со своих орбит. Нужно их вернуть на свои места. Вы согласны помочь?

    Д: Да

    В: Тогда мы отправляемся в космическое путешествие! Займите свои места. По схеме лежащей на столе из палочек мы построим то, на чем полетим в космос. Приступили к работе. Все построили?

    Д: Да

     В: А что вы построили?

    Д: Ракету

    В: У всех получилась ракета такая как у меня нарисована?

    Д: Да

    В: Молодцы. А что нам нужно еще чтобы выйти в открытый космос?

    Д: Шлемы, скафандры

    В: А зачем нам нужны гермошлемы?

    Д: В космосе нет воздуха. А нам нужно дышать.

    В: Правильно в космосе нет воздуха, там безвоздушное пространство, там невесомость.

    В: Одеваем гермошлемы. Построились для полета.

    Физкультминутка

    Ждут нас быстрые ракеты  (шаг на месте)

    Для прогулки по планетам

    На какую захотим-  

    На такую полетим.

    Правое крыло вперед (правая рука вперед)

    Левое крыло вперед (левая рука вперед)

    Руки в стороны

    В полет отправляет нас пилот (качаем крылья)

    Ветер дует задувает (качаем руками)

    И пропеллер наш вращает (вращаем руками)

    Ах какая красота (повороты из стороны в сторону и смотрим в даль)

    Не страшна нам высота (руки в вверх и прыжок в вверх)

    В: Ну вот мы с вами и прилетели. Выходим в открытый космос.(дети делают видимость полета дети выстраиваются у фланелеграфа полукругом)

    Посмотрите ни одной нет планеты. Все планеты вот здесь. Для того чтобы их вернуть на свои места надо сосчитать синие и красные звезды вместе. Полученное число соответствует месту планеты на орбите. Пожалуйста, выберите себе планету, переверните ее и считаем. Кто сосчитал? На какой орбите живет твоя планета?

    Д: на 5

    В: Как получилось число 5. (ребенок проговаривает пример 4красных звезды и одна синяя будет 5)

    (Так мы шагаем от первой планеты  до 8). Молодцы. А теперь давайте вспомним название планет.

    По порядку все планеты
    Назовёт любой из нас:
    Раз — Меркурий,
    Два — Венера,
    Три — Земля,
    Четыре — Марс.
    Пять — Юпитер,
    Шесть — Сатурн,
    Семь — Уран,
    За ним — Нептун.
    Он восьмым идёт по счёту.

    В: Сколько планет вращается вокруг солнца?

    Д: 8

    В: Молодцы все планеты вернулись на свои орбиты(посмотрите на экран) А мы возвращаемся к нашим ракетам летим домой. (Звучит космическая музыка изображая полет дети идут к своим местам) вот мы и вернулись с вами в детский сад. Снимаем шлемы.

    (Раздается звонок. Здравствуйте. Мы очень рады, что смогли вам помочь. Можем ли мы принять гостя? Да мы рады гостям. Хорошо. Ждем вашего гостя у нас в лаборатории.   Ребята- нас в лаборатории ожидает таинственный гость. Давайте скорее туда пойдем.

    В: Ребята познакомьтесь с гостем это ЛИ-ЛИ житель планеты Лазурная. Гуляя в космосе со своей семьей их осветил яркий свет и ЛИ-ЛИ потерялась. И она не знает на какую планету она сейчас попала? На какую планету попала ЛИ-ЛИ ребята?

    Д: На планету Земля.

    В: Она спрашивает, а почему у себя на планете она летает, а у нас ходит?

    Д: В космосе нет воздуха и поэтому там невесомость, она  летает. А у нас на планете есть воздух  и  нет невесомости, вот поэтому мы не летаем и у нас есть земное притяжение.

    В: Ли-Ли спрашивает, а что такое воздух?

    Ребята давайте мы расскажем и покажем Ли- Ли, несколько опытов?

    Д: Давайте.

    В: Что мы знаем о воздухе?

    Д: Мы дышим воздухом. Он невидимый, не пахнет, не имеет вкуса.

    В: Ребята вы сказали, что воздух невидим. Воздух это великий невидимка. Его никто не замечает, но без воздуха не было бы жизни на нашей Земле. Воздухом дышат растения и животные и мы с вами не можем жить без воздуха. Давайте покажем ЛИ- ЛИ как мы дышим. Руки положим на живот вдох- втянули живот, выдох- надули живот.  А хотите поймать невидимку воздух?

    Д: Да

    Опыт 1.

      В: Я даю вам пакеты, а вы ими попробуйте поймать воздух. Раскройте пакет и сделаете несколько волнообразных движений. Потом быстро закрываете пакет. Что мы видим?

    Д: Пакет надулся.

    В: Что у вас внутри пакета?

    Д: Воздух.

