Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие по весне».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чертыкова Наталия Алексеевна

ЦЕЛЬ: формировать представление о весне, как периоде пробуждения природы. Передавать в рисунке характерные особенности весенней природы (весенний закат солнца).

Образовательные: закрепить и обобщить знания о весенних явлениях в природе. Учить составлять рассказ по картинкам. Учить располагать рисунок на всём листе бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompleksnogo_zanyatiya.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия в старшей группе

«Путешествие по весне».

ЦЕЛЬ: формировать представление о весне, как периоде пробуждения природы. Передавать в рисунке характерные особенности весенней природы (весенний закат солнца).

Образовательные: закрепить и обобщить знания о весенних явлениях в природе. Учить составлять рассказ по картинкам. Учить располагать рисунок на всём листе бумаги.

Развивающие: развивать логическое мышление детей путём решения логических задач. Развивать интерес познанию природы. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать навык получения нового оттенка путём смешивания красок, навык рисования по сырому с целью получения эффекта размытости, полупрозрачности, развивать чувство композиции.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе, культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать своё мнение к изобразительной деятельности.

Материал для занятия: картинка весны, картинки с явлениями в природе весной, картинки весеннего заката солнца, акварельные краски, восковые мелки,   кисти,   банки   с   водой,   листы   белой   бумаги,   салфетки.

Воспитатель: сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Вы согласны?
Дети        

Воспитатель: мы отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем, но, чтобы узнать о каком времени мы будем говорить, вы должны отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Загадка:

Приходит с добром, Веет теплом.

Светом солнечным красна,

А зовут её...

Дети        (весна).

Воспитатель: Ребята. Давайте вспомним весенние месяца
Дети        (март, апрель, май)

2. Между веток новый дом
  Нет двери в доме том,
  Не пролезет даже кошка.
  Дети        (скворечник).

Воспитатель.  Кто живёт в скворечнике?


Дети        (скворцы)

Воспитатель: из каких геометрических фигур состоит скворечник.
Дети        (прямоугольник, треугольник, круг).

3. На лесной проталине Вырос цветик маленький Прячется в валежник Беленький.

Дети:.. .(подснежник)

Воспитатель: посчитайте, сколько подснежников распустилось?
Дети        

Воспитатель: ребята, глядя на эту картинку, мы можем сказать, что это ...(весна).

И разговор у нас сегодня пойдёт о весне.

Воспитатель: продолжим путешествие по весне. Разложите приметы весны с самой ранней до поздней. Напоминаю, раскладываем слева, направо по порядку.

После выполнения воспитатель оценивает правильность выполнения задания.

Предлагаю рассказать, с чего начинается весна (по опорным картинкам) и чем заканчивается (по каждой картинке дети высказывают своё мнение, воспитатель обобщает). Воспитатель:

1.        Наступила весна. Утро, появилось яркое солнышко.
Что делает солнце весной?

Дети:...(светит, освещает землю, согревает, греет, радует)

Воспитатель: Воздух пронизан тёплыми лучами солнца. Весной солнце

поднимается выше и светит ярче, и греет теплее.

Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко?

Дети:...(тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются цветы).

Воспитатель: небо стало голубым.

2.        С крыш свисают сосульки, когда солнце пригревает сильнее, сосульки
начинают таять, звенит весенняя капель.

3.        Днём солнце пригревает всё сильнее, появляются первые?
Дети:.. .(проталины)

Воспитатель: побежали журчание, говорливые ручейки. Откуда берутся ручейки?

Дети:....(снег - это замершая вода и при таянии он снова превращается в воду).

4.        Воспитатель: моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи.
Что вы любите делать весной?

Дети:....(ходить по лужам, пускать в них кораблики).

5.        Воспитатель: заканчивается зимняя спячка зверей. С наступлением тепла
вышла из берлоги медведица с медвежатами.

Чем кормит мама медведица медвежат? Дети.. ..(молоком).

Воспитатель: какие животные ещё проснулись весной?

Дети...(барсук, ёж).

6.        Как только сходит снег, по берегам рек и ручьёв, вдоль дорог потянулись
к солнышку.

Дети... (первые цветы).

Воспитатель: как называют растения, которые распускаются весной? Дети:.. (первоцветы).

Воспитатель: какие первоцветы вам знакомы?

  1. Воспитатель: оживает лес, молодые зелёные ростки так и тянутся вверх - к самому небу. Растаял снег, появилась первая трава, набухли почки у деревьев.
  2. Возвращаются из тёплых краёв на Родину перелётные птицы. Почему они возвращаются?

Дети:.. (корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).

Воспитатель: какие птицы прилетают первыми? Дети:..(грачи, затем прилетают скворцы, жаворонки) Воспитатель: что делают птицы весной?

Дети:..(вьют     гнёзда,     откладывают     яйца     и     выводят     птенцов)

9.        Воспитатель: погреться на весеннем солнышке выползают насекомые.
Откуда появляются насекомые?

Воспитатель: назовите насекомых, которые появляются весной?

Дети:..(божья коровка, бабочки, муравьи, мошки).

Воспитатель: ребята, какой замечательный рассказ о весне мы сочинили.

Молодцы!

Физкультминутка:

Посмотрите, посмотрите, Потянулись с неба нити. Землю с небом хочет сшить, Дождик, дождик поспеши,

С нами вместе попляши.

Закат так не похож один на другой. И всегда солнечные закаты необычно красивы. Что удивительного мы видим в закате солнца? Прежде всего,

бросается в глаза жёлтый цвет заходящего солнца. И красный цвет не вблизи него. Мы наблюдаем закат в конце дня.

Какие цвета вы видите на картинах?

Дети:...(жёлтый, красный, синий, фиолетовый).

Воспитатель: я покажу вам, как нарисовать весенний закат акварелью и восковыми мелками. Свою картину начну рисовать, используя восковые мелки коричневый, чёрный. Это будут деревья, кусты. Ствол дерева нарисую извилистым, не спеша веточки дерева, они могут быть разными тоненькими и толстыми, короткими и длинными. Затем использую технику рисования акварельными красками по сырому. С помощью этой техники цвета получаются прозрачными, плавно перетекают один в другой, сливаются.      Смочив лист водой с помощью большой кисти, дети тонируют его акварельными красками.

      Приступаю к написанию неба, используя жёлтый, красный, синий цвет акварельных красок. Рисуйте облака, как вам хочется, цвета будут смешиваться, создавая очень интересные переходы. Пока краска не высохла, намечу дальний план более тёмным оттенком, фиолетовым в отличие от неба. Мы изобразили красивый и красочный закат. Самостоятельная работа детей. (Звучит музыка Ф.Шопена «Весенний вальс» (мелодия Рая), Ф. Шопен «Вальс дождя» (современная обработка). Музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передаёт весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.

     В ходе работы воспитатель следит, чтобы дети правильно и свободно, без напряжения держали кисть, следит за осанкой детей.
После того, как работа закончена, воспитатель рассматривает работы,
отмечая удачные находки детей. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила. Все ребята молодцы.
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие по весне. Вам
понравилось.
Дети        

Воспитатель: мне тоже понравилось, как вы работали.