Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гришакина Юлия Фёдоровна

Задачи: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия  (летят стаей, вереницей,  клином); учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску; развивать активный и пассивный словарь; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей,  вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы»

Задачи: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия  (летят стаей, вереницей,  клином); учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску; развивать активный и пассивный словарь; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей,  вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты деревьев,  силуэт птицы, конверты с разрезными картинками.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова. Рисование рисунков.

1.Организационный момент.

Воспитатель вносит в группу игрушку – ласточку.

- Ребята утром, когда  шла на работу, я, кого – то встретила.  А кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

-  Да, это ласточка. Ой, да она вся дрожит…. А как вы думаете , почему она дрожит? ( ей холодно, нечего кушать).

Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.

(Голос ласточки  (аудиозапись)… Я  хотела узнать, почему другие птицы остаются тут зимовать, а другие улетают.

2. Сообщение темы.

-Сегодня мы  будем говорить о перелетных птицах и убедим  ласточку, что она должна улететь в теплые страны.

Игра на дыхание

-Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.

3. Введение в тему.

_ Как вы думаете, почему птиц называют перелётными? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

 - А в какое время года это происходит?  ( Осенью)

- Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

4. Основная часть.

- А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.

Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, воробей, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист,  снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)

- Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Стало холодно, люди стали одеваться теплее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края). Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)

5. Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря).

Воспитатель:

- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

У птиц есть голова.  У птиц есть туловище с  двумя  крыльями.

У птиц есть две лапы.  У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

( За правильные ответы дети получают фишки)

Воспитатель:

- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?

(По оперению, внешнему виду, величине).

-А какие птицы нас покидают первыми?  (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).

-  В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.

-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).

 В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

- А  знаете, как  птицы  находят дорогу на юг и обратно сюда?

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед  полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

 В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе;  некоторые , например, журавли, выстраиваются  « клином » в виде треугольника;  другие выстраивают- « цепочкой», в одну линию.

(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки.  Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли,  лебеди и другие крупные птицы. Показ слайдов)

6. Игра «Кто как голос подает?»

 Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц и поиграть в игру «Кто как голос подает?»

Утка – крякает    (кря –кря кря )

Гусь- гогочет      ( га –га –га)

Кукушка –кукует     ( ку – ку, ку-ку)

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

Воробей – чирикает (чик-чирик)

Ворона – каркает (кар-кар-кар).

7. Дыхательная гимнастика «Журавли учатся летать» (Развитие речевого дыхания)

 Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

- Для того чтобы  помочь ласточке, нам надо выполнить еще одно задание.

8. Игра «У кого какое тело?».  (Образование прилагательных).

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)

-Скворец любит тепло, он… (теплолюбивый).

-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).

-У цапли длинные ноги, она какая….(длинноногая).

- У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).

Молодцы ребята, правильно.

Физкультминутка про птиц.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)

Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)

Очень бесшумно на воду садятся (Садятся).

9. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» (составление сложноподчиненных предложений).

Воспитатель начинает, а дети продолжают.

-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…(Насекомые прячутся и им нечем питаться).

-Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …. (Он достает жучков и насекомых ).

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что… (она не вьет себе гнезда).

Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет).

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов)

10. Игра «Собери картинку». (Развитие мелкой моторики, внимания).

- Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это грач.  (перелетных птиц)

- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

11.  Упражнение «Выпусти птицу» (Развитие мелкой моторики).

Воспитатель предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.

- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и «выпускать» птицу, произнося слова: «Я из клетки выпущу ….».

Игра повторяется с обеими руками поочередно.

Ласточка (голос – аудио запись) Спасибо, ребята. Я поняла, что я перелетная птица и мне надо догнать свою стаю и улететь на юг, а весной я обратно прилечу к вам.

12. Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

- Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

Это утка. Не дорисован утиный клюв.

Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.

Это гусь. Не дорисовано гусиное крыло.

Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.

Я думаю, что у художника не хватило красок, и он не закончил свои рисунки?   Предлагаю вам закончить рисунки.

13. Рефлексия. Итог занятия.

- Вспомнить о чём говорили?

-Что  интересного вы узнали о перелетных птицах?

-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

-Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением Виктора Корболеева «Берегите птиц».

Я начал птичку рисовать,

С душой, ни как попало.

Ведь птичек нужно охранять,

Их так на свете мало.

Внизу хочу я написать:

По птицам не стреляйте!

Не надо птичек убивать!

И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют

И просто так летают,

Они ведь гусениц клюют

И мух уничтожают.

Они для нас поют весной

Поможем им, ребятки

Чтоб сад сиял наш чистотой

И зеленели грядки!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?»

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен го...

конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Перелётные птицы".

конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе  на тему:"Перелётные птицы"....

План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.Цели:...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему: "Перелетные птицы"

Цели и Задачи:1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц.2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц3. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг.4.  Воспитыв...