Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Это волшебное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя: необходимо соблюдать технику безопасности. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но вопрос: как его можно получить? Для этого я решила познакомить дошкольников с образованием статического электричества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_eto_volshebnoe_elenktrichestvo.docx | 118.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 27»
Цель: познакомить детей со статическим электричеством.
Задачи:
Образовательные:
Обобщать ранее полученные знания детей об электричестве.
Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципом его действия.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей посредством опытов.
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать навык работы в паре.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Наглядный картинки «Бытовая техника»)
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой (физминутка «Электроны»)
Развивающая среда: дидактические игра «Собери картинку», плакат «Правила поведения в лаборатории».
Раздаточный материал: воздушные шарики, синтетические и шерстяные лоскутки, расчески, бумажные бабочки, зеркала по количеству детей.
Этапы НОД | Деятельность педагога (что делает педагог на каждом этапе НОД) | Деятельность детей (как отвечают дети на действия педагога) |
Введение в образовательную ситуацию Дидактическая игра «Собери картинку» Актуализация знаний. Разминка для ума. Отгадывание загадки Физминутка. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации, мотивации к действию. | В: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с волшебником. Чтобы узнать, как зовут этого волшебника нужно отгадать загадку: По тропинкам я бегу, Без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, Не зажжется в доме свет. В: А почему его называют волшебником? Подумайте, какое волшебство может совершить электричество? В: У вас на столах лежать разрезанные картинки электроприборов. Нужно собрать картинку, чтобы вспомнить какие электроприборы есть в наших домах. Собирайте внимательно, чтобы прибор работал исправно и безопасно. В: Расскажите: какой это электроприбор и для чего нужен. В: А почему эти предметы называют электроприборами? В: Да, правильно. Потому что работают от электричества. В: Ребята, а в нашей группе есть электричество? В: Вспомните по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество? В: Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши электроприборы. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться - вы вспомните, отгадав загадку: Что за зверь сидит в розетке? Из какой сбежал он клетки? Как на свет он появился? И в розетке поселился? А что такое электричество? Откуда электричество поступает в наши дома? ( - Я предлагаю вам превратимся в электроны, которые бегут по проводам, и немного размяться. Выполняйте движения со мной. Ток бежит по проводам, Свет несёт в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Холодильник, мониторы. Кофемолки, пылесос, Ток энергию принёс. В: Скажите, пожалуйста, а на сколько может быть опасным эклектический ток и как нужно обращаться с электроприборами? Воспитатель хвалит ответы и обращает внимание на письмо, которое лежит в группе В: Ребята, нам пришло письмо. Давайте вместе его прочитаем и выясним, кто же нам его прислал. «Здравствуйте ребята! Разрешите представиться. Меня зовут Почемучка. Я все время задаю вопрос: Почему? Поэтому меня так прозвали Почемучка. Со мной приключилась беда. Дело в том, что я собиралась в гости и стала причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться: Почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться.» В: Ребята, а мы сможем помочь Почемучке разобраться с ее бедой, и выяснить, что же случилось у нее с волосами? Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у Почемучке с волосами? В: Как мы можем проверить наши предположения? В: Мы так же можем это узнать в нашей лаборатории. Проходите, садитесь за столы. Кем мы с вами становимся, когда заходим в лабораторию? Воспитатель: Не забывайте о правилах поведения в лаборатории. Они обозначены в виде схемы у вас на столах. | Отвечают Электричество Отвечают: загорается свет, работают электроприборы. Выкладывают электроприборы из разрезных картинок Рассказывают об электроприборах Работают с помощью электричества Дети: есть Дети: - Розетки, лампочки, выключатели. Электрический ток. Ответы детей: это заряженные частицы-электроны - ток, оно вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома, чтобы подключать бытовую технику, электроприборы). (Бег на месте) («Фонарики») («Моторчик») (Хлопки в ладоши на каждый бытовой прибор) (Взяться за руки) Вспоминают и рассказывают правила обращения с электроприборами Дети: выдвигают гипотезы. Это можно узнать у компьютера, или спросить у взрослых. Дети: Мы становимся учеными |