    В: Молодцы, правильно. Видишь Ли- ли воздух невидим, но мы его можем поймать.

    ЛИ- Ли: Ой как интересно.

    В: Давайте выпустим невидимку. Открываем пакет.

    Опыт 2.

    В: Вы говорили, что воздух не имеет запаха, да он действительно не пахнет. А хотите поиграть в игру «Узнай по запаху»

    Д: Да

    В: Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте. (Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах апельсина, духов, чеснока). Какой запах вы чувствовали?

    Д: Ответы детей.

    В: Имеет ли свой запах воздух?

    Д: Нет.

    В: А что может делать воздух?

    Д: Воздух может передавать запахи.

    В: Молодцы правильно. Воздух передает запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать.

     Опыт 3.

    В: Ребята, наш невидимка может совершать чудеса. Хотите запустить звездолет?

    Д: Да

    Для этого нам потребуется:
    - воздушный шарик
    - пластиковая трубочка
    - скотч
    - толстая нить

    План работы:
    1. Надуйте воздушный шарик. Придержите рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся.
    2. Попросите кого-нибудь вам помочь - продеть нитку через трубочку. Один конец нити пусть ваш помощник привяжет к какому-нибудь предмету, другой конец держит в руке.
    3. Скотчем прикрепите трубочку к шарику. Начинаем обратный отсчет. 5,4,3,….
    4. Теперь отпустите шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.

    В: Почему ребята полетел наш звездолет?

    Д: Освобождаясь из шарика воздух толкает наш звездолет.

    В: Молодцы правильно. Ребята, что же мы узнали о нашем невидимке воздухе? Какой бывает воздух?

    Д: Он невидимый и без запаха.

    А что может делать воздух?

    Д: Он может передавать запахи и может двигать предметы.

     В: Ну а теперь нам нужно попрощаться с нашей гостьей. Ли-Ли если тебе понравилось у нас в гостях, мы тебя приглашаем, прилетай к нам в гости еще, мы расскажем и покажем тебе много интересного. ЛИ-ЛИ сказала, что ей очень понравилось и она обещала прилететь к нам в гости. А мы с вами возвращаемся на свои места.

    Заключительная часть.

    В: Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?

    Д: Да

    В: Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были, что делали, что видели?

    Д: Ответы детей.

    В: Молодцы. Ребята, у меня есть для вас сюрприз. Работники обсерватории очень благодарят вас за помощь и хотят чтобы вы выросли крепкими и здоровыми, на память о сегодняшнем нашем путешествии дарят вам медали- витамины. Раздаю медали детям. На этом наше путешествие закончилось.

    Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о космосе.

    Задачи:

    1. Расширять знания детей о космических объектах (планеты, кометы, метеориты, солнце, звезды, черная дыра, пояс астероидов), а также представления детей о свойствах воздуха.
    2. Закреплять умение  детей соотносить количество предметов с цифрой.
    3. Развивать любознательность, пополнять и активизировать словарный запас детей.
    4. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость. Желание помогать друг- другу.

    Технологии:

    1. Игровые
    2. Здоровьесберегающие
    3. Палочки Кюизенера
    4. Опытно- экспериментальная
    5. ИКТ (информационно- коммуникативные технологии)

    Предварительная работа:  

    1. Посещение планетария
    2. Чтение книг о космосе: Н. Носов «Незнайка на Луне»; Удивительный космос (энциклопедия с окошками); Космос о звездах, планетах, космических путешествиях; Космос моя первая энциклопедия; подбор литературы о космосе и картинок.
    3. Изготовление солнечной системы, изготовление шлемов, оформление выставки детских работ.
    4. Подбор картинок слайдов, музыки. Запись звонка.

    Материалы и оборудование:

    1. Демонстрационные: солнечная система, инопланетянка Ли-Ли, рисунок ракеты, духи пробник, апельсин, чеснок, нитка, скотч, воздушный шар, трубочка от коктейля, слайды с картинками о космосе, музыка, запись звонка.
    2. Раздаточные: Палочки Кюизенера, схема ракеты, звезды, пакеты, планеты, шлемы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Путешествие в осенний лес",

    Материал предназначен для закрепления детьми в различных ситуациях природоведческих знаний на примере леса. Обучения анализу изображения предметов сложной формы и воссозданию её из частей, освоение де...

    Конспект образовательной деятельности c детьми старшего дошкольного возраста. на тему: "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина".

    Прививать любовь к творчеству А.С Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики....

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие с Ежиком»

    Образовательная область "Речевое развитие". Занятие с использованием су-джок терапии....

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема «Путешествие в страну математики»

    Конспект совместной образовательной  деятельностис  детьми  старшего дошкольного возраста(5-6 лет)...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на корабле»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста  на тему: «Путешествие на корабле» по формированию математических представлений...

    Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"

    Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение  делать выводы....