Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Это волшебное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Михайловна Маркина

В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя: необходимо соблюдать технику безопасности. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но вопрос: как его можно получить? Для этого я решила познакомить дошкольников с образованием статического электричества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_eto_volshebnoe_elenktrichestvo.docx118.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 27»


Цель: познакомить детей со статическим электричеством.

Задачи:

Образовательные:        

Обобщать ранее полученные знания детей об электричестве.

Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципом его действия.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей посредством опытов.

Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать навык работы в паре.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).

Наглядный картинки «Бытовая техника»)

Практический (опыты с проявлениями статического электричества)

Игровой (физминутка «Электроны»)

Развивающая среда: дидактические игра «Собери картинку», плакат «Правила поведения в лаборатории».

Раздаточный материал: воздушные шарики, синтетические и шерстяные лоскутки, расчески, бумажные бабочки, зеркала по количеству детей.

Этапы НОД

Деятельность педагога (что делает педагог на каждом этапе НОД)

Деятельность детей (как отвечают дети на действия педагога)

Введение в образовательную ситуацию

Дидактическая игра «Собери картинку»

Актуализация знаний.

Разминка для ума. Отгадывание загадки

Физминутка.

Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации, мотивации к действию.

В: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с волшебником. Чтобы узнать, как зовут этого волшебника нужно отгадать загадку:

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

В: А почему его называют волшебником? Подумайте, какое волшебство может совершить электричество?

В: У вас на столах лежать разрезанные картинки электроприборов. Нужно собрать картинку, чтобы вспомнить какие электроприборы есть в наших домах. Собирайте внимательно, чтобы прибор работал исправно и безопасно.

В: Расскажите: какой это электроприбор и для чего нужен.

В: А почему эти предметы называют электроприборами?

В: Да, правильно. Потому что работают от электричества.

В: Ребята, а в нашей группе есть электричество?

В: Вспомните по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество?

В: Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши электроприборы. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться - вы вспомните, отгадав загадку:

Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился?

И в розетке поселился?

А что такое электричество? Откуда электричество поступает в наши дома? (

- Я предлагаю вам превратимся в электроны, которые бегут по проводам, и немного размяться. Выполняйте движения со мной.

Ток бежит по проводам,              

Свет несёт в квартиру нам.            

Чтоб работали приборы,              

Холодильник, мониторы.            

Кофемолки, пылесос,                      

Ток энергию принёс.                      

В: Скажите, пожалуйста, а на сколько может быть опасным эклектический ток и как нужно обращаться с электроприборами? Воспитатель хвалит ответы и обращает внимание на письмо, которое лежит в группе

В: Ребята, нам пришло письмо. Давайте вместе его прочитаем и выясним, кто же нам его прислал.

«Здравствуйте ребята! Разрешите представиться. Меня зовут Почемучка. Я все время задаю вопрос: Почему? Поэтому меня так прозвали Почемучка. Со мной приключилась беда. Дело в том, что я собиралась в гости и стала причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться: Почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться.»

В: Ребята, а мы сможем помочь Почемучке разобраться с ее бедой, и выяснить, что же случилось у нее с волосами?

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у Почемучке с волосами?

В: Как мы можем проверить наши предположения?

В: Мы так же можем это узнать в нашей лаборатории.

Проходите, садитесь за столы.  Кем мы с вами становимся, когда заходим в лабораторию?

Воспитатель: Не забывайте о правилах поведения в лаборатории. Они обозначены в виде схемы у вас на столах.

Отвечают Электричество

Отвечают:

загорается свет, работают электроприборы.

Выкладывают электроприборы из разрезных картинок

Рассказывают об электроприборах

Работают с помощью электричества

Дети: есть

Дети: - Розетки, лампочки, выключатели.

Электрический ток.

Ответы детей: это заряженные частицы-электроны - ток, оно вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома, чтобы подключать бытовую технику, электроприборы).

 (Бег на месте)

(«Фонарики»)

(«Моторчик»)

 (Хлопки в ладоши на каждый бытовой прибор)

 (Взяться за руки)

Вспоминают и рассказывают правила обращения с электроприборами

Дети: выдвигают гипотезы.

Это можно узнать у компьютера, или спросить у взрослых.

Дети: Мы становимся учеными

Основная часть

Практический этап. Открытие новых знаний.

Опыт №1

Выдвижение гипотезы.

Выдвижение гипотезы.

Опыт №2

Открытие новых знаний.

Дети выдвигают свои гипотезы

Опыт №3

Применение новых знаний на практике.

Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в лабораторию.

.

В: У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой.

В: Возьмите расческу и поднесите ее к волосам.

