Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие по осени».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Галина Анатольевна

Комплексно- тематическое планирование предполагает проживание ребенком одной темы определенный период в различных видах деятельности. Поэтому закономерным является проведение в конце тематического периода такого мероприятия, которое позволит детям в интересной форме обобщить и закрепить полученные знания, применить их в практической деятельности, активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей, сформировать положительные взаимоотношения  между воспитанниками, умение взаимодействовать в коллективе, а педагогу понять насколько хорошо усвоен материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_oseni.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш»

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие по осени».

Воспитатель:

Павлова Г.А.

Цель: формировать представление о осени, как периоде  природы. Передавать в рисунке характерные особенности осенней природы

Задачи:

Образовательные: закрепить и обобщить знания о осенних явлениях в природе. Учить составлять рассказ по картинкам. Учить располагать рисунок на всём листе бумаги, познакомить детей с техникой фроттаж;

Развивающие: . Развивать интерес познанию природы. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе, культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать своё мнение к изобразительной деятельности.

Материал для занятия:

Картинка осени

Картинки с явлениями в природе осенью.

Восковые мелки

Листы белой бумаги.

Листочки с деревьев

Воспитатель: сегодня мы  с вами отправляемся в путешествие. Вы согласны.

Дети……

Воспитатель: мы отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем, но, чтобы узнать о каком времени мы будем говорить, вы должны отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Загадка:

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

 Дети (Осень)

Воспитатель: а может это не осень? Ребята отгадка на эту загадку вот она. Ничего не пойму? Конверт, чтобы найти отгадку вы должны ответить на вопросы. Попробуем ответить.

Дети….

Воспитатель: Я думаю, что мы справимся.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его конечно знаем

О каком  месяце, это стихотворение.

Дети……(сентябрь).

Королева наша осень,

У тебя  мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?

Дети……..(октябрь).

Ещё не зима, 
Но холодно, зябко, 
И дождь моросящий, 
Идёт очень часто! 

Дети……(ноябрь).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним осенние месяца?

Дети……..(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: ребята, глядя на эту картинку, мы можем сказать, что это

(осень).

 И разговор у нас сегодня пойдёт о осени. Осень - самая красивая пора года.

Воспитатель: А почему осень называют золотой?

Дети…….. золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках.

Воспитатель: Ведь столько красок на улице можно увидеть только осенью.

Воспитатель: Продолжим путешествие по осени. Вот ещё одно задание (конверт с картинками, на которых изображены приметы осени). Чтобы выполнить задание вы должны разбиться на группы. Для этого вы возьмите круг понравившегося вам цвета, и станьте за стол с кругом такого же цвета, как ваша. Слушайте задание.

 Разложите приметы осени с самой ранней, до поздней. Напоминаю, раскладываем слева, направо по порядку ( дети работают за столами).

 После выполнения воспитатель оценивает правильность выполнения задания.

Предлагаю рассказать, с чего начинается осень (по опорным картинкам) и чем заканчивается  (по каждой картинке дети высказывают своё мнение, воспитатель обобщает).

Воспитатель:

1.Воспитатель: Наступила осень. Утро, появилось  солнышко.

Какое осеннее солнце?

 Дети:…(тусклое, неяркое, выглядывает редко, светит но не греет

Воспитатель: осеннее небо, какое?

Дети: хмурое, серое, унылое, часто идут холодные затяжные дожди ит.д.).

Воспитатель: Что происходит осенью с деревьями? 

Дети: (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

Воспитатель: Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Уставшая от летних забот и хлопот природа готовится к отдыху. Но напоследок радует нас своими потрясающими и неповторимыми красками, и прощальным танцем —  листопадом!

Воспитатель: С травой осенью что происходит?

Дети: Засыхает, желтеет, увядает.

 Воспитатель: Птицы

Дети: улетают в тёплые края. Почему?

Дети:

Воспитатель: Что произошло с насекомыми?