Основная часть Практический этап. Открытие новых знаний. Опыт №1 Выдвижение гипотезы. Выдвижение гипотезы. Опыт №2 Открытие новых знаний. Дети выдвигают свои гипотезы Опыт №3 Применение новых знаний на практике. | Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в лабораторию. . В: У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой. В: Возьмите расческу и поднесите ее к волосам. Что происходит с волосами? В: А теперь хорошо причешитесь расческой. -Что вы видите? В: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней? В: После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой о волосы, там образовалось электричество. Оно не опасное, тихое, незаметное. живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой, Теперь мы с вами выяснили, из-за чего у почемучки волосы торчат в разные стороны. Почему? Воспитатель: А как оно там образовалось? Воспитатель: Как же помочь Почемучки избавиться от статического электричества? Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам послушать сказку про Фею Капельку, может там мы найдем ответ на наш вопрос. «Жили два друга воздушные шарики, которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству жила, злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей, и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы и, подлизываясь к ним, потирала их круглые бока, заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались, друг с другом они отталкивались друг от друга. Но Фее капельке, которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась и побрызгала на них своими капельками. Капельки попали на шарики, и прогнали статическое электричество, и шарики опять стали друзьями и старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку. В: Ребята, а вы не хотите сами проверить, так ли это? Воспитатель: Давайте возьмем с вами каждый по шарику и встанем в пары (одинаковые шарики друг напротив друга) Воспитатель: Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей? Воспитатель: Давайте и мы с вами возьмем тряпочки и потрем круглые бока наших шариков. А теперь давайте попробуем поднести шарики друг к другу. Что же с ними происходит? В: Ребята, а почему так получилось? Чем заряжала шарики тряпочка, когда терлась об их круглые бока? .В: Ребята вспомните рассказ, кто помог шарикам помириться? В: Что Фея капелька сделала? В: Что после этого произошло с шариками? В: А вы хотите, что бы ваши шарики помирились? Кому помирить шарики? Воспитатель смачивает водой шарики В: Ребята, какой мы вывод можем сделать? В: Молодцы ребята. В: Я предлагаю вам стать волшебниками и «оживить» бумажных бабочек, которые лежат в тарелочках с помощью статического электричества. Поднесите расческу к бумаге. В: Что - то с бумагой происходит? В: Как заставить бумагу притянутся к расческе? В: Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к бабочкам. В: Что происходит с бабочками?) В: Как расческа стала электрической? Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде. Молодцы! Вы опять поймали электричество. | Дети: Чтобы помочь Почемучке разобраться, почему у него торчат волосы в разные стороны Подносят и ничего не происходит. Отвечают: ни чего. Дети причёсываются Отвечают: Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе. Дети выдвигают гипотезы Дети: В волосах образовалось статическое электричество Дети: Она причесала, т.е. потерла расческой о волосы. Дети выдвигают гипотезу Дети: Да. Дети: Терлась об их круглые бока. Становятся друг напротив друга и натирают шарики синтетической тряпочкой и подносят шары. Дети: Они отталкиваются друг от друга. Дети: статическим электричеством Дети: Фея Капелька. Дети: Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество. Дети: Они помирились. Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой. Дети: нет (Предложения детей) Дети натирают расчёски и подносят к бабочкам. Дети: Бабочка притянулась к расческе Дети: Ее натерли шарфиком |
Рефлексия | А вы помните, что мы получили письмо от почемучки? Ребята, а давайте мы ответим Почемучке на письмо. А для этого нужно вспомнить, что произошло с Почемучкой? Воспитатель: Почему произошло именно так? Воспитатель: Как помочь почемучке прогнать статическое электричество? Воспитатель: Правильно, но давайте мы еще напишем Почемучке, что брызгать водой для того чтобы снять статическое электричество можно только на: волосы, одежду, шарики и т.д. Но кроме того, как у нас в мире имеется безопасное электричество, которое мы называем статическим, имеется еще и опасное электричество-ток, которое к нам поступает от электростанций по проводам и живет оно в электрощитах, розетках, электроприборов, ламп. При работе, с которыми важно соблюдать безопасность, на них не только нельзя брызгать водой, но его нельзя трогать даже мокрыми руками. В: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Почемучке? Что нового вы узнали? А что было самое трудное для вас? Какие опыты вы покажете дома с родителям? | Дети: У нее, торчат волосы в разные стороны, после того как она их причесала. Дети: После трения одного предмета о другой образовалось статическое электричество. Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой. Дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по продуктивной (конструктивной) деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «В гости к звездам».
Цель:v развивать у детей художественно – творческие способности;v совершенствовать ранее полученные навыки;v совершенствовать навыки работы с бума...
Конспект интегрированного занятия по математической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
математическая деятельность детей старшего дошкольного возраста....
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"
Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"
Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:· Создать условия ...
Поисково-познавательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень — магнит»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи:ОбразовательныеРасширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойств...
Планирование кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА"
Календарно-тематическое планирование Кружка" Волшебная кисточка"...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная бумага»
Конспект образовательной деятельности «Волшебная бумага»...