Что происходит с волосами?

В: А теперь хорошо причешитесь расческой.

-Что вы видите?

В: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней?

В: После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой   о волосы, там образовалось электричество. Оно не опасное, тихое, незаметное. живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой,

Теперь мы с вами выяснили, из-за чего у почемучки волосы торчат в разные стороны. Почему?

Воспитатель: А как оно там образовалось?

Воспитатель: Как же помочь Почемучки избавиться от статического электричества?

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам послушать сказку про Фею Капельку, может там мы найдем ответ на наш вопрос.

   «Жили два друга воздушные шарики, которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству жила, злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей, и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы и, подлизываясь к ним, потирала их круглые бока, заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались, друг с другом они отталкивались друг от друга.  Но Фее капельке, которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась и побрызгала на них своими капельками.  Капельки попали на шарики, и прогнали статическое электричество, и шарики опять стали друзьями и старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку.

В: Ребята, а вы не хотите сами проверить, так ли это?

Воспитатель: Давайте возьмем с вами каждый по шарику и встанем в пары (одинаковые шарики друг напротив друга)

Воспитатель: Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей?

Воспитатель: Давайте и мы с вами возьмем тряпочки и потрем круглые бока наших шариков.

А теперь давайте попробуем поднести шарики друг к другу.

Что же с ними происходит?

В: Ребята, а почему так получилось? Чем заряжала шарики тряпочка, когда терлась об их круглые бока?

.В: Ребята вспомните рассказ, кто помог шарикам помириться?

В: Что Фея капелька сделала?

В: Что после этого произошло с шариками?

В: А вы хотите, что бы ваши шарики помирились? Кому помирить шарики?

Воспитатель смачивает водой шарики

В: Ребята, какой мы вывод можем сделать?

В: Молодцы ребята.

В: Я предлагаю вам стать волшебниками и «оживить» бумажных бабочек, которые лежат в тарелочках с помощью статического электричества. Поднесите расческу к бумаге.

В: Что - то с бумагой происходит?

В: Как заставить бумагу притянутся к расческе?

В: Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к бабочкам.

В: Что происходит с бабочками?)

В: Как расческа стала электрической?

Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Дети: Чтобы помочь Почемучке разобраться, почему у него торчат волосы в разные стороны

Подносят и ничего не происходит.

Отвечают: ни чего.

 Дети причёсываются

Отвечают: Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе.

Дети выдвигают   гипотезы

Дети: В волосах образовалось статическое электричество

Дети: Она причесала, т.е. потерла расческой о волосы.

Дети выдвигают гипотезу

Дети: Да.

Дети: Терлась об их круглые бока.

Становятся друг напротив друга и натирают шарики синтетической тряпочкой и подносят шары.

Дети: Они отталкиваются друг от друга.

Дети: статическим электричеством

Дети: Фея Капелька.

Дети: Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество.

Дети: Они помирились.

Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.

Дети: нет

(Предложения детей)

Дети натирают расчёски и подносят к бабочкам.

Дети: Бабочка притянулась к расческе

Дети: Ее натерли шарфиком

Рефлексия

А вы помните, что мы получили письмо от почемучки? Ребята, а давайте мы ответим Почемучке на письмо. А для этого нужно вспомнить, что произошло с Почемучкой?

Воспитатель: Почему произошло именно так?

Воспитатель: Как помочь почемучке прогнать статическое электричество?

Воспитатель: Правильно, но давайте мы еще напишем Почемучке, что брызгать водой для того чтобы снять статическое электричество можно только на: волосы, одежду, шарики и т.д. Но кроме того, как у нас в мире имеется безопасное электричество, которое мы называем статическим, имеется еще и опасное электричество-ток, которое к нам поступает от электростанций по проводам и живет оно в электрощитах, розетках, электроприборов, ламп. При работе, с которыми важно соблюдать безопасность, на них не только нельзя брызгать водой, но его нельзя трогать даже мокрыми руками.

В: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Почемучке?

 Что нового вы узнали?

А что было самое трудное для вас? Какие опыты вы покажете дома с родителям?

Дети: У нее, торчат волосы в разные стороны, после того как она их причесала.

Дети: После трения одного предмета о другой образовалось статическое электричество.

Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.

Дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по продуктивной (конструктивной) деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «В гости к звездам».

Цель:v    развивать у детей художественно – творческие способности;v    совершенствовать ранее полученные навыки;v    совершенствовать навыки работы с бума...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·                   Создать условия ...

Поисково-познавательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень — магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи:ОбразовательныеРасширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойств...

Планирование кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА"

Календарно-тематическое планирование Кружка" Волшебная кисточка"...