Дети: насекомые исчезли, они все спрятались в укрытия до весны – под кору деревьев, в опавшую листву, муравьи укрылись в муравейнике. Ящерицы и змеи спрятались под корягами или в норках до весны.

Воспитатель: Зимующие птицы приближаются поближе к жилью человека.

Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях. Как мы можем им прийти на помощь?

Дети: собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Воспитатель: Как звери готовятся к зиме

Дети: , делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.

.Воспитатель: В осеннюю пору года , готовятся к зимней спячке

Дети: ежи, медведи, змеи т.д.

Физкультминутка:

Посмотрите, посмотрите,

Потянулись с неба нити.

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить,

Дожди, дождик поспеши,

С нами вместе попляши. (Разминка  под  музыку: «Виноватая тучка»

 Д. Тухманов ).

Дети остаются стоять.

Воспитатель: (предлагает закрыть глаза, звучит музыка голоса природы).

Представьте, что мы попали в осенний лес.  Как красиво вокруг!

Перед нами разноцветные клены. Их листья окрашены в желтый, бордовый, зеленый цвет, а некоторые имеют пеструю окраску. Часть уже лежит внизу под деревом. Они настолько красивые, что невольно наклоняешься, чтобы собрать букет.  

Возле осинки, вижу красивый гриб на толстой ножке с оранжевой шляпкой – это подосиновик.

Тихо в осеннем лесу. Только слышно, как ветерок шумит да листочки шуршат. Воздух в лесу свежий, бодрящий и морозный насыщенный осенними ароматами, попробуйте ощутить лесные запахи. (Вдох носом, выдох через рот). 
Стоишь, вдыхаешь морозный, освежающе колючий воздух, и на душе так тихо… Это — осень.

Воспитатель: Приглашает сесть за столы.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.

Осень в картинах(показ картин Левитана, Саврасова, Шишкина) русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия.

И это осенне-романтическое настроение хочется выразить на бумаге. Ребята мы сегодня будем рисовать, применяя технику «фроттаж», по другому, можно сказать техника «натирания».

Воспитатель: я покажу вам,

Подготовьте рабочее место для рисования. 

Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка.

Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.

Заштрихуйте поверхность восковыми мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.

Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами. Какие цвета будим использовать в работе?

Дети:...(жёлтый, красный, синий, оранжевый).

Самостоятельная работа детей. (Звучит музыка Ф.Шопена «Времена года», «Осень». Музыка поможет вам почувствовать, красоту осенней природы. Послушайте, как музыка передаёт осеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.

После того, как работа закончена, воспитатель рассматривает работы, отмечая удачные находки детей. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видна красота осенней природы.. Все ребята молодцы.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по осени. Вам понравилось.

Дети……

Воспитатель: В  следующий раз мы с вами отправимся в новое путешествие.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"

Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...

Конспект комплексного занятия для старшей группы «Путешествие в осенний лес»

Это занятие поможет воспитателю совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинографии....

Конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие с Колобком в осенний лес"

Путешествие с Колобком в осенний лесЗадачи: расширять знания детей о диких животных в лесу; формировать представления о приспособленности к природным условиям; развивать познавательный интерес детей, ...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие по весне».

Комплексно- тематическое планирование предполагает проживание ребенком одной темы определенный период в различных видах деятельности. Поэтому закономерным является проведение в конце тематическо...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие по весне».

ЦЕЛЬ: формировать представление о весне, как периоде пробуждения природы. Передавать в рисунке характерные особенности весенней природы (весенний закат солнца).Образовательные: закрепить и обобщить зн...

Конспект комплексного занятия для старшей группы "Путешествие в весенний лес"

Данное занятие  можно использовать  для в старшей группе  при изучении изучения темы "Весна в лесу" . На занятии   применяются задания ТРИЗ, направленные на развитие...

Конспект комплексного занятия для старшей группы «Путешествие в страну добра и вежливости»

Воспитывать у детей духовно-нравственные качества: доброту, вежливость, уважение....